МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

Імені Володимира Даля

Кафедра

КУРСОВА РОБОТА

З дисципліни

Студент ........................................................... ...........................

                                (прізвище,ініціали)                                                 (підпис)

Група ......................                Варіант ....................

Керівник роботи ...................................................................

                                                         (посада, прізвище, ініціали)

==================================================================================

 

Дата подання на кафедру на рецензію ..........................

Реєстраційний номер ............................... Реєстратор ....................................

                                                                                                     (підпис)

==================================================================================

Захищена з оцінкою ...................................

 

Викладач .....................................................               ................................

                                  (посада, прізвище, ініціали)                                                    (підпис)

Дата ....................................



Введение

Современный индустриальный профиль большинства стран мира, даже при условии их высокотехнологичного развития, в значительной степени формируется под влиянием фундаментальных секторов экономики, кото­рые в ее отраслевой структуре являются наиболее энергоемкими. Собствен­но, это и обусловливает сохранение устойчивой макроэкономической за­висимости между объемами производства и потребления теплоэнергоресурсов, а устойчивость, ценовую приемлемость и полноту теплоэнергообеспечения, и глав­ное - эффективность теплоэнергопотребления, превращает в определяющие факторы национальной конкурентоспособности. При констатации этого факта очевидной становится необходимость обеспечения сильной теплоэнерге­тической составляющей в ходе формирования конкурентной позиции го­сударства в международном финансово-экономическом пространстве, а следовательно, необходимость становления и развития конкурентных на­циональных рынков теплоэнергоресурсов.

Для нашего государства этот вопрос остается на повестке дня уже свы­ше десяти лет (фактически с самого начала его социально-экономической трансформации), и, несомненно, нерешенность этого вопроса тормозит завершение рыночных преобразований в отечественном топливно-энер­гетическом комплексе (ТЭК) и отдаляет перспективы его полноценной интеграции в энергетический сектор ЕС. Именно с созданием в Украине теплоэнергорынков, ориентированных на конкуренцию, непосредственно свя­зано решение таких важных проблем, как ликвидация перекрестного суб­сидирования и совершенствование механизмов тарифен и ценообразова­ния в ТЭК; погашение многомиллиардных долговых сумм, накопленных субъектами хозяйствования каждого из трех звеньев рыночной электроэнер­гетической цепочки; привлечение масштабных капиталовложений, необ­ходимых для модернизации изношенных производственных мощностей и сооружения новых, а также внедрения новых  теплоэнерго- и экологосберегающих технологий в отечественной топливно-энергетической сфере.

Что касается проблем отечественного теплоэнергетического рынка, то прежде всего стоит отметить очевидную неадекватность действующей модели Оптового рынка теплоэнергии (ОРТ) Украины, энергетического пула, потребностям экономической конъюнктуры. Существующие конст­рукционные недостатки этой модели, предусмотренный ею нерыночный характер ценообразования и объективная необходимость дальнейшей ли­берализации взаимоотношений участников рынка, а также увеличение его открытости (в 2005 г. только около 20% общего объема поставок электро­энергии отечественными энергоснабжающими компаниями осуществля­лось по нерегулируемому тарифу) актуализируют переход к более прогрес­сивной модели на основе двусторонних договоров, которая в обязательном порядке предусматривает создание Балансирующего рынка теплоэнер­гии и Рынка вспомогательных услуг в теплоэнергетике Украины. Соб­ственно, необходимость таких изменений была признана на государствен­ном уровне еще 5 лет тому назад — с одобрением Концепции функциони­рования и развития оптового рынка тепловой энергии Украины (по­становление Кабинета Министров Украины № 1789 от 16 ноября 2002 г.) [1], которая до сих пор не реализована.

Развитие конкурентной среды на украинском рынке теплоэнергии тормозят проблемы системного характера, которые, на наш взгляд, могут быть решены только в контексте новой волны реформирования националь­ного энергетического сектора:

- сохранение экономически неэффективной монополии государства в отдельных сегментах теплорынка (речь идет о теплогенерации и услугах по поддержке и развитию теплоэнергетической инфраструктуры);

- сверхвысокая степень износа основных фондов теплоэнергетики (мощностей и объектов теплоэнергетической инфраструктуры) и соответствую­щая потребность в их технической и технологической модернизации, со­гласно современным критериям производственной производительности, энергозатратности и экологической безопасности;

- масштабная непогашенная дебиторско-кредиторская задолженность генерирующих компаний, оператора ОРЭ и теплоэнергоснабжающих предприя­тий, которая продолжает аккумулироваться;

- нереализованность экспортного потенциала в этой сфере, обуслов­ленная достаточно слабой интеграцией с объединенной энергосистемой Евросоюза.

В данной курсовой работе считаем целесообразным ос­тановиться отдельно на рассмотрении проблем рынка теплоэнергетикии в силу его исключительно значимой роли в процессах энергообеспечения страны; и в силу незавершенности начатых ранее структурных реформ, на­правленных на создание в украинской теплоэнергетике общепринятых рыноч­ных структур, ориентированных на конкуренцию; и в силу необходимости регуляторно исправить регрессивные шаги по монополизации этого рынка (государственная монополия НАК "ЭКУ" функционирует, несмотря на ка­сающийся ее ликвидации Указ Президента Украины № 863/2006 от 10 ок­тября 2006 г.) [2].



Сырьевая база

Кроме того потенциал отрасли остается нереализованным по причине плохого обеспечения электростанций топливом. Украина импортозависима от поставок первичных энергоносителей.

Потребности народно-хозяйственного комплекса за счет собственных ресурсов нефти и газа удовлетворяются на 10-20%, угля - до 80%. В 2006 г. на оплату первичных энергоносителей было затрачено $15.98 млрд. Для стабильного функционирования электроэнергетики требуется около 35% всех топливных расходов страны. Потребление топлива в натуральном выражении приведено в табл. 6.

Таблица 5. Структура энергетических ресурсов, используемых в производстве электроэнергии и тепла тепловыми электростанциями Украины

 

 

                    2006 г.

                  2005 г.

Всего За сутки Всего За сутки
Поступило угля на ТЭС 3179,3 102,6 2481,8 80,1
От предприятий угольной промышленности 3179,3 102,6 2481,8 80,1
Затраты 3464,8 111,8 3194,2 103

 

 

                     2006 г.

                    2005 г.

Обеспечение топливным мазутом, тыс.т

Поставлено Израсходовано Поставлено Израсходовано
15,3 6,8 12,4 8,3

 

 

                      2006 г.

                    2005 г.

Получено газа, млн.куб.м

Всего За сутки Всего За сутки
793,8 25,6 896,1 28,9
В т.ч. ГК 210,7 6,8 243,7 7,9

 

 

Таблица 6. Динамика поступлений за год

 

наименование 12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г +/- к факт
Поступило угля на ТЭС 33193,6 28055,2 5138,4
израсходовано 33422,0 27458,3 5963,7
Остаток на 01.01.2007 г. 2268,6 2497 -228,4

 

 

  12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г  

Топочный мазут, тыс. т

Поступило израсходовано запасы
137,6 123,7 168,4

 

  12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г +/- к факт.
Получено газа 6660,8 8758,2 -2097,4
В т. ч. ГК 1756,6 3090,1 -1333,5

   

Из таблицы 6 видно, что поступление угля и топочного мазута на тепловые станции возросло. А вот поступление газа - уменьшилось. Это связано, прежде всего, с тем, что цена на газ возрастает.

На тепловые электростанции Украины с начала года отгружено 14,4 млн тонн угля. Это на 9,0%, или на 1,43 млн тонн меньше, чем в январе-октябре 2006 года. В октябре 2007 года угледобывающие предприятия Минуглепрома отгрузили на ТЭС НАК "Энергетическая компания Украины" около 1,52 млн тонн энергетического угля, что на 7,88%, или на 0,13 млн тонн меньше, чем в октябре прошлого года. Средняя калорийность этого угля составляла 5 459 ккал/кг при базовом показателе, предусмотренном "Прогнозным балансом электрической энергии, топлива и расходов генерирующих компаний (ТЭС)" 4 998 ккал/кг. Это дало возможность генерирующим компаниям обеспечить текущий баланс электроэнергии при уменьшении расходов на перевозку угля.

 

Тепловые электростанции

 

Потенциал теплоэнергетики Украины составляют 44 электростанции из которых 14 крупных. В таблице 7 приведено количество блоков различных типов, установленных на этих станциях.

Таблица 7.

Количество больших энергетических блоков, установленных на ТЭС Украины

Мощность блока, МВт Количество блоков
720-800 8
282-300 42
250 (с теплофикационной турбиной) 5
175-210 43
150 6
Всего 104

 

С началом развития атомной энергетики инвестиции в теплоэнергетику уменьшились практически до нуля. Последняя ТЭС была введена в эксплуатацию в 1969 г. и с тех пор существенных государственных капиталовложений в теплоэнергетику не осуществлялось. Все последние крупные проекты реконструкции теплоэлектростанций осуществлялись при финансовой поддержке международных организаций. К 2000 г., когда была выведена из эксплуатации Чернобыльская АЭС, нужно было изыскать средства для замещения выбывающих мощностей. Замещение было осуществлено путем реконструкции существующих и строительства новых ТЭС.

Тепловые сети

 

В Украине развито централизованное теплоснабжение ряда крупных городов. На балансе энергетических систем Минэнерго 2.8 тыс. км тепловых сетей. Это, в основном, сети, соединяющие теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали с городскими теплосетями. Городские тепловые сети принадлежат местным органам управления.

Вероятно, дальнейшее развитие централизованного теплоснабжения будет прекращено в силу больших потерь тепла при транспортировке. В условиях практически полной зависимости энергетики от импортного газа рациональным является переход к небольшим местным котельным, несмотря на их отрицательное влияние, на экологическую ситуацию в городах.

 



Выводы по 1 разделу

Энергосистема и ключевые отрасли экономики Украины зависят от импорта дорожающего российского и среднеазиатского газа и других энергоносителей. Власти хотят сократить потребление зарубежного топлива в пользу более эффективного использования добываемого на территории страны угля.

Украина планирует масштабную реконструкцию электростанций, построенных еще во времена Советского Союза, ввод в эксплуатацию новых мощностей с внедрением новых технологий.

На первом этапе в 2007-2010 годах – энергетики планируют плановые капитальные ремонты оборудования станций; в 2011-2016 годах проводить поузловую реконструкцию с целью продления сроков эксплуатации энергоблоков, повышения мощности блоков на 10-15 мегаватт.

На третьем этапе, в 2017-2030 годах, планируется строительство новых энергоблоков и вывод из эксплуатации старых.

Правительство создало Энергетическую компанию в 2004 году с целью объединения в этой структуре всех находящихся в госсобственности энергоактивов страны.

Государство владеет пакетами акций в 21 областной энергораспределяющей компании, а также в его руках находятся контрольные пакеты акций в пяти энергогенерирующих компаниях, ряд тепловых электростанций и другие активы (всего более сорока компаний).

Основу тепловой энергетики Украины составляют 11 электростанций с 79 энергоблоками мощностью от 150 до 800 мегаватт, работающими на органическом топливе. Большая часть этих блоков была введена в эксплуатацию в 1960-70 годах, и все они требуют модернизации и постепенной замены. Общая мощность энергоблоков ТЭС составляет 23.090 мегаватт, что составляет 44,4% от всех установленных мощностей на украинских электростанциях.

Благодаря принятым правительством и коллегией Минуглепрома мерам, в угольной отрасли наметились положительные тенденции. В частности, благодаря этим мерам до конца 2007 года будут отгружены на тепловые электростанции Украины запланированные в прогнозном балансе 19,5 млн тонн энергетического угля (за 10 месяцев 2007 года отгружено 14,5 млн тонн энергетического угля). Сегодня отставание от плановых показателей составляет 1,5%.

По словам Министра, запасы угля в Украине оцениваются в пределах 117 млрд тонн, из которых энергетический составляет 70 млрд тонн. Сегодня ежесуточно в Украине в среднем добывается 121,6 тыс. тонн угля, для сравнения - в октябре его добывали 114 тонн, в сентябре - на 7,2 тыс. тонн на сутки меньше, чем в октябре.

С. Тулуб сообщил, что стоимость товарной угольной продукции в октябре 2007 г. составила 758,8 млн грн, что на 135,2 млн грн больше этого показателя за сентябрь. В этом году будет добыто угля на 15% больше, чем в прошлом году. Среди факторов, влияющих на рост показателей, - с начала 2007 года проведено 227 км вскрышных и подготовительных горных выработок, что на 14,6 км больше, чем за соответствующий период прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года 78 шахт (почти 60%) увеличили объемы проведения горных выработок. Активизация этих работ и улучшение финансирования обеспечили введение с начала года в работу 112 новых лав, что на 23 очистительных забоя больше, чем в 2006 году. С 14-ти до 6-ти сократилось количество шахт, не имевших ни одной лавы. До конца года предусматривается ввести 32 новые лавы. Благодаря чему будут созданы новые рабочие места.


2. Алгоритм реструктуризационных изменений рынка тепловой энергии Украины.

 


Выводы по 2 разделу.

 

Профессиональная разработка програм­мы демонополизации отечественной тепловой энергетики, которая, безус­ловно должна корреспондироваться с уже указанными документами, а так­же с планом внедрения новой модели ОРЭ, базовыми положениями Энер­гетической стратегии государства и долгосрочными программами ее соци­ально-экономического развития. Акцентируем внимание на том, что демо­нополизация отечественной теплоэнергетики не означает ее полномас­штабной приватизации (часть генерирующих активов, которые государство может технологически модернизировать, инвестиционно поддерживать и обеспечивать их конкурентную энергоэффективность, должна остаться в государственной собственности). Поэтому все действующие ТЭС Украины (кроме трех частных) следует оценить как потенциальные объекты програм­мы демонополизации. Для объективности такую оценку целесообразно осу­ществлять по следующим критериям:

—используемая технология энергогенерации (вид, количество, мощ­ность турбогенераторов);

—установленная суммарная мощность;

—объем производства электрической, тепловой энергии;

—коэффициент использования установленной мощности;

—резерв установленной мощности;

—удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии;

—степень износа основных фондов в целом, а также основного произ­водственного оборудования (по объектам) в частности;

—параметры износа расчетного ресурса работы оборудования;

—основные отраслевые потребители (промышленные объекты); про­гнозная оценка величины их спроса на товарную продукцию ТЭС; наличие
долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии;

—экологическая нагрузка деятельности ТЭС (карбоновые выбросы,
золошлаковые отходы и др.);

—топливная база, объемы потребления и основные поставщики топ­лива, наличие альтернативных источников поставки;

—результаты финансово-экономической деятельности (рентабельность,
ликвидность активов, кредитореко-дебиторская задолженность и т д.).

На базе оценки отечественных ТЭС по предлагаемым критериям и с учетом перечня стратегически необходимых технологий для теплоэнерге­тики Украины специалистами и экспертами объективно определяется пер­спективная и экономически и экологически приемлемая технология про­изводства (например, энергогенерации на основе комбинированного цик­ла сгорания природного газа) определенной ТЭС или же основные объекты ее частичной технической модернизации. Результаты такого определения, его технические и финансовые параметры могут рассматриваться как глав­ный пункт потенциальных инвестиционных обязательств, которые будут выдвигаться среди прочих условий приватизационных конкурсов.

Надеемся, что предоставленные рекомендации, а также учет собствен­ных и чужих ошибок в сфере реформирования, дезинтеграции и дерегули­рования национального электроэнергетического сектора позволят разрабо­тать и со временем реализовать эффективную стратегию таких изменений в энергетике Украины.






Выводы

 На современном этапе техническое состояние электроэнерге­тики в Украине в целом неудовлетворительное. Это связано с тем, что в течение десятилетий практически не модернизировалось энергетическое хозяйство. В итоге, 20 % энергетического оборудо­вания полностью изношено, 70 % отработало свой ресурс. Наиболее устаревшими в Украине являются тепловые электростанции Донбасса. К этому добавьте устаревшую технологию сжигания угля, мазута и газа, высокий уровень сработанности оборудования, что приводит к превышению затрат топлива и огромным выбросам вредных веществ в атмосферу.

По уровню энергопотребления на одного человека (свыше 5 тыс. кВт-час в год) Украина относится к странам со средними показателями. При этом структура потребления отличается от соответствующего показателя в развитых странах мира. Основная доля электроэнергии используется для потребностей промышлен­ности, где очень большие потери электроэнергии в результате бесхозяйственности и применения неэффективных технологий производства. Коммунальные потребности не превышают 1 000 кВт-час на одного городского жителя. Для сельских жителей показатель еще ниже — 500 кВт-час, это один из наиболее низких в мире показателей.

Среди причин, ограничивающих развитие энергетики в Украине, к важнейшим следует отнести экологическую. Выбросы ТЭС составляют до 30 % всех твёрдых частичек, поступающих в атмо­сферу в результате хозяйственной деятельности человека.

Кроме того, энергетика образует до 63 % оксидов сульфура и свыше 53 % оксидов нитрогена, которые поступают в воздух из стациона­рных источников загрязнения и являются основным источником кислотных дождей в Украине. Они попадают в воду рек, озёр и водохранилищ, в почву в виде соединений серной и азотной кис­лот. Оксиды нитрогена и карбона - основные компоненты смога. Поскольку возникла необходимость в увеличении доли использования угля в энергетике, экологическая ситуация может ухудшаться. Оксиды карбона, которые выбрасывают элект­ростанции в атмосферу, являются причиной парникового эффекта на нашей планете. Если их содержание в атмосфере не будет уменьшаться, Земле угрожает глобальное потепление кли­мата. Это, в свою очередь, приведёт к повышению уровня Мирового океана и затоплению обширных территорий.

Во время добычи угля ежегодный объём твёрдых отходов достигает 1—3 млрд кубических метров, жидких — 3 млрд кубических метров, вместе с ними в природные водоёмы сбрасыва­ются до 180 тыс. тонн механических примесей. Крупные ТЭС ежегодно используют миллионы тонн угля. Так, ГРЭС мощностью более 2 млн кВт сжигает 20 тыс. тонн угля в сутки. Украина по количеству «техни­ческой грязи» на душу населения, если даже исключить послед­ствия чернобыльской катастрофы, занимает 1-е место в Европе. Зоны экологических катастроф охватывают более 15 % территории нашего государства. Природная среда, естественная для жизни человека, настолько разрушена и видоизменена, что возникла реальная угроза физического существования нации.

Для уменьшения выбросов в атмосферу вредных веществ необ­ходимо соблюдать следующие требования: увеличивать объёмы использования природного газа на ТЭС за счёт уменьшения его затрат в металлургии и других отраслях хозяйства; повышать эффективность использования топлива разных видов; внедрять эффективные и экономически рентабельные очистные устройства и их системы; совершенствовать структуру промышленности. Важно также экономить электрическую и тепловую энергию во всех сферах человеческой деятельности. На лучших современных ТЭС мира уровень улавливания золы не ниже 99,5 — 99,8 %. Для сравнения: на некоторых электростанциях Украины этот показатель составляет только 95 %. Таким образом, выбросы золы уже превышают технически возможный уровень очистки в 10 — 20 раз.



Список использованной литературы

 

1. По­становление Кабинета Министров Украины № 1789 от 16 ноября 2002 г.

2. Указ Президента Украины № 863/2006 от 10 ок­тября 2006 г.

3. Дорогунцов С.І. Розміщення продуктивних сил. К.- 1999 р.

4. Жук М.В., Круль В.П. Розміщення продуктивних сил і економіка регіонів України.К.:Кондор.–2004р.

5. Заставний Ф. Д. Географія України: У 2 кн.: Навч. посібник. – Львів, Світ, 1994.-472с.

6. Коротун Ї.М., Коротун Л.Г., Коротун С.І. Розміщення продуктивних сил України. - Рівне: Вид-во УДАВГ, 1997. - 320,411с.

7. Долішній М. Концептуальна модель державної реґіональної політики України.www.ji.lviv.ua

8. Шаблій О. Деякі питання методології і теорії макрореґіоналізації України // Вісн. Львів, ун-ту. Сер. геогр. – 1999. – Вип. 24. – С. 4.

9. Поповкін В.А. Регіонально-цілісний підхід в економіці. – К.: Наук. думка, 1993.–220с.

10. Дзенис З.Е. Методология и методика социально-эконом-географических исследований. – Рига: Зинатне, 1980. – 262 с.

11. Адміністративно-територіальний устрій України крізь призму інтересів Регіонів та держави: Тези допов. міжреґіон. конф. “Регіони в незалежній Україні: пошук стратегії оптимального розвитку”. Харків, 1994. – Харків, 1994.–С.5-6.

12. Соціально-економічна географія України: Навч. посібник / За ред. проф. О.І. Шаблія. – Львів: Світ, 1994. – 608 с.

13. Поповкін В.А. До концепції державної реґіональної економічної політики. – К.: НІСД, 1995. – С. 58.

14.  Енергетична стратегія України на пepioд до 2030 року (Схвалена розпорядженням Кабінету Miнicтpiв України від 15 березня 2006 р.), с. 26. Официальный сайт Минтоплив-энерго Украины. http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/doccatalog/list?currDir=50358.

15. G а г е 11 i S. Competitiveness of Nations: the Fundamentals. World CompetitivenessYearbook, 2005, IMD, Lausanne, 2005, p. 608-619.

16. Electricity Sector Reform: the Pan-European, CIS and Mediterranean Dimension.EURELECTRIC, June 2004, p. 33-61.

17. Р r u s A. Liberalization and Privatization of Electrical Energy Sector (Poland).U.S.&Foreign Commercial Service and U.S. Department of State, August 2005, 6 pp.

 

 

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 152.