Базовым условием успешного развития банковского сектора является проведение государством взвешенной, последовательной политики в этой сфере. Целями этой политики в отношении банковского сектора являются:
· обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой конкуренции. Банковская деятельность должна базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных принципов ведения бизнеса;
· стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса, населения, развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего розничного потребительского кредитования и ипотеки.
В целом обеспечение государством условий для развития банковского сектора осуществляется по четырем основным направлениям:
· совершенствование законодательства;
· развитие инфраструктуры банковского бизнеса;
· совершенствование банковского регулирования и надзора;
· совершенствование сферы государственных финансов (налогообложения, государственных расходов, инвестиций).
Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что одним из приоритетов государственной экономической политики является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста. Политика государства в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночного начала в деятельности кредитных организаций и на использовании преимущественно косвенных (экономических) методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется путем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов.
Участие государства в капитале кредитных организаций характеризуется тенденцией к сокращению. Тем не менее в ближайшие несколько лет с учетом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора государство будет сохранять свое участие в капитале отдельных российских банков.
Совершенствование структуры банковского сектора будет способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего повышению его экономической роли, удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию конкуренции в банковском бизнесе.
Одновременно Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из недопустимости проникновения в российский банковский сектор капитала юридических лиц, в том числе капитала нерезидентов, с неустойчивым финансовым положением и сомнительной деловой репутацией. Система допуска капитала на российский рынок банковских услуг будет совершенствоваться.
Одним из основных факторов, сдерживающих рейтинги российских банков, является слабая система российского банковского надзора и регулирования. Для поставленной правительством цели — обеспечения более высокого экономического роста за счет повышения степени финансового посредничества — требуется скорейшее проведение банковской реформы. Однако давно назревшая необходимость принятия важных законодательных поправок, которые позволили бы закрыть многочисленные бесперспективные банки, идет вразрез с приоритетной на сегодняшний день для ЦБР задачей поддержания хрупкого доверия вкладчиков к банковской системе в целом. Это обстоятельство чрезвычайно затрудняет задачу ЦБР по созданию более прозрачной и безопасной операционной среды — даже несмотря на благоприятные в настоящее время макроэкономические условия.
В последние годы ЦБР предпринял ряд мер, направленных на устранение некоторых недостатков в системе регулирования банковской деятельности. Речь идет, в частности, о:
· введении системы страхования вкладов;
· более строгих требованиях к источникам увеличения, качеству, достаточности и размерам капитала;
· ежедневном мониторинге финансовых показателей, характеризующих ликвидность, концентрацию рисков и достаточность капитала банков;
· новых принципах формирования резервов на потери по ссудам, акцентирующих внимание на оценке финансовых возможностей заемщиков;
· законодательстве о бюро кредитных историй.
Кроме того, ЦБР работает над реализацией следующих мер, которые позволят приблизить национальные принципы регулирования банковской деятельности к международным стандартам и на проведение которых может потребоваться несколько лет:
· введение консолидированного надзора за банковскими группами;
· упрощение правил приобретения иностранными банками миноритарных пакетов акций российских банков (приобретение до 10% капитала без получения предварительного разрешения ЦБР);
· разработка и внедрение рейтинговой системы раннего оповещения (CAMEL) для оценки стабильности банков в целях регулирования, в первую очередь для крупнейших, в том числе региональных, банков;
· дифференциация бремени регулирования и резервных требований по степени кредитоспособности банков;
· упрощение административных процедур, касающихся слияния и поглощения банков, проведения первичного публичного размещения акций и организации региональных филиалов;
· ужесточение лимитов на кредитование одного клиента, в том числе связанных сторон;
· повышение и рационализация требований к отчетности;
· ужесточение нормативно-правовой базы, регулирующей ипотечное кредитование;
· разработка законодательства о ценных бумагах, обеспеченных активами;
· повышение качества управления в банках, прежде всего в сфере контроля рисков;
· применение стандартов Базель II (их введение в полном объеме запланировано на 2009 г., однако этот срок вряд ли удастся соблюсти).
Другая основная цель ЦБР — переход от формального контроля на основании отчетности к глубокому качественному анализу в процессе регулирования банковской деятельности — представляет труднейшую задачу ввиду в большинстве случаев непрозрачной структуры собственности банков и низких стандартов раскрытия информации в российской экономике в целом.. Попытки ЦБР внедрить в банковский сектор более строгие требования к структуре собственности без введения правительством страны аналогичных требований в отношении всех субъектов российской экономики едва ли окажутся успешными.
Несмотря на успехи, регулирование и инфраструктура банковского сектора все еще отстают от потребностей отрасли
Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.