ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Пивоваренная отрасль в настоящее время представляет собой одну из преуспевающих отраслей российской экономики. Такой результат стал следствием новых экономических отношений и усилий пивоваренных компаний, которым удалось за короткий период времени достичь высокого уровня конкурентоспособности.

Значительная роль в пивоваренной отрасли отводиться ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», которое за очень короткий срок стало лидером отрасли. Это объясняется тем, что «Балтика» опережая по уровню технологической оснащённости российские и многие зарубежные предприятия, продолжает неуклонно развиваться, постоянно заботясь о качестве своей продукции.

Итоги работы за 2005 год показывают, что, несмотря на активизацию процессов консолидации рынка, компания «Балтика» заметно укрепила свои позиции. Доля компании «Балтика» на российском рынке пива увеличилась до 24,1%, рост составил 5,7 п.п. Совокупный объем продаж компании достиг 22,7 млн. гектолитров. Производство и реализация пива на территории России приносит более 90 % выручки компании. Продукция эмитента пользуется популярностью по всей России и за рубежом.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» обеспечивает население рабочими местами и перечисляет в бюджет и внебюджетные фонды значительные налоговые платежи и сборы. Компания является крупным акционерным обществом, выплачиваемым акционерам высокие дивиденды.

В данной курсовой работе проанализировано финансовое состояние предприятия на основе данных Формы 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1) и Формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2) за 2005 год. В работе рассчитаны экономическая рентабельность активов, коммерческая маржа и коэффициент трансформации, а также произведен операционный анализ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ

Активы предприятия

 

В связи с тем, что для анализа используется баланс за один 2005 отчетный год, показатели предшествующего (базового) года примем равными их величине на начало отчетного года. Соответствующие показатели на конец года примем за показатели отчетного года.

Величина активов за i-й период определяется по формуле:

где Вi - валюта баланса за i-й период (строка 300 или строка 700),

Кi - кредиторская задолженность за i-й период - строки (620).

Таким образом, величина активов равна:

Абаз = 26698182 – 3403496 = 23294686 (тыс. руб.)

Аотч = 31480475 – 3703632 = 27776843 (тыс. руб.)

За 2005 г. величина активов увеличилась на 4482157 тыс. руб. (на 19,24%). Среднегодовая стоимость активов ( ) равна 25535764 тыс. руб.

 

Коммерческая маржа и коэффициент трансформации

Операционный анализ

Эффект финансового рычага. Рациональная политика управления заемными средствами

Варианты и условия привлечения заемных средств

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в 2005 г. привлекало кредиты и эффективно их использовало, о чем свидетельствуют положительная величина эффекта финансового рычага и рост рентабельности собственных средств.

Определим оптимальную величину заемных средств, соблюдая следующую методику:

1. Найдем отношение ЭФР/РСС: ЭФР/РССотч = 0,13

2. Рассчитаем соотношение ЭР и СП: ЭР/СПотч = 32,86

3. По номограмме (Приложение 3) найдем рекомендуемое плечо рукава для достижения 33 - процентного соотношения между эффектом рычага и рентабельностью собственных средств:

ЗС/ССотч,баз = 0,15

4. Найдем при каком значении ЗС рекомендуемое плечо рукава будет достигнуто:

ЗС = 3676770 тыс. руб.

Согласно расчетам, для достижения оптимальной величины заемных средств следует увеличить их на 411730 тыс. руб. Дополнительное привлечение заемных средств позволит повысить эффективность использования собственных средств.

Валовая маржа

В первую очередь следует рассчитать общую сумму издержек предприятия за год. Она определяется по Ф. №2. как сумма всех расходных строк. Затем данную сумму нужно разделить на условно постоянные и условно переменные издержки. Расчет общей суммы издержек предприятия приведен в таблице 4.

 

Таблица 3.2.1.1 - Расчет общей суммы издержек предприятия

Издержки

Базовый период Отчетный период

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

13851259

18171760

Коммерческие расходы, тыс. руб.

3638651

4618904

Управленческие расходы, тыс. руб.

4475786

5806242

Прочие операционные расходы, тыс. руб.

4651387

4046809

Внереализационные расходы, тыс. руб.

628243

665412

ИТОГО расходы

27245326

33309127

Доля переменных издержек, %

85

85

Переменные затраты, тыс. руб.

23158527

28312758

Постоянные затраты, тыс. руб.

4086799

4996369

 

Рассчитаем валовую маржу: ВМi = Oi – Ипер.i,

где ВМi – валовая маржа за i-й год;

Ипер.i – переменные издержки i-го года.

ВМбаз = 32767133 – 23158527 = 9608605 (тыс. руб.)

ВМотч = 40897108 – 28312758 = 12584350 (тыс. руб.)

За 2005 г. показатель ВМ увеличился на 2975744,38 тыс. руб., что свидетельствует о росте прибыли с учетом постоянных затрат.

Порог рентабельности

Выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей, называется порогом рентабельности (точкой безубыточности): ПРi = ПЗi / ВМi*

где ПРi - порог рентабельности i-го года;

ПЗi - постоянные затраты i-го года;

ВM*i - результат от реализации после возмещения переменных затрат в относительном выражении (коэффициент валовой маржи):

ВM*i =

ВМ*баз = 9608605 / 32767133 = 0,29

ВМ*отч = 12584350 / 40897108 = 0,31

ПРбаз= 4086799 / 0,29 = 13936744 (тыс. руб.)

ПРотч = 4996369 / 0,31 = 16237393 (тыс. руб.).

В связи с ростом производства, развитием предприятия порог рентабельности в отчетном году увеличился на 2300648,89 тыс. руб. (16,5%) по сравнению с базовым периодом.

 

Запас финансовой прочности

Как далеко планируемая выручка от реализации «убегает» от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности предприятия представляет собой разницу между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности.

ЗФПi = Оi - ПРi,

Расчет величины запаса финансовой прочности приведен в таблице 5.

 

Таблица 3.2.3.1 - Расчет величины запаса финансовой прочности предприятия

№ стр.

Показатели

Обозна-чение

Базовый период Отчетный период

Изменение, (±)

1

Выручка от реализации, тыс. руб.

Оi

32767133

40897108

8129975,03

2

Переменные издержки

Иперi

23158527

28312758

5154230,64

3

Валовая маржа, тыс. руб.

ВМi

9608606

12584350

2975744,39

4

Коэффициент валовой маржи

ВМ*i

0,29

0,31

0,01

5

Постоянные издержки, тыс. руб.

ПЗ

4086799

4996369

909570

6

Порог рентабельности, тыс. руб.

Прi

13936744

16237393

2300649

7

Запас финансовой прочности, тыс.руб.

ЗПФ

18830389

24659715

5829326

8

Запас финансовой прочности, %

ЗФП%

57,47

60,30

2,83

 

Таким образом, в обоих рассматриваемых периодах (базовом и отчетном) предприятию удалось преодолеть порог рентабельности и накопить запас финансовой прочности в размере 57,47% и 60,3% соответственно. Это свидетельствует о том, что ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» могло потерять в базовом и отчетном периодах 57,4% и 60,3% выручки соответственно, оставаясь прибыльным.

 

Заключение

 

Таким образом, за отчетный 2005 год на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» эффективность работы предприятия увеличилась. Данное утверждение связано с ростом выручки от реализации на 9191997 тыс. руб. (32,15%), с увеличением чистой прибыли на 1803477 тыс. руб. (44,34%).

За 2005 г. величина активов увеличилась на 4482157 тыс. руб. (на 19,24%). Данные изменения указывают на прирост производственной мощности компании. Среднегодовая стоимость активов ( ) равна 25535764 тыс. руб.

Показатели нетто-результата эксплуатации инвестиций за 2005 г. увеличился на 2066174 тыс. руб. (37,41%) и экономической рентабельности активов увеличилась на 8,09 п.п. (37%), что также свидетельствует об увеличении эффективности работы предприятия.

За отчетный период рентабельность продаж увеличилась на 1,7 п.п. (10,10 %), а показатель оборачиваемости активов увеличился на 0,32 оборота. Данный рост произошел за счет как увеличения объема продаж, так и повышения эффективности использования активов предприятия.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» имело положительные значения эффекта финансового рычага как в базовом (2,12), так и в отчетном (3,32) периодах, что свидетельствует о том, что использование кредита, несмотря на его платность, приводит к приращению рентабельности собственных средств.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» смогло преодолеть порог рентабельности как в базовом (13936744 тыс. руб.), так и в отчетном (16237393 тыс. руб.) периодах, при этом смогло накопить запас финансовой прочности в размере 57,47% и 60,3% соответственно. Это свидетельствует о том, что ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» могло потерять в базовом и отчетном периодах 57,4% и 60,3% выручки соответственно, оставаясь прибыльным. Величины данного показателя достаточно высоки, что свидетельствует о стабильной и надежной работе компании.

Проведенный анализ показал, что на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» степени предпринимательского и финансового риска общества за 2005 г. снизились.

В 2005 г. на ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» наблюдалось увеличение чистой рентабельности акционерного капитала на 44,36%, что в основном связано с ростом чистой прибыли.

Проведенные расчеты свидетельствуют о повышении эффективности деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в 2005 г.

 

Список использованной литературы

 

1. Бухгалтерский баланс Форма №1 ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» на 31 декабря 2005 г.

2. Отчет о прибылях и убытках Форма №2 ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» на 31 декабря 2005 г.

3. Ушакова Н.В. Финансовый менеджмент: методические указания по выполнению КР (ККР). Адаптация отчетности российских предприятии к зарубежным стандартам учета и анализа. – Тула: ТулГУ, 2004. – 24с.

4. Федорова Е.А., Ушакова Н.В., Федорова Т.А. Финансовый менеджмент. – Тула, ТулГУ, 2003. – 236с.

5. www.baltika.ru

 

Приложение 1

Приложение 2

 Отчет о прибылях и убытках ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Наименование показателя

За отчетный период

За аналогичный период предыд. Года

1

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналог. обяз. платежей)

37 782 969

28590972

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(18171760)

(13851259)

Валовая прибыль

19611210

14739713

Коммерческие расходы

(4618904)

(3638651)

Управленческие расходы

(5806242)

(4475786)

Прибыль (убыток) от продаж

9 186 064

6 625 276

Прочие доходы и расходы

 

 

Проценты к получению

150385

103095

Проценты к уплате

(29524)

(30802)

Доходы от участия в других организациях

10716

10733

Прочие операционные доходы

2581184

3625449

Прочие операционные расходы

(4046809)

(4651387)

Внереализационные доходы

371854

436884

Внереализационные расходы

(665412)

(628243)

Прибыль (убыток) до налогообложения

7 558 458

5 491 005

Отложенные налоговые активы

8675

12179

Отложенные налоговые обязательства

(670514)

(503805)

Текущий налог на прибыль

(1027551)

(933789)

Чрезвычайные расходы

 

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

5 869 068

4 065 590

СПРАВОЧНО

 

 

Постоянные налоговые обязательства (активы)

1551042

402868

Базовая прибыль (убыток) на акцию

31,9

33,0

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

31,9

33,0

 

Приложение 3

Номограмма вариантов и условий привлечения заемных средств

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пивоваренная отрасль в настоящее время представляет собой одну из преуспевающих отраслей российской экономики. Такой результат стал следствием новых экономических отношений и усилий пивоваренных компаний, которым удалось за короткий период времени достичь высокого уровня конкурентоспособности.

Значительная роль в пивоваренной отрасли отводиться ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», которое за очень короткий срок стало лидером отрасли. Это объясняется тем, что «Балтика» опережая по уровню технологической оснащённости российские и многие зарубежные предприятия, продолжает неуклонно развиваться, постоянно заботясь о качестве своей продукции.

Итоги работы за 2005 год показывают, что, несмотря на активизацию процессов консолидации рынка, компания «Балтика» заметно укрепила свои позиции. Доля компании «Балтика» на российском рынке пива увеличилась до 24,1%, рост составил 5,7 п.п. Совокупный объем продаж компании достиг 22,7 млн. гектолитров. Производство и реализация пива на территории России приносит более 90 % выручки компании. Продукция эмитента пользуется популярностью по всей России и за рубежом.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» обеспечивает население рабочими местами и перечисляет в бюджет и внебюджетные фонды значительные налоговые платежи и сборы. Компания является крупным акционерным обществом, выплачиваемым акционерам высокие дивиденды.

В данной курсовой работе проанализировано финансовое состояние предприятия на основе данных Формы 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1) и Формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2) за 2005 год. В работе рассчитаны экономическая рентабельность активов, коммерческая маржа и коэффициент трансформации, а также произведен операционный анализ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ

Активы предприятия

 

В связи с тем, что для анализа используется баланс за один 2005 отчетный год, показатели предшествующего (базового) года примем равными их величине на начало отчетного года. Соответствующие показатели на конец года примем за показатели отчетного года.

Величина активов за i-й период определяется по формуле:

где Вi - валюта баланса за i-й период (строка 300 или строка 700),

Кi - кредиторская задолженность за i-й период - строки (620).

Таким образом, величина активов равна:

Абаз = 26698182 – 3403496 = 23294686 (тыс. руб.)

Аотч = 31480475 – 3703632 = 27776843 (тыс. руб.)

За 2005 г. величина активов увеличилась на 4482157 тыс. руб. (на 19,24%). Среднегодовая стоимость активов ( ) равна 25535764 тыс. руб.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.