Понятие, задачи, значение криминалистической диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Криминалистическая диагностика — процесс деятельности субъекта расследования по изучению состояния ситуации с целью установления возникших в ней изменений, их причин и связи с преступным со­бытием.

Задача криминалистической диагностики — ус­тановление механизма преступного события, его отдельных элементов, времени совершения.

Этапы диагностического процесса:

• определение цели;

• предварительное исследование ситуации;

• выявление диагностических признаков;

• сравнение признаков методами аналогии, модели­рования, эксперимента;

• оценка полученных результатов;

• формулирование выводов.

Объекты криминалистической диагностики: « диагностируемые (конкретная ситуация);

• диагностирующие (различные виды доказатель­ственной информации);

• искомые — условия, определяющие развитие со­бытия и отображающие его в вещественной обста­новке;

• проверяемые — версии следователя, объяснения причин события обвиняемым и другими участ­никами уголовного процесса.

Сферы применения криминалистической диа­гностики:

1) при решении экспертных задач;

2) в процессе предварительного расследования преступления:

• при построении и проверке розыскных и следствен­ных версий;

• при установлении причинных связей (в процессе следственного эксперимента, обыска, очной став­ки, допроса).

При диагностическом исследовании следов, остающихся на месте происшествия, возможно решение целого ряда задач, связанных с анализом происшедшего события. По следам удается восстановить механизм события в целом или отдельные его стадии.
Диагностические исследования позволяют также установить последовательность образования следов и, с учетом этого, определить очередность действий преступника.
Диагностические исследования можно условно разделить на три категории:
1. Установление свойств и состояния объекта при его непосредственном исследовании (оружие, замок, пломба и т.д.).
2. Установление свойств и состояния объекта по его отображению (например, определение особенностей походки по дорожке следов).
3. Интегративное диагностирование, анализ ситуации в целом. В ходе такого ситуалогического анализа исследуют сами объекты, отображения объектов, устанавливают взаимосвязь между различными группами следов, сопоставляют факты, определяют наличие причинной связи между действиями и последствиями.
При проведении диагностических исследований одним из основных методов является сопоставление по аналогии. Повторяемость событий, действий наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных следов. В каждом случае решения диагностической задачи эксперту предстоит выбрать из ряда типичных ситуаций такую, которая ближе всего к исследуемой, оставившей свое отображение. Используя метод сравнения по аналогии, эксперт выбирает из нескольких альтернатив одну, наиболее сходную ситуацию.
Выводы по результатам диагностических исследований могут формулироваться различно, в зависимости от целей и направленности исследования. Они могут описывать вероятный ход события в данных условиях, объяснять возникновение следов при определенных обстоятельствах, устанавливать реальное существование факта или причинную связь между фактами.
Диагностические исследования могут сочетаться с идентификационными. Например, прежде чем отождествить человека по следу пальца, найденному на месте преступления, необходимо решить диагностическую задачу о пригодности данного следа для отождествления.
Криминалистическая идентификация и диагностика широко используются в раскрытии и расследовании преступлений в качестве эффективных методов установления истины по уголовным делам.


14. Общие положения криминалистической техники, ее предмет и роль в разработке мер предупреждения преступлений.











Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.