Система управлении финансами, направлена на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.[6, c. 71]
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов- общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов
Содержание финансовой политики определяется:
- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
- разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую.
Так, общая стратегическая задача развития — модернизации экономики, обеспечивающая устойчивость экономического рота, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:
- формирование законодательных основ обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;
- создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
- реформирование естественных монополий;
- создание условий для интеграции России.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политики. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
- финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
- поддержание финансовой стабильности в стране;
- обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
- создание условий для социально-экономического развития.
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые затрагивают текущее состояние бюджетной системы, заключаются:
- в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
- недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
- избыточности долгового бремени;
- неэффективности значитёльной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
- незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.
Отсюда опрёделяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:
- существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
- создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе чёткого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
- приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
- обеспечение бездефицитности федерального бюджета
- урегулирование кредиторской задолженности государства;
- значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
- максимальная консолидация внебюджетных фондов. в бюджётах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
- завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;
- обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных.
Основные задачи налоговой политики:
- значительное снижение и выравнивание налогового бремени; - упрощение налоговой системы;
- минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
- ликвидация налогов с оборота;
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
- создание условий для легализации прибылей предприятий;
- сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.
В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулированию интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время предусматриваемой и обеспечение выполнения фискальной функций таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования.
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшиё годы следующие основные приоритетные задачи:
- сохранение инфляции на уровне, при котором: обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменений внешних и внутренних факторов развития экономики;
- продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использований платежных карт;
- контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денёжной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.
В реализации финансовой политики России в ХХI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к привлечению свободных средств домохозяйств международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в начале ХХI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.