В настоящее время единственным источником водоснабжения города Омска является река Иртыш. С точки зрения объема воды, получаемой из Иртыша, проблема связана с прогнозируемым снижением уровня реки, как за счет снижения общего стока в маловодный год, так и за счет изменения строения русла в результате дноуглубительных работ.
Решением этой проблемы служит своевременная техническая реконструкция существующего городского водозабора.
Однако, главная проблема, которая определяет необходимость поиска альтернативного источника водоснабжения – ухудшение качества воды Иртыша, вплоть до уровня потенциально сильного токсического загрязнения с территории Казахстана.
Для альтернативного водоснабжения могут быть использованы подземные воды, но на территории Омска они сильно минерализованы, что приведет к значительным затратам по их подготовке. Еще один вариант – использование, так называемых, подрусловых вод, но эта возможность требует научно-исследовательского обоснования.
Приоритетные направления деятельности
Для сосредоточения ресурсов целесообразно выбрать ограниченное количество направлений деятельности, для которых создаются планы действий (программы). Приоритеты были определены большинством представителей заинтересованных сторон путем рейтингового голосования. При этом выбор основывался на признании направления необходимого и возможного для реализации.
В результате определены следующие приоритеты:
1 – увеличение зеленых насаждений.
2 – управление отходами.
3 – образование, воспитание и просвещение.
4 – общественная экспертиза опасных объектов.
5 – очистка и благоустройство водоемов.
Следует отметить, что выбранные приоритеты частично совпали с теми направлениями, которые уже реализуются в городе, либо разработаны в качестве самостоятельных программ. С одной стороны, это подтверждает правильный выбор разработчика этих программ – Администрации города Омска, а с другой стороны, требует возможной корректировки этих программ, опираясь на экспертное мнение участников разработки стратегии.
Зеленые насаждения (1)
Для реализации этого направления деятельности с целью улучшение экологической обстановки городской среды в 2006 году разработана городская программа "Реконструкция объектов зеленого хозяйства на территории города Омска" на период до 2010 года.
Основная часть фонда зеленых насаждений на территории города Омска была создана с 1946 по 1960 годы в период интенсивного строительства города. Площадь зеленых насаждений в этот период увеличивалась в среднем на 20 – 30 процентов за каждые пять лет. В последние годы антропогенная нагрузка на территорию города Омска чрезвычайно возросла из-за уплотнения застройки и расширения автомагистралей, как правило, за счет сокращения озелененных территорий. Сложившийся фонд зеленых насаждений на территории города Омска, созданный из быстрорастущих и долговечных пород, потерял свою первоначальную красоту и целостность.
Сейчас весь существующий фонд зеленых насаждений на территории города Омска занимает около 12,5 тысяч гектаров, в т. ч. общего пользования более 1400 га. Таким образом, на одного жителя города Омска приходится около 110 м2 зеленых насаждений, в т. ч.
12 м2 насаждений общего пользования. Однако согласно санитарным нормам для обеспечения потребности людей в атмосферном кислороде на одного человека должно приходиться 18 м2 зеленых насаждений общего пользования.
Для решения обозначенных проблем предусматривается в ближайшее время заменить отмирающие деревья более долговечными породами (ели, сосны, липы, можжевельники и др.) и провести реконструкцию зеленых объектов на территории города с заменой элементов благоустройства.
Затраты на выполнение мероприятий по реконструкции объектов зеленого хозяйства на период до 2010 года планируются в размере около 290 млн. руб., в том числе:
в 2007 году – 62 млн. рублей;
в 2008 году – 67 млн. рублей;
в 2009 году – 72 млн. рублей;
в 2010 году – 88 млн. рублей.
Реализация Программы должна улучшить экологическую обстановку на территории Омска и ландшафтно-архитектурный облик города, за счет реконструкции 57 существующих объектов зеленого хозяйства, улучшить условия проживания горожан и повысить уровень комфортности жизни. Должен быть достигнут нормативный уровень обеспечения зелеными насаждениями общего пользования (18 м2 на жителя).
Однако, данная программа предусматривает только "технологические" работы, выполняемые муниципальными службами, без участия общественности и жителей города, а также не предусматривается развитие материальной базы обслуживающих организаций зеленого хозяйства и модернизация нормативных документов.
Предлагаем дополнить программу следующими направлениями деятельности:
− Разработка единых правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений для города, предусматривающих полномочия агрономов округов на снос зеленых насаждений и полномочия архитекторов округов на проведение строительных работ.
− Приобретение для муниципальных служб специальной техники (2-3 механизма), обеспечивающей перемещение взрослых растений, что позволит оперативно формировать парковые зоны, а также получать дополнительные средства за счет оказания услуг с использованием специальной техники.
− Проведение просветительских и воспитательных мероприятий при широком участии всех заинтересованных сторон, что обеспечит поддержку действий администрации со стороны общественности.
Управление отходами (2)
В 2005 году в городе Омске была разработана стратегия "Ноль – отходов", которая может служить образцом для стратегий других направлений деятельности.
Видение стратегии "Ноль – отходов" - ЧУДО-Омск
Мы хотим видеть Омск: Чистым, Удобным, Доходным, Образованным.
Быть чистым – это значит, что весь мусор в городе либо оперативно убирается на оборудованные полигоны, либо перерабатывается.
Быть удобным – это значит, что хорошо организованная система сбора и вывоза мусора комфортна для проживающих в городе людей и организаций.
Быть доходным – это значит, что сбор и переработка бытовых отходов прибыльна и привлекает большое количество предприятий к этой сфере бизнеса.
Быть образованным – это значит, что люди знают, как следует собирать и сортировать отходы, а также принимают посильное участие в сокращении их количества.
Достигнув данного уровня обращения с твердыми бытовыми отходами, наш город сделает шаг к устойчивому развитию и экологической безопасности.
Направления деятельности
В ходе разработки стратегии проведен выбор приоритетных направлений деятельности, для которых предложены планы действий:
− Совершенствование и развитие обслуживания.
− Развитие рынка переработки отходов.
− Воспитание и образование.
Совершенствование и развитие сервиса
Важным является, как развитие материально-технической базы предприятий, занимающихся сбором и вывозом отходов, так и оснащение мест сбора отходов современными и привлекательными с эстетической точки зрения средствами. Кроме того, должен быть реализован принцип материальной заинтересованности персонала в оказании качественных услуг:
− использовать специальную технику;
− оборудовать площадки и контейнеры в соответствии с санитарными нормами;
− организовать униформу дворников и работников предприятий по вывозу отходов;
− обеспечить высокую заработную плату работников соответствующих служб и стимулировать качественную деятельность;
− формировать потребности в качественных услугах;
− развивать новые формы услуг по складированию и вывозу ТБО (строительного мусора, утилизации крупногабаритных вещей, мебели, электроники и т.д.).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.