Социальная защита населения и эффективность социальной политики в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Республике Беларусь важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит бюджет прожиточного минимума (БПМ) – граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. БПМ – величина непостоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности. Например, с 1 июля 2007 г. минимальная заработная плата составляет 179 050 руб., размер часовой минимальной заработной платы составляет 1060 руб.

Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы пересматривается при изменении БПМ в соответствии с ним.

Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.

В республике ежегодно обследуется около 6 тысяч домашних хозяйств, в том числе в городах и поселках городского типа – 67%, из них – в г. Минске – 16%, больших городах – 28%, малых городах – 23%; сельских населенных пунктах – 33% домашних хозяйств [11, с. 102].

Домашнее хозяйство – одно лицо или группа лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не являются обязательными.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, а также стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций.

Оценка стоимости потребленных продуктов, полученных из личного подсобного хозяйства, осуществляется по средним ценам покупки продуктов питания населением.

Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций – оценка в денежном эквиваленте полученных членами обследуемых домашних хозяйств различных льгот и дотаций на покупку товаров и оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Оценка льгот и дотаций производится со слов опрашиваемых.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы да удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величин» прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Потребительские расходы домашних хозяйств – это денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг [11, с. 102].

Данные о минимальном прожиточном бюджете и бюджете прожиточного минимума приведены в табл. 7. Бюджет прожиточного минимума в расчете на душу населения в месяц составил:

– в 1995 г. – 424,1 тыс. руб.;

– в 2000 г. – 30,1 тыс. руб.;

– в 2005 г. – 145,7 тыс. руб.;

– в 2006 г. – 166,2 тыс. руб. [11, с. 104].

 

Таблица 7. Минимальный прожиточный бюджет и бюджет прожиточного минимума

Показатель

Годы

1995*

2000

2005

2006

Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.

706,9

46,7

229,3

256,6

Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.

424,1

30,1

145,7

166,2

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, тыс. чел.

8195,8

7683,8

4087,4

3443,5

в% от общей численности населения

80,4

76,8

42,6

36,1

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, тыс. чел.

3914,4

4192,1

1216,8

1055,3

в% от общей численности населения

38,4

41,9

12,7

11,1

Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета, %

77

80,9

120,4

131,4

Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и бюджета прожиточного минимума, %

128,1

125,6

189,5

202,9

* – без учета деноминации

 

Как видно из данных табл. 7, в республике отмечается рост минимального прожиточного бюджета и бюджета прожиточного минимума. В первую очередь это вызвано инфляционными процессами. При этом замедление темпов инфляции в период 2000–2006 гг. повлекло за собой изменение темпов роста минимального прожиточного бюджета.

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета за рассматриваемый период в Республике Беларусь снизилась с 8195,8 тыс. чел. до 3443,5 тыс. чел. или с 38,1% от общей численности населения до 36,1%, т.е. более чем в 2 раза.

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума за рассматриваемый период в Республике Беларусь снизилась более чем в 3 раза с 3914,4 тыс. чел. в 1995 г. до 1055,3 тыс. чел. в 2006 г. или с 38,4% от общей численности населения до 11,1% соответственно.

Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и бюджета прожиточного минимума в Беларуси за период 1995–2006 гг. выросло с 128,1% в 1995 г. до 202,9% в 2006 г.

Социальная защита – это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, преступления против безопасности личности). Социальная защита входит в структуру социальной политики.

Для Республики Беларусь главными принципами политики социальной защиты выступают:

– гуманность;

– адресность защиты;

– всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;

– гибкость системы;

– надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Основными методами социальной защиты в Республике Беларусь являются:

социальная помощь как безвозмездные либо льготные условия при трудном материальном положении в обстоятельствах социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

– социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;

– социальная поддержка как способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума и др.

Для финансирования мероприятий по социальной защите населения в Республике Беларусь создан и функционирует внебюджетный Фонд социальной защиты населения, источниками пополнения которого являются средства предприятий и организаций, рассчитываемые в определенном соотношении от величины начисленной заработной платы работникам эти предприятий и организаций (35%). Около 60% бюджета страны расходуется на социальную сферу.

В систему социальных гарантий Республики Беларусь включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.

Распределение населения по уровню располагаемых ресурсов на члена семьи в соответствии с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси представлена в табл. 8.

 

Таблица 8. Распределение населения по уровню располагаемых ресурсов на члена семьи в соответствии с бюджетом прожиточного минимума, %

Показатель

Годы

1995*

2000

2005

2006

Все население

100

100

100

100

в том числе с ресурсами в процентах к бюджету прожиточного минимума

 

 

 

 

0–50

3,2

4,7

0,9

0,2

50,1–60

3,8

4,7

0,7

0,7

60,1–80

14,2

14,3

4

3,1

80,1–100

17,2

18,2

7,1

7,1

ниже бюджета прожиточного минимума – всего

38,4

41,9

12,7

11,1

100–1–120

17,7

15,9

8,3

7,5

120,1–140

12,7

11,7

11,1

10,1

140,1–160

9,1

9,2

11,8

10,5

160,1–180

6,4

6,6

11,6

10

180,1–200

4,8

4,4

9,3

10

200,1–220

3,5

3

7,4

8,2

220,1–250

2,8

2,8

9

9,6

250,1–300

2,4

2,2

8,9

9,7

300,1–400

1,4

1,3

6,6

8,4

свыше 400

0,8

1

3,3

4,9

выше бюджета прожиточного минимума – всего

61,6

58,1

87,3

88,9

* – без учета деноминации.

 

Из данных табл. 8 видно, что за период 2000–2006 гг. наиболее быстрыми темпами происходило снижение самых малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения с ресурсами выше бюджета прожиточного минимума. Соответственно рост удельного веса части населения с ресурсами выше бюджета прожиточного минимума составил с 58,1% в 2000 г. до 88,9% в 2006 г. Однако следует заметить, что прожиточный минимум в Республике Беларусь остается на достаточно низком уровне, поэтому необходимо его дальнейшее повышение.

Таким образом, результатами проводимой социальной политики в Республике Беларусь за последние годы является рост реальных доходов населения, значительное сокращение численности населения с уровнем дохода на душу населения ниже минимального потребительского бюджета и повышение удельного веса населения с ресурсами выше бюджета прожиточного минимума. Следовательно можно говорить о положительных результатах проводимой государственной политики в области социальной защиты населения.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.