Одним из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности Правительства, решения вопросов, входящих в его компетенцию, является правильная, оптимальная организация его работы. В статье 113 Конституции установлено, что Председатель Правительства организует его работу. Правовую основу организации деятельности Правительства составляют Конституция, Федеральный конституционный закон «О Правительстве», Регламент Правительства и другие нормативные акты. Председатель Правительства распределяет обязанности между собой и заместителями, в том числе первыми, назначает на время своего отсутствия исполняющего обязанности Председателя Правительства, осуществляет общее руководство Аппаратом Правительства.
В вышеназванном Федеральном конституционном законе урегулированы вопросы о порядке деятельности Правительства РФ, в том числе организации его деятельности. Можно выделить некоторые важнейшие положения и нормы, касающиеся организации работы данного органа. Прежде всего, к ним относятся вопросы, решения по которым принимаются на заседаниях Правительства, то есть коллегиально. Это находящиеся в рамках конституционно закреплённой компетенции Правительства вопросы, в частности, подготовки и исполнения федерального бюджета, финансовой и кредитной политики, о программах экономического и социального развития; решения о внесении предложений об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, в сфере заключения международных договоров и другие[7].
Весьма значимым элементом статуса Правительства является полномочие координировать, объединять и направлять (в пределах своей компетенции) деятельность преобладающей части министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В этих целях Правительство утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, определяет порядок создания и деятельности территориальных органов названных федеральных органов, назначает и освобождает от должности заместителей: министров и руководителей преобладающей части иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов коллегий названных органов.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрел такой важный орган, как Президиум Правительства Российской Федерации.
В редакцию Федерального конституционного закона от 31.12.97 года в статье 29 предусмотрено, что для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.
Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.
Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.
Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.
Первостепенное значение для эффективной организации деятельности Правительства РФ имеет его Регламент, согласно которому Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
Планирование и организация работы Правительства. Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путём принятия программы действий Правительства на определённый период, комплексного плана по её реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства.
Работа Правительства, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определённый период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, поквартально. Члены Правительства планируют свою деятельность по согласованию с Председателем Правительства, его заместителями с учётом участия в мероприятиях, проводимых Президентом РФ, в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, Палат Федерального Собрания РФ межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях.
Планирование заседаний Правительства. Вопросы для рассмотрения на заседаниях Правительства определяются исходя из полномочий Правительства в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства.
План заседаний Правительства на очередной квартал включает в себя:
· календарь рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства;
· перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства в очередном квартале;
· перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале.
По каждому вопросу и законопроекту указываются федеральные органы исполнительной власти, ответственные за его подготовку.
Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за месяц до начала очередного квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ, программ и планов Правительства предложения, содержащие:
o наименование вопроса и основание необходимости его рассмотрения на заседании Правительства;
o общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса;
o форму решения Правительства;
o перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Правительства.
Организация работы членов Правительства. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и актами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Председатель Правительства систематически проводит совещания с заместителями Председателя Правительства, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает проведение членами Правительства мероприятий на текущий период.
Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.
Председатель Правительства и его заместители рассматривают разногласия, возникающие при подготовке решений Правительства. В случае необходимости Председатель выносит рассмотрение таких разногласий на заседание Правительства.
Порядок подготовки и проведения заседаний Правительства. Очередные заседания Правительства проводятся по утверждённому плану в определённый день недели, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.
Заседание Правительства считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Правительства.
Вопросы на заседаниях рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится данный вопрос, а при невозможности его участия – лица, его замещающего.
Заседания Правительства проводятся под руководством Председателя Правительства. В его отсутствие заседания проводит один из заместителе Председателя. Заседания Правительства и его Президиума могут проходить под председательством Президента Российской Федерации.
На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства.
На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов – до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут.
Порядок оформления решений, принятых на заседаниях Правительства. Решения Правительства, принятые на заседаниях Правительства, оформляются протоколом.
В случае необходимости доработки проектов постановлений и распоряжений Правительства, иных рассмотренных на заседании актов, по которым высказаны предложения и замечания, Правительство даёт распоряжения соответствующим федеральным органам исполнительной власти и при необходимости образует в установленном порядке рабочие группы.
Руководители федеральных органов исполнительной власти или лица, возглавляющие указанные рабочие группы, организуют и обеспечивают доработку проектов и их внесение в Правительство в установленные сроки. Если эти сроки официально не оговариваются, то доработка проектов осуществляется в срок до 10 дней.
Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов. Внесение проектов актов. Правительство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издаёт постановления и распоряжения.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
Правительство принимает также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Правительство рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных законов, которые вносятся Правительством Президенту РФ или в Государственную Думу.
Правительство в срок не более 1 месяца рассматривает внесённые в установленном порядке законодательными или исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по предметам ведения Российской Федерации и субъектов РФ и информирует указанные органы о результатах рассмотрения.
Проекты распоряжений и постановлений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.
В письме о внесении проекта указывается основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Оно подписывается членом Правительства, руководителем государственного органа или его заместителем.
Проекты постановлений Правительства и иных актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства, поручениям Председателя Правительства и его заместителей разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации.
Проекты распоряжений и постановлений Правительства, предусматривающие расходы за счёт средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве. Подготовка и рассмотрение внесённых в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства.
При подготовке указанных проектов к рассмотрению в Правительстве Аппарат Правительства руководствуется федеральным законодательством, Регламентом, Положением об Аппарате Правительства РФ, а также инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства РФ.
Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, внесённые в установленном порядке без разногласий, докладываются Председателю Правительства или его заместителям.
Аппарат Правительства производит экспертизу проекта и его оснований, а также необходимую проработку и редактирование текста. Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней – предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом.
Координационные и совещательные органы, образуемые Правительством. Координационные органы, образуемые Правительством для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определённого круга задач, именуются комиссиями.
Совещательные органы, образуемые Правительством для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера, именуются советами.
Образование, реорганизация и ликвидация советов и комиссий, утверждение их руководителей, состава и определение задач осуществляется Правительством.
В состав комиссий и советов в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в их совместном ведении, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти. В состав комиссий и советов могут включаться также (по согласованию) представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, учёные, специалисты и общественные деятели.
Сфера деятельности и полномочия комиссий и советов определяются решениями об их образовании или положениями о них. Указанные решения и положения могут предусматривать обязанность рассмотрения комиссией или советом проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, по вопросам сферы их деятельности до внесения этих проектов на рассмотрение Правительства или до издания ведомственных актов органами исполнительной власти, представленными в комиссии или совете.
Решения комиссий и советов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства, которые вносятся в Правительство в установленном порядке.
Законопроектная деятельность Правительства. Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ. Программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.
Планы законопроектной деятельности формируются Правительством на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций.
Предложения по планам законопроектной деятельности, а также сопроводительные материалы к проектам иных актов, предусматривающих разработку законопроектов, должны содержать по каждому из них:
a) основания необходимости принятия закона;
б) концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;
в) этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей - разработчиков законопроекта.
Чрезвычайно важен Аппарат Правительства Российской Федерации.
Он действует на основании Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации.
Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.
Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства - заместителем Председателя Правительства или федеральным министром[8].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.