Христианство на Руси было известно еще со времен купечества. Купцы на ладьях ездили в Византию, обменивались товарами. Некоторые из них принимали христианство в Византии.
По «Повести временных лет» нам известны международные торговые договора между греками и руссами. Всего было 5 походов в Византию наших князей.
Княгиня Ольга в 955 г., после гибели князя Игоря поехала в Византию налаживать дипломатические и торговые отношения. О христианской религии она знала и приняла его в Византии. Патриарх Византии был ее наставником и крестителем, а сам император Константин Багрянородный – крестил ее в купели. Возвратившись в Киев она построила деревянную церковь в честь святого Илии. Ольга старалась привить своему сыну князю Святославу христианство, но получила отрицательный ответ. У него была дружина из наемников разного вероисповедования: язычники, иудеи, исламисты, христиане. Сыновья Святослава также не приняли христианство и поклонялись языческим богам. После смерти Ольги они разоряли церкви, приносили в жертву языческим богам христиан.
Древние славяне, как и другие народы Европы, были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, своим языческим богам. Это – бог неба – Сварог, бог Солнца – Дажбог, бог грома и молний – Перун, бог земли – Мокошь, бог ветра – Стрибог, богу, хранителю людей и животных – Велесу.
Князь в 980 г. провел религиозную реформу, с целью выбора одного из языческих богов. Реформа потерпела неудачу, т.к. все боги для народа были одинаково важны.
Князь Владимир, Сын Святослава, занявший киевский престол в 978 г., осознавал необходимость принятия единобожия. В это время остро стоял вопрос о необходимости объединения всех племен в единое государство, а также в международной поддержке Руси со стороны христианских европейских держав.
Для укрепления своей власти и приобщения Русь к европейским культурным и духовным ценностям решено было принять христианскую религию, что позволяло стране недопустить международную изоляцию, т.к. многие европейские государства были христианскими. Стране нужна была единая идеология для сплочения народов, в данном случае такой политической целесообразностью стало принятие христианства, а также престижный брак с сестрой Византийского императора. Христианства на Руси было принято в 988 г.
Во главе нашей церкви был поставлен митрополит, который назначался патриархом константинопольским. Митрополит назначал епископов в крупные города Руси. Они практическими управляли всеми делами церкви и народа. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали десятую долю собираемых в казну налогов. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство (семейное право), которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Значение принятия христианства. Принятие христианства способствовало развитию феодальных отношений, приобщению к европейской цивилизации.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства и сыграло большую роль в идеологическом обосновании власти князя. Крещение оказало влияние на культурную жизнь Руси. В стране произошло развитие законодательства на основе греческого, письменности, грамотности населения, появление школ, каменного строительства церквей, на развитие техники и ремесел, живописи (иконописи и фресок), церковного брака, созданию монет, которые чеканить монеты по греческому образцу.
Из Византии в Киев проникла живопись. Греческие художники создавали в нашей стране иконопись, сравнимую с лучшими образцами византийского искусства. Заметный след крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела.
В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на две ветви – католическую со столицей в Риме и православную со столицей в Константинополе и обе конфессии наложили друг на друга анафему. И только в 1965 г. она была снята.
Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1036–1054), сыне князя Владимира. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было построено около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Подобный собор был возведен сыновьями Ярослава в Новгороде.
При Ярославе был составлен первый письменный сборник законов древнерусского общества « Русская Правда». В основу этого законодательства были положены нормы обычного права, устного Закона русского, устных правил, сложившиехя в результате неоднократного, традиционного их применения, а также законодательные Уставы князей Владимира и Ярослава.
В Русской Правде нашли свое отражение особенности социально-экономического строя Руси. Документ определял штрафы за различные преступления против личности, охватывался каждый житель государства от княжеского дружинника до холопа, ярко отражая степень несвободы крестьянина, определявшуюся его экономическим положением. Наказание, как смертная казнь по Русской правде, отсутствовало.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.