Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первоначальный этап расследования уголовных дел о преступном незаконного оборота наркотиков обычно включает такие следственные действия, как осмотр места происшествия, допрос свидетелей, освидетельствование и допрос подозреваемых, обыск, выемка, осмотр изъятых предметов и документов, назначение судебных экспертиз и др.

Нередки ситуации, когда на место происшествия первыми прибывают оперативные работники. До приезда следователя они должны, не производя никаких изменений обстановки, обеспечить охрану места происшествия, организовать преследование преступника по горячим следам и его задержание.

Кроме того, по поручению следователя оперативный сотрудник: проводит опрос граждан, могущих сообщить что-либо полезное, принимает меры к выявлению дополнительных источников информации о преступнике и направлении его движения, организует его преследование с помощью служебно-розыскной собаки; осуществляет поквартирный или подворовый обход, прочесывание территории за границами осмотра места происшествия, поиск сведений о преступнике, транспортных средствах, потерянных или брошенных предметах, упаковках от наркотиков; организует поиск виновного в притонах для наркоманов и др

По результатам осмотра места происшествия следователь и оперативные работники анализируют сведения, полученные о преступлении и его возможных участниках, изъятые вещественные доказательства и следы (рук, ног и др.), окурки, упаковки. На этой основе строятся версии о личности вероятного преступника, продолжается проведение оперативно-розыскных мероприятий по его установлению.

При розыске виновных должны использоваться: выявленные следы пальцев рук, обуви, действия химловушек, знание преступником мест хранения наркотиков, ключей от сейфа, фактов их утраты и изготовления дубликатов, режима работы и состояния охраны объекта, способов проникновения на объект, использование орудий взлома; количество и вид похищенного наркотика, признаки инсценировки преступного посягательства и др.

В ходе раскрытия преступления со слов свидетелей составляются композиционные, рисованные портреты, фотороботы подозреваемых, используются фотоальбомы и фототеки наркоманов и лиц, состоящих на учете в оперативных аппаратах в связи с совершением аналогичных преступлений.

Допрос свидетелей, которыми по данной категории дел обычно выступают:

а) очевидцы задержания с поличным;

б) родственники, знакомые подозреваемых;

в) наркоманы;

г) граждане, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную работу;

д) оперативные работники, - имеет свои особенности.

При подготовке к допросу свидетелей, знающих обстоятельства расследуемого преступления (например, факт задержания с поличным при сбыте наркотиков), органы дознания помогают следователю выяснить их взаимоотношения с подозреваемым, как они оказались на месте его задержания и др.

Разнообразные сведения можно получить при допросах знакомых, соседей, родственников подозреваемого. Однако необходимо учитывать взаимоотношения этих лиц, их заинтересованность или возможность участия в содеянном.

Допрос подозреваемых (обвиняемых). К моменту допроса подозреваемого обычно складываются следующие ситуации:

1) проведенные оперативно-розыскные мероприятия позволили собрать информацию о его криминальных связях и преступной деятельности;

2) допрос проводится после задержания с поличным, поэтому о подозреваемом почти ничего не известно.

В первой ситуации необходимо изучить и оценить оперативно-розыскные данные с точки зрения возможности их использования при допросе.

Во второй ситуации задержанный, чтобы избежать ответственности, почти всегда дает ложные показания о способе приобретения наркотиков, скрывает данные о себе и своих преступных связях.

Проведение обыска и выемки. При подготовке к обыску важно учитывать, что его результативность зависит от знания внешнего вида, формы и упаковки наиболее распространенных наркотиков, их специфического запаха, способа изготовления, хранения, перевозки, видов тайников, оборудуемых наркодельцами. Поэтому для успешного обнаружения наркотиков (особенно в тайниках при контрабандной перевозке или на открытой местности большой площади) рекомендуется использовать специально обученных розыскных собак, поисковые приборы и приспособления, наборы экспресс-тестов для предварительного исследования обнаруженных веществ.

При проведении обыска у любого из соучастников по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, необходимо обращать особое внимание на записи номеров телефонов и адресов, фотографии, пометки о совершенных сделках и полученных доходах, квитанции телефонных переговоров

При личном обыске следует учитывать те уловки, к которым прибегают преступники для сокрытия наркотиков, например, в естественных полостях тела, путем заглатывания контейнеров с ними и т.п. При осмотре одежды задержанного устанавливаются наличие и локализация приставших частиц наркотиков и их полуфабрикатов (в карманах, швах, за подкладкой); наличие рецептов на приобретение лекарств-наркопрепаратов. Рекомендуется детально обследовать транспорт и вещи задержанного, так как в них зачастую оборудуются тайники для перевозки наркотиков (в частности, консервы, термосы, фотоаппараты, арбузы и т.д.). Для сокрытия наркотиков нередко используются труднодоступные полости в моторном отсеке автомобиля, под его приборной доской, в сиденьях, багажнике и др.

Типичные недостатки первоначального этапа расследования дел о незаконном обороте наркотиков:

1) задержание подозреваемых, обыски, допросы и другие следственные действия проводятся оперативными работниками без участия следователя, а также без предварительного согласования с ним путей и способов процессуального закрепления доказательств;

2) следственные действия необоснованно подчиняются только цели изъятия наркотиков без принятия процессуальных мер доказывания факта их принадлежности подозреваемым и получения таких доказательств из других источников;

3) данные, полученные при задержании подозреваемых, а также в ходе оперативно-розыскных мероприятий, не закрепляются процессуально.

Криминалистическая экспертиза наркотических средств позволяет установить относимость изъятого вещества к наркотикам, определить вид, происхождение, способ изготовления, количественное содержание наркотика в данном веществе; место произрастания растительного сырья; имеются ли на предмете микрочастицы (следы) наркотического средства и т.д


39. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Криминалистическая характеристика. Несовершеннолетними совершаются преступления как насильственного (убийства, причинение вреда здоровью), так и имущественного (кражи, грабежи, разбои) характера. Выделение данных преступлений в единую методику связано прежде всего с возрастными психологическими особенностями преступников: с одной стороны, это уже не дети, а с другой - еще не взрослые. Отсюда повышенная конфликтность, стремление к самоутверждению, в том числе и ценой подражания асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм (неприятие воспитательных мероприятий). Все это находит отражение в совершаемых ими преступлениях, и должно учитываться в ходе их расследования.

Среди тяжких преступлений чаще всего встречаются посягательства в отношении близких родственников. Обычно они связаны с длительной конфликтной обстановкой в семье, систематическим пьянством потерпевших, терроризирующих других членов семьи. Нередко совершению убийств и изнасилований предшествует совместное с жертвой распитие спиртного. В ряде случаев несовершеннолетние используют беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением (в том числе и для совершения имущественного преступления), малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной техники, спорту, коллекционированию и т.д. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищаются не только несовершеннолетними. Однако наличие довольно нестандартных предметов в списке похищенного (продукты питания, сладости и др.) должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

Иногда уже само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к его совершению подростков: это газетные и коммерческие киоски, трамвайно-троллейбусные кассы, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты, пляжи и т.д.

Об участии в хищении подростков могут свидетельствовать и особенности способа его совершения:

 отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

 несложные пути проникновения в помещение;

 выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

 использование для проникновения узких проемов;

 малый вес похищенного;

 отсутствие профессиональных и преступных навыков;

 использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

 непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение;

 совершение на месте преступления озорных и циничных действий;

 причинение множественных повреждений потерпевшему;

 непринятие мер к сокрытию преступления.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать и особенности отдельных следов: малый размер следов зубов, пальцев, ладони, ног, обуви; головной убор, одежда, обувь преступника или их следы, указывающие на подростковый возраст владельца этих вещей; предметы, которые чаще всего носят с собой подростки и т.д.

Наиболее часто несовершеннолетние совершают преступления в группе. При этом они в очень редких случаях объединяются в группы только с целью совершения преступления. Обычно такие группы возникают как игровые. Подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и отсутствия контроля за ними, стремятся удовлетворить свою потребность в общении, в желании быть понятыми. Большинство преступных групп несовершеннолетних образуется на основе проживания ее участников в одном микрорайоне и совместного проведения досуга. Тяжесть совершаемых группой преступлений, как правило, зависит от участие в ней взрослого или подростка, уже имеющего преступный опыт.

Организация расследования на первоначальном этапе. Выдвижение и порядок проверки общих версий по делам несовершеннолетних подчиняются обычным правилам, поэтому остановимся на особенностях разработки типичных частных версий. Обоснованное выделение таких версий возможно на базе криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних и с учетом своеобразия предмета доказывания по данной категории дел.

Рассмотрим версии, которые могут быть выдвинуты в ходе расследования преступлений:

1. Преступление совершено подростком.

Основанием для ее выдвижения служат: показания свидетелей, в том числе очевидцев; результаты осмотра места происшествия; показания потерпевших; сведения о похищенном имуществе, способе и месте совершения преступления, характере расследуемого преступления, оперативные данные.

2. Подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления.

Данная версия отрабатывается путем проверки сообщений и заявлений, по которым не установлены виновные лица (предположительно, несовершеннолетние).

3. Преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники).

Разработка этой версии предполагает тщательное исследование механизма преступления, проверку возможностей его совершения в одиночку, анализ связей подростка. Сведения о совершении преступления подростком в соучастии получают в результате оперативно-розыскной деятельности, при допросах свидетелей, потерпевших, осмотре места происшествия и из других источников.

О наличии взрослых соучастников могут свидетельствовать: хищения товаров, представляющих интерес прежде всего для лиц зрелого возраста; значительные размеры похищенного; ухищренные способы проникновения в помещение (применение специально изготовленные приспособлений, отмычек); обнаружение на месте происшествия следов, вещей, предметов, указывающих на пребывание там взрослых.

4. Существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком (вовлечение в пьянство, развратные действия, притоносодержательство и т.д.).

Проверка этой версии проводится в основном в ходе установления причин и условий, способствующих совершению преступления подростком, и делает необходимым изучение его окружения.

5. Подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления.

Для проверки версии о самооговоре необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушения, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.

Причины же оговора нередко коренятся в забвении тактических рекомендаций по проведению следственных действий с участием несовершеннолетних. От следователя требуется уделить особое внимание проверки показаний несовершеннолетних, их сопоставлению с другими доказательствами.

6. Несовершеннолетний обвиняемый страдает расстройством психической деятельности.

При проверки состояния психического здоровья несовершеннолетнего обвиняемого следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напртив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребование справок из психоневрологических диспансеров). В случае получения сведений о наличии у несовершеннолетнего обвиняемого расстройства психической деятельности, независимо от степени его выраженности, необходимо назначать судебно-психиатрическую экспертизу.

В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление подростка, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявление свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях его жизни и воспитания и т.д.); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможности возмещения ущерба, причиненного преступлениями.

Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Рекомендуются, в частности, следующие основные формы взаимодействия: получение из ОППН сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними; сообщение в ОППН полученные при расследовании преступлений данные о неблагополучных семьях, подростках, другой информации, представляющей интерес для ОППН, а также направление справок-характеристик на несовершеннолетних обвиняемых; истребование из ОППН справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания; изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ОППН; поручение ОППН обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле (о результатах обследования следователю представляется справка); направление следователей в ОППН копий представлений и ответов на них; подготовка и внесение совместных представлений; оказание ОППН помощи следователю в организации выступлений в коллективах по материалам расследованных уголовных дел, а также подготовка совместных выступлений; совместные сообщения в средствах массовой информации.

Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

 Планирование и организация производства по уголовному делу

 

Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Создание методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.

Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних[39 ,c.160]. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформулировались у подростка к данному моменту.

При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным, и т.п.

В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением, это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.

Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители[16 ,c.52].

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.

Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.

Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.

Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта.

Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией[18 ,c.56].

Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т.п. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемые манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т.п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твёрдостью, терпением.

Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела: не даёт возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности, как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с цель сокрытия следов преступления[40 ,c.83].

В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант - на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.

Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.

Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных сроков проверки первичных материалов. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). При отсутствии иных возможностей, проводится судебно-медицинская экспертиза.

Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю.

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания, так и его детализация.

Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, это связано с групповым, как правило, характера большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, необходимо тщательно анализировать криминалистическую информацию, характеризующую преступление несовершеннолетних.

Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходны по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, проявить смелость, удаль, показать силу, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей, получить их признание, из ложно понимаемого чувства солидарности, подражания, любопытства, стремления достать сладости, ту или иную вещь, престижную среди подростков.

Корыстные мотивы имеют также специфическую окраску и особенности проявления: похитить красивое, необычное, сладкое - и зависит от возраста правонарушителя.

К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершеннолетних, влияющих на расследование совершёнными ими преступлений, относят:

- незавершённость физического и нравственного развития (эмоциональность поведения, колебания поведения и т.п.);

- специфику восприятия, запоминания и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.);

- недостаточность жизненного опыта (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики; когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);

- склонность к подражанию;

- стремление утвердить себя в среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);

- неправильно понимаемое чувство товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.)[20 ,c.214]

Указанные особенности определяют специфический круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования в соответствии и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:

1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учёбы подростка.

2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то, как давно и по какой причине; кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сёстры, иные лица, проживающие совместно); каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздействия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бытовые условия.

При выявлении безнадзорности подростка следует установить её причины (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразличное отношение к детям и т.п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.

Существенное значение имеет не только бытовое, но и ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым, лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков.

Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учёбе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учёбе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учёбу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для её возобновления, в чём причина длительной занятости и т.д.[26 ,c.280]

Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путём допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т.п.

В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).

3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.

4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.

По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии:

а) Наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

б) Существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;

в) Наличие факторов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.). Приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его.

д) Вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т.п.[41,c.290]

Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.

Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.

При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств совершенного преступления, должны быть проведены и предусмотренные обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.

Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очерёдности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествует на данный момент ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очерёдность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т.п.[48 ,c.27]Обратимся к исследованию типичных криминалистических ситуаций по делам о преступлениях несовершеннолетних и направлений их разрешения.

В зависимости от особенностей получения, полноты и характера информации, содержащейся в первичных материалах, можно выделить следующие типичные ситуации:

1. Обстановка места преступления, информация, содержащаяся в материальных следах, указывают на совершение преступления несовершеннолетними.

2. Потерпевшие и свидетели утверждают, что преступление совершено несовершеннолетними. В одних случаях они прямо указывают на конкретное лицо, в других - приходят к такому выводу на основании внешнего вида и поведения правонарушителя.

3. Несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте совершения преступления после его совершения или явился с повинной.

К выводу о возможном участии в данном преступлении несовершеннолетнего приходят в результатах исследования материальных источников информации на месте преступления, в которых отражаются наиболее типичные признаки проявления психологии (мотиваций, потребностей), физических возможностей и социальных ценностей несовершеннолетних.

В процессе осмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые позволяют выдвинуть версию об участии несовершеннолетнего в преступлении.

Зачастую на это указывают:

1) Особенности различных следов рук и обуви, обнаруженных при осмотре;

2) следы зубов, особенно если они оставлены на таких специфических объектах, как шоколад, сыр, конфеты и другие продукты питания;

3) оставлены вещи - размер, фасон, характер изношенности. При этом надлежит выявлять все следы, в том числе и различные по характеру, форме, размеру и т.п. Это может свидетельствовать о совершении преступления групповой или о присутствии взрослого;

4) способ совершения преступления, и не только в плане подготовки и совершения, но и действий по сокрытию следов совершённого деяния, как правило, преступления несовершеннолетних не отличаются ухищрённостью способов их совершения и особенно сокрытия. Орудиями преступления часто являются случайные, подобранные в ходе деяния предметы, ненужные похищенные предметы и вещи, а так же орудия преступления нередко выбрасываются неподалёку от места его совершения, похищенное прячут в доме, где проживает подросток или его друзья, в подвалах, на чердаках и др.;

5) Размеры отверстий проникновения;

6) Признаки подражания персонажам детективных книг и фильмов (оставление на месте подписей, записок и т.п.). Содержание и почерк таких документов, а также место расположения надписей дают интересную информацию о физических и интеллектуальных данных несовершеннолетних (надписи на стенах обычно пишу на уровне глаз, что позволяет судить о росте их исполнителя);

7) Непоследовательность, нелогичность действий преступников, разбрасывание отдельных вещей, безмотивное повреждение каких-то предметов, особенно если это требовало затрат времени;

8) Количество, габариты и вес похищенного;

9) Проявление цинизма, жестокости, садизма, дерзости.

Естественно, что каждый в отдельности признак не может рассматриваться как прямое свидетельство участия в преступлении несовершеннолетнего, но их совокупность позволяет сделать такой вывод с определённой степенью вероятности и получить информацию:

Об особенностях телосложения, признаках пола, возраста и других объективных данных преступника;

Об особенностях психики (по характеру похищенного, специфическому поведению на месте совершения преступления и др.);

О предметах преступного посягательства, орудиях и средствах его совершения, одежде, обуви и сопутствующих объектах преступника.

Если есть информация о том, что преступление совершено несовершеннолетними, то работа по его раскрытию должна осуществляться в следующих направлениях:

1. Выявление на обслуживаемой территории групп несовершеннолетних и установление действительных мотивов их объединения и направленности действий. Практика показывает, что значительное число преступлений несовершеннолетние совершают в районе своего проживания или в непосредственной близости от него. Ценные сведения о формирующихся группах несовершеннолетних можно получить от участковых уполномоченных и работников инспекций по делам несовершеннолетних. Именно, в поле зрения этих лиц попадают подростки, организующиеся в группы, и их задача состоит в том, чтобы знать истинные мотивы такого объединения, уметь правильно и своевременно влиять на намерения и действия несовершеннолетних.

2. Установление подростков, у которых после совершения преступления появились деньги, предметы, вещи. Для этого на учёт берут похищенное имущество и о его признаках доводят до сведения сотрудников органов внутренних дел.

Особое внимание обращают на места возможного сбыта похищенного, которые в каждом конкретном случае зависят от характеристики обслуживаемого участка.

3. Установление лиц, которым известны обстоятельства совершённого преступления. Для этого, исходя из анализа места, времени, обстоятельств совершения преступления, можно определить, кто может быть жильцы квартир, из окон которых видно место преступления и подходы к нему; лица, которые в это время проходили недалеко от места преступления, следуя на работу, учёбу, домой или куда-то ещё; работники городского транспорта, которым могли воспользоваться несовершеннолетние, обратившие на себя внимание ввиду своего странного поведения.

После выполнения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на уточнение обстоятельств, совершённого преступления, розыск похищенного имущества и осведомлённых лиц, установление лица, его совершившего, объём информации о содеянном преступлении расширяется. Это позволяет конкретизировать выдвинутые ранее версии об обстоятельствах преступления и совершивших его лицах и уточнить направления расследования.

Направление расследования, характер и очередность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависят от степени определённости собранной к этому времени информации.[42 ,c.339]

В тех случаях, когда очевидцы высказывают предположения об участии в преступлении подростков, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны быть направлены на установление конкретного лица, совершившего противоправные действия.

Розыск несовершеннолетних осуществляется по:

- Признаком внешности. Оперативные работники совместно со следователем на основе информации, полученной от людей, могут составить композиционный портрет несовершеннолетнего подозреваемого. О приметах его ориентируют сотрудников органов внутренних дел и представители общественности.

- Оперативно-криминалистическим учётом органов внутренних дел.

В первую очередь свидетелям и потерпевшим предъявляется фотоальбом лиц, которые состоят на учёте. Кроме того, используются учёты участковых инспекторов и отделов профилактики преступлений несовершеннолетних.

После выявления конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на несовершеннолетнего правонарушителя, следственные и оперативно-розыскные действия направляются на всестороннее изучение обстоятельств совершённого деяния, личности подростка, выявление взрослых подстрекателей.

Установление точного возраста несовершеннолетнего имеет важное значение для принятия правильного решения в стадии возбуждения уголовного дела. Возраст должен устанавливаться документально (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги регистрации актов гражданского состояния, справка формы паспортного аппарата). Кроме того, точный возраст можно установить по журналу того медицинского учреждения, где родился несовершеннолетний: во время появления на свет новорождённых в таких журналах фиксируется с точностью до минуты, и они хранятся в архивах медицинских учреждений 25 лет[33 ,c.42-43].

В практике порой встречаются случаи, когда установить возраст обвиняемого на основе документов не представляется возможным. Для уточнения возраста подозреваемого или обвиняемого, если это имеет значение для разрешения вопроса о его уголовной ответственности, назначается судебно-медицинская экспертиза.

При установлении судебно-медицинской экспертизой днём рождения надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица. Во всех случаях лицо считается достигшим определённого возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток.

Ситуация когда несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте преступления, после его совершения или явился с повинной характеризуется относительной определённостью информации о лице, совершившем преступление. При задержании его с поличным должны приниматься меры по фиксации следов преступления и изучению личности. Для этого производятся осмотр места происшествия, допрос несовершеннолетнего, свидетелей.

Если несовершеннолетний явился с повинной, необходимо тщательно выяснить обстоятельства совершённого преступления и мотивы, которые побудили подростка явиться с повинной, его возможности самостоятельно подготовить, осуществить конкретное преступление, исходя из уровня его физического или психического развития, жизненного опыта и определённых навыков. Необходимо выяснить, не совершил ли он другое, более тяжкое преступление, не делается ли это, чтобы скрыть взрослого соучастника или подстрекателя, взяв вину на себя.

Получение информации о взрослых подстрекателях имеет важное значение для уяснения механизма конкретных преступных действий, выдвижения и проверки следственных версий и осуществления профилактических мероприятий в отношении подростка. Поскольку он несовершеннолетний, порой прибегают к самооговору, необходимо сравнивать поступающую от них информацию со сведениями, которые ранее собраны по делу из материальных и идеальных отображений и анализировать их, что позволит обнаружить имеющиеся противоречия, а в последующем изобличить во лжи.

В процессе установления взрослых подстрекателей и организаторов нужно учитывать, что разрыв в возрасте между ними и несовершеннолетними в большинстве случаев незначителен. Как правило, подавляющее большинство подстрекателей и организаторов из числа взрослых были в возрасте 18–22 лет. Незначительная разница в возрасте (1–2 года) между подстрекателем и несовершеннолетним исполнителем не вносит существенных изменений в механизм совершения преступления по сравнению с теми, которые подростки совершают сами. Иная картина наблюдается, когда взрослые старше несовершеннолетних на 3–4 года и более, роль взрослых в преступной деятельности обычно более значительна, особенно в организации преступлений, что получает отражение в следовой картине преступления.

Таким образом, методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.

 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних

Особую сложность по данной категории дел представляет допрос несовершеннолетних, в частности, подозреваемых и обвиняемых. Это обусловлено не только особенностями психики несовершеннолетнего, но и своеобразным порядком допроса в плане гарантии его объективности: участием педагога, врача, родителей, защитника.

Допрос несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, как и другие следственные действия с его участием, должен строиться с учётом ряда обстоятельств:

1. Возрастных особенностей: ограничение времени допроса (8–11 лет до 15–30 мин; 14–17 лет в течение часа); тенденции смешения реального и воображаемого; эмоциональность суждений и действий; неспособность выделить главное, существенное.

2. Возможности построения ложных объяснений, которые у несовершеннолетних, как правило, отличаются недостаточной продуманностью.

3. Особенностей установления психологического контакта с несовершеннолетним[20 ,c.94].

Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. То, что может быть применено в отношении взрослого, иногда оказывается недопустимым в отношении подростка. Подготовка к допросу предполагает всестороннее и глубокое изучение личности подростка, условий в которых он живёт и воспитывается; определение момента и времени проведения данного следственного действия, способа вызова к следователю, выяснению круга лиц, которых нужно привлечь к участию в допросе, разработку плана его проведения, определение объёма и формулировок основных и контрольных вопросов, а также устранение причин, мешающих подростку давать правдивые развёрнутые показания.

Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит в следующем:

а) к началу допроса отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком;

б) поскольку допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь ограничен временем на подготовку к его проведению[28 ,c.76].

Прежде всего, необходимо наметить линию проведения допроса, примерный перечень, последовательность и характер вопросов, которые должны быть понятны допрашиваемому, учитывать уровень его развития. Такая подготовка должна быть даже в тех случаях, когда время ограничено и отсутствует исчерпывающая информация о подростке.

Выбор момента допроса несовершеннолетнего зависит от: эмоционального состояния подростка после совершения преступления; влияния на подростка заинтересованных лиц; Объёма собранных по делу доказательств. Выбор места допроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. При этом следует учитывать, что привычная обстановка (школа, дом) допроса, как правило, не способствует осознанию несовершеннолетним всей серьёзности содеянного, а поэтому лучше всего допрос проводить в кабинете следователя: это подчёркивает серьёзность сложившейся ситуации и зачастую удерживает допрашиваемого от дачи ложных показаний.

Определённое значение при допросе имеет темп. Нельзя торопить, обрывать несовершеннолетнего, поскольку большинство из них может подходить к существу через сложные специфические переживания, ассоциации[57 ,c.25].

Подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего и тактика его проведения в общих чертах имеет ту же специфику, что и допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).

При подготовке к данному следственному действию наряду с другими вопросами необходимо тщательно изучить все материалы, сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию.

При подготовке к допросу малолетнего свидетеля или потерпевшего нужно учитывать, что дети в силу различных причин нередко не желают разговаривать. Согласно закону при допросе лиц, не достигших 14-летнего возраста, обязательно присутствие педагога, который выступает в роли специалиста в области детской психологии. При необходимости на допросе может присутствовать врач.

К моменту предъявления обвинения следователь должен располагать информацией, которая позволяет составить определённое представление о личности правонарушителя с учётом его возраста, физического и психического развития, опыта, личностной ориентации и др. Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признаёт себя виновным, следователь обязан тщательным образом проверить достоверность такого признания, поскольку в основе его может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «геройства», желания скрыть взрослых организаторов. Оценивая показания несовершеннолетнего, надо иметь в виду, что, если подросток даёт правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их оценки применяет приёмы для преодоления лжи, это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия.

Признаком, свидетельствующим о ложных, заранее подготовленных показаниях несовершеннолетнего, является заученность рассказа, употребление выражений, не свойственных данной возрастной группе

Видя, что несовершеннолетний даёт ложные показания, нужно выяснить, что стоит за ними: следование избранной «легенде», отрицательное отношение к следствию, угроза, чувство неправильно понимаемого товарищества, солидарности.

Во время допроса необходимо принимать меры по предупреждению дачи ложных показаний и их разоблачению, если таковые будут. Для этого могут использоваться различные тактические приёмы: акцент на ложных сведениях, сообщённых допрашиваемым, с целью предупреждения дачи подобных в дальнейшем.

Предъявление доказательств и оказание правомерного психологического воздействия позволяют пресечь попытку дачи ложных сведений в начале допроса;

демонстрация осведомлённости следователя; выяснение в ходе допроса основных моментов в показаниях для последующей их проверки; обращение к чувствам несовершеннолетнего, понимание его стремления к самостоятельности, совершению смелых поступков и т.д.;

постановка контроль вопросов об обстоятельствах совершённого преступления;

предъявление доказательств в нарастающем порядке и анализ их совместно с несовершеннолетним; воспроизведение допрашиваемому фрагментов допроса других лиц, давших правдивые показания, не раскрывая их общего объёма; постановка подростку сопоставляющих вопросов.

Применяется, когда возникают противоречия с раннее данными им показаниями или показаниями других лиц.

Допрос должен сопровождаться звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом применяться технические средства должны таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего.

Изучение практики показывает, что очные ставки с участием несовершеннолетних проводятся довольно часто. Такая очная ставка имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями. Основания для проведения очной ставки с несовершеннолетними те же, что и для проведения этого следственного действия с взрослыми, - наличие противоречий в показаниях раннее допрошенных лиц. Противоречия, для устранения которых проводится очная ставка, должны касаться обстоятельств, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Решая вопрос о проведении очной ставки, надо заранее предвидеть, достигнет ли она планируемой цели, не изменят ли подростки показания под воздействием главаря или взрослого соучастника, нельзя ли устранить противоречия и установить истину проведения других следственных действий.

При подготовке к очной ставке изучаются данные раннее показания допрошенными лицами, составляется план, формируются вопросы и определяются их последовательность и последовательность допроса участников.

Педагог, родители, законные представители и врач присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.

Дальнейшее собирание доказательств для решения задач по устранению противоречий и установлению истины производится с помощью иных следственных действий.

Особенности тактики этого следственного действия обусловливаются возрастными особенностями психики несовершеннолетнего.

По сохранившимся идеальным отображениям подросток отождествляет раннее наблюдавшийся им объект с предъявленным объектом среди многих в натуре или по фотоснимкам. В качестве понятых, как правило, приглашают лиц, из числа педагогов или иных знакомых несовершеннолетних, не заинтересованных в исходе дела.

Положительные результаты опознания зависят от выбора благоприятных условий, правильности отбора объектов опознания, которых должно быть не менее трёх. Это требование закон не распространяет на опознание трупов, уникальных вещей и иных предметов. При возникновении каких-либо затруднений нужно посоветовать несовершеннолетнему не торопиться, сосредоточиться, подумать, взвесить всю имеющуюся информацию

Целью обыска у несовершеннолетнего является обнаружение и изъятие орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путём, а также других предметов и документов, которые могут содержать информацию о его поведении и образе жизни и способствовать установлению истины по делу.

Подготовка к обыску по делам рассматриваемой категории ничем не отличаются от подготовки обыска у взрослых, нужно только уточнить: есть ли у подростка своя комната, своё, обособленное место и вещи, лично ему принадлежащие (купленные, подаренные). Затем тщательно изучить расположение квартиры и комнаты, которая выделена подростку, подсобных помещений, подвала, гаража, сарая и т.д.

Специфика обыска также проявляется при определении мест возможного сокрытия искомого. Обычно предметы, не представляющие собой ценности (безделушки), подростки оставляют у себя. В ряде случаев они прячут похищенное и орудия преступления в местах сбора и время провождения: в сараях, подвалах, на чердаках, в гаражах, клетках. Для выявления мест возможного оборудования тайников необходимо учитывать увлечения подростка и его изобретательность. Учитывая повышенную эмоциональность несовершеннолетних, неумение сдерживать себя и более спокойно реагировать на происходящее, надо в процессе обыска пристально наблюдать за их поведением, отличая реакцию на действия обыскивающих. Это позволит вести обыск более целеустремлённо.

По делам о преступлениях несовершеннолетних в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть назначены самые разные судебные экспертизы. Наиболее характерными являются экспертизы, связанные с установлением возраста, психического и психологического состояния подростка.

Судебно-медицинская экспертиза обязательна, когда требуется установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этом соответствующих документов, а получение или восстановление их невозможно.

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для выяснения и проверки психических аномалий. Основанием этой экспертизы служат признаки отклонений в поведении, проявившиеся в образе действий: садизме, жестокости и т.п. [14 ,c.24]

При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевными заболеваниями (психическая болезнь, слабоумие), должно быть также выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.

На практике нередко встречаются случаи, которые свидетельствуют об умственной отсталости несовершеннолетних, однако из них не всегда ясно, вызваны они душевными заболеваниями или умственная отсталость обусловлена другими причинами. Необходимость выяснения такого рода истины по делу возникает практически во всех случаях у лиц с пограничными психологическими состояниями.

Назначая любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить права несовершеннолетнего как при организации её подготовки (получении образцов для сравнительного исследования), так и при её проведении.

Таким образом, были рассмотрены особенности наиболее распространённых следственных действий, при производстве которых должны учитываться возрастные и психологические особенности несовершеннолетних. Лицам, ведущим расследование дел о противоправных деяниях несовершеннолетних, нужно постоянно помнить, что возрастные особенности могут проявиться при производстве любого иного действия, в котором участвует подросток, и что, конечно же, они должны принимать во внимание при разработке тактики того или иного следственного действия. Только при таком подходе можно обеспечить качественное расследование дел о преступлениях данной категории.

Подведем итог рассмотрения особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в главе второй:

1. Процессуальное положение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве имеет определенные особенности. Статьи гл. 50 УПК РФ (если иное в них не установлено) не заменяют, а дополняют общие правила, установленные УПК РФ. В частности, помимо дополнительных процессуальных гарантий, применяется вся система гарантий, предусмотренная общими правилами. Ст. 421 УПК РФ устанавливает некоторые дополнительные обстоятельства, которые подлежат доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних наряду с обстоятельствами, которые предусмотрены ст. 73 УПК РФ. В дополнение к основаниям прекращения уголовного преследования, указанным в ст. 27 УПК РФ, статья 427 УПК РФ вводит новое, касающееся несовершеннолетнего лица.

2. Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. При планировании расследования данной категории преступлений необходимо исходить из определенных следственных версий, которые выдвигаются следователем.

3. Исходя из особенностей психологического, умственного, физического развития несовершеннолетнего УПК РФ предусматривает ряд особенностей применения в отношении несовершеннолетних мер процессуального характера, отсюда же вытекают особенности совершения отдельных следственных действий. Лица, ведущие расследование дел о преступлениях несовершеннолетних, необходимо использовать в своей деятельности познания криминалистической тактики, юридической психологии, для того, чтобы учитывать в полной мере возрастные особенности несовершеннолетних в целях положительного результат расследования по уголовному делу.

40. Методика расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Под организованной группой понимается устойчивая с иерархической структурой и собственными нормами поведения организация людей, сформировавшаяся с целью получения материальных выгод преступным путем.
Признаки организованной преступной группы:
n устойчивость.
Под ней понимается характеристика степени развития одной и той же организованной преступной группы в процессе совершения преступлений и совершенствования своих действий, направленных против ее разоблачения.
n иерархически организованная структура.
Под ней понимается определенная упорядочность организации преступной группы в плане взаимоотношений между участниками, а также отношения лидерства и подчиненности. В ходе преступной деятельности группы за отдельными участниками закрепляются постоянные функции, связанные с непосредственным исполнением преступлений (исполнительское звено); с руководством деятельностью группы (организационно-управленческое звено); с обеспечением существования и функционирования группы (организационно-обеспечивающее звено).
n наличие неформальных норм поведения и ответственности за их нарушение.
Они содержат более или менее разработанную систему санкций и поощрений для отдельных членов той или иной группы. Чаще всего - это смесь законов криминального мира блатных с нормами циничного криминального бизнеса и теневой экономики.
n наличие фонда материального страхования («общак»)
n связь с другими организованными группами.
Она может строиться на следующих основах: нейтральные взаимоотношения, отношения подчиненности - властвования, состояние войны.
Основными сферами деятельности организованных преступных групп являются следующие:
1. Индустрия наркобизнеса: продажа наркотиков; нелегальное производство наркотических средств; контрабанда наркотических средств.
2. Незаконный оборот оружия. Основными источниками поступления оружия в руки преступных групп являются:
n контрабандный ввоз оружия из-за границы;
n концентрация похищаемого оружия и оружия, ранее захваченного у незаконных вооруженных формирований в районах межнациональных конфликтов;
n хищения с предприятий военно-промышленного комплекса;
n хищения оружия и боеприпасов с объектов Минобороны;
n нападения на работников милиции и захвате табельного оружия, а также его утрата вследствие небрежного, халатного отношения к сбережению оружия и нахождения сотрудников в нетрезвом состоянии, нарушения требований нормативных документов по хранению оружия;
n посредническая деятельность коммерческих структур, работников других ведомств в вопросах незаконного оборота оружия и боеприпасов;
n ослабление охраны режимных объектов, связанных с производством и хранением боеприпасов и взрывных материалов.
3. Кража и контрабанда автомобилей.
4. Организованные преступные нападения на грузы.
5. Организованные формы незаконной миграции, которые осуществляются в двух направлениях:
1) нелегальное прибытие в Россию иностранных граждан (прежде всего, из Вьетнама, Китая и Монголии): нелегальный въезд в Россию, подделка либо незаконное приобретение заграничных паспортов и виз; завуалированная под различные виды шоу-бизнеса торговля людьми, неправомерное использование кредитных карточек, валютные операции и другие преступления.
2) Крупные мошеннические операции, основанные на повышенном спросе на оформление туристических поездок за рубеж, устройство на работу в страны Запада и т.п.
6. Организованная проституция. Хотя проституция не является уголовно-наказуемым деянием, но она является элементом преступной среды и служит для выполнения следующих функций:
n ублажения крупных дельцов, лидеров преступного мира;
n получения крупных валютных сумм с иностранных граждан;
n внедрение в противоборствующие группы;
n компрометации должностных лиц для последующего включения их в коррумпированные структуры;
n осуществление функций «наводчиц» для групп воров, грабителей, рэкетиров.
7. Организованные преступные посягательства на объекты культуры или произведения искусства.
8. Компьютерные преступления: незаконное получение денежных средств с применением компьютера; незаконный доступ к электронной информации, которая может служить в качестве исходной для совершения преступлений; кражи программного обеспечения ЭВМ; распространение программных «вирусов».
9. Незаконная торговля дикими животными (в рамках статьи о браконьерстве - заготовка медвежьей желчи, оленьих пантов, шкур диких животных, змеиного яда и т.п.).
10. Преступные посягательства на стратегически важные сырьевые товары (контроль экспорта сырья и энергоресурсов, импорта наиболее выгодных товаров; контрабанда энергоносителей, металлов, руд, редких металлов, леса и т.п., а также хищения цветных металлов).
11. Преступные посягательства в топливно-энергетическом комплексе (давление на выбор экспортеров стратегически важного сырья, формирование отпускных цен, объемов реализации, распределение валютных и рублевых средств, полученных от экспорта).
12. Незаконных ввоз вредных отходов.
13. Преступные посягательства на потребительском рынке:
n мошеннические операции, осуществляемые путем заключения фиктивных договоров на поставку потребительских товаров, противоправное удержание и использование не по назначению средств, полученных в качестве предоплаты;
n реализация некачественных товаров, продуктов питания, фальсифицированных винно-водочных изделий.
14. Проникновение преступных структур в финансовую систему (хищения и взяточничества, валютные операции, хищения драгоценных металлов и камней с местах добычи, переработки, использования и при осуществлении операций с ними, контрабанда, изготовление и сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг и иностранной валюты).
Организация расследования на первоначальном этапе. На первоначальном этапе расследования по делам рассматриваемой категории следственные ситуации во многом зависят от следующих факторов:
1. Находилась ли организованная криминальная группа, преступная деятельность которой расследуется, какое-то время (или постоянно) под оперативным контролем правоохранительных органов или о ее существовании стало известно лишь в результате выявления преступления, совершенного ее членами;
2. При возбуждении дела задержаны основные члены известной организованной группы или только один или несколько рядовых исполнителей;
3. Сразу в начале расследования или в конце этого этапа были выявлены признаки организованной преступной деятельности в расследуемом деянии.
В ситуации, когда преступная деятельность находилась под контролем оперативно-розыскных органов до начала расследования, в ходе оперативного наблюдения, чаще всего выявляются и фиксируются основные моменты отдельных криминальных деяний преступной группы, например, моменты хищения государственного или иного чужого имущества, передача ценностей при вымогательстве, мошеннических действиях в кредитно-банковской сфере и пр. В какой-то мере выявляется ее состав, связи преступников.
В результате накапливается материал, позволяющий осуществить операцию по захвату преступников с поличным и другие операции, связанные с их задержанием. В этом случае первой и основной задачей следователя (руководителя следственно-оперативной группы) является тщательное совместное обдумывание и планирование этой операции. Группа задержания при необходимости должна быть достаточно вооружена для подавления возможного активного сопротивления. Действия виновных при этом необходимо фиксировать с помощью видеозаписи (операция должна быть отражена полно и четко).
Задача следователя в этой операции наблюдать за ее ходом, обращать внимание понятых и специалистов на существенные доказательственные моменты, возникающие в процессе проведения операции. При этом следует фиксировать время, место проведения операции, ее характерные детали, которые впоследствии могут быть использованы для составления соответствующего протокола.
Если же расследование начинается с выявления преступления, в котором обнаруживаются признаки организованной преступной деятельности, но неизвестной правоохранительным органам криминальной организации, то в этих случаях, наряду с расследованием данного деяния обычно целесообразно провести оперативно-розыскную работу с целью выявления реальности существования данной группы и проверку ее деятельности с целью получения общего представления о ней и пополнения необходимой для расследования информации. После общего представления о преступной деятельности организованной группы следственные и оперативно-розыскные органы должны постараться за счет негласных, розыскных и иных методов работы развить систему получения данных для выявления всех преступных акций, совершенных ее членами.
При этом должны быть максимально использованы и процессуальные средства накопления информации. В частности, имеются в виду такие следственные действия, как допросы подозреваемых, свидетелей и потерпевших, выемка и осмотр-изучение документов, обыск и др. Вместе с тем очень важно обеспечить надежное хранение, качественный анализ этой информации и ее тактическое и стратегическое использование (включая использование документов, принадлежащих данной преступной организации). В этой ситуации с целью выявления новых источников доказательственной и иной криминалистической информации, с учетом личности задержанных и их мест в иерархии преступной группы, целесообразно иногда одного из задержанных оставить на свободе, чтобы выявить других неизвестных следствию членов данной преступной группы, места содержания заложников, хранения ценностей и предметов, добытых преступным путем.
Аналогичные методы действий целесообразно применять и тогда, когда возбуждение уголовного дела связано с задержанием членов известной организованной преступной группы, а также когда в самом начале расследования в преступной деянии выявлены признаки организованной преступной деятельности.
В ситуациях, когда первичные сведения и результаты первых следственных действий не позволяют сразу с уверенностью разобраться в том, что в данном случае действует не просто группа преступников, а, возможно, члены организованного преступного формирования, - при расследовании должна использоваться методика расследования того вида преступления, под которое подпадает данное деяние, но с учетом того, что следствию, возможно, противостоит преступное формирование, для которого характерно существование и культивирование в нем атмосферы круговой поруки ее членов, а также использование в целях собственной защиты многих средств воздействия расследованию.
Особенности тактики производства отдельных следственных действий. При осмотре местности, связанной с задержанием членов организованной группы, можно выявить места, с которых преступники осуществляли наблюдение за обстановкой, за поведением потерпевшего (например, при вымогательстве - могут быть обнаружены окурки, следы ног, микрочастицы, следы транспортных средств и др.) и соответственно определить жилые и иные объекты, где можно выявить возможных свидетелей.
При осмотре автомашины преступников обследованию подлежат салон автомашины, багажник. Все, что имеет отношение к данному событию и изобличению виновных, должно быть изъято (оружие, документы, ценности, расписки потерпевших и др.).
Тщательному осмотру подлежат и все изъятые с место происшествия и задержания предметы и другие объекты с целью выявления и фиксации имеющихся на них следов (рук, красителей) и различного рода микроследов.
При личном обыске задержанных следует обращать внимание не только на возможность обнаружения у них оружия, но и на имеющиеся у них ценности, документы, записные книжки, а также наркотики.
При обысках в местах проживания и работы преступников, которые желательно проводить сразу же после их задержания и личного обыска, обращается внимание на те же предметы и объекты, что и при личном обыске, а также на газовые баллончики (оружие), наручники, бланки документов, форменное обмундирование сотрудников милиции и др.
При допросе потерпевших прежде всего необходимо получить сведения об обстоятельствах готовящегося или уже совершенного преступления, приметах преступников, их вооруженности, о том, какую роль каждый из них выполнял в ходе преступления, выяснить существовали ли между преступниками и потерпевшим какие-либо материальные отношения, о чем говорили преступники между собой, не записал ли он этот разговор с помощью магнитофона, а также какими признаками характеризуются похищенные ценности.
При допросе подозреваемых - членов организованной преступной группы следователю необходимо определить последовательность первых допросов. Одним из факторов, помогающих определить последовательность их допроса, могут быть данные о том, что один подозреваемый, например, является обиженным, другой находится в оппозиции к руководителю группы или его ближайшему окружению. Как правило, такие лица более склонны к контактированию со следственными органами и даче более откровенных показаний.
При их допросе наиболее приемлемы комплексы тактических приемов, пригодных для ситуаций, когда доказательств недостаточно или в них имеются пробелы. Поскольку в таких группах всегда существуют скрытые или открытые разногласия и конфликты, между отдельными задержанными подозреваемыми могут складываться напряженные отношения, которые обычно при их задержании еще более усиливаются из-за незнания того, как поведет себя и какие даст показания другой задержанный. Эти конфликты могут быть усилены и следователем (например, путем проявления осведомленности о существовании таких конфликтов и их причин, избрания к задержанным разных мер пресечения, условий задержания с учетом их личности и роли в совершении преступления, использования полученных от них показаний и др.).
Помимо выяснения всех обстоятельствах, относящихся к событию преступления, необходимо получить от допрашиваемых информацию о времени ее формирования, функционирования, типе преступной группы, ее составе, распределении ролей между ее членами, руководящем ядре, активе, и, особенно, об организаторе данного преступления и других преступлений такого рода.
Для получения сведений об организаторе преступления при допросе могут быть использованы тактические приемы, направленные на обострение противоречий между соучастниками данного преступления с целью получения взаимно уличающих показаний.
Возникшие противоречия в показаниях задержанных подозреваемых на первоначальном этапе расследования целесообразно устранять не путем проведения очных ставок, а другими способами, ибо применительно к членам организованных преступных групп очень трудно спрогнозировать все варианты их поведения на очной ставке. На следующем этапе, когда следователь достаточно хорошо изучить подозреваемых и пополнить свой доказательственный арсенал, проведение очных ставок возможно.
Опознание по делам о преступлениях, совершенных организованной группой, следует проводить без ведома опознаваемого лица или вне возможности визуального наблюдения опознаваемым опознающего (свидетеля или потерпевшего). Возможно производство опознания по видеозаписи.
Одним из важных следственных действий при расследовании преступлений, совершенных организованной группой, является прослушивание телефонных и иных переговоров. Данное следственное действие может осуществляться в отношении переговоров ограниченного круга лиц: обвиняемых, подозреваемых и прикосновенных к преступлению лиц, препятствующих в какой-либо противоправной форме установлению истины по уголовному делу.
В отношении потерпевших и свидетелей прослушивание переговоров может осуществляться по их письменному заявлению или с их согласия и мотивированному постановлению следователя, санкционированного судом, при наличии угрозы совершения над ними или их близкими родственниками насилия, вымогательства и иных противоправных действий.
О прослушивании переговоров и их звукозаписи составляется протокол, к которому прилагается в опечатанном виде кассета с фонограммой записи переговоров. Как правило, прослушивание осуществляться по поручению следователя органом дознания с участием специалиста и понятых. Впоследствии следователь с участием специалиста и понятых производит осмотр кассеты и прослушивание фонограммы и составляет соответствующий протокол, после чего кассета приобщается к материалам дела в качестве вещественного доказательства, которое может быть использовано при допросе.

 


[1] Габитоскопия: habitus (лат.) — внешний облик человека, его телосложение + skopeo (греч.) — смотрю, изучаю.

 

[2] Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 157.

 






































































Дата: 2019-05-28, просмотров: 233.