Система национальных счетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для расчетов макроэкономических показателей в рыночной экономике используется специальная форма статистических расчетов — система национальных счетов. Система национальных счетов — это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей, построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

В системе национальных счетов учитываются следующие сферы экономической деятельности: отрасли материального производства (в том числе и государственного сектора), государственное управление, некоммерческие предприятия обслуживания населения и домашние хозяйства.

При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент — это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз — как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

В СНС, будем называть так систему национальных счетов далее, используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:

а) Отрасли производства товаров и услуг;

б) Органы общего государственного управления;

в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

г) Домашние хозяйства.

Вторая классификация — институционная — используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:

а) нефинансовые предприятия;

б) финансовые учреждения;

в) органы общего государственного управления:

г) частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;

д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;

б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;

в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

Единицей учета при составлении национальных счетов является экономическая операция. Она регистрируется, как правило, в момент ее оплаты. Поэтому подавляющее большинство операций регистрируется не по фактическим выплатам, а по начисленным суммам. Исключение составляет государственный сектор, в котором учитываются объемы фактических поступивших и выплаченных сумм.

Экономическая операция может быть двусторонней или договорной (выплаты ренты, процента, дивидендов с акций) и односторонней или недоговорной, то есть в ней могут участвовать две стороны или одна. Большая часть экономических операций осуществляется на компенсационной основе, то есть одна сторона получает какое либо благо в обмен на свои средства, но также встречаются и некомпенсационные сделки — трансферты. Экономические операции также делятся на текущие, идущие на финансовое потребление (прямые налоги, штрафы, сборы, подарки и др.) и капитальные, идущие на финансирование капиталовложений и изменяющие уровень национального продукта (возмещение государством убытков от стихийных бедствий, ассигнования на строительство и др.). Практически все экономические операции расчитываются на фактической основе, то есть по рыночным ценам, но в СНС предусмотрена возможность расчитывать их на расчетной, условной основе. Далее приведена сводная упрощенная таблица расчета СНС по рекомендациям ООН.

1. Консолидированные счета.___________________________________

Отечественный продукт.___________________________________________________

Располагаемый национальный доход и его распределение.___________________ Финансирование капитала.________________________________________________ Внешние операции текущие._______________________________________________ Внешние операции капитальные.___________________________________________ Остальной мир.___________________________________________________________

II. Счета производства, потребления и капиталовложений.________

Виды продукции.__________________________________________________________ Другие продукты и услуги._________________________________________________ Отрасли производства.____________________________________________________ Правительственные услуги________________________________________________ Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Ш.Счета доходов, расходов и финансирования капиталовложений.

Нефинансовые предприятия._______________________________________________ Финансовые предприятия._______________________________________________ Органы государственного управления.______________________________________ Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Домашние хозяйства, частные мелкие нефинансовые предприятия.___________

Дата: 2019-05-28, просмотров: 736.