Следы орудий, инструментов и производственных механизмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следы орудий и инструментов обычно обнаруживают при расследовании уголовных дел, сопряженных со взломом какой-либо преграды на пути преступника (входных дверей и имеющихся в них замков, сейфов и иных хранилищ, пломб, стен, потолка или пола и т.п.). Поэтому данную группу следов часто именуют следами взлома. Вместе с тем орудия и инструменты часто фигурируют и по делам об убийствах, разбойных нападениях, причинениях телесных повреждений и др., где они использовались как средства совершения преступления.

Следы орудий и инструментов, в зависимости от механизма их образования, подразделяют на:

1. Следы нажима и отжима, образующиеся в результате действия орудия взлома в качестве рычага, раздвигающего створки двери или воздействующего на ригель замка. Эти следы, как правило, являются объемными и могут быть статическими, динамическими и комбинированными. Следы нажима могут образовываться и в процессе срыва петель замка или отдирания досок с помощью ломика, отвертки, металлического прута и других орудий. Такие следы обычно выявляются на деревянных частях дверей и дверных коробок, где они выглядят в виде оттисков орудия взлома. Нередко подобные следы позволяют провести индивидуальную идентификацию орудий взлома.

Следы отжима на металлических частях ригеля замка, петлях, передней стенке замка обычно имеют вид полос и царапин, по которым можно провести групповую идентификацию. Следам отжима обычно сопутствуют следы скольжения, возникающие при просовывании инструмента между створками двери или при выталкивании в короб ригеля замка (для его отвода в нерабочее положение).

2. Следы удара возникают при выбивании (проламывании) дверных филенок, оконных рам, стенок, а также при нанесении удара по телу человека. Обычно следы удара содержат сравнительно мало идентификационной информации, но в ряде случаев ее оказывается вполне достаточно для решения как идентификационной задачи, так и установления родовой (видовой) принадлежности орудия преступления.

3. Следы резания возникают в связи с работой различными инструментами с режущими гранями (стамеска, топор, сверло, пила, зубило). Следы резания чрезвычайно разнообразны и во многих случаях позволяют провести родовую и индивидуальную идентификацию инструмента. Происходит это за счет отражения в следе индивидуальных особенностей режущих кромок.

Особую трудность при исследовании следов резания представляют следы распила и сверления, которые встречаются довольно часто. При образовании следов распила зубья пилы последовательно проходят трассу резания, стирают следы, оставленные предыдущими зубьями. Поэтому следы распила пригодны только для групповой идентификации. В следах сверления при наличии донышка нередко можно выявить индивидуальные особенности сверла.

Названные, как и любые другие, следы должны по возможности изыматься в натуре и приобщаться к материалам дела в том состоянии, в котором они обнаружены. Это означает) что нельзя пытаться открывать или закрывать запирающиеся устройства ключами, отмычками и другими приспособлениями, так как это может повредить следы или изменить соотношение деталей внутри их механизмов, что может помешать проведению трассологической экспертизы.

Для получения копий следов взлома в виде царапин на металлических предметах, следов отжима, пробоин, разрезов, углубленных следов и следов сверления успешно используются силиконовые пасты «К-18» и «У-4».

Следы транспортных средств

Понятием «транспортные средства» в трассологии принято обозначать автомобили, мотоциклы и мотороллеры, тракторы, гужевые повозки и сани, а под следами таких средств -- следы контактного воздействия их ходовой и неходовой частей, образовавшиеся при движении или стоянии, а также следы на предметах, отделившихся от той или иной части транспортного средства.

В результате криминалистического исследования такого рода следов представляется возможным установить тип, марку и модель транспортного средства, его конкретный экземпляр, а в ряде случаев -- скорость движения, степень нагруженности и характер перевозимого груза.

Как и следы других объектов трассологического исследования, следы транспортных средств могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, окрашенными и бесцветными, следами наслоения и отслоения. Что же касается их внешнего строения, то характер этого параметра предопределяется характером внешнего строения следообразующего объекта.

С учетом этого следы ходовой части транспортных средств принято подразделять на следы колес) следы гусениц и следы полозьев.

Следы колес. Их внешнее строение, характер и пригодность к исследованию зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования.

Так, все типы автомобилей подразделяются на двухосные и трехосные. К первому типу относятся все марки и модели легковых автомобилей и большое число марок грузовых. Три оси имеют только машины большой грузоподъемности и специальные.

Количество осей предопределяет не только количество колес, следы от которых составляют абсолютное большинство следов транспортных средств, но во многом их вид и механизм образования. Дело в том, что при прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних, в силу чего в следах достаточно четко отображаются лишь признаки задних колес, в частности таких, как, количество колес на оси, ширина колес, вид и марка шины (ее размер и рисунок протектора). Поэтому следы передних колес оказываются пригодными для решения того или иного вопроса лишь в случае, если они образовались при поворотах машины.

Кроме того) по следам передних колес можно определить и такой параметр машины, как ширина колеи, т.е. расстояние между колесами, находящимися на одной оси.

Другим важным параметром, характеризующим конкретный автомобиль, является его база, т.е. расстояние между передней и задней (задними) осями.

Следует, однако, заметить, что при всей важности таких параметров, как ширина колеи и база автомобиля, наиболее значимую для установления конкретного экземпляра машины имеют следы шины. В зависимости от модели пневматические шины различаются по посадочному диаметру, ширине профиля и рисунку протектора.

Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности, определить которую можно измерив, расстояние между какой-либо деталью (особенностью) беговой части шины, дважды повторившейся в ее следе. Что же касается ширины профиля шины, то измерить ее можно лишь в объемном следе. При этом следует учитывать, что она, как, впрочем, и длина окружности, может варьировать в зависимости от веса машины (груза), состояния дорожного покрытия и внутреннего давления в шине. Практически независим от этих условий рисунок протектора. Будучи расположен на беговой поверхности шины, он одинаково хорошо передается как в объемных, так и поверхностных следах (особенно в окрашенных).

Следы гусениц, а точнее -- траков, из которых они состоят, образуются в виде двух полос. Расстояние между их центрами принимается за ширину колеи данного транспортного средства, что позволяет определить его тип и модель, а при отображении в следах траков их индивидуальных особенностей -- осуществить его идентификацию,

Следы полозьев -- это следы скольжения. Поэтому, как правило, они характеризуются лишь общими признаками: шириной колеи саней (аэросаней), шириной полозьев и желоба (или планки), если они имеются на полозьях.

Индивидуальные особенности проявляются лишь как следствие дефекта полозьев или их особой конструкции.

Следы неходовой части транспортных средств, как правило, образуются в трех случаях: при наездах, столкновениях с другими транспортными средствами и задевании (при движении) неподвижных предметов. Эта особенность механизма их образования предопределяет возникновение следов не только на следовоспринимающем объекте, но и на самом транспортном средстве. Это является важной предпосылкой для розыска машины, скрывшейся с места происшествия, и доказательства ее причастности к совершенному преступлению.

Этому же способствует обнаружение на месте происшествия отделившихся от машины частей (отщепы древесины от борта кузова, осколки фарного стекла, кусочки окраски и др.).

Все виды следов, обнаруженных на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия с использованием различных технических средств (фотосъемка, изготовление слепков и т.п.), что позволяет осуществить их трассологические исследования.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.