ОАО "Авангард-Лизинг" - универсальная лизинговая компания, оказывающая услуги лизинга производственно - технологического оборудования, транспорта и недвижимости. ОАО "Авангард-Лизинг" работает на российском рынке с конца 1999 года и входит в число крупнейших лизинговых компаний России. Компания занимается как классическим финансовым лизингом, когда предметом лизинга является высокотехнологичное, ликвидное оборудование или техника, так и финансированием крупных проектов по строительству и техническому оснащению производственных комплексов. В первой половине 2008 года объем лизингового портфеля превысил $1 264,8 млн. Заключено 208 договоров лизинга различного оборудования и недвижимости. [17]
Финансовым гарантом компании "Авангард-Лизинг" является ОАО АКБ "АВАНГАРД". Банк значительно расширил сотрудничество с международными финансовыми организациями. Благодаря этому активно развивается программа лизинга импортного технологического оборудования с привлечением западного финансирования под гарантии экспортных кредитных агентств (ЭКА) стран Европы и США.
Общая стоимость оборудования, переданного в лизинг с привлечением финансирования под гарантии ЭКА, составляет около $355 млн. Данная программа позволяет предприятиям среднего бизнеса получить западное финансирование и существенно снизить стоимость модернизации основных фондов. Репутация, заработанная компанией на международных финансовых рынках позволила ОАО "Авангард-Лизинг" привлечь несвязанный синдицированный кредит западных банков на сумму около 100 млн евро (150 млн швейцарских франков) сроком на 5 лет. В синдикации участвовали такие банки, как CREDIT SUISSE, BAYERISCHE LANDESBANK и NORDKAP BANK AG. Средства направлены на финансирование новых лизинговых проектов компании. Имея возможность привлечения несвязанных дешевых ресурсов напрямую от западных банков, ОАО "Авангард-Лизинг" планирует существенно улучшить для клиентов условия лизинга по таким направлениям, как лизинг вагонов, недвижимости и прочей техники и оборудования отечественного производства, под которую раннее не было возможности привлекать дешевые ресурсы.
В 2007 г. рынок лизинга в России показал рекордные темпы роста. Объем нового лизингового бизнеса, по оценкам «Эксперт РА», увеличился по сравнению с 2006 г. на 165%, объем профинансированных средств — на 184% (в 2006 г. — на 84 и 90% соответственно (см. «Детали» на стр. 21). В регионах результаты скромнее (все-таки самые крупные сделки заключаются в Москве), но также достаточно высокие. По данным того же «Эксперт РА», в Урало-Западносибирском регионе объем профинансированных средств за 2007 г. вырос почти вдвое, а объем нового бизнеса — в 2,3 раза. Резервы для развития рынка колоссальны: степень изношенности основных фондов во всех отраслях экономики высока, а доля лизинга в ВВП и инвестициях в основные средства по сравнению с развитыми странами незначительна — 2,1 и 11% против 5 и 30% соответственно (данные Discovery Leasing Advisory Services за 2007 г.). Однако ряд экспертов не ожидает бурных показателей роста по итогам 2008 г. Причина — мировой кризис ликвидности. Некоторые игроки уже снизили объемы финансирования сделок из-за недостатка кредитных ресурсов. В этом году рынок увеличится не более чем на 30-40%: «Сейчас горячие головы в минфине считают, что в российской экономике идет перегрев, поэтому действия правительства направлены на уменьшение денежной массы. В частности, предпринимаются меры по увеличению нормативов банковского резервирования при кредитовании. Безусловно, это снижает активность кредитных организаций, что сказывается в том числе на развитии лизингового бизнеса». Впрочем, есть другая точка зрения: рынку удастся сохранить прошлогодние темпы роста. Есть две главные причины. Во-первых, рынок продолжает расти изнутри, малый и средний бизнес с каждым годом все активнее использует механизм лизинга для обновления основных фондов. Вторая причина — увеличение участников рынка. Ежеквартально на Южном Урале начинают работу 2-3 новых игрока. Они не только отвоевывают уже существующую клиентскую базу у конкурентов, но и предоставляют услуги новым клиентам.[18]
Строительный бум увеличил спрос на лизинг спецтехники. По оценкам экспертов, в Челябинской области работает порядка 40 лизинговых компаний. Из них активную рекламную деятельность ведут лишь около 20 игроков. Подавляющее большинство операторов рынка — это универсальные компании, работающие с различными видами имущества, причем в основном они ориентированы на сегмент среднего и малого бизнеса. Крупные градообразующие предприятия требуют минимальных ставок и, как правило, работают с иностранными компаниями-нерезидентами, поясняют эксперты. Впрочем, деление на клиентские сегменты считает весьма условным. Крупный завод может взять тягач с прицепом за 3 млн руб., а малое предприятие — недвижимость за 15 млн руб. Несмотря на то что трудозатраты лизингодателя как на крупные, так и на мелкие сделки одинаковы, некоторые компании берутся и за сравнительно недорогие проекты: например, в «Уралпромлизинге» минимальная сумма сделки составляет 240 тыс. руб., в филиале РК «НОМОС-лизинг» — 500 тыс. руб. (для сравнения, в представительстве ОАО «Росдорлизинг», ориентированном на работу с крупными корпоративными клиентами, — 3-5 млн руб.). Готовность рассматривать суммы и меньше 500 тыс. руб., все зависит от перспективы работы с лизингополучателем. Если «ГАЗель» за 200 тыс. руб. не предел мечтаний клиента, а только первый шаг, нам интересно такое сотрудничество. Был случай, когда мы оформляли сделку на 140 тыс. руб., а следом клиент взял в лизинг имущество на пару миллионов.
В 2007-2008 гг. лизинговые компании, работающие на Южном Урале, начали активнее заниматься инвестиционными проектами. Так, филиал ЛК «УРАЛСИБ» профинансировал оснащение завода по производству полистирольных блоков, «Уралпромлизинг» — установку оборудования для цеха розлива питьевой воды, в филиале «НОМОС-лизинга» закупили технику на сумму более 16 млн руб. для полиграфической компании. Компания «Халык-Лизинг» в этом году профинансировала два крупных проекта, стоимость договоров составила свыше 210 и 70 млн руб., в обоих случаях речь шла о создании специализированной компании-перевозчика. Такие сделки более рискованные, они требуют глубокой оценки бизнеса клиента и самого проекта, так как лизингополучатель платит лизинговые платежи не за счет текущей прибыли, а из доходов, полученных от эксплуатации приобретенного в лизинг имущества. С другой стороны, лизинговые инвестиционные проекты более капиталоемкие: стоимость договоров может достигать сотен миллионов рублей.
По оценкам экспертов, наибольшее количество договоров на челябинском рынке в 2007 г. — I полугодии 2008 г. лизинговые компании заключили в сегменте транспортных средств. У ряда игроков портфель по таким сделкам увеличился в 3-4 раза. Причем, если года два назад бум договоров приходился на сегмент легкового транспорта, то сейчас акценты сместились в сторону сделок с грузовыми автомобилями и спецтехникой. По данным РБК, только сектор лизинга строительной и дорожной техники в 2007 г. в России вырос на 122%, почти до $3 млрд. В этом году участники рынка прогнозируют как минимум его удвоение. Клиенты берут в лизинг самый разнообразный транспорт: от большегрузных кранов, которые ввозятся единицами в Россию, до фронтальных погрузчиков, продающихся тысячами по стране[19]
Рынок растет, прежде всего, из-за увеличения объемов дорожного, жилищного и коммерческого строительства, а также из-за высокой степени изношенности парка строительных машин. «В прошлом году мы передавали в лизинг целые передвижные колонны, состоящие из нескольких самосвалов, крана, домиков для персонала, трубоукладчиков, экскаваторов. Лизингополучатели начинают понимать, что качественного скачка при частичной замене парка не происходит и нужно менять всю цепочку, поэтому и приобретают оборудование от и до», — поясняет Андрей Белоглазов.
Увеличивается доля иностранной техники, передаваемой в лизинг: по данным ИД «Коммерсантъ», за 2005-2007 гг. она выросла с 50 до 68%. «В сегменте большегрузного транспорта соотношение зарубежных и отечественных машин сегодня составляет 50 на 50, а вот спецтехника почти вся импортная», — констатирует Игорь Ратников. Все больше лизинговых компаний начинает работать с транспортом китайского производства: его доля в сегменте зарубежных коммерческих машин, по оценкам экспертов, уже достигла порядка 25%. Продукция из КНР стала популярной благодаря широкому ассортименту, быстрым срокам поставок и доступным ценам. «Еще шесть лет назад никто не знал, что в Китае есть автопром, но, как только китайцы вышли на рынок, все это почувствовали. У них самое лучшее соотношение «цена-качество». Например, новый тягач MAN или Volvo стоит 4-5 млн руб., а китайская машина с такими же характеристиками по тоннажу — 2 млн руб.», — свидетельствует Максим Гусер. По его мнению, техника из Китая не вытеснит отечественную и западную, но займет устойчивую нишу в сегменте. Негативное отношение к китайской продукции постепенно нивелируется. «Китайская техника становится все надежнее. Кроме того, появляются специализированные организации, которые начинают поставлять запчасти», — подмечает Андрей Белоглазов.
В дальнейшем эксперты прогнозируют более активное развитие лизинга подержанной техники. Так, в ЛК «УРАЛСИБ» уже работают с бывшими в эксплуатации самосвалами и грузовой техникой западного производства. По мнению Игоря Ратникова, перспектива развития вторичного рынка лизинга связана с большегрузным транспортом, бывшим в употреблении, так как он достаточно надежен. «Кроме того, рост этого сегмента обеспечат компании, которые будут активнее заниматься поставками подержанной техники в Россию», — полагает эксперт.
Второе место по количеству заключенных договоров лизинга на челябинском рынке в 2007 г. заняли сделки по оборудованию. В этом сегменте, по данным лизинговых компаний, наиболее востребованы металлургические, а также машиностроительные и металлообрабатывающие производственные комплексы. В ближайшее время этот сектор лизинга будет активно расти за счет реализации планов по перевооружению ряда южноуральских предприятий, намеченных на 2008-2009 гг. Кроме того, традиционно высоким спросом, как считают участники рынка, будет пользоваться пищевое и торговое оборудование. Перспективны также сектора полиграфической, деревообрабатывающей и телекоммуникационной техники в силу достаточно высокой ликвидности имущества. Будущее сегмента оборудования эксперты связывают с появлением отраслевых продуктов: например, отдельных решений для медицины, строительства, сельского хозяйства.
Постепенно в Челябинске набирает обороты лизинг зданий и сооружений, у которого, по оценкам участников рынка, весьма высокий потенциал роста. По данным Регистрационной палаты, на конец 2007 г. в Челябинской области было заключено 60 сделок по лизингу недвижимости. Пока на российском рынке лизинга объем сделок с недвижимостью составляет только 1% (в западных странах — до 50% всех лизинговых сделок). Главным сдерживающим фактором, по его словам, остается неурегулированное законодательство с точки зрения права собственности на землю, которая не может выступать объектом лизинга. Существует и ряд других проблем, в частности сложности документарного оформления сделки, а также необходимость привлечения долгосрочных ресурсов. Тем не мене если еще год-два назад лизинговые сделки с недвижимостью носили разовый характер, то сейчас многие игроки уже начинают внедрять в этом сегменте специализированные продукты. Например, в компании «Транслизинг» разработали программу по передаче в лизинг офисных помещений: аванс и удорожание снижены в сравнении со стоимостью лизинга на другие виды имущества.
Эксперты выделяют и другие сегменты с хорошим потенциалом. Например, популярные на Западе оперативный, револьверный лизинг, а также полный лизинг для офиса All inclusive, при котором лизинговая компания полностью берет на себя экипировку помещения клиента, пока данные виды лизинговых сделок находятся на начальной фазе развития. Некоторые игроки считают, что будет развиваться генеральный лизинг. В частности, такую сделку планируют в филиале «Халык-Лизинг» (сейчас компания ведет переговоры с одним из крупных предприятий Челябинска). Генеральный лизинг удобен для крупных и средних предприятий, планирующих техническое перевооружение на несколько миллионов долларов. Клиент один раз предоставляет полный пакет документов, затем в рамках оговоренного срока ему достаточно подать заявку. Такая схема существенно экономит время. Так, в компании «Уралпромлизинг» провели уже несколько сделок по передаче в лизинг лифтов и программного обеспечения. Подобный лизинг возможен только для проверенных клиентов, так как сопряжен с большими рисками: лифты, изъять невозможно. Другой диковинкой для рынка стал предложенный в этом году лизинг яхт и катеров компанией BSGV Leasing, В скором времени в работу будет запущен также лизинг вертолетов, так как число заявок неуклонно растет.
В качестве основного источника финансирования сделок участники рынка по-прежнему используют банковские кредиты. Так, в 2007 г. их удельный вес в общем объеме финансирования составил почти 60%. Между тем, из-за последствий мирового кризиса ликвидности стоимость кредитных ресурсов для лизинговых компаний заметно увеличилась. В среднем — на 3-4 процентных пункта (с 11-15% до 14-19%). Стараясь компенсировать расходы, многие лизингодатели в этом году увеличили ставку удорожания для клиентов на 1-3 процентных пункта. Все проекты на кредитных линиях. Снижать комиссионное вознаграждение мы можем только до определенного предела. В некоторых случаях уменьшают комиссионные почти до порога рентабельности, чтобы выиграть тендер, объявленный лизингополучателем (это происходит тогда, когда мы видим перспективы дальнейшего сотрудничества со стабильно работающей компанией). Других инструментов, способных удержать рост годового удорожания при повышении банковской процентной ставки, нет.
Наиболее уязвимыми в условиях кризиса ликвидности оказались маленькие независимые компании. Банки ужесточают требования к заемщикам, поэтому игрокам, чей лизинговый портфель не превышает 500 млн. руб., будет все сложнее привлекать ресурсы. Сегодня в портфеле компании должно быть не менее 1 млрд. руб., только в этом случае бизнес будет более или менее устойчивым. Небольшим компаниям, дабы удержаться на рынке, необходимо закладывать минимум 10% маржинальной прибыли, тогда как игрокам, лизинговый портфель которых составляет несколько миллиардов рублей, достаточно 3%, а если у лизингодателя при этом есть мощная поддержка со стороны государства или крупного корпоративного клиента — то и 1%. Часть небольших компаний будет использовать демпинг в качестве единственного шанса продержаться на рынке как можно дольше. Для лизингового бизнеса практически нет барьеров на входе (нет требований к формированию уставного капитала, начинать работу можно с 50 млн. руб.), зато барьеры есть на выходе, в частности из-за проблемы с возмещением НДС. Компания, которая решит резко уйти с рынка, понесет при этом колоссальные потери. Поэтому лизингодатели, которые не смогут решить вопрос с привлечением относительно недорогих ресурсов, будут снижать процент удорожания, чтобы сойти с дистанции как можно более плавно, без дефолта. Другим вариантом развития событий для мелких игроков станет продажа лизингового бизнеса. Сейчас наступил наиболее благоприятный момент для спекулянтов, которые получили возможность приобрести лизинговую компанию по максимально низкой цене, чтобы в дальнейшем перепродать ее с максимальной выгодой для себя.
Игроки, нацеленные на дальнейшее развитие бизнеса, будут различными способами сдерживать падение маржи. Сейчас многие компании, в том числе федерального уровня, увеличивают процент агентского вознаграждения, получаемого от страховых компаний. Кроме того, по его словам, многие участники рынка начали прописывать в лизинговом договоре возможность увеличения стоимости сделки в том случае, если цена кредитных ресурсов будет возрастать. Есть еще один способ, менее распространенный, но все же имеющий место: ряд игроков отказался от заранее оговоренного выкупного платежа на случай непредвиденных расходов, вызванных, в частности, повышением ставки кредитования. [20]
В то время как федеральные лизинговые компании проявляют все больший интерес к альтернативным инструментам заимствования (среди которых синдицированные кредиты, облигации, кредитные ноты, секьюритизация лизинговых активов), для региональных игроков банковские кредиты останутся наиболее предпочтительным видом финансирования. При секьюритизации лизинговых активов западным инвесторам интересны портфели лишь крупных федеральных компаний, причем не все сделки подряд, а только наиболее ликвидные. Большую роль играет объем — это должны быть сотни миллионов рублей или долларов. Что касается облигационного займа, то его размещение оправдано только при объеме заимствований от 500 млн. руб., при этом лизинговый портфель компании должен быть не менее 2-3 млрд. руб. Андрей Белоглазов рассказывает, что отказался от выпуска облигаций, так как размещение обошлось бы дороже, чем самый дорогой кредит: «Сегодня мы делаем ставку на займы от населения и банковские кредиты». Примечательно, что в этом году «Транслизинг» стал первой лизинговой компанией Уральского региона, которая получила кредит на развитие розничного бизнеса от Сбербанка.
Сегодня количество независимых участников рынка, по оценкам BSGV Leasing, примерно в четыре раза превосходит численность компаний при банках, но при этом последние занимают больше половины рынка по объемам нового бизнеса. По мнению экспертов, в будущем позиции аффилированных компаний только усилятся. Сейчас компании при банках все активнее выходят на свободный рынок заимствований, здесь у них больше шансов на получение недорогих кредитных ресурсов. Пользуясь определенный период средствами материнского банка, лизинговой компании проще набрать большой объем портфеля и в дальнейшем использовать его в качестве залоговой массы, привлекая средства с открытого рынка. Независимым игрокам добиться этого сложнее, так как кредитование лизинговой компании для финансовой организации — довольно рискованная операция. Это объясняется тем, что лизингодатель перепродает банковские ресурсы и у банка нет прямого контакта с конечным пользователем. Некоторые банки принципиально не кредитуют лизинговые компании».
Компании при банках будут все активнее завоевывать новые участки рынка, вытесняя тем самым независимых игроков. По его мнению, в перспективе нескольких лет структура рынка по количеству разных типов компаний значительно изменится: подавляющее большинство (70-85%) составят компании при банках, и только 5-15% —независимые. По мнению экспертов, региональные независимые участники рынка будут продаваться, объединяться либо уходить в ниши. Если региональная компания будет предлагать лизинг с дополнительными услугами или нестандартными решениями, то она будет способна удерживать долю в своем сегменте в течение 5-7 лет. В дальнейшем она может закрепиться в нише на более продолжительное время. В частности, это может быть оперативный лизинг либо прокат: в силу своей большей мобильности региональной компании спуститься в эту зону легче, чем компании федерального уровня.
Участники рынка ожидают усиления тенденции выхода на рынок Южного Урала лизинговых компаний с иностранным капиталом. Они придут с более выгодным предложением по стоимости услуг и более высоким сервисом. Рынок претерпит значительные изменения. Основная борьба развернется между иностранными, федеральными компаниями, а также крупными региональными игроками, некоторые будут вынуждены объединиться друг с другом. Небольшие лизинговые компании в течение 5-7 лет покинут рынок. Чтобы поддержать высокую ликвидность (то есть достаточность ресурсов для финансирования проектов), местные компании сами начинают выходить на рынки других регионов. В частности, компания «Транслизинг» в начале 2008 г. открыла филиал в Новом Уренгое. Представительство уже приносит прибыль. В этом году «Транслизинг» планирует начать работу еще в 3-4 городах. Мы не будем идти в миллионники, нас интересуют промышленные и добывающие зоны. Будем двигаться на север и восток России, причем заходить туда раньше федеральных компаний.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.