Качество продукции, показатели качества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Предприятия рыночной экономики в своем развитии прошли четыре фазы, каждой из которых соответствуют свои организация производства и внутренние взаимоотношения, характерное отношение к рынку. На первой стадии промышленного развития предприятия ориентированы в основном на производство: решались, что производить, как, в каком количестве, по какой цене продавать. Дополнительное разбиение работы на подзадачи, контракты на основе объема выполненных работ, авторитарный стиль руководства – способ ведения отношений внутри организации, характерный для этой фазы. Применялась рабочая сила с низким уровнем квалификации. Качество было низким и практически неизвестно как понятие.

После второй мировой войны постепенно возрастает благосостояние, производственные мощности увеличиваются и становятся сравнимыми с запросами. Возрастает покупательская способность за счет увеличения доходов потребителей. Внутри предприятий внимание перемещается от производства к сбыту: ключевое слово – «продажа», продать все, что произведено, принуждая людей покупать. Спрос высок, конкуренция незначительна, стоимость труда низкая, предприятиям нет необходимости беспокоиться о качестве.

На третьей стадии, в 70-х годах, предприятия претерпевают культурную революцию, вызванную необходимостью отличить себя от конкурента. В те годы конкуренция возросла и стала более агрессивной. С другой стороны, потребитель стал более требовательным, уделяя больше внимания характеристикам товара, перед тем как принять решение о покупке. Компаниям необходимо было исследовать рынок, чтобы понять, какие продукты нужны. Предприниматели под влиянием ряда факторов были вынуждены думать не только о своих внутренних нуждах, но также и о нуждах потребителей.

Компании в это время претерпевают различные организационные изменения, в основном связанные с дальнейшим сдвигом к сбыту, а персонал начинает изменять свое отношение к работе, стремясь иметь другие взаимоотношения с работодателями. Люди становятся более осведомленными о своих правах, более образованными и требуют больше и поощрения, и удовлетворения от своей работы.

В 80-е годы компании концентрируют свое внимание на проблеме падения прибыли в основном из-за удорожания обеспечения качества, так как возросли дополнительные издержки на брак, переработку и доработку продукции, которая не прошла заключительный контроль. Некоторые компании попытались внедрить кружки качества, следуя японской модели, но попытки вовлечь людей в решение проблемы качества на каждом организационном уровне не всегда удавалось.

Несмотря на первые неудачи, предприятия стали планировать качество в рамках жизненного цикла товара, привлекая к этой работе все отделы компаний. Такой подход привел к тому, что сформировались две стратегические функции для достижения конечных целей. Первая – определение целевого рынка, выявление нужд и запросов, для того чтобы выявить продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет ожиданиям потребителей. Вторая – обеспечение качества продукции на всех стадиях жизненного цикла.

Организации стали ориентироваться на рынок, на потребителя. Чтобы завоевать преданность потребителя, оправдать его доверие, на первый план стали выступать качество, надежность, дифференциация продукции, гарантийное обслуживание, соотношение цены и качества.

Качество становиться стратегически важным не только с точки зрения снижения затрат, но также и для определения удовлетворения потребностей покупателей, которые становятся все более требовательными. Настало время для внедрения и принятия всеобщего управления качеством – TQM. TQM – это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. согласно этому подходу качество должно быть «встроено» в продукт. Все отделы должны нести полную ответственность за качество на каждом уровне и внедрять такие методы, которые устанавливали бы межфункциональные связи в целях «построения качества в продукте», чтобы «делать то, что надо и необходимо, с первого раза».

На сегодняшний день качество воспринимается как сотрудничество звеньев цепи «поставщик-потребитель» и измеряется степенью удовлетворения последующего звена в цепи как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Качество больше не связано только с физическими характеристиками и свойствами продукта.

 

 



Сертификация продукции

 

Условием успешной реализации товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в данной стране. Расширение экспорта продукции без ее сертификации невозможно. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг, правоотношения, возникающие в процессе сертификации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации устанавливаются законодательно. Сертификации подлежит продукция предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и видов деятельности.

Сертификация продукции – это деятельность тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Стандартизация рассматривается как средство предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенная им продукция отвечает национальным нормативно-техническим документам или международным требованиям.

По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация – деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды, а также другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, автомобили, строительные материалы, самолеты и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено. На продукцию, прошедшую сертификацию, выдается сертификат соответствия, продукция маркируется знаком соответствия, она заносится в сертификационном центре в список изделий, разрешенных к продаже, предприятию выдается свидетельство о признании сертификата.

 

 



Заключение

 

В условиях глобального рынка, в который интегрируется экономика России, для предприятий необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед конкурентами по критериям качества. Постепенно приходит понимание, что для выпуска продукции необходимого качества уже не достаточно наличия отдела технического контроля.

Все большее число предприятий в целях повышения своей конкурентоспособности осознает необходимость создать у себя систему менеджмента качества и провести ее сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

Изучив тему «Управление качеством», выяснили, что непосредственное руководство системой менеджмента качества осуществляет уполномоченный, что в его обязанности входят:

– обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества;

– контроль за проведением внутренних аудитов системы менеджмента качества, анализ ее эффективности;

– представление отчетов директору о функционировании системы менеджмента качества, анализ ее эффективности.

Также выяснили, что оперативную деятельность, связанную с функционированием системы менеджмента качества, осуществляет специально созданная служба качества, в задачи которого входят:

– координация работ и непосредственное участие в разработке, внедрении и эксплуатации системы менеджмента качества;

– создание базы данных по системе менеджмента качества;

– организация учета и контроль за выполнением мероприятий и документов системы менеджмента качества, проведение внутренних проверок;

– совершенствование системы менеджмента качества.

В соответствии с новыми требованиями организация должна установить и подробно определить требования к измерению продуктов / услуг, включая критерии приемки. Измерение должно быть спланировано для того, чтобы подтвердить их соответствие подробно установленным требованиям. Организация должна планировать использование статистических методов для анализа данных. При анализе проблем причины должны быть определены до начала планирования корректирующих или предупреждающих действий. Информация и данные из всех частей организации должны быть интегрированы и проанализированы, чтобы оценить общее состояние выполнения работ в организации. На основе объективной информации определяются методы и средства для непрерывного улучшения процессов.

Эффективное функционирование системы качества предполагает создание и эксплуатацию информационно-поисковой системы, корректирующих действиях и полученных результатах в области качества.

Наличие сертифицированной системы качества на предприятии не является самоцелью. Во-первых, в ряде отраслей существуют свои специфические системы сертификации. Во-вторых, сертификация по ИСО 9000 является необходимым, но недостаточным элементом конкурентоспособности. И в-третьих, признанные лидеры рыночной экономики создают собственные, более развитые и совершенные системы управления качеством. Но несомненно то, что отсутствие соответствующей системы качества лишает предприятия перспективы выжить в условиях жесткой конкуренции.

 

 



Библиографический список

 

1. Борисов С.Г., Васильев В.Н. Основы предпринимательства и организации производства: Учеб. пособие. – М.: «Издательство Машиностроение – 1», 2000.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие: Стратегическое планирование. – Минск: Новое знание, 2000.

4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

6. Организация производства на предприятии: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Под ред. О.Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Песоцкая Е.В., Бабкина Л.Н. и др. Менеджмент: история, основы: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2004.

9. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. – М.: ИНФРА-М, 2003.

10. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): Учебник. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006.

11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии. ПКФ «ХОРС-2». 2004.

Введение

 

Предприятия рыночной экономики в своем развитии прошли четыре фазы, каждой из которых соответствуют свои организация производства и внутренние взаимоотношения, характерное отношение к рынку. На первой стадии промышленного развития предприятия ориентированы в основном на производство: решались, что производить, как, в каком количестве, по какой цене продавать. Дополнительное разбиение работы на подзадачи, контракты на основе объема выполненных работ, авторитарный стиль руководства – способ ведения отношений внутри организации, характерный для этой фазы. Применялась рабочая сила с низким уровнем квалификации. Качество было низким и практически неизвестно как понятие.

После второй мировой войны постепенно возрастает благосостояние, производственные мощности увеличиваются и становятся сравнимыми с запросами. Возрастает покупательская способность за счет увеличения доходов потребителей. Внутри предприятий внимание перемещается от производства к сбыту: ключевое слово – «продажа», продать все, что произведено, принуждая людей покупать. Спрос высок, конкуренция незначительна, стоимость труда низкая, предприятиям нет необходимости беспокоиться о качестве.

На третьей стадии, в 70-х годах, предприятия претерпевают культурную революцию, вызванную необходимостью отличить себя от конкурента. В те годы конкуренция возросла и стала более агрессивной. С другой стороны, потребитель стал более требовательным, уделяя больше внимания характеристикам товара, перед тем как принять решение о покупке. Компаниям необходимо было исследовать рынок, чтобы понять, какие продукты нужны. Предприниматели под влиянием ряда факторов были вынуждены думать не только о своих внутренних нуждах, но также и о нуждах потребителей.

Компании в это время претерпевают различные организационные изменения, в основном связанные с дальнейшим сдвигом к сбыту, а персонал начинает изменять свое отношение к работе, стремясь иметь другие взаимоотношения с работодателями. Люди становятся более осведомленными о своих правах, более образованными и требуют больше и поощрения, и удовлетворения от своей работы.

В 80-е годы компании концентрируют свое внимание на проблеме падения прибыли в основном из-за удорожания обеспечения качества, так как возросли дополнительные издержки на брак, переработку и доработку продукции, которая не прошла заключительный контроль. Некоторые компании попытались внедрить кружки качества, следуя японской модели, но попытки вовлечь людей в решение проблемы качества на каждом организационном уровне не всегда удавалось.

Несмотря на первые неудачи, предприятия стали планировать качество в рамках жизненного цикла товара, привлекая к этой работе все отделы компаний. Такой подход привел к тому, что сформировались две стратегические функции для достижения конечных целей. Первая – определение целевого рынка, выявление нужд и запросов, для того чтобы выявить продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет ожиданиям потребителей. Вторая – обеспечение качества продукции на всех стадиях жизненного цикла.

Организации стали ориентироваться на рынок, на потребителя. Чтобы завоевать преданность потребителя, оправдать его доверие, на первый план стали выступать качество, надежность, дифференциация продукции, гарантийное обслуживание, соотношение цены и качества.

Качество становиться стратегически важным не только с точки зрения снижения затрат, но также и для определения удовлетворения потребностей покупателей, которые становятся все более требовательными. Настало время для внедрения и принятия всеобщего управления качеством – TQM. TQM – это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. согласно этому подходу качество должно быть «встроено» в продукт. Все отделы должны нести полную ответственность за качество на каждом уровне и внедрять такие методы, которые устанавливали бы межфункциональные связи в целях «построения качества в продукте», чтобы «делать то, что надо и необходимо, с первого раза».

На сегодняшний день качество воспринимается как сотрудничество звеньев цепи «поставщик-потребитель» и измеряется степенью удовлетворения последующего звена в цепи как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Качество больше не связано только с физическими характеристиками и свойствами продукта.

 

 



Качество продукции, показатели качества

 

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обусловливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением и фиксированных условий потреблений. Качество продукции формируется на этапе разработки и обеспечивается в процессе производства, т.е. непосредственно не связано с конкретными условиями использования. Качество как мера полезности потребительной стоимости может быть реально оценено лишь в конкретных условиях потребления.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 150.