Государственное регулирование деятельности ВИНК и увязка государственных интересов с интересами компании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировой опыт организации и управления предприятия­ми и отраслями топливно-энергетического комплекса свиде­тельствует о необходимости достаточно жесткого регулирова­ния их деятельности со стороны государства. Это обусловлено следующим:

— предприятия комплекса немногочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степе­ни определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии;

— энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного про­цесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами поли­тическими;

— для энергоотраслей характерны высокая инерцион­ность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплек­сном освоении национальных природных богатств, преимуще­ственно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.

В силу этих причин правительства большинства зарубеж­ных стран предпочитают сохранять многие топливно-энерге­тические отрасли в собственности государства при весьма жес­ткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с функционирова­нием национальной энергетики. В тех случаях, когда конку­ренция в отраслях комплекса ведет к укреплению энергохозяй­ства страны, к лучшему удовлетворению общественной по­требности в определенных энергоносителях, государство допу­скает туда частный и иностранный капитал (обычно это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощ­ностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии и т.д.).

В качестве основных задач государственного регулирова­ния в энергетике можно отметить следующие:

— создание условий добросовестной конкуренции;

— способствование стабильному развитию энергетики;

— защита окружающей среды;

— регулирование нормы прибыли корпорации.

Степень государственного участия в регулировании от­раслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зави­сит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и мас­штаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочета­ние рыночных методов и методов, обусловленных государст­венным регулированием. Существенное значение имеют состо­яние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без го­сударственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического гос­регулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимо­сти от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее го­сударство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является антимонопольное законодательство.

В Российской Федерации закон "О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, огра­ничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия со­здания и функционирования товарных рынков. Согласно за­кону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливае­мую ежегодно Государственным комитетом по антимоно­польной политике (ГКАП).

Современное антимонопольное законодательство име­ет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компания­ми в целях установления цен. Законом также преследуется де­мпинговая практика продаж, когда компания умышленно ус­танавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из от­расли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство обычно предпри­нимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Ис­ключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объе­динение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответству­ющих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потре­бителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слия­ния (объединение компаний из разных отраслей) обычно раз­решаются, так как в результате таких слияний позиции ком­пании на соответствующих рынках практически не меняются.

Декларированная в официальных документах стратегия раз­вития топливно-энергетического комплекса России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленнос­ти. Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых, поддержка това­ропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структур­ный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспор­тировку энергоресурсов.

В официальных документах определены также приоритеты, направления и средства новой структурной, региональной и технической политики в области энергоснабжения страны, без которых не может быть сформулирована система целей стратегического развития нефтяных компаний.

Главным приоритетом в документах названо повышение крайне низкой в настоящее время эффективности энергопотребления и энергосбережения. Для ВИНК это означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще доста­точно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

Следовательно, не противоречащая национальным приорите­там и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топли­ва своей продукцией.

В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно мелких месторождений, и газа как топлива для электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза, оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого рынка будет относительно невелика.

Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребите­лей; разработку эффективных технологий добычи и переработки уг­леводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энерге­тический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разра­ботке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, неф­тяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.

Однако наряду с этими достаточно ясными моментами в подходе к формированию "регулируемого государством энергетического рынка" имеются и определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая поли­тика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен миро­вого рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях Рос­сии не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - роз­ничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государ­ство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценных хозяй­ствующих субъектов рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих, за­явленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согла­суется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по сбору налогов вовсе не беспредельны.

Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей стратегического развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтяные компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того, по нашему мнению, роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний в экономике современ­ной России такова, что государство не может позволить себе не счи­таться с их интересами.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.