Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Кривая совокупного спроса (рис. 1.) показывает различный объем товаров и услуг (реальный объем валового внутреннего продукта), которые домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и заграница готовы купить при любом возможном уровне цен за некоторый период времени (год). Нисходящая форма кривой совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен [4, с. 20].
Рис. 1. Совокупный спрос представлен кривой AD
На величину совокупного спроса влияют факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые.
Ценовые факторы: эффект процентной ставки; эффект богатства, эффект импортных закупок Они определяет траекторию кривой AD. Поясним их воздействие.
Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен при постоянном объеме денежной массы повышаются и процентные ставки. Возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций, вызывают сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства. При более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность накопленных финансовых активов (срочные счета или облигации, находящиеся у населения) уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов и материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся, а значит, будет больше совокупный спрос.
Эффект импортных закупок. Он имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары в стране и за границей. Если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится дорогим и затруднительным. Увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. Сокращается чистый объем экспорта в совокупном спросе страны. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта, тем самым происходит увеличение чистого объема экспорта в совокупном спросе страны, его росту (рис. 2.).
Рис. 2. Изменение неценовых факторов
Следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одного или нескольких неценовых факторов.
При изменении неценовых факторов (табл. 1.) кривая AD сдвигается вправо (в положение AD1), если совокупный спрос растет, и влево (в положение AD2), если совокупный спрос сокращается [4, с. 22].
Поясним влияние факторов на изменение совокупного спроса.
1.Например, рост благосостояния и снижение личных налогов вызовет увеличение потребительских расходов и, как следствие, смещение кривой совокупного спроса вправо. Ожидание новой волны инфляции вызовет тот же эффект – потребители примут решение купить товары до повышения цен. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево.
Таблица 1. Неценовые факторы совокупного спроса
Фактор | Влияет на |
Изменения в потребительских расходах | Благосостояние потребителя |
Задолженность потребителя | |
Налоги | |
Ожидание потребителя | |
Изменения в инвестиционных расходах | Процентные ставки |
Ожидание прибыли от инвестиций | |
Налоги с предприятий | |
Технология | |
Избыточные мощности | |
Изменения в государственных расходах | Валовой национальный продукт |
Изменения в расходах на чистый объем экспорта | Национальный доход в зарубежных странах |
Валютные курсы |
2.Уменьшение процентных ставок, ожидание более высоких прибылей от инвестиций, снижение налогов с предприятий, изобретение и необходимость внедрения новых технологий, а также отсутствие избыточных мощностей, которые можно было бы использовать, не прибегая к большим дополнительным расходам, – все эти факторы приводят к увеличению инвестиционных расходов и смещению кривой совокупного спроса вправо. Изменение вышеуказанных факторов с обратным знаком приведет к противоположному результату и смещению кривой спроса влево.
3.Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен приведет к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.
4.Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем экспорта страны сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево. К аналогичному результату приведет увеличение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, так как подобное изменение курса эквивалентно удорожанию национальной продукции для зарубежных потребителей и росту привлекательности импортных товаров для покупателей этой страны.
Таким образом, совокупный спрос – это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. На величину совокупного спроса влияют факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые.
Совокупное предложение
Совокупное предложение – это количество благ и услуг, предоставленное всеми производителями на рынке; сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Совокупное предложение характеризует реальный объем производства при данном уровне цен. Зависимость выражается следующим образом: повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, а их снижение сопровождается уменьшением объема их производства. Таким образом, обнаруживается прямая зависимость между данными факторами.
На рис. 3. совокупное предложение изображено в виде кривой, которая показывает объем производства товаров и услуг (реальный ВВП) при каждом возможном уровне цен за некоторый период времени (год). Кривая совокупного предложения AS состоит из трех отрезков (сегментов): горизонтальный (кейнсианский) отрезок; промежуточный (восходящий) отрезок; вертикальный (классический) отрезок.
Рис. 3. Совокупное предложение
Все они отражают разные состояния экономики. Если имеющиеся ресурсы используется полностью, то экономика производит потенциальный уровень реального ВВП (Q).
Горизонтальный (кейнсианский) отрезок. Национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным. Экономика при таком положении находится в состоянии кризиса, наблюдается значительная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила бездействует. Значит, при увеличении производства эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие без изменения уровня цен, ибо рабочие, втягиваемые в производство из состояния безработных, не будут требовать повышения заработной платы. Машины, сырье, оборудование можно закупать по стабильно низким ценам. Следовательно, издержки производства останутся на прежнем уровне, а производство начнет расширяться.
Промежуточный (восходящий) отрезок. Характеризует одновременное движение вправо реального объема производства и вверх – уровня цен.
Движение вдоль отрезка от Q0 до Q1 означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП. В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов. Спрос на новые ресурсы (обусловленные ростом реального ВВП), повышает цену на них, что приводит к росту издержек и, как результат, растет уровень цен.
Вертикальный (классический) отрезок. Экономика достигает потенциального уровня реального ВВП. Движение вдоль вертикального отрезка приведет только к росту уровня цен, так как реальный ВВП достиг потенциального уровня и, по крайней мере, в краткосрочном периоде не вырастет [4, с. 24].
Однако на совокупное предложение воздействуют и неценовые факторы. Они сдвигают кривую совокупного предложения вправо и вниз, если совокупное предложение растет, и влево и вверх, если совокупное предложение сокращается (рис. 4.).
Рис. 4. Сдвиги кривой совокупного предложения
Неценовые факторы предложения имеют общее свойство: их изменение вызывает изменение издержек на единицу продукции (средних издержек) в экономике в целом при данном уровне цен (табл. 2.).
Таблица 2. Неценовые факторы совокупного предложения
Фактор | Влияет на | |
Изменение цен на ресурсы | Наличие внутренних ресурсов | земля |
трудовые ресурсы | ||
капитал | ||
предпринимательские способности | ||
Цены на импортные ресурсы | ||
Господство на рынке | ||
Изменение в производительности труда | Техника, технология | |
Изменение правовых норм | Налоги с предприятий и субсидии | |
Государственное регулирование |
Поясним их воздействие на совокупное предложение.
1. Когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Так, увеличение предложения внутренних ресурсов за счет открытия месторождения полезных ископаемых (земля), роста рабочей силы в результате привлечения женщин и эмигрантов из других стран (труд), замена устаревшего оборудования (капитал) и наличие достаточного количества предприимчивых людей (предпринимательская способность) приводят к снижению издержек на эти ресурсы и увеличивают совокупное предложение. К аналогичному результату приводит снижение цен на импортные ресурсы. Господство монопольных структур и сильных профсоюзов может привести к установлению на ресурсном рынке цен, превышающих конкурентные, что определит в дальнейшем увеличение издержек производителей и сокращение совокупного предложения.
2.Производительность находится в обратной зависимости от затрат на производство. Следовательно, рост производительности приведет к увеличению совокупного предложения.
3.Рост налогов и государственное регулирование, наоборот, тормозят деловую активность и сокращают совокупное предложение.
В заключение вопроса следует повторить, что совокупное предложение – это количество благ и услуг, предоставленное всеми производителями на рынке; сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Совокупное предложение характеризует реальный объем производства при данном уровне цен. На величину совокупного предложения влияют факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.