Анализ изменений на рынке лизинговых услуг и кредитования бизнеса в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

Рынок лизинга вырос в 2007 году в 2,6 раза и достиг 39 млрд. долл. Он мог бы вырасти еще больше - помешал кризис ликвидности, который также повлиял и на расклад сил на рынке.

Российский лизинговый рынок вырос в 2007 году на 165% - самыми высокими темпами за последние семь лет. В большой степени это связано с тем, что лизинг восполнил разрыв между спросом на инвестиционные ресурсы (3 года и более) и пока недостаточным предложением "длинных" денег со стороны банков. Объем нового бизнеса на рынке лизинга в 2007 году составил, по оценкам "Эксперт РА", 39 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний - 47 млрд. долл. Такой результат работы отечественных лизингодателей в прошедшем году соответствует нашему прогнозу по итогам исследования за 9 месяцев 2007 года.

 

Рисунок 5 - Рейтинг лизингодателей по итогам 2007 года (www.raexpert.ru/ratings)

Главные факторы роста - инвестиционный спрос растущей экономики и все еще хорошая маржа, на которую могут рассчитывать самые активные участники. В то же время, стремительный рост объемов рынка был обусловлен не только гиперактивностью лизинговых компаний и их клиентов. На итоговый результат дополнительно повлияли 2 фактора: во-первых, за прошедший год на 6% снизился курс доллара. Во-вторых усилилась инфляция, эффект от которой составил, по нашему мнению, примерно 10 п.п. "Очищенные" темпы прироста рынка составили 123%, что подтверждаются и расчетами в рублях (997 млрд. руб. в 2007 г., 400 млрд. руб. - в 2006 г.) с учетом инфляционного эффекта. Хотя, согласитесь, и это очень приличный результат, которому большинство рынков могут только позавидовать. [7]

Доля лизинга в ВВП в прошедшем году увеличилась почти в два раза и достигла 3,02% . В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 15,5%. Однако, согласно международному опыту, доля лизинга в инвестициях субъектов экономики в основной капитал может достигать 40%, что свидетельствует о хороших перспективах дальнейшего роста российского лизингового рынка.

Спрос на лизинг со стороны субъектов экономики остается очень высоким, однако одной стороны, спрос на лизинг, особенно на лизинговое финансирование по приемлемым ставкам, в несколько раз превышает предложение в сегменте малых и средних компаний со скромным финансовым положением. С другой стороны, за сильных игроков с хорошей кредитной историей и стабильными финансовыми показателями наблюдается конкурентная борьба между лизинговыми компаниями. Работа с малым бизнесом позволяет лизинговым компаниям диверсифицировать клиентскую базу, однако основной доход пока приносят крупные и средние лизингополучатели. По количеству же сделок ситуация обратная.

Одной из характерных черт 2007 года стал существенный рост сделок с естественными монополиями, измеряющихся десятками миллиардов рублей (поставки "РГ Лизингом" подвижного состава для РЖД, финансирование "Бизнес Альянсом" энергетических объектов, "ВТБ-Лизингом" - энергетического и нефтедобывающего оборудования, финансирование "Ильюшин Финанс Ко" приобретений авиатехники). Такие сделки позволили указанным компаниям сохранить и усилить лидерские позиции на рынке. В частности компания "РГ Лизинг" переместилась с 10-го на 2-е место в списке крупнейших лизинговых компаний России (таблица 1). Также заметно усилилось присутствие банковского капитала среди первой десятки лизингодателей: количество "дочек" банков увеличилось за год с 5 до 7 компаний.

 

Рисунок 6 – Сегменты рынка лизинговых услуг за 2007 год (www.raexpert.ru/ratings)

 

Самым быстрорастущим сегментом в 2007 году стало оборудование для производства тары. Лидеры по темпам роста в 2007 году - сегменты оборудования для производства тары (финансирование "Авангард-Лизингом" строительства завода в Омске), авиационного транспорта (крупные контракты "Ильюшин Финанс Ко", выход в авиасегмент "ВТБ-Лизинг") и телекоммуникационного оборудования. Каждый из этих сегментов вырос более чем в 4 раза. В 3,7 раза увеличился объем сделок с предметами строительной техники, которая пользовалась огромным спросом вследствие значительных объемов строительства в растущей российской экономике[8]. (Рисунок 6).

При общем росте объема лизингового рынка в 2,6 раза, сегмент лизинга железнодорожного транспорта сохранил свою долю на уровне 2006 года - 24,4% (таблица 2). (См. прил. 1.)

Динамика и объем рынка лизинговых услуг:

По итогам 2007 года инвестиции в основной капитал составили 5.5 трлн. сум (4.34 млрд. долл. США), что превышает аналогичный показатель за 2006 год на 22.9%. Доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал за счет местных источников по итогам года снизилась по сравнению с 2006 годом с 4.2% до 3.9%. Однако доля лизинга в ВВП увеличилась на 0.13 п.п. и составила 0.76%.

 

Рисунок 7 – Инвестиции в основной капитал, используя лизинг. (www.raexpert.ru/ratings)

 

По итогам 2007 года объем переданного в лизинг имущества по сравнению с 2006 годом увеличился на 62.1 млн. долл. США и составил 169.7 млн. долл. США (прирост 57.7%), ярко иллюстрируя рост лизингового сектора в Узбекистане. В 2007 году продолжалось снижение доли крупнейшего игрока на лизинговом рынке – компании “Узсельхозмашлизинг” – в общем объеме лизинговых операций с 38% в 2006 году до 22% в 2007 году. Это обусловлено появлением новых лизинговых компаний, увеличением операций по лизингу в банковском секторе, а также выходом на рынок новых лизингодателей в лице кредитных союзов. Так, если в 2006 году на рынке работали 33 лизингодателя, то по итогам 2007 года зарегистрировано уже 49. При этом активными были 42 лизингодателя, среди которых 17 лизинговых компаний, 17 банков и 8 компаний, чья основная деятельность не связана с лизингом.

 

2.4 Основные направления развития форм кредитования малого бизнеса

За период с 2006 по 2008 годы в рамках реализации мероприятий Программы Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области проведены пять открытых конкурсов, в которых приняло участие около 100 субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки бизнеса. С 43 победителями конкурсов заключены договоры государственной поддержки. В соответствии с Законом Томской области "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства", порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 "Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами", Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки министерства, который размещен на официальном сайте Администрации Томской области.[9]

Логическим продолжением реализации региональной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства станет принятие и реализация ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на 2009-2011 годы". Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области в установленном порядке подготовлена и подана заявка на разработку данной программы.

Программа позволит согласовывать и координировать совместные действия органов государственной, региональной власти, местного самоуправления, финансовых институтов, предпринимательских структур, общественных научных и образовательных организаций по развитию малого и среднего предпринимательства, сформировать действенную систему его организационной, информационной и финансовой поддержки. [10]

Приоритетными направлениями программы станут меры по созданию сети бизнес-инкубаторов, развитию системы микрофинансирования, финансовой поддержке экспортно - ориентированного и инновационного малого и среднего бизнеса, стимулированию создания новых малых предприятий, повышению их конкурентоспособности, увеличению занятости населения, развитию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства.

Программный подход позволяет проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Томской области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.

Так, количество малых предприятий в крае увеличилось с 7,1 тыс. единиц в 2001 году до 12,1 тыс. единиц - в 2007 году, то есть ежегодный прирост составил около 9 %. За этот же период среднесписочная численность работников малых предприятий в 2007 году составила 153,2 тыс. человек (на 13,5 % больше, чем в 2006 году и на 41,7 % больше, чем в 2005 г.).

Количество человек работающих в малом бизнесе составило около 20 % от общей численности занятых в экономике Томской области.

Устойчиво растет оборот малых предприятий по видам деятельности, наиболее высокие темпы роста производства в основных отраслях, таких как промышленность, строительство, торговля и общественное питание. Наращивается производственный потенциал малого бизнеса.

Доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте в 2007 году составила 16,5 % (в 2006 году - 12,9 %).Значительными темпами растет объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, который по сравнению с 2006 годом увеличился в 2 раза и в 2007 году составил свыше 1156,9 млн. рублей.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209 - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Основной задачей Федерального закона является совершенствование государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, направленное на дальнейшее формирование правовых инструментов, способствующих развитию сектора малых и средних предприятий. [11]

В соответствии с новым Федеральным законом появились такие новые понятия, как "микропредприятие" (среди малых предприятий), а также "среднее предприятие". Следует отметить, что в предыдущей версии закона было закреплено только понятие "субъект малого предпринимательства".

Изменились и критерии отнесения предприятий к числу субъектов малого предпринимательства. Средняя численность работников компаний средних предприятий не должна превышать 250 человек, малых - 100 человек, а для микропредприятий - до 15 человек. Ранее действовавший закон предусматривал специальную шкалу: в зависимости от вида деятельности к субъектам малого предпринимательства могли быть причислены и предприятия, в которых работает 100 человек (в промышленности и строительстве), и не более 30 (в розничной торговле).

В целях реализации Федерального закона и определения отдельных положений в области государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а также для определения полномочий органов государственной власти Томской области в данной сфере, Государственной Думой Томской области 2 октября 2008 года принят Закон Томской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области".

Государственная поддержка за счет средств бюджета Томской области в форме субсидирования процентных ставок по кредитам банков осуществляется в соответствии с Постановлением Губернатора Томской области от 28.05.01 г. № 99-п "О субсидировании за счет средств бюджета Томской области организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов в российских кредитных организациях".

С начала реализации механизма государственная поддержка оказана 200 субъектам малого предпринимательства, что составляет около 36 % проектов. Из бюджета края на субсидирование субъектов малого предпринимательства направлено 125,7 млн. рублей (около 15,5 % от общего количества бюджетных средств, израсходованных на субсидирование).

В 2008 году конкурсной комиссией при Администрации Томской области по отбору организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты, для оказания государственной поддержки за счет средств бюджета Томской области одобрено для субсидирования 19 новых инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого предпринимательства. В реальный сектор экономики Томской области привлечено 413,2 млн. рублей льготных кредитных ресурсов.[12]

Далеко не все субъекты малого бизнеса имеют возможность воспользоваться банковскими кредитными ресурсами, особенно начинающие предприниматели. В 2003 году кооперативами предоставлены микрокредиты на сумму 41 млн. руб., в 2004 году - более 100 млн. рублей, в 2005 году объёмы микрокредитования превысили 350 млн. рублей, в 2006 году составили около 900 млн. рублей, а в 2007 - с выше 1 млрд. рублей.

В целях совершенствования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Томской области, создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности Постановлением Губернатора Томской области от 11 сентября 2008 г. № 142-п создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Томской области. В состав координационного совета вошли представители ряда федеральных структур, региональных органов законодательной и исполнительной власти, руководители организаций области, оказывающих поддержку малому и среднему предпринимательству.

Координационный совет является коллегиальным совещательным, консультативным органом, который создаётся в целях обеспечения эффективного взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами исполнительной власти Томской области, выработки согласованных решений по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе. Для привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации прав граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки рекомендаций по данным вопросам.

Немало сделано в Томской области по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.

Стало традиционным проведение "круглых столов" с участием Губернатора Томской области и его заместителей, представителей предпринимательства, банковских структур и контролирующих органов. Так, в феврале 2008 г Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области проведен круглый стол по теме: "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области ".

В октябре 2008 г. представители Администрации Томской области участвовали в работе круглого стола, организованного редакцией газеты «Комсомольская правда», по теме: "Обсуждение итогов внеочередного съезда общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", по итогам которого разработана программа действий "Опоры России": "Приоритетные направления деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства в России на 2008-2012 г. и перспективы на период до 2020 года".



Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.