Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конституция Российской Федерации 1993г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти. Следует подчеркнуть ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных положений, касающихся исполнительной власти в целом.

Первое – это осуществление государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Второе – это нормативное положение ст. 11 Конституции об осуществлении в Российской Федерации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами Российской Федерации. Из смысла данной, а так же предыдущей, 10-й статьи, вытекает, что в Российской Федерации серьёзно расширился круг органов государственной власти. К ним теперь относятся представительные, исполнительные и судебные органы. А по Конституции 1978г. к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.

Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обуславливает вывод, основанный на ст.3. ч.2 Конституции: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.

Последовательное проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978г. Решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство – только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

И ещё несколько слов об одном нововведении, имеющем отношение к характеристике Правительства и исполнительной власти в целом. В Конституции 1993г. нет термина «государственное управление», который реже встречается и в текущих нормативно-правовых актах. Указанный термин, ранее широк использовавшийся, не имел чёткого юридического содержания, отличался некоторой расплывчатостью, поэтому по-разному трактовался государствоведами, административистами, специалистами в области теории управления. Ясные и чёткие термины «исполнительная власть», «система исполнительной власти», «органы исполнительной власти» корреспондируют концепции разделения властей, являющейся одной из теоретико-правовых основ Конституции 1993г.[2]

Давая общую характеристику Правительству РФ как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо выделить его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обуславливаются и подчёркиваются одновременно характер, степень охвата, объём регулирования и изучения таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство РФ в частности.

Во-первых, в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ речь идет об осуществлении Правительством исполнительной власти Российской Федерации, то есть о реализации данной власти в рамках Российского федеративного государства

Во-вторых, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, а также обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти.[3]



Глава II .Структура Правительства РФ.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 157.