Развитие стратегии экологической безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Использованная при разработке Стратегии технология проектного менеджмента, предусматривает периодическую (ежегодную) процедуру оценки достигнутых результатов и корректировки плана, которая должна u1074 включать:

− анализ хода выполнения принятых программ по приоритетным направлениям;

− широкое обсуждение итогов выполнения мероприятий за год;

− предложения по изменению приоритетных направлений деятельности;

− обсуждение новых программ или дополнений к принятым программам.

Форма проведения обсуждения: общественные слушания, организованные Администрацией города Омска с приглашением всех заинтересованных сторон. Целесообразно ежегодное рассмотрение хода реализации Стратегии на Координационном общественном Совете при Мэре города Омска.

Начиная с 2002 года, в России произошло существенное реформирование системы охраны окружающей среды и природопользования. До 2004 года это реформирование носило структурный характер, производилось на базе действующего федерального законодательства. И к началу 2002 года был создан крупный природоохранный и природоресурсный блок в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Деятельность Министерства природных ресурсов включало пять основных направлений: охрана окружающей среды и экологическая безопасность, недро-, водо-, и лесопользование, а также система государственного контроля в этих секторах. По ряду объективных и субъективных причин вновь созданная структура показала себя слабо эффективной и трудно управляемой.

В 2004 году происходят значительные изменения в законодательстве: изменяются основные законы о недрах, воде, лесе и охране окружающей среды.

Эти изменения находят отражения в законах об основных принципах деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Таким образом, с 2005 года существенно были перераспределены и изменены полномочия и функции, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. На федеральном уровне в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации были выделены структурно три относительно самостоятельных федеральных агентства: по недропользованию, водопользованию и лесопользованию и федеральная служба по госнадзору за использованием природных ресурсов. В сфере охраны окружающей среды и госэкоконтроля была создана федеральная служба в составе Ростехнадзора при Правительстве РФ.

Эти преобразования соответствующим образом нашли своё отражение и в Омской области. Органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования при Правительстве Омской области Указом Губернатора Омской области от 21.05. 2004 г. № 111 было определено Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

Прошел год. Попытаюсь подвести итоги работы, сформулировать цели и задачи, дать предварительную оценку действующего с 2005 года законодательства, сделать определённые прогнозы.

Какова обстановка в сфере природопользования?

1. Недропользование

В этой сфере по новому законодательству практически прекращено право двух ключей, предусмотренное статьей 72 Конституции РФ. Ранее федеральная государственная исполнительная власть и субъект РФ в равной степени управляли и распоряжались недрами. С сентября 2004 года субъект РФ единолично распоряжается общераспространенными полезными ископаемыми и участвует в решении вопросов по остальной подавляющей массе полезных ископаемых.

В области общераспространённых полезных ископаемых субъект РФ обеспечивает всю систему недропользования: от организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами общераспространённых полезных ископаемых до оформления и выдачи лицензий на недропользование, их регистрации, ведение государственного кадастра и балансов запасов этих видов полезных ископаемых.

По другим полезным ископаемым (включая нефть, газ, металлы и др.) закон о недрах обеспечивает участие субъекта РФ по вопросам недропользования преимущественно в форме согласований.

Новое федеральное законодательство потребовало создание областной нормативной и правовой базы, создания определённых органов при Министерстве.

В 2005 году разработаны три порядка:

· о предоставлении права пользования участками недр общераспространенных полезных ископаемых,

· тоже для владельцев земельных участков,

· об использовании полезных ископаемых, извлекаемых при ведении работ на водных участках.

Приказом Министра создана комиссия по заявкам на право пользования недрами, которая уже рассмотрела 7 заявок (глины кирпичные, торф, пески). Проведен аукцион на право пользования участком недр с целью добычи строительных песков в русле р. Иртыша с участием трёх организаций. Победителем аукциона признан ОАО "Омский речной порт", выигравший тендер с бонусом (разовый платёж) 2,5 млн. руб. Указанные средства поступили в областной бюджет.

Министерством в 2005 году оформлено 4 лицензии на право пользования недрами.

Второй год ведется большая работа по реализации областной целевой программы по геологическому изучению и рациональному использованию полезных ископаемых на территории Омской области. Задание по программе в 2004 году было выполнено на 100% (более 9 млн. руб). По плану реализуется и финансируется 2005 г. - по состоянию на 01.06.05 г. расходы по программе составили 6,4 млн. руб. (план 2005 г. – 18 млн. руб).

Ряд геологических объектов и работ на территории Омской области ведётся за счёт федерального бюджета, в том числе на нефть и газ, для водоснабжения ряда населённых пунктов на юге области, геологическое изучение юга Омской области. В 2004 году на эти цели было выделено 15 млн. руб., в 2005 году планируется 84 млн. руб.

Следует отметить, что в 2005 г. за счёт средств областного бюджета начинается оценка нефтегазоностности южной половины Омской области.

Буквально, полторы недели назад в Омской области был добыт первый миллион тонны нефти на Западно-Крапивинском месторождении, где применяются самые передовые и современные технологии, в том числе природоохранного характера.

Второй год продолжается эксплуатация Прирахтовского месторождения нефти, где добыто уже почти 2 тыс. тонн нефти. За счет Тевризского газоконденсатного месторождения успешно осуществляется газификация трех северных районов области: Тевризского, Знаменского и Тарского. С начала эксплуатации добыто почти 60 млн. м3 природного газа.

2. Лесопользование

В 2004 году наиболее сложно обстояло дело в лесном законодательстве. Было три редакции Лесного Кодекса: в редакции 122-ФЗ от 28.08.05, по которому субъект РФ полностью исключался из лесных отношений. Во втором проекте Лесного Кодекса в ведение субъекта РФ отдавались преимущественно леса I группы. С 1 января 2005 года вступил в действие Лесной Кодекс в редакции 199-ФЗ от 29.12.05 г. По этому закону субъекту РФ определены полномочия по владению, распоряжению и управлению лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Практически положение с бывшими сельскими лесами аналогично ситуации с недропользованием общераспространенных полезных ископаемых, т.е. субъект РФ полностью отвечает за ведение лесного хозяйства в этой группе лесов.

В нашей области сельские леса составляют почти 35% лесного фонда. Это около 2 млн. га лесных земель, в том числе почти 400 тыс. га так называемых бесхозных лесов в южной половине Омской области.

Другим важным направлением нового лесного законодательства явилось наделение субъекта РФ полномочиями по организации тушения лесных пожаров в лесном фонде Омской области. Следует отметить, что федеральным лесным законодательством реализация двух основных полномочий предусматривается за счёт субвенций из федерального бюджета. Однако вот уже в течение 5 месяцев реализация этих полномочий не оформляется комплексом необходимых законодательных и подзаконных актов. Отсутствуют Постановления РФ по передаче сельских лесов во владение субъекта РФ, по порядку финансирования за счет субвенций федерального бюджета, по реорганизации ФГУ сельских лесов, входящих в систему Министерства сельского хозяйства РФ.

В пожароопасный период 2005 г. все субъекты РФ вступили без необходимого законодательства, без средств на тушение пожаров и ведение лесного хозяйства. В этой ситуации в инициативном порядке Правительство области предприняло ряд мер:

· было подготовлено и утверждено Постановление Комиссии по чрезвычайным ситуациям о подготовке к пожароопасному сезону;

· проведены два кустовых совещания с широким кругом работников лесной службы, органов местного самоуправления, природоохранных и надзорных органов;

· подготовлено и утверждено распоряжение Правительства Омской области о финансировании расходов на тушение лесных пожаров и авиапатрулирование за счёт средств областного бюджета в объёме почти 3,5 млн. руб.;

· было подписано Соглашение между Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области и федеральным Агентством лесного хозяйства России о взаимодействии по тушению лесных пожаров;

· заключены соответствующие договора с Территориальным агентством лесного хозяйства по Омской области.

На сегодняшний день за счёт областного бюджета профинансировано расходов по тушению пожаров на сумму 2,5 млн. руб.

В апреле-мае 2005 г. выявлено 189 пожаров. Общая площадь, пройденная пожарами, составила 1280 га, в том числе по лесным культурам 85 га. Количество погибших лесных культур составило 12 га. Все эти показатели на порядок ниже, чем в прошлом году. Очаги загорания оперативно выявлялись силами лесхозов, с помощью авиапатрулирования и данных космического мониторинга. Была отработана система оперативного информирования.

Вместе с тем в организации тушения лесных пожаров выявляются и недостатки, которые будут тщательно проанализированы с разработкой соответствующих превентивных мероприятий.

Самые неотложные задачи на ближайшее время в этой сфере:

· реорганизация и реформирование системы управления и ведения лесного хозяйства в сельских лесах, включая вопросы финансирования, материально-технического обеспечения, кадровой политики, бесхозных лесов, ценообразования за отпускаемую древесину, повышение использования расчётной лесосеки и т.д.

· подготовка и утверждение конкретных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню в сельских лесах.

Необходимо также отметить, что в Государственной Думе РФ, в настоящее время, в стадии второго чтения проходит новый проект Лесного Кодекса, в корне отличающийся от действующего. В этом законопроекте предлагается опять полностью исключить субъекты РФ из лесных отношений, предполагается введение частной собственности на лес, в том числе и в лесах I группы. Неопределенна судьба лесхозов, лесной охраны. Омская область в лице Правительства Омской области и Законодательного Собрания Омской области дали отрицательное заключение на данный законопроект.

3. Водные ресурсы

По новой редакции Водного Кодекса, вступившего в силу с 1 января 2005 года, субъекты РФ практически исключены из водных отношений. Они уже не участвуют в лицензировании водопользования и заключении договоров на водопользование. Из водного закона исключена даже статья "Полномочия субъектов РФ". Остались считанные разрозненные полномочия, связанные с подготовкой противопаводковых мероприятий и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и ряд подобных позиций. Действующим водным законодательством водные платежи переведены на федеральный уровень.

В текущем году проведена большая подготовка к паводкоопасному периоду 2005 г. разработано и утверждено соответствующее постановление КЧС Омской области с планом организационно-технических мероприятий. В течение апреля-мая 2005 г. ситуация с паводком оперативно отслеживалась по многочисленным показателям с разработкой средне - и долгосрочных прогнозов. Благоприятные климатические условия конца 2004 г. и первой половины 2005 г. позволили пройти этот период без серьёзных негативных последствий.

Как Вам известно, в мае 2004 года в г. Омске была проведена международная научно-практическая конференция по проблемам р. Иртыша с участием прииртышских регионов России и Республики Казахстана. По результатам конференции было подписано Соглашение по рациональному использованию водных ресурсов р. Иртыш между Омской областью и Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями.

Такие же предложения были направлены руководству Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. В начале мая получено принципиальное согласие по этому предложению от Ханты-Мансийского автономного округа.

В апреле-мае 2005 г. Министерством проведена работа по организации финансирования за счёт федерального бюджета строительства гидротехнических сооружений в с. Большеречье и с. Знаменка на общую сумму 3 млн. руб. Оформляется заявка на 2006-2008 годы.

Необходимо отметить, что Министерством ведётся большая работа по организации взаимодействия и сотрудничества с федеральными органами в сфере природопользования. Заключены или находятся в стадии подписания соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с федеральным агентством по недропользованию по Омской области, ФГУ "Омский территориальный фонд геологической информации и природных ресурсов", с федеральным агентством лесного хозяйства по Омской области, с Нижне-Обским бассейновым водным управлением.

Практически любое природопользование уже априори предполагает негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому любой природопользователь является реальным загрязнителем окружающей среды. Главный вопрос, проблема – найти оптимальное соотношение между природопользованием и его влиянием на природную среду. Рациональное природопользование предполагает минимизацию потребления природных ресурсов: атмосферного воздуха, воды, минерального сырья, растительных, древесных и других ресурсов. Это позволяет снизить объемы вредных выбросов, сбросов, промышленных отходов. Рассмотрим состояние окружающей среды Омской области.

 

Экологическая ситуация

 

Анализируя данный вопрос в историческом плане, примерно в течение последних 10-15 лет, а именно с начала 1990-х годов началась серьезная оценка экологических проблем г. Омска, можно отметить, что принципиальная суть экологических проблем, проблем загрязнения, практически не изменилась.

Какие это проблемы? Во-первых, это загрязнение природной среды: атмосферы, водных объектов, загрязнение отходами.

 

 Загрязнение атмосферы

В связи с сокращением объемов промышленного производства почти в два раза, а по некоторым отраслям промышленности и более, почти на 50% снизились выбросы от стационарных источников. Снижение выбросов также произошло в результате реализации программы по газификации Омской области.

Но вместе с тем в общем объеме загрязнения атмосферы значительно увеличилась доля выбросов от автотранспорта. За последние пять лет количество автомобильного транспорта увеличилось почти на 33% в целом по области и на 19% в г. Омске. Выбросы от автотранспорта играют решающую роль в уровне загрязнения атмосферы, т. к. их выбросы осуществляются в "зоне дыхания", где гораздо слабее действуют факторы рассеивания. Установлено, что доля загрязняющих веществ от автотранспорта почти на 60% формирует загрязнение города. Причем такими специфическими вредными веществами как: формальдегид, бенз(а) пирен, этилбензол, диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества.

В загрязнении атмосферы г. Омска стал более отчетливо проявляться и другой фактор – деятельность малых предприятий: автозаправочных станций, газозаправочных станций, автостоянок, моек, пекарен, строительных предприятий и т.д. И хотя суммарные выбросы от этой категории невелики, но они так же, как и автотранспорт осуществляют свои выбросы в "зоне дыхания".

Сегодня уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Омске по общепринятым критериям оценивается как очень высокий.

Как видится решение проблем с загрязнением атмосферы?

Решение должно быть комплексным:

· нормативно-законодательное;

· техническое.

Основные направления:

· перевод автотранспорта на неэтилированный бензин и оснащение нейтрализаторами; перевод на природный газ;

· внедрение современных регулирующих устройств сжигания топлива;

· оптимизация транспортных схем, включая метро, размещение автозаправочных станций, автостоянок и. т.д.;

· возможно принятие решений об ограничении движения транспорта на отдельных улицах, в отдельные дни;

· введение экологического налога за загрязнение при эксплуатации транспорта (более 80% владельцев АТС этот ущерб не возмещает);

· принятие соответствующих законодательных актов;

· газификация котельных и частного жилого сектора.

Значительная часть вопросов, связанная с улучшением качества атмосферного воздуха уже решается и продолжает решаться, в частности:

· в области и г. Омске используется неэтилированный бензин, почти 15 тыс. автомобилей переведены на газомоторное топливо и по этому показателю г. Омск занимает 2-3 места в Российской Федерации.

· в 2005 г. должна начаться реализация областной целевой программы по переводу автотранспорта с высокотоксичных видов топлива (бензин, дизтопливо) на природный газ.

· продолжается газификация промышленного и жилищно-коммунального секторов народного хозяйства, которая дает основной объем снижения выбросов.

· реализация программы строительства транспортных обходов, что позволит значительно снизить транспортные потоки в черте г. Омска.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 166.