Характеристика органов исполнительной власти в Украине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К исполнительным органам государственной власти в Украине относятся: высший орган в системе органов исполнительной власти – Кабинет Министров Украины; министерства, другие органы исполнительной власти, местные государственные администрации на соответствующей территории. В совокупности они составляют единую систему органов исполнительной власти.

Теперь поговорим о каждом органе исполнительной власти отдельно.

Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины и в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины 1.

В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-Премьер-министр, три вице-Премьер-министра, министры. Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады Украины, персональный состав Кабинета Министров формируется Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. Премьер-министр руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины 2.

Согласно статьи 115 Конституции Украины Кабинет Министров Украины слагает свои полномочия перед новоизбранным Президентом Украины. Премьер-министр Украины. Другие члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке. Отставка Премьер-министра Украины влечет за собой отставку всего состава Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров Украины, отставка которого принята Президентом Украины, по его поручению продолжает осуществлять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины, но не более шестидесяти дней. Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров Украины по решению Президента Украины или в связи с принятием верховной Радой Украины резолюции недоверия 1.

Согласно ст.116 Конституции Украины и Закона Украины «О Кабинете Министров Украины полномочия Кабинета Министров Украины следующие2:

1) обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;

2) принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;

4) разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;

5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление всеми объектами государственной собственности в соответствии с законом;

6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, предоставляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;

7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;

8) организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;

9) направляет и координирует работу министерств и других органов исполнительной власти;

10) выполняет иные функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины;

11) Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению.

Исполнительную власть в городах Киеве и Севастополе, областях и районах осуществляют местные государственные администрации. Естественно, что особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины1.

Состав местных государственных администраций формируют председатели местных государственных администраций, а председатели назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины, они ответственны перед Президентом Украины при осуществлении своих полномочий и подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня2. Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, иным актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня. Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ.

Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего

совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации. У местных государственных администрации также как и других органов исполнительной власти и у органов законодательной, судебной власти есть свои полномочия, определенные ст.119 Конституции Украины1. Эти полномочия таковы:

1) исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;

2) законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;

3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств – также программ их национально-культурного развития;

4) подготовка и исполнение соответствующих областных и региональных бюджетов;

5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ; взаимодействие с органами местного самоуправления;

6) реализация иных предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.

Подводя итог по данному вопросу курсовой работы можно сказать, что главным отличием Кабинета Министров Украины от других органов исполнительной власти Украины является то, что кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти.

 

Правосудие в Украине

 

Необходимость реформирования судебной власти появилась с момента провозглашения суверенности и независимости Украины, начала процесса реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, утверждения верховенства права в общественной жизни. Именно на это сориентирована Концепция судебно-правовой реформы, одобренная Верховной Радой Украины 28 апреля 1992 года. Этот процесс углубляется и развивается Конституцией Украины. Так, уже в ст.6 использована категория «судебная власть», являющаяся частью доктрины разделения властей в правовом государстве, что привело к реальному разделению власти и судебная определяется здесь как самостоятельная и независимая и характеризуется невозможностью выполнять ее функции другими государственными органами и должностными лицами.

В соответствии с Законом Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г. систему судов общей юрисдикции составляют местные, апелляционные суды, Апелляционный суд Украины, высшие специализированные суды и Верховный суд Украины1.

Суды общей юрисдикции образовываются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, согласованным с Главой Верховного суда Украины или главой соответствующего высшего специализированного суда2.

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами – хозяйственные суды АРК, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами – окружные суды, которые образуются в округах в соответствии с указом Президента Украины3.

Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Местные хозяйственные суды рассматривают дела,

возникающие в хозяйственных правоотношениях и др.дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Местные административные суды - административные дела, связанные с правонарушениями в сфере государственного управления и местного самоуправления.

Апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд АРК, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-морских Сил Украины, Апелляционный суд Украины. Апелляционный суд Украины действует в составе судебной палаты по гражданским делам, судебной палаты по уголовным делам и военной судебной палаты1.

Высшими судебными органами специализированных судов являются Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины и др.соответствующие суды, образующиеся Президентом Украины в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве Украины», и которые состоят из судей, избранных на должность бессрочно, главы суда и его заместителей.

Верховный Суд Украины - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции. Его полномочия2:

а) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов по делам, отнесенным к его подсудности процессуальным законом; пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела, рассмотренные судами общей юрисдикции в кассационном порядке; в случаях, предусмотренных законом, рассматривает др.дела, связанные с исключительными обстоятельствами;

б) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; в случае необходимости признает недействительными разъяснения Пленума высшего специализированного суда;

в) дает вывод по наличию или отсутствию в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; предоставляет по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

г) обращается к Конституционному Суду Украины в случае возникновения у судов общей юрисдикции при осуществлении ними правосудия сомнений по конституционности законов, др.правовых актов, а также по официальному толкованию Конституции и законов.

В составе Верховного Суда Украины действуют: Судебная палата по гражданским делам; Судебная палата по уголовным делам; Судебная палата по хозяйственным делам; Судебная палата по административным делам; Военная судебная коллегия. Для решения внутренних организационных вопросов деятельности верховного Суда Украины действует Президия Верховного Суда Украины в составе и порядке, предусмотренных законодательством. В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины для решения вопросов, определенных Конституцией и законодательством Украины.

В Украине существует еще один орган судебной власти, который не относится к судам общей юрисдикции. Это специализированный суд - Конституционный Суд Украины, который занимается официальным толкованием Конституции и законов Украины.

 



Заключение

 

В результате проведенного исследования по проблеме устройства механизма и аппарата государства и составляющих его органов можно сделать следующие выводы:

1. Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

2. Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции Украины, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

3.Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Украине государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Как и идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно "чистых" форм своего осуществления.

Завершить курсовую работу считаю необходимо цитатой из «Законов» Платона:

« … я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…»1.

 



Список использованной литературы

1. Конституция Украины

2. Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины».- статьи 1-10

3. Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» по состоянию на 28.12.07.- разделы 2,3,3.

4. Закон Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 года.- статьи 1-15

5. Закон Украины «О судоустройстве Украины» по состоянию на 15 января 2007 года.- главы 1,4,5,8.

6. А.В.Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). Конспект лекций.- М.: А-Приор, 2007.-с. 265-271

7. Журавльова Г. Поділ влади в сучасній Україні (проблеми теорії та практики).- Право України-1998-№ 11

8. «История политических и правовых учений»: Москва: Юридическая литература, 1991.-с.69

9. Котюк І., Котюк О.

Курс правознавства. Частина І: Основи теорії держави і права: Навч. посібник.-К.: Версія, Видавець Іван Котюк.-2003.-с.28-33, 39-53

10. Котюк І., Котюк О.

Курс правознавства. Частина ІІ: Основи публічного права України: Навч. посібник.-2-ге вид. доп. і випр.- К.: Версія, Видавець Іван Котюк, 2005.-с.87-103, 139-174

11. Правознавство: Підручник/ А.І. Берлач, Д.О. Карпенко, В.С. Ковальський, А.М. Колодій, А.Ю. Олійник, А.О. Підопригора; За ред. В.В.Копєйчикова, А.М. Колодія.- К.: Юрінком Інтер, 2006.- с.44-51, 180- 281, 679-698

12. Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник/ Пер. з рос.- Харків: Консум, 2006.- с.87-134

13. Судебные и правоохранительные органы Украины: Учебное пособие/ Под редакцией А.С.Васильева и Е.Л. Стрельцова. Издание пятое Х.: «Одиссей», 2006.-с.20-80

14. Теория права и государства: Учебник.- Х.: ООО «Одиссей».-2006.-Юрінком Інтер, 2006.-с.154-185

15.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.