Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении используют показатели качества. К ним относятся следующие единичные показатели:
– назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена и обусловливающие область ее применения;
– надежности, определяющие свойства продукции сохранять в заданном интервале времени, в установленных пределах значения всех параметров продукции, характеризующих ее способность выполнять основные функции. Надежность характеризуют показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости;
– использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов. Например, удельный расход сырья и материалов при регламентированных условиях, коэффициент полезного действия, удельный расход энергии и т.д.;
– эргономические, характеризующие систему «человек-изделие-среда» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, психологических свойств человека, проявляющихся при взаимодействии с изделием в производственных и бытовых условиях;
– эстетические, характеризующие целостность композиции, информационную выразительность, рациональность форм, цветовое исполнение, совершенство производственного исполнения и т.п.;
– технологичности, определяющие свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, средств, труда, времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К основным показателям технологичности относятся материалоемкость и трудоемкость продукции;
– унификации и стандартизации, характеризующие насыщенность изделий стандартизированным и унифицированными узлами и деталями, а также уровень унификации с другими изделиями;
– транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к ее перемещению в пространстве, не сопровождающемуся эксплуатацией или потреблением;
– безопасности, характеризующие особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасности человека;
– экологичности, характеризующие особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при эксплуатации продукции, вероятность вредных выбросов, излучений и т.д.;
– патентно-правовые, характеризующие патентную защиту и патентную чистоту. Патентная защита выражает степень защиты авторскими свидетельствами и патентами продукции в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Патентная чистота характеризует свойство изделия. Оно может быть свободно использовано в стране без опасности нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права. В условиях рыночной экономики потребитель заинтересован не только в качестве самой продукции, но и в предоставлении ему высококачественных дополнительных услуг, связанных с этой продукцией. В этой связи качество для потребителя может быть определено следующим выражением:
Qc=f(Qp; Qstg; Qs),
где Qc – качество для потребителя;
Qp – качество продукции;
Qstg – качество сопутствующих товаров и услуг;
Qs – качество сервисного обслуживания.
Важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность продукции – ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции.
Таким образом, наряду с качеством, к составляющим элементам конкурентоспособности относятся также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции, которые определяются как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара более широкое понятие, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке.
В условиях рыночной экономики проблема обеспечения качества продукции предприятиями-производителями является основополагающей. Качество выступает важнейшим составляющим составляющим элементом ее конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают. Что конкурентоспособность продукции на 70–80% зависит от ее качества. Опыт высокоразвитых зарубежных стран показывает. Что уже с середины 1960-х гг. центр тяжести конкурентной борьбы переместился в сторону высокого качества продукции. Соответственно, среди методов конкуренции преобладающими выступают неценовые методы, т.е. конкуренция, при которой упор делается на улучшение качества продукции и условий ее продажи при неизменных или слабо меняющихся ценах.
Для производственно-хозяйственной деятельности предприятий важное значение имеют оценка качества и конкурентоспособности. Систематической оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но должна оцениваться и конкурентоспособность самого предприятия. Оценка конкурентоспособности продукции может проводиться в соответствии со схемой, представленной на рисунке 1 (см. приложение 1).
Проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной и требует системного подхода к ее решению.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.