Самым большим достоинством университетского образования является научная информация, создаваемая универсантом. Она резко отличается от основной массы информации, подготовленной для массового потребителя искусными “кулинарами” из средств массовой информации, специалистами маркетинговых институтов, издателями множества книг и журналов. Их информация агрессивно ищет и находит потребителя, легко усваивается, создавая иллюзию информационной “сытости”. Универсант создает информацию совершенно иного рода, а его главная социальная ответственность заключается в качествах этой информации (Ломов Б.Ф., 1984, Крылов А.А., 1972, Гальперин И.Р., 1981, Лурия А.Р., 1979, Петренко В.Ф., 1988, Шерковин Ю.А.,1973 и др.)
Сообщение универсанта превращается в Информацию при условии одновременного присутствия в нем восьми психологических качеств информации. Каждое последующее качество строится на каждом предыдущем качестве. Отсутствие одного любого качества делает всю информацию частично или полностью непригодным для использования.
Первоначально Сообщение универсанта об изучаемом, обсуждаемом, анализируемом объекте насыщается признаками объективной информации. В основе объективной информации лежат ее достоверность, доказанная научными методами, и ее полнота, исключающая утрату сведений об объекте. Часто объективная информация сознательно или непроизвольно “фальсифицируется” - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. Фальсификации порождают бредовые научные и общественные идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения, ложные теории и т.п. Следующей целью деятельности универсанта является создание системной информации, в которой представлено взаимовлияние всех научных дисциплин, изучаемых в университете и обладающей мощным прогностическим содержанием. Под видом системной информации часто подбрасывается ее подобие - информация дезориентирующая, неправильно определяющая местонахождение общества в историческом процессе, экономическом состоянии, отношениях с иными народами и государствами. Она порождает сверхценные псевдообщественные идеи, не носящие откровенно нелепого характера, но субъективно имеющие столь большое значение, которого они не заслуживают. Затем универсант обеспечивает организованность информации - т.е. ее представление в современной форме, регламентированной требованиями к научным отчетам, рукописям для издания, диссертационным исследованиям, компьютерным программам и т.п. Поэтому организованная информация подменяется “деморализующей информацией” - трансформирующей нравственные ценности, подталкивающей к информационному вандализму, разрушению истины, осквернению научных традиций. Подобная информация провоцирует “скачок идей”, который следует из нарушении последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мыслей незавершенных, поведения непоследовательного. Далее универсант обеспечивает “достаточность информации” - абсолютный минимум, который необходим для понимания проблемы, но который не перегружает восприятия, памяти, мышления получателя информации. Достаточная информация может подменяться “энтропийной информацией”, приводящей к "информационной смерти" (по аналогии с "тепловой смертью”). В этом случае тысячи публикаций на тысячи ладов толкуют элементарные вещи и делают известное - неизвестным, понятное - непонятным, ясное - неясным. Но при этом доминируют наиболее примитивные, мистические, бредовые объяснения. Информационная избыточность может привести к феномену “навязчивых идей” - мыслей, от которых хочется, но невозможно избавиться. Наконец универсант преобразует свое сообщение в “читабельную информацию”, т.е. адаптированную к тезаурусу получателя информации. Читабельная информация может подменятся “дезинформацией” - ложными сообщениями, которые вводят в заблуждение под видом истинных. Результатом таких информационных процессов становится стремительно развивающаяся “бессвязность мышления” - правильное восприятие частностей, но неспособность к синтезированию частностей в целое. Тогда известные факты не продуцируют мыслей, а нанизываются друг на друга случайным образом, превращаясь в набор отрывочных фрагментов не имеющих смысла. Универсант придает своему сообщению свойства “конкретной информации”, позволяющей ее реализовывать в реальном времени и пространстве. Ее противоположностью является “дезорганизующая информация” - т.е. расстраивающая систему научного знания, разрушающая порядок деятельности, приводящая к развалу планов и программ. Осуществляется подобное поведение методами “научного резонерства”, признаками которого являются абсолютно бессодержательные, бедные мыслью схоластические выступления, облеченные в витиеватую и очень правильную грамматическую форму. На этом этапе сообщение универсанта превращается в “практичную информацию”, которая оценивается по ее действенности в процессе реальной работы. Практичной информации противостоит “развращающая информация”, побуждающая к запрещенным действиям: цель становится всем - средства ничем, неблагие средства используются для достижения благого результата, право истины замещается правом силы и т.д. Распространение развращающей информации порождает феномен “разорванности мышления”, при котором понятия и представления сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Тогда появляются бессовестные ссылки на очевидные истины для выполнения действий, из этих истин не следующих. Сообщение универсанта окончательно преобразуется в “необходимую информацию”, без которой невозможно достижение целей получателя информации. Часто необходимая информация подменяется “дезинтегрирующей информацией”, разъединяющей неразрывно связанное целостное единое множество научных фактов на соперничающие, противоборствующие точки зрения. Выходом из подобной ситуации являются “компульсивные идеи” - нелепые мысли, бессмысленные действия, которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно. Носители компульсивной идеи осознают бессмысленность своих действий, но преодолеть влечение к ним не могут, как алкоголик понимает пагубность своего влечения, но контролировать себя не в состоянии (18,24).
Только в конце перечисленной восьмизвенной цепочки преобразований первоначального Сообщения появляется Информация универсанта - плод большого и кропотливого научного труда. Поэтому Информация универсанта не подвержена ни физическому, ни моральному износу - она вечна, как вечны Законы динамики Ньютона, теоремы математического анализа Лейбница. Время источило каменные дворцы времен Гомера, но не утрачено ни одного слова из поэм Гомера. Только Информация вечна и неизменна.
2.4.2. ВИД смысла деятельности универсанта. Целеобразование.
Венцом деятельности универсанта является способность к целеобразованию. В отечественной психологии целеобразование понимается, как процесс порождения новых целей в деятельности человека. Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из: а) целеполагания, базирующегося на информационно-познавательных процессах общества, переосмысливающего адекватность состояния общества, б) целенаправленности - проявляющейся в характере политических партий, выбирающих направление развития общества, в) целеустремленности - опирающейся на волевые качества лидеров и народов, побуждающих к политическим переменам, г) целесообразности - определяемой реальными психосоматическими возможностями людей достигать поставленную цель. Если целеобразование вообще дифференцировать на целеобразование оперативное, тактическое и стратегическое, то только политическая деятельность имеет своим предметом стратегическое целеобразование общества. Проблема цели, как осознанного образа предвосхищаемого будущего, относится к числу вечных проблем психологии политики.
Современный вариант цивилизации является практической реализацией теоретического проекта политики, который основывается на целеполагании. Рискованность, ошибочность, удачность этого проекта целиком определяется научностью целеполагания. В соответствии с этим проектом человечество движется в неведомое Будущее с опасностью экологических катастроф, перенаселенности, истощения ресурсов и т.п. Целеполагание предполагает наличие "карты" психолого-политических состояний общества, сравнимой по точности и полноте с географическими. Попытки создания такой “карты” возобновляются в каждом новом поколении универсантов. Ранее их предпринимали выдающиеся авторы: Антифон, Сократ, Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Руссо, Макиавелли, Тард, Ломброзо, Бехтерев и др. Значение политики заключается в том, что именно она на основе научных данных определяет точку начала координат Х=0, У=0 в пространстве психолого-политических состояний общества. И в зависимости от этой точки одни политические факты и действия приобретают позитивный смысл, а другие негативный.
Целеполагание дает начало психологии целенаправленности - выбору направления развития общества, перехода из неудовлетворительного психолого-политического состояния общества (точки Х1,У1) в состояние удовлетворительное (в точку Х2,У2). Целенаправленность рисует образ желаемого Будущего, к которому устремляются мечты народов, ради которого совершаются подвиги политических лидеров. Концепция будущего - причина яростных политических споров, вооруженных конфликтов, покушений, правительственных переворотов. Тайна будущего - содержание всех идеологических учений, существо взаимной интеллектуальной экспансии в средствах массовой информации.
Целенаправленность порождает целеустремленность, которую Р.Акофф и Ф.Эмери определили, как способность объекта действовать целеустремленно, т.е. продолжать преследовать одну и ту же цель, изменяя способы преследования при изменении внешних условий (Акофф Р., Эмери Ф.,1974). Такое упорство возможно при наличии достаточных ресурсов: 1) сырьевых, 2) энергетических, 3) финансовых, 4) технологических, 5) информационных, 6) организационных, 7) интеллектуальных, 8) человеческих.
(Проблема политической целеустремленности заключается в том, что для достижения целей политики общество настойчиво применяло физические средства модификации поведения людей, начиная с теории света до пороха, от паровой машины, электрического тока до динамита, от открытия рентгеновских лучей, радиоактивности, расщепления атома до атомной и водородной бомбы. Подобной целеустремленности не наблюдалось в исследованиях политической психологии человека. Если не брать в расчет методов манипуляции сознанием человека извне за счет средств массовой информации, развития психофармакологии и т.п. Достижения в области психологии развития общества за счет внутренних ресурсов человека (его интеллектуальной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы) несравненно малы рядом с достижениями физики, химии, биологии по преобразованию материального мира. Между тем движущей силой политической целеустремленности является человеческий ресурс, его психологические параметры - он будет главной надеждой и опорой политики в Информационном веке).
Конец ХХ столетия знаменуется трудной переоценкой реальности достижения целей современной цивилизации. Не все политические проекты признаются правильными и бесспорными. Некоторые проекты оказались неосуществленными из-за своей нецелесообразности, хотя были обеспечены исследованиями на целеполагание, целенаправленность и целеустремленность. Целесообразно то, для осуществления чего хватает времени. Например, никто не пытается сегодня предпринимать межпланетный полет к звезде Альфа Центавра потому, что даже с недостижимой сегодня скоростью 3000 км/сек, он длился бы 4260 лет. Нечто подобное происходит в политической жизни: проекты реформирования общества должны быть соотнесены со временем, которым располагают реформаторы (18,24).
Анализ уставов многочисленных политических партий России показывает, что большинство из них не являются политическими в буквальном смысле слова из-за отсутствия в них четкого целеобразования (25). Способность к такой выдающейся деятельности, как целеобразование достигается только в результате воспитания универсантов как научно-общественных деятелей национального и международного масштаба.
Заключение
Б.Г.Ананьев мечтал о всестороннем описании Человека. Создав труд “Человек как предмет познания”, он продолжил российскую традицию Ушинского, автора “Человека как предмета воспитания”. Это можно понимать, как предложение продолжать серию изучения “Человека как.....”. Среди других фундаментальных отношений человека с миром одной из самых актуальных представляется “Человек как предмет политики”, “Человек как предмет власти”... Без такого описания, и без подготовки университетских кадров в области научной политики никакие стабилизационные процессы в обществе невозможны.
Пока трудность заключается в том, что законы механики Ньютона признаются обязательными для манипулирования с физическими объектами, законы Ома и Кирхгофа обязательны для передачи электрического тока, но не все согласны, что Законы Политики обязательны для управления обществом. Недоверие к научной политике сравнимо с былым недоверием к полетам аппаратов тяжелее воздуха.
Для сомневающихся в необходимости перехода от радикальной анти-политики к научной политике полезно вспомнить эпизод дискуссии, происходившей в Актовом зале Петербургского университета в 1906 году между студентами историко-филологического факультета Н.В.Крыленко и А.А.Виленкиным. Когда дискуссия стала приобретать научный характер, Крыленко прервал ее, предложив Виленкину “попить чаю”. Закончивший университет и тяготевший к научной политике А.А.Виленкин, стал военным комиссаром Временного Правительства, но был расстрелян его политическими оппонентами осенью 1918 года. А закончивший (?) Харьковский университет и тяготевший к радикальной анти-политике с криминальным подтекстом Н.В.Крыленко (эпизод расстрела Генштаба русской армии и др.) стал первым советским Верховным Главнокомандующим, и тоже был расстрелян своими соратниками через 20 лет в 1938 году. Радикальная анти-политика, порождающая чудовище криминального политического террора (ныне ласково именуемого “беспределом”), пожирает своих создателей с такой же неизбежностью, как и их действительных и выдуманных врагов.
Это напоминает, что политическая власть - самая грозная энергия, благадаря которой общесмтво живет, но от которой может и погибнуть. Когда пришла нужда, то человечество бросило все силы на исследование сил тяготения, электричества, магнетизма, радиации и пр. Демографическая и ресурсная ситуация на планете подошла сегодня к тому пределу, когда все силы должны быть брошены на поиски психологических законов политической власти. Точно так, как когда были брошены все силы на создание ядерного и термоядерного оружия. Ресурсы открытые физиками, химиками, биологами, геологами становятся угрожающе недостаточными для жизнеобеспечения общества.
Есть только один выход из положения: приступить к подготовке профессиональных политиков в российских университетах. Не упрощать технологии этой подготовки, отдавая себе отчет в ее чрезвычайно сложности. Поручить или, по крайней мере, разрешить университетам разработку политических проектов для России, как объектов строгого научного исследования и доказательства. Изучить Человека как предмет Политики. Очень надеюсь, что Б.Г.Ананьев одобрил бы эту идею.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М. 1980.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
4. Анисимова Т.В. Политическая психология. Методические указания. СПб., 1992.
5. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1898.
6. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
7. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии, как объективной науки. СПб., 1911.
8. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1923.
9. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.
10. Ганзен В.А. Системный анализ мышления // Вестн. Ленингр. ун-та. 1990. Сер.6. Вып.1.
11. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
12. Ганзен В.А., Юрьев А.И. Психологическое описание труда для целей трудового воспитания. // Вестн. Ленигр. ун-та. 1985. N6, С. 51-59.
13. Ганзен В.А., Юрьев А.И. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации // Вестн.Ленингр. ун-та. 1987. Сер. 6. Вып.1. С.50-59.
14. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога. В кн. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990., с.264-271.
15. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект.// В кн. Человек, наука, производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М., Ч.1., Спб, 1992., с.18-32.
16. Основы вузовской педагогики. Под ред. Кузьминой Н.В., Л., 1975.
17. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
18. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, 1992., 228 с.
19. Юрьев А.И. Психологические проблемы обеспечения труда человека в СЧТС. // В кн. Эргономика. Ред. А.А.Крылов, Г.В.Суходольский. Л., 1988. С.45-74.
20. Юрьев А.И., Филимоненко Ю.И., Васильев В.К. Политическая психология. // Вестн. С.-Петербург. ун-та. 1991, Сер. 6.Вып.4., С. 35-43.
21. Юрьев А.И. Классификация и диагностика отрицательных праксических состояний. // Вестник Ленингр. ун-та, 1983., N23., Вып.4, с. 83-88.
22. Юрьев А.И., Юрьева М.А. Психология политоценоза (сосуществования политических партий). В сб. докладов ХУ111 Всемирного конгресса по политической психологии (25-29 июля 1995 года, Вашингтон, США.), 31-34.
23. Юрьев А.И. Выборы глазами политического психолога. В журн. Власть., 1996, N4., с.15-24.
24. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. Дисс. на соиск. ученой. степени . д. психол.наук. Спб, 1997.
25. Юрьев А.И. Классификация политических партий России. В журн. Власть., 1997, 7, с. 17-28.
26. Bunzel J.H. Anti-Politics in America. N.Y., 1967.
27. Lane R.E. Political man. N.Y.,1972.
28. Hampden-Turner C. Radical man. N.Y., 1971.
29. Great Speeches for criticism&analysis. Ed. Rohler L.E., Greenwood, Indiana., 1988.
30. Юрьев Александр Иванович, заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор психологических наук. Российские универсанты и политика.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.