На тему: «Социальная работа в школе»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На тему: «Социальная работа в школе»

 

 

Выполнила: студентка группы 42 Тз

Первушина Н.А.

Проверил: преподаватель

Кашапова Ю.Р.

 

 

Омск-2006



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы деятельности школьного социального педагога

1.1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

1.2. Развитие социально-педагогической деятельности в нашей стране.

1.3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

1.4. Основные функции, методы работы, документация, права  и обязанности школьного социального педагога

1.5. Зарубежный опыт социальной работы

1.6. Центры социального обслуживания семьи и детей

Глава 2. Анализ работы социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная  № 25» города Омска

2.1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы

2.2. Анализ работы с неблагополучными семьями социального педагога школы

2.3. Деятельность социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная № 25»

Заключение

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Схема взаимодействия социального педагога

с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником

Приложение 2. Социально-воспитательная работа

Приложение 3. Система мер по решению поставленных задач

Приложение 4. План работы с опекаемыми семьями на 2005-2006 уч.год

Приложение 5. План работы по охране прав детства на 2005-2006 уч.год

Приложение 6. План самообразования школьного социального педагога

Приложение 7. Структура социально-педагогического комплекса

Приложение 8. Положение о социальном педагоге образовательного учреждения

Приложение 9. Акт обследования семьи учащегося

Приложение 10. Карточка учета неблагополучной семьи учащегося

Приложение 11. Социальный паспорт учащегося



Введение

 

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать:

- дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);

- работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)

- воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);

- формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);

- социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);

- социальная работа в школе.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

- проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

- участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:

- групповая работа со школьниками вне занятий;

- предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);

- соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

- работа с родителями, представление интересов родителей;

- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

- консультирование;

- работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;

- научное обоснование, сопровождение и оценивание.

 «Энциклопедия социальной работы» в переводе с английского, на наш взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. Также в моей работе использована статья Михайловой А. «Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается». В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в школе. Социальная работа в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.

В исследовании объектом является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом – формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога.

Цель работы – проанализировать опыт работы социального педагога в школе.

Задачи данного исследования следующие:

1. разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога;

2. выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах;

3. изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога;

4. исследовать опыт совместной работы школы и социальных институтов общества.

В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, изучение школьной документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.

Базой проведения исследования являлась МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Омска.

При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность». Данный сборник является первым шагом к созданию се­рии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения.



Развитие социально-

Содержание работы социального педагога в

образовательном учреждении

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно получен­ными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча­ющихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потреб­ности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место за­нимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что диагностичес­кий инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справ­ки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в нали­чии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социаль­ной биографии семьи, личности, а также со­циальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё знают» и поэто­му скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, со­трудников правоохранительных органов, на­конец, родителей и самих учащихся. Для это­го любое исследование начинается с предва­рительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряже­ния руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследова­ния. Здесь уместно напомнить, что разъясне­ния и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда долж­ны быть правдивыми.

В процессе исследования социальный пе­дагог может получить совершенно конфиден­циальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Социальный педагог организует и прово­дит консультации по вопросам прав и обязан­ностей, имеющихся льгот и пособий, предла­гает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обес­печивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся пра­вовых возможностей и средств. Выявляя про­блемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог диф­ференцирует выявленные проблемы и «выво­дит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведом­ственной подчиненности. Устанавливая кон­такт с семьей, побуждает ее к участию в сов­местном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резерв­ные возможности муниципалитета для пре­одоления трудностей.

Социальный педагог выполняет посредни­ческую функцию в установлении связей и кон­тактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и обществен­ности. Для этого необходимы налаженные свя­зи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, го­рода, учреждениями и общественными объе­динениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффек­тивную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррек­ции, патронаже, обеспечении жильем, пособи­ями, пенсиями и других видах социальной по­мощи. Социальный педагог оформляет сбере­гательные вклады, решает вопросы по исполь­зованию имущества и ценных бумаг обучаю­щихся — сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образо­вательного учреждения и того или иного обу­чающегося или сотрудника в судебных и ад­министративных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную си­туацию. При этом социальный педагог само­стоятельно определяет задачи, формы, мето­ды социально-педагогической работы, спосо­бы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помо­щи, реализации прав и свобод граждан [10, 64].

Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание усло­вий для их самостоятельного выбора, его сти­мулирования, развития готовности и способ­ности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из си­туации выбора без стресса в современных ус­ловиях являются насущной задачей в воспи­тательной работе образовательных учрежде­ний, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспи­тания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и россий­ским социокультурным традициям.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармони­зации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное со­стояние теории и практики социально-педаго­гической работы, порождающая новое содержа­ние, методы, формы и технологии работы с де­тьми, молодежью, семьями, общинами, экс­клюзивными группами населения, обществом.

Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных.

Содержание профессиональной деятельно­сти социального педагога необъятно, и мы сде­лали попытку лишь очертить ее контуры. Ре­альная же работа социального педагога не впи­сывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности соци­ального педагога, его профессиональной ком­петентности, психологической закалке и мо­ральным качествам.

В конечном счете вся деятельность соци­ального педагога должна способствовать созда­нию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обес­печению охраны их жизни и здоровья, установ­лению гуманных, нравственно здоровых отно­шений в социальной среде.

Профессиональная успешность социаль­ного педагога определяется результативнос­тью его деятельности и ее общественным при­знанием.

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.

В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными проблемами. Координировать условия разностороннего развития личности - вот главная функция социального педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог - это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность - общаться с семьей, на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов.

Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д.

Как ни важен социум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело.

Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель-Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой (см. приложение № 1).

Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.



Заключение

 

В чем основное назначение социального педагога? Это соци­альная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реа­билитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.  В этом одна из главнейших задач социального педагога. Под­держать ребенка в трудную минуту — дело не легкое.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.

Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В моей работе есть конкретные примеры работы социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе.

Также важна помощь более “высоких” социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы. Поэтому было бы не лишним проводить единые собрания хотя бы раз в полугодие всех социальных педагогов школ города.

Если важен обмен опытом между социальными педагогами одного города, то обмен опытом в этом направлении между странами бесценен.

Таким образом,  решаются и вытекающие из целей задачи этой работы.

Но так как эта профессия сравнительно молодая, есть надежда, что школам, не имеющим пока социальных педагогов, осталось ждать недолго, хочется верить, что это профессия будет иметь огромный спрос. А будущим школьным социальным педагогам нужно знать, что их ждут и в них нуждаются.



Библиографический список

1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.205.

2. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - С.2-3.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424

4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.

5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 4. - С.54-58.

6. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми.// Воспитание школьника. - 1994. - № 2.

7. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. - 1997, июль. С.14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”).

8. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29.

9. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), - Учебник. - М.: Российское пед.агентство. - 1996. - № 5. – (С.356-366).

10. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.

11. Лебедев О. Когда крепости пали//Народное образование. - 1994. - № 5. - С.26-30.

12.Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. - 1996. - № 5. - С.35-38.

13.Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С.1-2.

14. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

15.Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36

16.Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79 с., (С.44-54).

17. Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г.Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. – 32 с.

18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). - “Самара: Издательский дом “Бархат”, 1998. - 672 с. (С.117-121).

19.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.

20. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

21. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. – С. 199.

22. Учитель социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 – 113 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

План работы с опекаемыми семьями на 2005-2006 уч.год

 

1. Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке.

2. Посещение детей на дому.

3. Отчет о летнем отдыхе.

4. Регулярно информировать педагогический коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел по охране детства в микрорайоне.

5. Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семьях.

6. Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания подопечных.

7. Оказывать материальную помощь из фонда всеобуча.

8. Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РНО.

9. Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнении судебных решений об изъятии, о передаче ребенка одному из родителей.

10. Организация летнего отдыха и труда подопечных детей.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

План работы по охране прав детства на 2005-2006 уч.год

№ П/П Содержание Работы Исполнитель Сроки
1. Изучить положение в семьях и социальный состав учащихся нового приема, уточнить список детей, находящихся на опеке. Клас.рук-ль, соц.педагог Сентябрь
2. Посещение семей на дому. Клас.рук-ль, соц.педагог Октябрь
3. Отчет о летнем отдыхе. Зам.директора по воспит.раб. Октябрь
4. Регулярно информировать пед.коллектив на совещаниях, педсоветах о состоянии дел. Зам.директора по воспит.раб. В теч. года
5. Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в семье. Администрация, клас.рук-ль Октябрь, апрель
6. Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания детей в подопечных семьях. Соц.педагог Ноябрь
7. Оказывать материальную помощь из фонда всеобуча. Администрация В теч. года
8. Работать в контакте с учителями, классными руководителями, с отделом РОНО. Социальный педагог В теч. года
9. Принимать участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в исполнительных судебных решениях по изъятию детей, о передаче ребенка одному из родителей. Социальный педагог В теч. года
10. Весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. Отчет в РОНО. Социальный педагог Май
11. Организация летнего отдыха и труда подопечных детей. Соц.педагог, зам.директора по воспит.раб. Май, июнь

 



ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

План самообразования

школьного социального педагога

 

1.Повышение научно-теоретического и методического уровня

Направление Содержание Работы Форма Время выпол Выход работы
Накопление методического материала Следить за периодической печатью, собирать статьи, читать журналы, газеты

Отбирать самое главное и доводить до сведения других

В теч.

года

Систе-мати-чески

Чтение методических журналов, художественной и методической литературы Федорова Г.Г. Трудный подросток. Становление личности. - М.: Знание, 1992.
Просмотр телепередач о работе с трудными подростками по нравственному воспитанию Ежедневные программы: “До 16 лет и старше”, “Сегоднячко”, “Башня” и т.п.

2. Совершенствование психолого-педагогической подготовки

Изучение особенностей нравственного воспитания и возрастных особенностей несовершеннолетних подростков 1. Изучать материалы по вопросам индивидуального подхода к ученику. 2. Изучить особенности нравственного воспитания «трудных» учащихся. 3. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. Чтение пед. лит-ры   Беседы с уч-ся и с  род-ми Раскидной С.И., Дычко М.В. Работа клас. рук-ля по нравствен-ному воспитанию кольников.- Минск, 78. В теч. года   В теч. года во вне- уроч. время Систе- матич.

3. Работа с родителями и общественностью

Работа с родителями в соответствии с уставом школы о поведении и посещаемости учащимися занятий Посещение родительских собраний. Беседы с родителями учащихся, состоящих на проф.учете в школе. Посещение детей на дому, проверка контроля со стороны родителей и информирование родителей о состоянии дел у детей в школе В теч. года Систе- матич.
Работа с родителями педагогически запущенных детей Вместе с классным руководителем систематический контроль за учебой, формой, поведением.      


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

 

Структура социально-педагогического комплекса

  СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА  

 

 

  Попечительский совет       Педагогический совет

 

  Работа в микрорайоне       Работа в школе

 

Центр «Досуг» Центр «Семья» Центр «Здоровье» Медико-психологическая — юридическая консультация     Социальные педагоги в классах Образовательный центр во внеучебное время Центр спортивно-оздоровительной работы Центр «Доверия» для детей

 

 

  Система дифференцированного обучения Система социального воспитания, творческой деятельности Медико-психологическая — педагогическая служба семьи Служба защиты прав ребенка Служба социальной защиты молодежи Служба досугово-творческой деятельности Служба психологического и физического здоровья и коррекции общения Служба социальной и профессиональной ориентации Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

ПРИЛОЖЕНИЕ к Приказу Комитета по образованию 507 от 04.11.95.

Положение о социальном педагоге образовательного учреждения


Общие положения

Социальный педагог — сотрудник образователь­ного учреждения, который создает условия для со­циального и профессионального саморазвития обу­чающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гума­низма, с учетом исторических и культурных тради­ций города.

Основной задачей социального педагога образова­тельного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнер­ских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Обязанности социального педагога образователь­ного учреждения может выполнять работник, ква­лификация которого подтверждается дипломом о про­фессиональном педагогическом образовании, серти­фикатом социального педагога.

Социальный педагог взаимодействует с руководи­телем образовательного учреждения, учителем, пе­дагогом-психологом, валеологом, педагогом-органи­затором, воспитателем, обучающимися (воспитанни­ками) и их родителями (лицами, их заменяющими).

Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями госу­дарственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагоги­ческого совета образовательного учреждения, осуще­ствляет контакт с местными органами власти и му­ниципальными службами по социальной защите се­мьи и детства.

Прием и увольнение социального педагога произ­водится в порядке, установленном КЗоТ.(Кодекс законов о труде)

Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного уч­реждения.

Аттестация социального педагога производится ат­тестационной комиссией в установленном законом порядке.

Деятельность социального педагога осуществляет­ся в соответствии с настоящим Положением и Уста­вом учреждения.

 

2. Содержание работы социального педагога образовательного учреждения

Содержание работы социального педагога опреде­ляется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (вос­питанников).

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении вклю­чает в себя:

- учет всех детей школьного возраста, проживаю­щих в микрорайоне данного образовательного уч­реждения, изучение их социального положения и условий жизни;

- контроль за движением учащихся;

- предупреждение отсева учащихся из образова­тельного учреждения;

- изучение социальных проблем обучающихся (вос­питанников), условий их возникновения и раз­решения их с учетом возможностей образовательного учреждения;

- учет педагогически и социально неблагополуч­ных семей;

- осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для безопасности личности обу­чающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстре­мальные и кризисные ситуации;

- осуществление мер по трудоустройству обучаю­щихся (воспитанников) и взаимодействие со спе­циалистами служб занятости района и города;

- объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необхо­димой помощи социально незащищенным обуча­ющимся (воспитанникам) и их семьям.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

 

Акт обследования семьи учащегося

ФИО Дата 2001 г., час.

 

Мы, нижеподписавшиеся,


 

 

посетили семью


проживающую по адресу:

 

с целью

 

Состав семьи человек

 

 

Семья занимает кв. м.

 

В момент посещения дома находились

 

Санитарное состояние жилья на момент проверки


 

Ребёнок имеет место для занятий, отдыха


 

Место для сна

Ребёнок ложиться спать

 

Загруженность домашними делами


 

 

Ребёнок занят в свободное время


 

 

Родители контролируют выполнение домашних заданий


Контакт осуществляется со школой

 

Результат проверки (рекомендации, заключения)

 


 

Подписи, ФИО

проверяющих











ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Карточка учета неблагополучной семьи учащегося

 

1. ФИО учащегося

2 Класс

3. Классный руководитель

4. Сведения о родителях / ФИО, место работы, телефон/


 

 

5. Место жительства


 


6 Причины неблагополучия


 


7. Жилищные условия


 

8. Характеристика учащегося / как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости ребёнка /


 










ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

 

Социальный паспорт учащегося

1Общие сведения:

Фамилия

Имя

Дата рождения


Телефон

Домашний адрес

Место учёбы


2Сведения о семье:

  Отец Мать    
Фамилия        
Имя        
Отчество        
Год рождения        
Образование        
Специальность        
Место учёбы, работы        
Состояние здоровья        

 

3. Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обес­печенность, санитарная культура):

 

Квартира_________________________________

 

Количество комнат________________________

 

Санитарное состояние_____________________

 

С кем в комнате проживает ребёнок______________________________

 

Наличие соседей и взаимоотношения с ними_______________________

 

Материальное обеспечение семьи______________________________

 

4.Взаимоотношения в семье /отношение к ребёнку (характеристика приёмов воспитательного воздействия на ребёнка):______________________

 

5.Семья – образовательное учреждение / взаимоотношения родителей с педагогами_____________________________________________________

 

Взаимоотношения ребёнка с педагогами___________________________

 

6. Характеристика ребёнка ______________________________________

 

7. Факторы риска_____________________________________________

 

8. Наблюдения _______________________________________________

 

9 План социально-педагогической поддержки:____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



на тему: «Социальная работа в школе»

 

 

Выполнила: студентка группы 42 Тз

Первушина Н.А.

Проверил: преподаватель

Кашапова Ю.Р.

 

 

Омск-2006



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы деятельности школьного социального педагога

1.1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

1.2. Развитие социально-педагогической деятельности в нашей стране.

1.3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

1.4. Основные функции, методы работы, документация, права  и обязанности школьного социального педагога

1.5. Зарубежный опыт социальной работы

1.6. Центры социального обслуживания семьи и детей

Глава 2. Анализ работы социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная  № 25» города Омска

2.1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы

2.2. Анализ работы с неблагополучными семьями социального педагога школы

2.3. Деятельность социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная № 25»

Заключение

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Схема взаимодействия социального педагога

с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником

Приложение 2. Социально-воспитательная работа

Приложение 3. Система мер по решению поставленных задач

Приложение 4. План работы с опекаемыми семьями на 2005-2006 уч.год

Приложение 5. План работы по охране прав детства на 2005-2006 уч.год

Приложение 6. План самообразования школьного социального педагога

Приложение 7. Структура социально-педагогического комплекса

Приложение 8. Положение о социальном педагоге образовательного учреждения

Приложение 9. Акт обследования семьи учащегося

Приложение 10. Карточка учета неблагополучной семьи учащегося

Приложение 11. Социальный паспорт учащегося



Введение

 

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать:

- дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);

- работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)

- воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);

- формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);

- социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);

- социальная работа в школе.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

- проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

- участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:

- групповая работа со школьниками вне занятий;

- предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);

- соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

- работа с родителями, представление интересов родителей;

- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

- консультирование;

- работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;

- научное обоснование, сопровождение и оценивание.

 «Энциклопедия социальной работы» в переводе с английского, на наш взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. Также в моей работе использована статья Михайловой А. «Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается». В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в школе. Социальная работа в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.

В исследовании объектом является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом – формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога.

Цель работы – проанализировать опыт работы социального педагога в школе.

Задачи данного исследования следующие:

1. разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога;

2. выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах;

3. изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога;

4. исследовать опыт совместной работы школы и социальных институтов общества.

В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, изучение школьной документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.

Базой проведения исследования являлась МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Омска.

При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность». Данный сборник является первым шагом к созданию се­рии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.