Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? - Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называетсярентабельностью.
Известны два варианта определения рентабельности:
v отношение прибыли к текущим затратам - издержкам предприятия (себестоимости), выраженное в процентах и рассчитываемое по формуле:
Р = × 100% | (49) |
где Р - рентабельность, %;
П - прибыль, руб.;
С - себестоимость, руб.;
v отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, также выражаемое в процентах и определяемое по формуле:
Р = × 100% | (50) |
где Соф- среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
Сос - стоимость оборотных средств, руб.
В зависимости от того, какая прибыль используется при расчете (балансовая или расчетная) определяется общая или расчетная рентабельность.
Общая рентабельность производства - это отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств, выраженное в процентах. Она рассчитывается по формуле:
Робщ = × 100% | (51) |
где Р0бщ- общая рентабельность, %.
Расчетная рентабельность - это отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств, выраженное в процентах. Она определяется по формуле:
Ррасч = | (52) |
где Ррасч- расчетная рентабельность, %.
Рентабельность продукции рассчитывается по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Этот показатель позволяет судить об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Соответствующий расчет представлен в формуле:
Рп = | (53) |
Где
Рп - рентабельность продукции, %.
Этот показатель также может рассчитываться как по балансовой, так и по чистой прибыли.
Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия являетсярентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно предприятие определило товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж определяется по формуле:
Рп = | (54) |
где Рпр- рентабельность продаж, %;
Пч - чистая прибыль, руб.;
В - выручка от реализации продукции (работ, услуг), руб.
Основными источниками повышения уровня рентабельности являются, увеличение прибыли и снижение себестоимости продукции.
Контрольные задания
Подготовьте в рабочей тетради письменные ответы на поставленные вопросы:
1. Что такое прибыль?
2. Заполните таблицу
Таблица 52 – Прибыль предприятия
Составляющие прибыли | Сущность |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) | |
Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия | |
Финансовые результаты от внереализационных операций | |
Итого балансовая прибыль | |
Расчетная прибыль | |
Чистая прибыль |
3. Что такое рентабельность? В чем отличие показателей «рентабельность» и «прибыль?»
4. Заполните таблицу
Таблица 53 – Показатели рентабельности предприятия
№ | Наименование показателя | Формула, обозначения, сущность |
1 | Общая рентабельность производства | |
2 | Расчетная рентабельность | |
3 | Рентабельность продукции | |
4 | Рентабельность продаж |
5. Продолжите предложение: «Основными источниками повышения уровня рентабельности являются…»
ЛИТЕРАТУРА
1. Миронов М.Г. , Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): учебник/М.Г. Миронов, С.В. Загородников.– М.ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 320с. – (Профессиональное образование)
2. Экономика предприятия: Под ред. В. Я.Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 2 – е изд.., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010г.
3. Кнышова Е. Н. Менеджмент: учебное пособие.– М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 304с.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2012.
2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перерэб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2011
3. Волков О.И, Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.:ИНФРА – М; 2010
4. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011
Дата: 2019-04-23, просмотров: 340.