Класс развития универсанта отличается от класса развития в других системах педагогики. Университетская традиция делать умозаключения, исходя только из истинности - ложности фактов, переносится универсантом на формирование своей личности, индивидуальности. Развитие универсанта в большей степени является продуктом его личного труда, нежели влияния внешних авторитетов. Глубина понимания проблем, оригинальность решений, нетривиальность выводов, независимость мнения выводит универсанта из круга формирования регаламентированных личностей и вынуждает самого определять себя, свое место в мире и отношения с другими людьми (M. Buber, 1958, Prescott Lecky, 1945, A. Maslow, 1964, G.Allport, 1961, H.S. Sallivan, 1953). Только таким образом создаются условия для формирования единичной индивидуальности, личности универсанта.
В большинстве замечательных высших учебных заведений формирование личности и индивидуальности определяется требованиями профессии, верности долгу. Там решающее значение имеют внешние влияния, регламент профессии (служебные уставы, должностные инструкции, профессиональные нормативы поведения и др.). Там тоже есть совершенно замечательный класс развития, но совершенно иного характера. Обязанность отстаивать свое видение мира, свои решения вынуждают универсанта искать и “строить” свое неповторимое Лицо.
Универсанта отличает развитый самоконтроль - т.е. собственный выбор правил и моделей поведения, санкционируемых запретов, и постоянное слежение за степенью рассогласования между избранными эталонами поведения и своими поступками. Формы самоконтроля универсанта традиционно базировались на осознании и понимании природы эталонов поведения. Форма самоконтроля заключались в ведении личного дневника, откровенной аналитической переписке с друзьями, исполнении личных планов достижений и т.п. В качестве эталонов поведения для универсантов всегда выступали выдающиеся ученые (Никифоров Г.С., 1977, K.Horney, 1950, R.White, 1959). Особенно заметна в универсанте склонность к саморегуляции - собственноручному выбору для себя социальной роли с обязательным выполнением предписанных для нее прав и обязанностей. Социальная роль может быть оригинальной, но хорошо обоснованной этически и исторически. Саморегуляция избавляет универсанта от потерь в процессе борьбы мотивов, свойственной ему, как каждому человеку. Следование избранной роли предполагает огромные психологические усилия, но саморегуляция помогает преодолевать искушения, уводящие от избранной роли ученого и общественного деятеля (Ядов В.Я., 1987, J.Rof-Carballo, 1952, E.Fromm, 1947, C.Rodgers, 1961). Ведущим признаком универсанта является самоуправление - он сам избирает в огромном спектре материальных, моральных, этических, эстетических, интеллектуальных ценностей свои, личные. И он неуклонно им следует, выполняя свое универсантское предназначение. Человеку, избравшему судьбу деятеля государственного и мирового масштаба, приходится быстро и безапелляционно маневрировать среди массы возможностей легкого достижения целей неуниверсантского характера. Внешнее управление спасти от влияния примитивных ценностей не в состоянии - только самоуправление решает эту задачу (E.Erikson, 1964, B.Boelen, 1964.) Универсант не может сформироваться вне самовоспитания - развития своей личности и индивидуальности для выполнения лично поставленной научно-общественной роли. Только так универсант решает для себя проблему высшего уровня - определения той цели, “к которой человеку следует стремится”. Цели универсанта редко совпадают с целями большинства общества. Универсант сам формулирует проблемы, которых его партнеры не замечают. Отказывается от традиционных решений, если они ошибочны и т.п. Не поддается соблазну легкого обогащения, удовлетворение самолюбия и пр. Исследовательская деятельность универсанта, как правило, выполняется на инициативной основе, часто вопреки одобрению окружающих людей (R.Blake, 1964, T. Kroeber, 1967, H.Guntrip, 1963)..
Труд Кеплера, вычислявшего ночью орбиты планет, не поощрялись ни его семьей, ни посетителями пивной, где он днем разносил пиво. Но без этого трудно себе представить современную астрономи, космонавтику, наше знание Вселенной таким, что позволяет Человеку считать себя венцом мироздания. Универсант должен обладать таким уважением к своей деятельности и к себе, которые намного превосходят то уважение, которое ему может оказать общество.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.