МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ.
ВОРОНЕЖ – 2008
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I .Правительство РФ в системе федеральных органов исполнительной власти………………………………………………………………….5
§1.Основы административно-правового статуса Правительства РФ…………………………………………………………………………………5
§2.Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ……………………………………………………… …………… …………..6
Глава II .Структура Правительства РФ……………………………………...8
§1.Порядок назначения Председателя Правительства РФ……… ……. ..8
§2.Состав Правительства РФ……………………………………… …… …10
§3.Организация деятельности Правительства РФ……………… ….. .…11
Глава III .Задачи Правительства РФ……………………………………...…19
§1.Компетенция Правительства РФ………………………………… …… 19
§2.Полномочия Правительства РФ……………………………… ...……. .20
§3.Задачи Правительства РФ на современном этапе…………… . … …. .29
Заключение…………………………………………………………… . ……..30
Список используемой литературы………………………………………..31
Введение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации, как орган государственной власти, является фактором развития российского общества. А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества. Цель курсовой работы – изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач.
Первоочередная задача – определить правовой статус Правительства Российской Федерации. Прежде всего здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти и является коллегиальным органом. Также здесь необходимо дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой.
Также в курсовой работе требуется охарактеризовать порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.
Не менее важным является рассмотрение состава Правительства Российской Федерации. Тут следует отметить новшество Конституции Российской Федерации 1993г., в соответствии с которой в состав Правительства Российской Федерации помимо Председателя и его заместителей входят только федеральные министры, а в соответствии с Указом Президента России от 30 сентября 1992г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров - Правительства Российской Федерации входили также председатели государственных комитетов РФ.
Следующая задача – изучение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи.
На заключительном этапе курсовой работы следует особенно подробно остановиться на изучении задач Правительства Российской Федерации. Для начала – рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. И самое главное - необходимо определить задачи Правительства Российской Федерации на современном этапе. Важность заключается в том, что на основе современных задач можно найти наиболее эффективную модель Правительства, актуального на данном этапе развития Российского государства.
В связи с актуальностью данной темы на современном этапе ей посвящено много монументальных трудов и статей известных публицистов. Среди авторов работ по данной теме можно назвать таких известных учёных как Рыбаков А.В., Казанчев, Бельский К.С., Бабич, Кузмичёв, Бахрах Н.Д, Глазунова Н.И. и т.д.
В курсовой работе обосновываются важнейшие направления и технологии осуществления реформ в направлении Правительства Российской Федерации, рационального распределения статусных ролей и полномочий между Председателем Правительства Российской Федерации, его заместителями и иными членами Правительства Российской Федерации.
В данной курсовой работе я постараюсь проанализировать деятельность Правительства Российской Федерации на макрополитическом уровне, выделить основные структурные звенья и задачи, поставленные обществом и государством перед Правительства Российской Федерации и на основании сделанных выводов определить эффективную модель Правительства.
Состав Правительства РФ.
В состав Правительства включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения; труда и социального развития; по атомной энергетики и ряд других федеральных министерств.
Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения, которые служат целям обеспечения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти – Федеральная служба безопасности и другие.
В соответвии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет пять заместителей, в том числе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра сельского хозяйства Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации[6].
Заключение.
Используемые в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы.
Основу статуса и деятельности Правительства Российской Федерации составляют конституционные положения – глава 6, ст. 110 – 117 и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» №3 от 17 декабря 1997.
Правительство Российской Федерации – совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя, консолидирующий все органы исполнительной власти. Именно такое понимание заложено в ст. 110, ч. 1. Его упразднение означает упразднение самой исполнительной власти.
Правительство – высший орган исполнительной власти. Впрочем, единая исполнительная власть как вертикальная ветвь должна иметь логическое завершение сверху донизу. Пока это не обеспечено ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом о Правительстве РФ, ни указами Президента. Более того, Указом «О мерах по укреплению системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября 1994г. Президент ввёл подчинённость глав администраций субъектов Российской Федерации по предметам её ведения и совместного ведения – не Правительству, а Президенту. Это было явным превышением объёма полномочий Президента, но и эта мера не укрепила вертикальную ветвь исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность Правительства – коллегиальная (с Председателем уходит весь состав Правительства). В состав Правительства входят заместители Председателя – первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.
Участие в законодательной деятельности, исполнение законов, нормотворческая деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней политики – основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.
Конституция РФ предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства в следующих формах.
Ø Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.
Ø Парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Ø Образование Счётной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (при участии и Совета Федерации).
Ø Отчёт Правительства об исполнении федерального бюджета.
Ø Назначение уполномоченного по правам человека, деятельность которого связана с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека.
Подводя итог, следует отметить, что оптимальное сочетание структуры и задач Правительства является залогом успешного функционирования не только Правительства Российской Федерации, но и исполнительной власти в целом. Последнее в свою очередь предопределяет нормальное развитие государства и общества.
Список используемой литературы.
1. Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».//СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
3. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».// СЗРФ. 1996. №34. Ст.4081.
4. Указ Президента РФ от 23.08.1998г. «О Правительстве Российской Федерации». // СЗРФ. 1998. №37. Ст.4120
5. Указ Президента РФ от 22.09.1998 г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // СЗРФ. 1998. №40. Ст.4358
6. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. - Ростов-на-Дону. «Феникс». 1997г.
7. Бабич А.И., Кузмичёв В.А. Кризис исполнительной власти.//Независимая газета, 1997г.
8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное Право РФ - М., 1996г.
9. Баглай М.В. Конституционное Право РФ - М., 2002г.
10. Козлов Н. С. Исполнительная власть: Правительство РФ.//Вестник МГУ, серия «Право»,1993г., №3.
11. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. - М., 1996г.
12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. - М., 1999г.
13. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. - М., 1996г.
14. Рыбаков А. В. Исполнительная власть как фактор развития российского общества.//Власть, 2002г., №12.
[1] СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
[2] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное Право РФ - М., 1996г.
[3] Баглай М.В. Конституционное Право РФ - М., 2002г.
[4] Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993г.
[5] Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. - Ростов-на-Дону. «Феникс». 1997г.
[6] Указ Президента РФ от 23.08.1998г. «О Правительстве Российской Федерации». // СЗРФ. 1998. №37. Ст.4120
[7] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».//СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
[8] Коренев А.П., Богатов Д.Ф.Административное право. Альбом схем. – М., 1996г.
[9] Козлов Н. С. Исполнительная власть: Правительство РФ.// Вестник МГУ, серия «Право»,1993г.,№3
[10] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.
[11] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712
[12] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
[13] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.
[14] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. « О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
[15] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.
[16] Положение от 18.03.1992 г. «Об определении пообъектного состава федеральной собственности. Государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».// СЗ РФ. 1992. №11. Ст. 1245
[17] Закон Российской Федерации от 24.09.1992г. «Об обороне».// СЗ РФ. 1992. №42. Ст.3981
[18] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.
[19] Федеральный конституционный закон от 17.12. 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
[20] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г.
[21] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.