Механизм, аппарат и принципы правового государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

на тему:

Механизм, аппарат и принципы правового государства



План

Введение

1 Понятие механизма государства, его структура, принципы организации и деятельности

2 Государственный аппарат

3 Орган государства: понятие и признаки

4 Классификация государственных органов Украины

4.1 Президент Украины: статус и полномочия

4.2 Статус и компетенция Верховной Рады Украины - единственного органа законодательной власти в Украине

4.3 Характеристика органов исполнительной власти в Украине

4.4 Правосудие в Украине

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в Украине проходит стадию развития, т.к. Украина еще молодое независимое государство, которое приобрело свою независимость в результате распада СССР в 1991 году. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

В середине 80-х годов XX века Украина вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, суды Украины. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Украины 1996 года.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Исследованием данной проблемы занимались такие украинские юристы как Козюбра М., Копейчиков В. и Тюрина О.

 



Государственный аппарат

 

Аппарат государства является частью механизма государства.

Для государственного аппарата необходимы специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, у которых есть необходимая квалификация и профессионализм. Класс общества, занятый на работе в аппарате государства, определяют как бюрократию. Данный термин используется в нашем языке и для негативной характеристики таких явлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, канитель, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность, равнодушие к людям и их потребностям. Чтобы побороть негативные явления, используются демократические методы и стиль работы, целая система специально разработанных реально действующих мероприятий и механизмов, призванных укротить, удержать бюрократизацию. Эффективными являются такие мероприятия, как замена должностных лиц по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права принимать участие в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающей заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, которые избраны и контролируются народом.

Аппарат государства – это юридически оформленная система всех государственных органов, осуществляющих непосредственную практическую работу по управлению обществом, исполнению задач и функций государства1. Понимание аппарата государства возможно в двояком понимании: в узком и широком. В узком понимании аппарат государства – это собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, состоящий из чиновников и возглавляемый высшими исполнительными органами, а в широком понимании – рядом с управленческим аппаратом он включает в себя главу государства, парламент, органы местного самоуправления, вооруженные силы, милицию, дипломатические представительства за границей и др.

Как и другие структурные элементы механизма государства аппарат государства имеет свои отличия, т.е. признаки, отличающие его от других государственно-властных структур:

1) государственный аппарат как система государственных структурно налаженных и организованных органов основан на общих принципах единства конечной цели, взаимодействия и направлен на реализацию функций государства1;

2) как я уже сказала в определении аппарата государства, он представляет собой систему юридически оформленных государственных органов, которые наделены полномочиями ( или обладают определенной компетенцией) и, как носители власти, на профессиональной основе занимаются управлением обществом;

3) в рамках государственного аппарата как системы государственных органов, деятельность государственных служащих четко ограничена от «собственности», которая принадлежит им как субъектам;

4) имеет свои материально-технические средства для осуществления задач и функций государства2;

5) эта система дифференцирована в соответствии с разделением государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

6) свою деятельность по управлению обществом и выполнению функций государства аппарат государства осуществляет непосредственно в управленческих и правовых формах. Вообще ряд современных авторов научной правовой литературы выделяют всего лишь три правовые формы деятельности государственного аппарата: правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Но я выделила бы и добавила б этому списку еще и четвертую правовую форму деятельности государственного аппарата, такую как правоприменительная.

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства по установлению, изменению или прекращению правовых норм, охватывающая подготовку нормативных юридических актов, их принятие и издание1.

Правоисполнительная деятельность- форма деятельности компетентных органов государства, занимающихся непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательным органом государства, основанная на законе и осуществляющаяся только в рамках закона.

Правоохранительная деятельность- это форма деятельности компетентных органов государства по предупреждению правонарушений и привлечению правонарушителей к юридической ответственности, осуществляющаяся с целью охраны и защиты правовых норм путем применения методов юридического воздействия на правонарушителей2.

Правоприменительная деятельность- это форма деятельности компетентных органов государства по реализации правовых норм, охватывающая организацию и контроль за соблюдением правовых норм3.

Из всех признаков государственного аппарата меня заинтересовал «принцип разделения властей» как принцип организации работы государственного аппарата. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет древнюю историю и традиционно связан с именем французского ученого Ш.-Л. Монтескье. Особенность его взглядов на «три власти» состоит в том, что каждая из них объявлялась самостоятельной и независимой. Тем самым исключалась узурпация власти каким-либо лицом или отдельным органом государства. Уже в подходе к принципу разделения властей Монтескье содержались основы сдержек их друг другом, что вскоре в США при создании

Конституции 1787 года было названо « системой сдержек и противовесов».

В отечественной истории еще задолго до Ш.-Л. Монтескье имели место

попытки («Пакты и Конституции» Пилипа Орлика от 05.04.1710 года) создать конституционный проект независимой Украины с учетом принципа разделения властей, их единства и взаимодействия: законодательная власть- Генеральная Рада, которая избирается; исполнительная власть- гетман, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка; судебная власть.

«Пакты и Конституции» Пилипа Орлика, написанные под влиянием западноевропейского парламентаризма, заложили основные принципы республиканской формы государственного правления, но принцип разделения властей не является абсолютным. В нем, естественно, требуется согласование и взаимный правовой контроль деятельности различных ветвей власти с одной стороны, а с другой – осуществление судебного контроля за законностью деятельности управленческого аппарата означает нарушение принципа разделения властей, якобы таким образом судебная власть вмешивается в исполнительную. Так что этот принцип невозможно реализовать полностью. Формы и степень осуществления заинтересовавшего меня принципа зависят от национальных традиций, от конкретной социально-экономической и политической ситуации в конкретном государстве. Благодаря этому принципу в демократических государствах власть, в виде её трех ветвей, может являться политической формой выражения власти народа. Вот я говорю о принципе разделения властей в государстве, но будучи разделенной власть в государстве остается целостной и единой, ведь речь идет о разделении не власти, а функций осуществления этой власти. И не только о разделении, но и о взаимодействии этих функций.

Изложив материал по данному вопросу можно сделать вывод, что аппарат государства как элемент механизма государства, осуществляет четыре формы правовой деятельности и, основным признаком которого является принцип разделения властей как принцип организации работы государственного аппарата.



Правосудие в Украине

 

Необходимость реформирования судебной власти появилась с момента провозглашения суверенности и независимости Украины, начала процесса реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, утверждения верховенства права в общественной жизни. Именно на это сориентирована Концепция судебно-правовой реформы, одобренная Верховной Радой Украины 28 апреля 1992 года. Этот процесс углубляется и развивается Конституцией Украины. Так, уже в ст.6 использована категория «судебная власть», являющаяся частью доктрины разделения властей в правовом государстве, что привело к реальному разделению власти и судебная определяется здесь как самостоятельная и независимая и характеризуется невозможностью выполнять ее функции другими государственными органами и должностными лицами.

В соответствии с Законом Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г. систему судов общей юрисдикции составляют местные, апелляционные суды, Апелляционный суд Украины, высшие специализированные суды и Верховный суд Украины1.

Суды общей юрисдикции образовываются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, согласованным с Главой Верховного суда Украины или главой соответствующего высшего специализированного суда2.

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами – хозяйственные суды АРК, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами – окружные суды, которые образуются в округах в соответствии с указом Президента Украины3.

Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Местные хозяйственные суды рассматривают дела,

возникающие в хозяйственных правоотношениях и др.дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Местные административные суды - административные дела, связанные с правонарушениями в сфере государственного управления и местного самоуправления.

Апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд АРК, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-морских Сил Украины, Апелляционный суд Украины. Апелляционный суд Украины действует в составе судебной палаты по гражданским делам, судебной палаты по уголовным делам и военной судебной палаты1.

Высшими судебными органами специализированных судов являются Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины и др.соответствующие суды, образующиеся Президентом Украины в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве Украины», и которые состоят из судей, избранных на должность бессрочно, главы суда и его заместителей.

Верховный Суд Украины - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции. Его полномочия2:

а) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов по делам, отнесенным к его подсудности процессуальным законом; пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела, рассмотренные судами общей юрисдикции в кассационном порядке; в случаях, предусмотренных законом, рассматривает др.дела, связанные с исключительными обстоятельствами;

б) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; в случае необходимости признает недействительными разъяснения Пленума высшего специализированного суда;

в) дает вывод по наличию или отсутствию в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; предоставляет по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

г) обращается к Конституционному Суду Украины в случае возникновения у судов общей юрисдикции при осуществлении ними правосудия сомнений по конституционности законов, др.правовых актов, а также по официальному толкованию Конституции и законов.

В составе Верховного Суда Украины действуют: Судебная палата по гражданским делам; Судебная палата по уголовным делам; Судебная палата по хозяйственным делам; Судебная палата по административным делам; Военная судебная коллегия. Для решения внутренних организационных вопросов деятельности верховного Суда Украины действует Президия Верховного Суда Украины в составе и порядке, предусмотренных законодательством. В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины для решения вопросов, определенных Конституцией и законодательством Украины.

В Украине существует еще один орган судебной власти, который не относится к судам общей юрисдикции. Это специализированный суд - Конституционный Суд Украины, который занимается официальным толкованием Конституции и законов Украины.

 



Заключение

 

В результате проведенного исследования по проблеме устройства механизма и аппарата государства и составляющих его органов можно сделать следующие выводы:

1. Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

2. Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции Украины, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

3.Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Украине государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Как и идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно "чистых" форм своего осуществления.

Завершить курсовую работу считаю необходимо цитатой из «Законов» Платона:

« … я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…»1.

 



Список использованной литературы

1. Конституция Украины

2. Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины».- статьи 1-10

3. Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» по состоянию на 28.12.07.- разделы 2,3,3.

4. Закон Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 года.- статьи 1-15

5. Закон Украины «О судоустройстве Украины» по состоянию на 15 января 2007 года.- главы 1,4,5,8.

6. А.В.Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). Конспект лекций.- М.: А-Приор, 2007.-с. 265-271

7. Журавльова Г. Поділ влади в сучасній Україні (проблеми теорії та практики).- Право України-1998-№ 11

8. «История политических и правовых учений»: Москва: Юридическая литература, 1991.-с.69

9. Котюк І., Котюк О.

Курс правознавства. Частина І: Основи теорії держави і права: Навч. посібник.-К.: Версія, Видавець Іван Котюк.-2003.-с.28-33, 39-53

10. Котюк І., Котюк О.

Курс правознавства. Частина ІІ: Основи публічного права України: Навч. посібник.-2-ге вид. доп. і випр.- К.: Версія, Видавець Іван Котюк, 2005.-с.87-103, 139-174

11. Правознавство: Підручник/ А.І. Берлач, Д.О. Карпенко, В.С. Ковальський, А.М. Колодій, А.Ю. Олійник, А.О. Підопригора; За ред. В.В.Копєйчикова, А.М. Колодія.- К.: Юрінком Інтер, 2006.- с.44-51, 180- 281, 679-698

12. Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник/ Пер. з рос.- Харків: Консум, 2006.- с.87-134

13. Судебные и правоохранительные органы Украины: Учебное пособие/ Под редакцией А.С.Васильева и Е.Л. Стрельцова. Издание пятое Х.: «Одиссей», 2006.-с.20-80

14. Теория права и государства: Учебник.- Х.: ООО «Одиссей».-2006.-Юрінком Інтер, 2006.-с.154-185

15.

Курсовая работа

на тему:

Механизм, аппарат и принципы правового государства



План

Введение

1 Понятие механизма государства, его структура, принципы организации и деятельности

2 Государственный аппарат

3 Орган государства: понятие и признаки

4 Классификация государственных органов Украины

4.1 Президент Украины: статус и полномочия

4.2 Статус и компетенция Верховной Рады Украины - единственного органа законодательной власти в Украине

4.3 Характеристика органов исполнительной власти в Украине

4.4 Правосудие в Украине

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в Украине проходит стадию развития, т.к. Украина еще молодое независимое государство, которое приобрело свою независимость в результате распада СССР в 1991 году. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

В середине 80-х годов XX века Украина вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, суды Украины. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Украины 1996 года.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Исследованием данной проблемы занимались такие украинские юристы как Козюбра М., Копейчиков В. и Тюрина О.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 158.