Игра как средство развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

На тему:

Игра как средство развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Студентка 3 курса

факультета психологии

Группы «С»

Корж Юлия Николаевна

 

Тула - 2008



Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретическая часть. Теоретические аспекты влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

1.2 Игра старшего дошкольника и её значения для развития ребёнка

1.3 Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями

1.4 Игра как средство развития семейных взаимоотношений

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Анализ полученных данных

2.3 Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Используемая литература

Приложение



Введение

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных взаимоотношений.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение игры как средства развития семейных взаимоотношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Цель исследования: изучить влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста и разработать программу использования этого влияния в практике семьи.

Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с родителями.

Предмет данного исследования: особенности семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предположили, что развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами игры будет протекать успешно, если:

1. Будет определено содержание игры с учетом возраста детей;

2. Будет разработана программа, обеспечивающая влияние игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить диагностическую программу, направленную на выявление уровня семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Апробировать диагностическую программу, сформулировать выводы.

4. На основе изучения литературы составить коррекционно-развивающую программу, способствующую оптимизации семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Для исследовательской работы были подобраны следующие методики:

1. Методика Рене Жиля.

2.тест «Рисунок семьи».

3. Методика отношения родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI).

4. Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР).

Исследование проводилось на базе Центра развития ребёнка д/с №46 «Филиппок» г.Тулы с группой детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет. Выборка составила 32 человека (16 детей и 16 родителей).

 



Анализ полученных данных

1. Методика исследования межличностных отношений (по Р.Жилю)

Цель: исследование сферы межличностных отношений ребёнка с окружающими людьми.

При анализе сведений о межличностных отношениях старших дошкольников учитывались также условия семейной жизни каждого испытуемого. Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре, как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей).

В неполных семья воспитываются 2 детей и 14 детей в полных.

В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения с родителями. Наиболее благоприятные отношения с отцом у 50% детей (6 из них это мальчики, 2 – девочки). Наиболее благоприятные отношения с матерями у 37% детей (из них 2 мальчика и 4 девочки).

Неблагоприятные отношения к родителям у следующих детей.

Показатель отношения к отцу у Вари М. составляет всего 5%.

Показатель отношения Кирилла Г. к матери составили 20%.

Низкий уровень отношений с родителями и у Ани Б. Отношения к матери и отцу составили 35% и 25% соответственно.

Показатель отношения Марка Б. с отцом составили 20.

Показатель отношения Маши С. С отцом составили 30%.

Уровень отношений к матери и отцу как семейной чете составляет в среднем 60%.

Средний показатель уровня отношений к авторитетному взрослому составляет 58%.

Наиболее актуальные отношения с братьями и сёстрами у 12,5% детей (2 девочки); составили 47,5%.

Отношения с бабушками и дедушками по значимости для детей оказались на последнем месте, их показатель в среднем 24,2%.А отношения с друзьями составили 30% в среднем. Наиболее значимыми оказались отношения с друзьями у трёх девочек: Насти С.-65%, Ани Б.60%, Кристины П.-45%.

Показатель любознательности детей в среднем составил 65,5%. Самый высокий показатель был выявлен у Кирилла Г. И составил 100%, самый низкий у Лены К.-40%.

Также в процессе обследования были выявлены 5 лидеров группы: Варя А., Марк Б., Настя Ж., Настя С., Яша Я. Их показатель доминантности составляет 75%. Средний показатель доминирования в группе составил 45%.

Показатель общительности самый высокий у Насти Ж. 100%. Самый низкий, 0%,у Кристины П., Ани Б., Маши С. Средний показатель по группе составляет 45%.

Отгороженность преобладает у 12,5% детей ( Кристина П., Соня С.) и составляет – 53%и 46%. Низкий уровень отгороженности, а также его отсутствие отмечается у 31% детей и составляет 6,5% у Вари С., Насти С., Насти Ж., Никиты П. и 0% у Яши Я.

Средний показатель социально-адекватного поведения составляет 72,5%. Высокий уровень социально-адекватного поведения у 31% детей : Настя С., Лена К., Ваня М. – 100%; Варя А., Маша С. – 90%.

Самый низкий уровень социально-адекватного поведения у 6% : Кристина П. – 50%.

2.Рисуночный тест «Моя семья»

1. Настя Ж. (20 минут).

Рисунок изображён сильным нажимом карандаша, что говорит о высоком энергетическом уровне, проявлении напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; эмоциональной напряжённости, импульсивности. Рисунок в правой части говорит о том, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности.

На рисунке изображены мама, папа, сам испытуемый, кот. Семья нарисована в полном составе, что является признаком эмоционального благополучия в семье. Первой девочка нарисовала маму, затем себя, папу и кота. Самой большой Настя изобразила маму – следовательно, она является для неё авторитетом. Фигуры девочки и мамы одинаковы, это говорит о том, что дочка идентифицирует себя с ней. На рисунке дочка и мама держатся за руки, что свидетельствует о близком эмоциональном контакте между ними. Величина фигуры Насти равна величине родителей, что связано либо с эгоцентричностью ребёнка, либо с соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребёнок приравнивает себя родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Наличие на рисунке домашнего животного (кота) интерпретируется как недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

2. Маша С. (22 минуты).

Рисунок расположен в левой части листа , что говорит о склонности испытуемого к импульсивным эмоциональным поступкам. Прорисовка большого количества деталей( зонтики с разными рисунками, дерево с нарисованными на нём бантиками, кружочками) свидетельствует о демонстративности; живом воображении, творческой направленности.

На рисунке изображён полный состав семьи. Первой девочка нарисовала маму, следовательно, она для неё является наиболее значимым, главным или эмоционально близким человеком. Наличие всех частей тела у членов семьи, детальная их прорисовка указывают на хорошие эмоциональные отношения между ними. Но фигура папы слегка заштрихована, что указывает на напряжённое, конфликтное или амбивалентное отношение девочки к отцу.

3. Никита Д. (22 минуты).

Рисунок изображён сильным нажимом карандаша, что говорит о высоком энергетическом уровне, проявлении напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; эмоциональной напряжённости, импульсивности. Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность.

Семья изображена в полном составе: мама, папа, сын. Первым ребёнок нарисовал себя - скорее всего это связано с его эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Следующей мальчик изобразил маму, стоящую рядом с ним, что указывает на эмоциональную близость, хорошие отношения мамы и сына. Все члены семьи детально прорисованы, держатся за руки, что говорит о тесном эмоциональном контакте в семье, либо о желании ребёнка, чтобы таковой контакт присутствовал. Самая большая фигура – это фигура папы. Можно сказать, что отец в семье является главным.

4. Егор А. (16 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность.

Семья изображена в полном составе: мама, папа, сестра, испытуемый.

Первой мальчик изобразил маму, что говорит о том, что она для него является наиболее значимым, главным или эмоционально близким человеком. Затем Егор изобрази папу, сестру и себя. Папа, изображённый самым большим, по-видимому, является главным членом семьи. Себя испытуемый изобразил немного в стороне, не прорисовал себе рот, что говорит об ощущение своей изолированности в семье.

5.Андрей З. (20 минут).

Рисунок расположен в левой части листа , что говорит о склонности испытуемого к импульсивным эмоциональным поступкам. Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемый. Первой и самой большой мальчик изобразил маму. Из этого следует, что он считает её главной для себя, эмоционально близкой. Но при этом испытуемый часто её стирал, исправлял. В конечном результате изображение матери после перерисовки лучше не стало. Это может говорить о напряжённом, конфликтном или амбивалентном отношении к ней. На рисунке у матери, в отличии от других членов семьи не нарисован нос, а между её фигурой и фигурой испытуемого нарисована трава, что говорит о наличии преграды в отношениях между матерью и сыном. Вторым испытуемый нарисовал папу. Заметны стирания при изображении головы отца. Мальчик прорисовал у отца все части тела. Как правило, это указывает на хорошие эмоциональные отношения с данным человеком.

6. Лена К. (26 минут).

Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Достаточно большой размер рисунка, занимающий практически весь лист, указывает на тревогу как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность. Выхождение рисунка за край листа (изображение матери) свидетельствует об импульсивности. Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность.

Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемая. Первым девочка изобразила папу, прорисовала у него все части тела. Особенно выделила рот – это может быть связано с чувством страха, воспринимаемой ребёнком враждебности этого человека. А может говорить об эмоционально близких отношениях с отцом – если она старалась особенно тщательно и красиво нарисовать отца, уделила его рисованию больше времени, чем остальным членам семьи. Также папа нарисован самым большим, что говорит о его большой значимости в семье по представлению девочки.

Маму испытуемая нарисовала третьей и отделила её от себя с папой цветком. Ноги и руки мамы нарисованы штриховыми линиями. Всё это указывает на напряжённое, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи.

Наличие цветов на рисунке являются символами реального или желаемого спокойствия и безмятежности.

7. Марк Б. (21 минута)

Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Испытуемый изобразил маленькие фигурки – это указывает на стеснение в проявлении своих чувств, наличии тенденции к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигуры могут также указывать на депрессивное или «зажатое» поведение в результате стресса. Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность.

Семья изображена в неполном составе: Марк и мама (папа не изображён, т.к. он живёт отдельно). Первым Марк изобразил себя – это может быть

связано с эгоцентричностью ребёнка. Маму Марк прорисовал также тщательно, как и себя, что свидетельствует о хороших эмоциональных отношениях с ней. Члены семьи изображены рядом, что свидетельствует о благополучной психологической обстановке, либо о желании ребёнка быть ближе к маме.

8. Настя С. (23 минуты).

Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Рисунок в правой части говорит о том, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности.

Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемая. Первой Настя изобразила себя, что говорит об эгоцентризме испытуемой. Стирания себя в процессе рисования указывают на неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. Второй испытуемая изобразила маму, третьим папу. Можно предположить, что с мамой отношения у Насти более близкие, чем с папой. Маму она изобразила самой большой, что по представлениям Насти указывает на большую значимость мамы в семье. Ребёнок нарисовал себя в таком же стиле, что и мать – это говорит о том, что испытуемая идентифицирует себя с матерью, что соответствует её полу. Все члены семьи детально прорисованы, находятся рядом друг с другом, что говорит о благоприятной психологической обстановке в семье.

9. Кристина П. (25 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность.

Семья изображена в неполном составе: мама и испытуемая (папа живёт отдельно). Первой и само большой девочка изобразила маму – это говорит о том, что мама в семье имеет большое значение. На хорошее эмоциональное отношение испытуемой с мамой указывает детально прорисованные все части тела. Себя Кристина изобразила такой же, как и маму (но меньшего размера) – это указывает на то, что испытуемая идентифицирует себя с матерью, что соответствует её полу. Стирание членов семьи свидетельствует о напряжённой эмоциональной атмосфере в семье. Девочка нарисовала себя с очень длинными пальцами. Можно предполагать, что ребёнок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя может указывать на стремление ребёнка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребёнок в дополнение к «агрессивным» пальцам ещё рисует и широкие плечи (символ мужественности), как это видно в данном случае.

10. Соня С. (26 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Рисунок в правой части говорит о том, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности.

Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемая. Детальная прорисовка всех частей тела, одежды указывает на благоприятные отношения в семье. Первой девочка изобразила себя, что говорит об эгоцентризме испытуемой. Затем маму – это говорит о том, что мама для девочки является наиболее эмоционально значимым, близким человеком. Одинаковое изображение себя и мамы, концентрация на рисовании лица указывают на хорошую половую идентификацию девочки. Третьим Соня изобразила папу, которого также достаточно хорошо прорисовала, что говорит о наличии хороших отношений между отцом и дочерью.

11. Ваня М. (20 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Семья изображена в полном составе: мама, папа, бабушка, сестра, испытуемый. Первым, самым большим, со всеми частями тела мальчик изобразил папу, что говорит о близких эмоциональных отношениях с ним. Вторым ребёнок изобразил себя, затем сестру, маму и бабушку. Стирание сестры во время рисования указывает либо на негативное отношение к ней, конфликтное, либо, наоборот, позитивное, вследствие тщательной её прорисовки, попытке нарисовать лучше. Бабушку мальчик нарисовал без шеи, носа, рта и пальцев. Как правило, это указывает на негативное отношение к данному человеку.

12. Никита П. (19 минут).

Расположение рисунка в правой части говорит о том, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности.

Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Семья изображена в полном составе: папа, мама, брат, испытуемый. Первым мальчик нарисовал папу, второй маму, третьим себя, четвёртым брата. Стирание мамы в процессе рисования, отсутствие у неё носа указывает на негативное, конфликтное отношение к ней. Наличие штриховки при изображении мамы, папы, брата говорит о напряжённой эмоциональной атмосфере в семье.

13. Яша Я. (15 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемый. Схематическое изображение всех членов указывает на отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение. Первым ребёнок нарисовал себя, что говорит о его эгоцентричности. Второй мальчик нарисовал маму, это может указывать на близкую эмоциональную связь с ней. И третьим испытуемый изобразил папу. Себя Яша нарисовал с длинными руками длинными пальцами, что может быть связано с его агрессивными желаниями. Можно предполагать, что ребёнок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя может указывать на стремление ребёнка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими. С длинными пальцами Яша изобразил также и маму, и папу, что может говорить о восприятии ребёнком пунитивности, агрессивности этих членов семьи.

14. Кирилл Г. (18 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. На рисунке изображены: испытуемый, папа, сестра, две кошки. Отсутствует мама. Её отсутствие говорит о малой значимости мамы для ребёнка; конфликтном, негативном отношении к ней. Не рисуя некоторых членов семьи, в данном случае мамы, ребёнок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с данным членом семьи. Первым ребёнок нарисовал себя, что говорит о его эгоцентричности. Вторым мальчик нарисовал папу. Можно предположить, что из всех членов семьи он для него является наиболее значимым, близким. Но при этом папа отделён ото всех членов семьи шкафом, что указывает на конфликтное отношение с ним; его очень высокую изолированность в семье. Последней ребёнок нарисовал сестру, которая также отделена от испытуемого стулом, что также говорит о наличии конфликтных отношений с ней. Включение домашних животных в семью указывает на недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле. Изображение большого количества предметов (стул, стол, шкаф, люстра) указывает на недостаточность эмоционального общения в семье.

15. Варя М. (19 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемая. Первой девочка изобразила себя, что указывает на её эгоцентризм. Стирание себя во время рисования, перерисовка указывает на неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. Вторым девочка нарисовала папу, он изображён самым маленьким, на заднем плане, с сильным нажимом карандаша. Всё это указывает на напряжённое, конфликтное, негативное отношение к нему, малой значимости отца для девочки. Последней Варя изобразила маму. Одинаковое изображение себя и мамы указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

16. Аня Б. (23 минуты).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Схематическое изображение всех членов указывает на отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение. Первой Аня нарисовала маму, что свидетельствует о более близких эмоциональных отношениях с ней, чем с папой. Вторым девочка изобразила папу. И в последнюю очередь испытуемая нарисовала себя. Стирание себя в момент рисования говорит о неблагополучном эмоциональном самоощущении в семье, своей малой значимости. Формы тела себя и матери Аня изобразила одинаково, что говорит о хорошей половой идентификации девочки.

Выводы:

по результатам обработки данной методики можно предположить следующее: в 50% семья в какой-то степени нарушены семейные взаимоотношения, при этом со всеми членами семьи у 25% детей (Аня Б., Кирилл Г., Яша Я., Никита П.) и с отдельными членами семьи у 25% (с мамой у Лены К., Андрея З. и с папой у Маши С., Вари А.). Особое внимание хочется обратить на Кирилла Г. – маму он не изобразил совсем.

3. Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)

Цель: исследование особенностей взаимодействия родительско-детских отношений.

Интерпретация результатов опросника была проведена относительно процентильной стандартизации опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.).

По 1-ой шкале «Нетребовательность – требовательность» средний показатель равен 60 процентилю, что немного выше медианы процентильной стандартизации и говорит об требовательности родителей по отношению к детям выше среднего. Следует отметить, что, чем выше показатель по данной шкале, более требовательны родители, тем более высокого уровня ответственности они ожидают от ребёнка.

По 2-ой шкале «Мягкость – строгость родителя» средний показатель соответствует 53 процентилю, который приблизительно равен медиане. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребёнку, о жёсткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. Вывод: меры, применяемые к детям, правила, устанавливаемые во взаимоотношениях между родителями и детьми находятся в норме.

Средний показатель по шкале 3 «Автономность – контроль по отношению к ребёнку» соответствует 80 процентилю, что свидетельствует о завышенном контроле родителей к детям. Довольно высокий контроль проявляют родители по отношению к Ане Б. равный 100 процентилю.

Высокий контроль может проявляться в мелочной опёке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребёнка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребёнку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребёнку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4-я шкала «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребёнка к родителю» отражает представление родителя о близости к нему ребёнка. Здесь средний показатель равен 73 процентилю и указывает на довольно высокую эмоциональную близость родителей к детям.

По 5-ой шкале, которая отражает базовое отношение родителя к ребёнку, принятие или отвержение им личностных качеств и поведенческих проявлений ребёнка, средний показатель равен 65 процентилю, что немного выше среднего, что говорит о принятии родителями личностных качеств и поведенческих проявлений детей.

6-я шкала «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» характеризует взаимодействие родителей с детьми. Сотрудничество является следствием включённости ребёнка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнёрство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского типа воспитания. Средний показатель по данной шкале соответствует 79 процентилю и свидетельствует о наличии высокого уровня сотрудничества между родителями и детьми данной группы.

7-я шкала отражает уровень тревожности родителей за детей. Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребёнка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. Уровень тревожности у родителей за детей соответствует 55процентилю, что указывает на умеренную тревожность.

8-я шкала «Непоследовательность – последовательность родителя». В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своём отношении к ребёнку, в применении наказаний и поощрений. Непоследовательность родителя может быть следствием неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребёнку. По результатам исследования средний показатель этой шкалы равен 85 процентилю, что свидетельствует о высоком уровне последовательности родителей в своих требованиях по отношению к детям.

Средний показатель по 9-ой шкале «Воспитательная конфронтация в семье» соответствует 40 процентилю – это немного ниже среднего и говорит о том, что взгляды членов семьи по вопросам воспитания детей схожи. Чем выше показатель по этой шкале, тем выраженнее недовольство воспитательными методами другого супруга, воспитание в этом случае превращается в «поле битвы» родителей.

10-я шкала «Удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем». По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворённости отношениями между родителями и детьми. Низкая степень удовлетворённости может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией. Средний показатель в данной группе по этой шкале соответствует 81 процентилю, что свидетельствует о высокой удовлетворённости родителей своими отношениями с детьми.

Выводы: у большинства детей взаимодействие с родителями не нарушены. Есть небольшие отклонения между детьми и родителями у Ани Б и Кирилла Г. По отношению к Ане Б. родители проявляют довольно высокий контроль, а между Кириллом и его родителями низкий, по сравнению с остальными уровень сотрудничества.

4.Методика оценки отношений родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI)

Цель: изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.

При обработке результатов мы учитывали ответы родителей, касающиеся непосредственно детско-родительских отношений. Были сделаны следующие выводы:

1.Высокий эмоциональный контакт между родителями и детьми у 44,5% семей (Андрей З., Марк Б., Настя С., Варя А., Маша С., Никита П., Яша Я.). Средний в 43% семьях (Егор А., Настя Ж., Лена К., Ваня М., Соня С., Кристина П., Никита Д.) и низкий эмоциональный контакт в 12,5% семьях (Кирилл Г., Аня Б.).

2. Эмоциональная дистанция в переделах нормы в 50% семей (Егор А., Лена К., Марк Б., Настя С., Никита П., Никита Д., Ваня М., Кристина П.) и низкая эмоциональная дистанция в 25% семьях (Яша Я., Варя А., Настя Ж., Маша С.). Излишняя эмоциональная дистанция родителей к детям преобладает в 25% семьях (Кирилл Г., Аня Б., Соня).

3. Излишняя концентрация на ребёнке у 25% родителей (родители Ани Б., Кристины П., Кирилла Г., Соня С.). Нормальная концентрация родителей на детях у 75% (Маша С., Ваня М., Никита Д., Никита П., Яша Я., Егор А., Андрей З., Соня С., Варя А., Настя Ж., Настя С., Марк Б., Лена К.).

Следует сказать то, что на становление личности ребёнка важную роль играет авторитет родителей. И если их авторитет завышен, то вполне вероятно, что дети таких родителей будут с заниженной самооценкой, не имеющие своего мнения. Такие родители исключают душевную близость с детьми, и между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Поэтому при обработке данной методики мы приняли во внимание и шкалу 7 – сверхавторитет родителей, которая показала, что в семьях детей Кирилла Г., Ани Б., Сони С. Авторитет родителей завышен.

 

Сводная таблица по всем методикам

Имя ребёнка Методика 1 Методика 2 Методика 3 Методика 4
1 Настя Ж. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
2 Маша С. Низкий уровень Низкий уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
3 Никита Д. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
4 Егор А. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
5 Андрей З. Нормальный уровень Низкий уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
6 Лена К. Нормальный уровень Низкий уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
7 Марк Б. Низкий уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
8 Настя С. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
9 Кристина П. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Низкий уровень
10 Соня С. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Низкий уровень
11 Ваня М. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
12 Никита П. Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
13 Яша Я. Нормальный уровень Низкий уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
14 Кирилл Г. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
15 Варя М. Низкий уровень Низкий уровень Нормальный уровень Нормальный уровень
16 Аня Б. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень

 


На основе полученных данных 4-х методик были сделаны следующие выводы:

1. Нарушенные семейные взаимоотношения являются следствием незнания родителями психологических закономерностей развития в старшем дошкольном возрасте, неумение перестроить взаимоотношения с учётом новых тенденций развития, что приводит к возникновению негативизма, замкнутости, антисоциальному поведению.

2. Главное место в достижении оптимальных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте занимает совместная игра.

3. И, конечно же, неотъемлемую часть благоприятного развития семейных взаимоотношений занимает правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.

У Ани Б. и Кирилла Г. нарушены взаимоотношения с родителями. Причинами могут являться отсутствие сотрудничества между родителями и детьми, завышенный контроль родителей по отношению к детям, подавление воли детей, а также чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка.

 


Заключение

 

На становление семейных взаимоотношений старшего дошкольника большое значение оказывает игра. Семью справедливо называют колыбелью личности. Ребёнок входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. И от того, в каких условиях он находится с самого ранено детства, во многом зависит его будущее. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок рос и воспитывался в эмоционально тёплом и стабильном окружении, которому способствует полная, благополучная семья.

Результаты нашего исследования показали, что главным для развития ребёнка является удовлетворение его потребностей в ласке и заботе. А это зависит от семейного благополучия.

В наши дни большой процент детей старшего дошкольного возраста страдает различными отклонениями в психической, интеллектуальной сферах. Анализ различной литературы, касающейся проблем семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

1. Основной причиной отклонений в поведении старшего дошкольника являются неблагополучные семейные взаимоотношения с родителями. Незнание родителями психологических закономерностей развития в старшем дошкольном возрасте, неумение перестроить взаимоотношения с учётом новых тенденций развития приводят к возникновению негативизма, замкнутости, антисоциальному поведению.

2. Главное место в достижении оптимальных семейных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте занимает игра. Правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.

3.Неотъемлимую часть положительного развития ребёнка занимает правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.

В результате исследования нами были выделены следующие психолого-педагогические особенности воспитания детей в семье, наиболее эффективно влияющие на становление личности старшего дошкольника:

1) установление партнёрских отношений «Родитель – Ребёнок»;

2) Эмоциональная близость ребёнка к родителям;

3) последовательность родителей в своих требованиях к ребёнку;

4) принятие ребёнка таким, какой он есть.

В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:

1.Подобраны методики для диагностического исследования.

2.Проведено диагностического исследования.

3.Проанализированы полученные данные.

4. Составлена коррекционная программа по оптимизации семейных взаимоотношений.

Цель работы: изучение влияния игры на развитие семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста была достигнута.

 


Используемая литература


Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 1991.- №6.

3.Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. /А.Л.Венгер.-М.,2002г.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997

Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.

Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.

Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.

Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.

Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.- 2000.- №3

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3.

30. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / под ред. В.К. Котырло.-М.: Педагогика, 1987.



Приложение 1

 

Регистрационный лист к методике исследования межличностных отношений (по Р.Жилю) по итогам констатирующего эксперимента.

 

Протокол №1.

Ф.И.ребёнка: Егор А.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

 Проценты

   

10

20

30

40

50

60

70 80 90 100
1 Отношение к матери

 

 

 

 

 

 

 

       
2 Отношение к отцу

 

 

 

 

 

           
3 Отношение к братьям и сёстрам

 

 

 

   

 

 

       
4 Отношение к бабушкам и дедушкам        

 

 

 

 

       
5 Отношения к другу (подруге)

 

 

 

 

 

 

       
6 Любознательность

 

 

 

 

 

 

       
7 Доминантность

 

 

 

 

 

 

       
8 Общительность

 

     

 

 

 

       
9 Закрытость, отгороженность

 

     

 

 

 

       
10 Социальная адекватность поведения

 

 

 

 

 

 

       
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

 

 

 

 

 

       
12 Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

 

 

 

 

 

 

             
                                       

 


Протокол №2.

Ф.И.ребёнка: Лена К.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

 Проценты

    10 20 30

40

50

60

70 80 90 100
1 Отношение к матери      

 

 

 

       
2 Отношение к отцу      

 

   

 

       
3 Отношение к братьям и сёстрам      

 

 

 

 

       
4 Отношение к бабушкам и дедушкам      

 

 

 

       
5 Отношения к другу (подруге)      

 

 

 

 

       
6 Любознательность      

 

 

 

       
7 Доминантность      

 

 

 

       
8 Общительность      

 

 

 

       
9 Закрытость, отгороженность        

 

 

 

 

       
10 Социальная адекватность поведения      

 

 

 

       
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете      

 

 

           
12 Отношение к авторитетному взрослому      

 

   

 

       
                                 

Протокол №3

Ф.И.ребёнка: Андрей З.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

 Проценты

    10

20

30

40

50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери  

 

 

 

   

 

 

 

   
2 Отношение к отцу  

 

 

 

 

 

   

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам  

 

 

   

 

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам        

 

 

 

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)  

 

 

 

 

 

 

 

   
6 Любознательность  

 

 

 

 

 

 

 

   
7 Доминантность  

 

   

 

 

 

 

 

   
8 Общительность  

 

 

 

 

 

 

 

   
9 Закрытость, отгороженность  

 

 

 

 

 

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения  

 

 

 

 

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете  

 

 

 

 

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому  

 

 

 

 

   

 

         
                                         

Протокол №4

Ф.И.ребёнка: Кирилл Г.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

 Проценты

    10 20

30

40

50

60

70 80 90 100
1 Отношение к матери    

 

 

 

 

       
2 Отношение к отцу    

 

     

 

       
3 Отношение к братьям и сёстрам    

 

 

 

 

       
4 Отношение к бабушкам и дедушкам    

 

 

 

 

       
5 Отношения к другу (подруге)          

 

 

       
6 Любознательность    

 

 

 

 

       
7 Доминантность    

 

 

 

 

       
8 Общительность          

 

 

       
9 Закрытость, отгороженность    

 

 

 

 

       
10 Социальная адекватность поведения    

 

 

 

 

       
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете    

 

 

 

 

       
12 Отношение к авторитетному взрослому    

 

 

 

             
                               

 


Протокол №5

Ф.И.ребёнка: Варя А.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

 
   

10

20 30 40 50 60 70

80

90

100

 
1 Отношение к матери

 

           

 

 

 

 
2 Отношение к отцу                

 

 

 

 
3 Отношение к братьям и сёстрам

 

           

 

 

 

 
4 Отношение к бабушкам и дедушкам                

 

 

 

 
5 Отношения к другу (подруге)

 

           

 

 

 

 
6 Любознательность

 

           

 

 

 

 
7 Доминантность

 

                 

 

 
8 Общительность

 

                 

 

 
9 Закрытость, отгороженность                

 

 

 

 
10 Социальная адекватность поведения

 

           

 

 

 

 
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

           

 

 

 

 
12 Отношение к авторитетному взрослому

 

           

 

     

 

                                 

Протокол №6

Ф.И. ребёнка: Марк Б.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10 20

30

40 50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери    

 

         

 

   
2 Отношение к отцу    

 

   

 

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам    

 

   

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам            

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)    

 

   

 

 

 

   
6 Любознательность    

 

   

 

 

 

   
7 Доминантность    

 

   

 

         
8 Общительность    

 

   

 

 

 

   
9 Закрытость, отгороженность    

 

   

 

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения    

 

   

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете    

 

   

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому    

 

   

 

         
                             

 


Протокол №7

Ф.И. ребёнка: Настя С.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

   

10

20 30

40

50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери

 

   

 

     

 

 

   
2 Отношение к отцу

 

   

 

 

 

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам

 

         

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам

 

   

 

 

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)

 

   

 

 

 

   

 

   
6 Любознательность

 

   

 

 

 

 

 

   
7 Доминантность

 

   

 

 

 

 

       
8 Общительность

 

   

 

 

 

 

       
9 Закрытость, отгороженность        

 

 

 

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения

 

   

 

 

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

   

 

 

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому

 

   

 

 

 

 

 

   
                                 

 


Протокол №8

Ф.И. ребёнка: Настя Ж.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

   

10

20

30 40 50 60 70

80

90 100
1 Отношение к матери

 

 

                 
2 Отношение к отцу

 

 

         

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам

 

             

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам

 

 

         

 

   
5 Отношения к другу (подруге)

 

 

         

 

   
6 Любознательность

 

 

         

 

   
7 Доминантность

 

 

                 
8 Общительность

 

 

         

 

   
9 Закрытость, отгороженность    

 

         

 

   
10 Социальная адекватность поведения

 

 

         

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

 

         

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому

 

 

         

 

   
                             

 


Протокол №9

Ф.И. ребёнка: Никита Д.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10 20

30

40

50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери    

 

 

 

 

 

 

   
2 Отношение к отцу    

 

 

 

 

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам    

 

 

 

 

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам    

 

 

 

   

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)    

 

 

 

 

 

 

   
6 Любознательность    

 

 

 

 

 

 

   
7 Доминантность        

 

 

 

 

 

 

   
8 Общительность        

 

 

 

 

 

   
9 Закрытость, отгороженность    

 

 

 

   

 

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения    

 

 

 

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете    

 

 

 

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому    

 

 

         

 

     
                                       

Протокол №10

Ф.И. ребёнка: Ваня М.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10

20

30

40

50 60

70

80

90 100
1 Отношение к матери  

 

 

 

   

 

 

   
2 Отношение к отцу  

 

 

 

   

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам  

 

 

       

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам        

 

 

   

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)  

 

   

 

   

 

 

   
6 Любознательность  

 

 

 

   

 

 

   
7 Доминантность  

 

   

 

   

 

 

   
8 Общительность  

 

   

 

   

 

 

   
9 Закрытость, отгороженность  

 

 

 

   

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения  

 

 

 

   

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете  

 

 

 

   

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому  

 

 

 

                 
                                     

 


Протокол №11

Ф.И. ребёнка: Соня С.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10 20

30

40

50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери    

 

 

 

 

 

 

   
2 Отношение к отцу        

 

 

 

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам    

 

 

 

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам        

 

 

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)    

 

   

 

 

 

 

   
6 Любознательность    

 

 

 

 

 

 

   
7 Доминантность        

 

 

 

 

 

   
8 Общительность        

 

 

 

 

 

   
9 Закрытость, отгороженность    

 

 

   

 

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения    

 

 

 

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете    

 

 

 

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому    

 

 

 

               
                                   

Протокол №12

Ф.И. ребёнка: Аня Б.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10

20

30

40

50

60 70 80 90 100
1 Отношение к матери  

 

   

 

 

         
2 Отношение к отцу      

 

 

 

         
3 Отношение к братьям и сёстрам  

 

 

 

             
4 Отношение к бабушкам и дедушкам  

 

   

 

 

         
5 Отношения к другу (подруге)  

 

 

 

 

         
6 Любознательность  

 

 

 

 

         
7 Доминантность  

 

   

 

 

         
8 Общительность  

 

 

 

 

         
9 Закрытость, отгороженность  

 

 

     

 

         
10 Социальная адекватность поведения  

 

 

 

 

         
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете  

 

 

 

 

         
12 Отношение к авторитетному взрослому  

 

 

 

             
                                 

 


Протокол №13

Ф.И. ребёнка: Кристина П.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10 20

30

40

50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери          

 

 

 

 

   
2 Отношение к отцу    

 

 

 

 

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам          

 

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам    

 

 

 

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)    

 

     

 

 

 

   
6 Любознательность    

 

 

 

 

 

 

   
7 Доминантность          

 

 

 

 

   
8 Общительность    

 

 

 

 

 

 

   
9 Закрытость, отгороженность    

 

 

 

 

 

   

 

   
10 Социальная адекватность поведения    

 

 

 

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете    

 

 

 

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому    

 

 

 

 

 

           
                                     

 


Протокол №14

Ф.И. ребёнка: Маша С.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

    10 20

30

40

50

60 70 80

90

100
1 Отношение к матери    

 

 

 

     

 

 
2 Отношение к отцу    

 

 

 

     

 

 
3 Отношение к братьям и сёстрам    

 

 

 

     

 

 
4 Отношение к бабушкам и дедушкам    

 

           

 

 
5 Отношения к другу (подруге)    

 

 

 

     

 

 
6 Любознательность    

 

 

 

     

 

 
7 Доминантность          

 

     

 

 
8 Общительность    

 

 

 

     

 

 
9 Закрытость, отгороженность    

 

 

 

     

 

 
10 Социальная адекватность поведения    

 

 

 

     

 

 
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете    

 

 

 

     

 

 
12 Отношение к авторитетному взрослому    

 

 

 

           
                             

 


Протокол №15

Ф.И. ребёнка: Никита П.

Возраст: 6лет

Назначение шкал

Проценты

   

10

20

30

40 50

60

70

80

90 100
1 Отношение к матери

 

 

 

         

 

   
2 Отношение к отцу

 

 

 

   

 

 

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам

 

         

 

 

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам      

 

   

 

 

 

   
5 Отношения к другу (подруге)      

 

   

 

 

 

   
6 Любознательность

 

 

 

   

 

 

 

   
7 Доминантность

 

         

 

 

 

   
8 Общительность

 

 

 

   

 

         
9 Закрытость, отгороженность      

 

   

 

 

 

   
10 Социальная адекватность поведения

 

 

 

   

 

 

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

 

 

   

 

 

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому

 

 

 

   

 

 

 

   
                               

 


Протокол №16

Ф.И. ребёнка: Яша Я.

Возраст: 6,5лет

Назначение шкал

Проценты

   

10

20 30

40

50 60 70

80

90 100
1 Отношение к матери

 

   

 

     

 

   
2 Отношение к отцу

 

   

 

     

 

   
3 Отношение к братьям и сёстрам

 

             

 

   
4 Отношение к бабушкам и дедушкам        

 

     

 

   
5 Отношения к другу (подруге)

 

   

 

     

 

   
6 Любознательность

 

   

 

     

 

   
7 Доминантность

 

   

 

             
8 Общительность

 

   

 

     

 

   
9 Закрытость, отгороженность

 

   

 

     

 

   
10 Социальная адекватность поведения

 

   

 

     

 

   
11 Отношение к матери и отцу как семейной чете

 

   

 

     

 

   
12 Отношение к авторитетному взрослому

 

   

 

     

 

   
                             

 


















Приложение 2 Подсчёт и обработка результатов опросника ВРР

 

Лена К.

Егор А.

Соня С.



Аня Б.

Марк Б.

Андрей З.

Настя Ж.

Настя С.

Кристина П.

Кирилл Г.

Яша Я.

Никита П.

Ваня М.

Никита Д.

Варя М.

Маша С.



Приложение 3

Ключ к опроснику ВРР

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы Сумма по каждой шкале
1   13 *** 25   37   49    1
2   14 *** 26   38 *** 50 ***  2
3 *** 15   27   39 *** 51    3/2
4 *** 16   28   40   52 ***  
5   17   29   41 *** 53    4
6 *** 18 *** 30   42   54 ***  5/2
7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55    
8   20   32   44   56    6
9 *** 21   33   45   57 ***  7
10 *** 22 *** 34   46 *** 58 ***  8
11   23   35   47   59    9
12   24   36   48 *** 60    10


Приложение 4

Курсовая работа

На тему:

Игра как средство развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Студентка 3 курса

факультета психологии

Группы «С»

Корж Юлия Николаевна

 

Тула - 2008



Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретическая часть. Теоретические аспекты влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

1.2 Игра старшего дошкольника и её значения для развития ребёнка

1.3 Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями

1.4 Игра как средство развития семейных взаимоотношений

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Анализ полученных данных

2.3 Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Используемая литература

Приложение



Введение

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных взаимоотношений.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение игры как средства развития семейных взаимоотношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Цель исследования: изучить влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста и разработать программу использования этого влияния в практике семьи.

Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с родителями.

Предмет данного исследования: особенности семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предположили, что развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами игры будет протекать успешно, если:

1. Будет определено содержание игры с учетом возраста детей;

2. Будет разработана программа, обеспечивающая влияние игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить диагностическую программу, направленную на выявление уровня семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Апробировать диагностическую программу, сформулировать выводы.

4. На основе изучения литературы составить коррекционно-развивающую программу, способствующую оптимизации семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Для исследовательской работы были подобраны следующие методики:

1. Методика Рене Жиля.

2.тест «Рисунок семьи».

3. Методика отношения родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI).

4. Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР).

Исследование проводилось на базе Центра развития ребёнка д/с №46 «Филиппок» г.Тулы с группой детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет. Выборка составила 32 человека (16 детей и 16 родителей).

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 333.