Долгосрочная программа поэтапного перехода к устойчивому развитию Республики Беларусь создана в виде «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» (НСУР‑2020). Модель устойчивого развития определяется в Концепции НСУР‑2020 как система гармоничных отношений в триаде «человек – экономика – окружающая среда». Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления политики.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – высокий интеллект, инновации, благосостояние.
Важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, проведение общесистемных преобразований экономики и общества, которые реализуются поэтапно.
Основной целью первого этапа согласно «Основным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2006–2010 гг.» выступает создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы новой модели белорусской экономики, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики.
Приоритетные направления первого этапа:
– технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий;
– стимулирование внутренних и внешних инвестиций;
– государственная поддержка малого предпринимательства;
– укрепление и развитие материально-технической базы тех отраслей и сфер деятельности, которые обеспечивают совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной активности.
Переход Республики Беларусь к устойчивому развитию во многом определяется активным участием в этом процессе регионов. Местные и региональные власти, реализуя свои специфические функции, могут внести свой вклад в устойчивое развитие и улучшение качества жизни своих жителей. Они несут ответственность за социальное развитие, организацию управления на подведомственных территориях на основах комплексного развития регионов. Таким образом, местная администрация становится тем стержнем, который объединяет все мнения, трансформируя их в конкретные задачи и программы, в том числе в местные стратегии устойчивого развития.
Однако в переходный период возникают большие объективные трудности в предвидении характера развития такой небольшой и открытой экономической системы, как Республика Беларусь.
Как обстоит дело с инвестициями в Беларуси – основного фактора экономического роста и устойчивого развития? Если до 1991 г. наблюдался постоянный рост объемов капиталовложений, то с 1992 г. они резко снизились. Совокупный размер инвестиций в Республике Беларусь в 1998 г. составил менее половины их объема в 1990 г. Несмотря на то, что с 2000 г. инвестиции в основной капитал растут, проблема сохраняется.
Существуют ли возможности расширения каналов внутренних инвестиций? Аналитики усматривают такие возможности, хотя их мобилизация потребует больших усилий и издержек. К таким каналам относятся:
– собственные средства предприятий. Через предприятия в инвестиции направляется около 10% ВВП, примерно третья часть общего объема накопления. Быстрое увеличение мощности инвестиционного потока за счет собственных средств предприятий может быть достигнуто путем снижения: доли средств, изымаемой у предприятий государством в виде налогов, и фиктивных денежных потоков (за несуществующие услуги);
– бюджетное финансирование инвестиций. Оно пока составляло около 3% ВВП. Целесообразно сосредоточиться на ведущих отраслях, которые формируют современный индустриальный профиль республики. Следует более взвешенно подходить и к формированию научно-технических программ, выделяя приоритетные. Социальные программы должны осуществляться прежде всего в направлениях здоровья и экологической безопасности;
– сбережения населения. Банковские сбережения хотя и растут, но еще невелики. В 2005 г. прирост срочных депозитов населения составил около 1,23 трлн. руб. Даже если все эти средства направить на долгосрочное кредитование, то недостает еще, как минимум, 2 трлн. руб. (планом предусмотрено наращивание объема долгосрочных инвестиционных кредитов на сумму не менее 3,6–3,8 трлн. руб.);
– инвестиционные кредиты за счет собственных и привлеченных средств. В государствах, которые стоят приблизительно на одном с Беларусью уровне развития, банковские кредиты к ВВП составляют от 20 до 65%, в Республике Беларусь – примерно 12%.
В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусматривается совершенствование мер по осуществлению стабилизационной политики. Главным условием успешного решения этой задачи считается поддержание высоких темпов роста ВВП и экспорта. При этом все большее внимание уделяется расширению инновационной базы экономического роста [2, с. 203].
Основной целью экономической политики Республики Беларусь является дальнейшее обеспечение финансовой, социальной стабильности и обеспечение устойчивого экономического развития. Проводимая экономическая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста на качественно новой, инновационной основе и структурной перестройке экономики в сторону увеличения наукоемких производств, а также повышения благосостояния и жизненного уровня населения.
Заключение
Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы:
1. Состояние экономики под влиянием взаимодействия спроса и предложения может характеризоваться следующими состояниями:
– спрос превышает предложение;
– предложение превышает спрос;
– спрос равен предложению – данная ситуация называется экономическим равновесием. Равновесные состояния в экономике являются предпочтительными, так как они обеспечивают наиболее оптимальное соотношение спроса и предложения во всех сферах экономики.
2. Общее экономическое равновесие – это такое состояние экономики, при котором равновесие достигается одновременно на каждом из рынков: на рынке благ, денег, ценных бумаг и труда. Под равновесием понимается равенство спроса и предложения, и каждый участник рынка сохраняет объемы покупок и продаж.
Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Совокупное предложение – это количество благ и услуг, предоставленное всеми производителями на рынке; сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов.
3. На величину совокупного спроса и предложения влияют факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые.
4. Наиболее распространёнными в мировой статистике макроэкономическими показателями являются следующие три: валовой национальный продукт – ВНП, валовой внутренний продукт – ВВП и национальный доход. Все они охватывают только конечные продукты производства.
5. Национальное богатство – это денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, духовных ценностей, интеллектуального потенциала, накопленных обществом за весь предшествующий период развития по состоянию на определенную дату.
7. Важнейшим фактором увеличения общественного благосостояния является экономический рост. Экономический рост – это процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительных стоимостей (или благ) в национальной экономике в связи с ростом объемов общественных потребностей Измерение экономического роста совершается на основе двух основных показателей: роста объемов ВНП (ВВП) за определенный период времени (год) и темпов роста ВНП (ВВП) в расчете на душу населения за такой же период времени.
9. Экономическая ситуация Беларуси характеризуется экономическим ростом, под воздействием которого наблюдается увеличение основных макроэкономических показателей, таких как ВВП на душу населения, объем производства промышленной продукции и товаров народного потребления, величины инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. Кроме этого прослеживается устойчивая положительная динамика роста реальных денежных доходов населения.
10. Проводимая экономическая политика Республики Беларусь направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста на качественно новой, инновационной основе и структурной перестройке экономики в сторону увеличения наукоемких производств, а также повышения благосостояния и жизненного уровня населения.
11. Результатами проводимой социальной политики в Республике Беларусь за последние годы является рост реальных доходов населения, значительное сокращение численности населения с уровнем дохода на душу населения ниже минимального потребительского бюджета и повышение удельного веса населения с ресурсами выше бюджета прожиточного минимума.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.