ТИП развития универсанта. Мотивы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тип развития характеризует наиболее глубинные психолого-педагогические процессы, приводящие к подготовке людей принципиального различного жизненного предназначения. Тип означает такую модификацию природных потребностей человека в социально-приемлимые мотивы общественного поведения, которая позволяет ему исполнять совершенно определенные социальные роли в научно-политической жизни страны и мира ( Леонтьев А.Н., 1984, Асеев А.Г., 1976, Хекхаузен Х, 1986, A.Maslow, 1954)) . Эту задачу приходиться осознанно или интуитивно решать всем людям, вольно или невольно вовлеченным в процесс воспитания или самовоспитания. С типом активности связана проблема “биологизации поведения”, длительное время обсуждавшейся в советской науке, и к которой, очевидно прийдется вернуться современной российской психологии. Время Реформации дало столько фактического материала, чтобы сильно озадачиться “вскипанием” в современном человеке в определенных условиях совершенно диких животных инстинктов и поступков. Учитывать этот феномен чрезвычайно важно для формирования психологии универсанта.

Потребности человека имеют множество классификаций, но в данном случае использовалась классификация автора (3). По потребностями понимались четыре неосознаваемые базальные, первичные факторы динамизации поведения человека:

1. Потребность в сохранении жизни (безопасность, защита от боли, страха, гнева, голода, холода и пр.), 2. Потребность в продолжении рода (любовь, нежность, признание, эмпатия, самоотверженность и др.) 3. Потребность в сотрудничестве (самоактуализация, самоуважение, достижение, идентификация и т.д.), и 4. Потребность в ориентации (понимание, осмысление, знание, представление о месте, времени, своем состоянии и отношении к себе других людей).

Все вместе они обеспечивают жизнеспособность человека, и поэтому природа создала непреодолимую защиту потребностей от внешних влияний. Однако, при грамотной работе на основе потребности в сохранении жизни формируется мотив достижения, проявляющийся в непрерывном, одобряемом обществом развитии, самосовершествовании, усилении своих способностей. За счет их и совместно с другими людьми создаются все новые и новые элементы безопасности (запасы, резервы, маршруты, средства передвижения, обнаружения, лечения, поражения и пр.). На базе потребности в продолжении рода развивается мотив созидания. Его признаками является стремление к строительству, обустройству, стабильности, творчеству и др. (жилища, производство, запасы, безопасность детей, развитие культуры, вообще, государственность.). Потребность в общении трансформируется в мотив сотрудничества, который проявляется в необходимости совместного производства, проживания, развлечений, обмена опытом и т.д. (население городов и поселков, трудовые коллективы, научные и общественные объединения, системы связи, единые нормы поведения и м.д.). Потребность в ориентации сродни потребности в пище и воздухе: слепой, глухой человек в незнакомой местности абсолютно беспомощен. Потребность в ориентации перерастает в мотив координации своего поведения с поведением других людей. Он стоит за стремлением предвосхищать то, что произойдет в следующий момент, точно знать, что находится за поворотом, за горизонтом. Это основа для развития науки, образования, путешествий, распространения информации и др.

В подтверждение этого можно вспомнить мощнейшие общественно-политические мотивы деятельности Коперника, Я.Гуса, погибших на костре, и преодолевшими природную потребность в жизни. Сила Истины для интеллектуала многократно сильнее силы страха, боли, смерти (18). Формирование мощных социально-ориентированных мотивов приводит к полному растворению в них биологических потребностей индивида. Но процесс формирования человеческой мотивации на базе его потребностей таит множество проблем и нерешенных задач.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 157.