В секторе растет степень расслоения банков, и в частности увеличивается разрыв между банками частными и государственными. Последние агрессивно усиливают свои позиции, что приводит к росту конкуренции и ухудшению условий развития других представителей банковской системы.
С 31 декабря 2003 года по 31 декабря 2004 года количество действующих банков в России уменьшилось с 1329 до 1299, и в течение этого периода Банком России были отозваны лицензии у 32 кредитных организаций. Практика отзыва лицензий, скорее всего, будет продолжаться, но мы не думаем, что Центральный банк России (далее — ЦБР) в ближайшее время сколько-нибудь существенно сократит число банков. При нынешних темпах отзыва лицензий потребуется примерно 10 лет, чтобы уменьшить число банков в стране — сейчас их почти 1200 — всего на одну треть. Так с начала 2006 г. были отозваны 52 лицензии у неблагонадежных банков, в основном в рамках закона по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Отзыв лицензий, вероятнее всего, будет продолжаться, однако в ближайшее время ЦБР вряд ли значительно сократит число банков. При нынешних темпах ликвидации банков для сокращения их численности на одну треть понадобится 10 лет.
Это является признаком некоторого ускорения процесса, меняющего структуру российского банковского сектора. Тем не менее он остается в высокой степени фрагментированным, Для российского банковского сектора характерна высокая концентрация в его верхнем эшелоне и значительная раздробленность в среднем и нижнем эшелонах, с явным доминированием нескольких кредитных организаций, находящихся в государственной собственности. Огромное превосходство над всеми другими финансовыми институтами имеет Сбербанк. Проблемы, связанные с высокой конкуренцией, несколько смягчает наличие большого неудовлетворенного спроса на банковские услуги. Сбербанк имеет порядка 20 400 операционных точек, в то время как у банка, занимающего 2-е место по величине филиальной сети, их около 550. Величина Сбербанка, его преимущества в области привлечения средств, возможность устанавливать выгодные для себя цены оказывают дестабилизирующее влияние на условия конкуренции в банковском секторе. (табл. 1)
Учитывая, что подобная ситуация может способствовать неконкурентной практике, Банк России и Федеральная антимонопольная служба недавно заключили соглашение по вопросам конкуренции на рынке банковских услуг, путем создания постоянных или временных совместных комиссий. Таким образом, особое внимание необходимо уделить банкам, доля которых на рынках депозитов физических лиц или кредитов предприятиям превышает 1%. Первому критерию соответствует шесть банков (Сбербанк, Банк Москвы, Внешторгбанк, Альфа-Банк, Газпромбанк и Росбанк), а второму – 13 банков, включая Райффайзенбанк.
В условиях относительного снижения рыночной позиции Сбербанка по относительно его конкурентов, доля Сбербанка на рынке кредитов, достигавшая 31,6% в 2000 году, в 2003 году составила 29,3%; в то время как - и это более важно - его доля на рынке частных вкладов медленно, но неуклонно снижалась с 76,5% в 2000 году до 63,3% в 2003 году, и даже до 60,3% в декабре 2004 года. Одновременно с этим общее количество филиалов действующих российских кредитных организаций в декабре 2003 года составляло 3.219, а в декабре 2004 года - 3.238, из которых соответственно 1.045 и 1.011 были филиалами Сбербанка. Но в девяти (из 89) регионах России вообще нет других банков, кроме Сбербанка, который, конечно же, выполняет социальную функцию. Кроме того, в портфеле Сбербанка находится значительный объем государственных ценных бумаг, который, вполне вероятно, может снизиться, но при этом важно принимать во внимание тот факт, что Сбербанк играет ключевую роль в предоставлении ликвидности межбанковскому рынку.
Таблица1. Крупнейшие российские банки по объему привлеченных депозитов и объему ссудной задолженности
Источники: Standard & Poor's, отчеты банков.
(*) Данные на 30 июня 2005 г. Вклады не включают векселя.
Несмотря на то, что начиная с 1 октября 2004 года Сбербанк утратил полную государственную гарантию по вновь размещаемым вкладам, банки, находящиеся в государственной собственности, по-прежнему пользуются привилегиями, которые проявляются в виде рекапитализации или преференций. Среди непосредственных результатов тех турбулентных процессов, которые воздействовали на банковский сектор летом 2004 г., - приобретение Внешторгбанком за 1 млн. рублей (менее 30 тыс. долл. США) почти 86% акций ГУТА-банка благодаря депозиту в размере 700 млн. долларов США, размещенному в ВТБ Банком России. Так что можно говорить о том, что один из крупных банков, по сути дела, был национализирован и, следовательно, государственный банковский сектор за последние месяцы еще более расширился.
В связи с этим можно предположить, что российское правительство заинтересовано в том, чтобы в России существовали огромные финансовые институты, способные конкурировать с крупными иностранными банками, которые, как ожидается, будут активно осваивать российский рынок в средне- и долгосрочной перспективе. Если оставить Сбербанк и ВТБ в стороне, то окажется, что в стране нет ни одного банка, чья доля в совокупном объеме выданных ссуд или привлеченных вкладов превышала бы 5%. Примерно 15 банков имеют долю от 1 до 4%, у остальных она еще меньше. Всего в России действуют примерно 1200 банков, из которых более 80% имеют капитал в размере менее 10 млн. долл. Коммерческие системы большинства банков имеют ограниченную ценность, их торговые марки мало узнаваемы, их клиенты не отличаются лояльностью и легко переходят на обслуживание в другие банки. Некоторые банки имеют значительный бизнес и сильные позиции в регионах, что позволяет им укреплять соответствующие коммерческие сети, однако такая экспансия создает большую нагрузку на их системы и сопряжена с высокими затратами. С точки зрения кредитного анализа, небольшой размер российских банков представляет собой фактор риска: он обусловливает высокую концентрацию кредитного портфеля и ресурсной базы, поскольку размеры капитала и совокупных активов таких банков не позволяют им удовлетворять значительные финансовые потребности крупнейших промышленных компаний страны.
Становится все более понятно, что кроме банков, находящихся в государственной собственности, другими серьезно выигравшими в результате последних событий на российском финансовом рынке являются дочерние банки иностранных банков. Хотя банковский сектор России остается в значительной степени инсайдерским и приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на него ограничен, роль иностранных банков в формировании общей картины отрасли и динамики конкуренции в ней постоянно растет. Правда, их немного. К примеру, в декабре 2003 года количество действующих кредитных организаций с иностранным участием составляло 128, а в декабре 2004 года – 131. В России отмечается самая низкая (менее 10% активов) степень иностранного банковского присутствия среди всех стран Западной, Центральной или Восточной Европы.
Однако уже в недалеком будущем роль иностранных кредитных организаций могла бы возрасти. В последнее время многочисленные сделки, такие как покупка 50% Банка Русский Стандарт французским BNP-Paribas и приобретение американским GE Capital Банка Дельта-Кредит, продемонстрировали растущий интерес к российскому банковскому сектору. Международный Московский Банк, уже входят в тридцатку крупнейших в России. Если в прошлые годы иностранные банки работали почти исключительно со своими иностранными клиентами и российскими «голубыми фишками», то сейчас они активно обслуживают компании среднего размера и частных лиц, тем самым, расширяя свой бизнес в России. Иностранные банки постепенно наращивают свое присутствие в России, хотя этот процесс проходит далеко не гладко. Доля иностранных банков в совокупном капитале банковской системы (около 12% в середине 2006 г. против лишь 8% в 2004 г.) все еще намного ниже, чем на других развивающихся рынках.
Одной из причин такого растущего интереса является то, что банки идут вслед за своими международными клиентами, а привлечение Россией инвестиций в такие экспорто-ориентированные сектора экономики, как энергетика или сырьевые отрасли, весьма вероятно: за 9 месяцев 2004 г. страну был привлечен объем иностранных инвестиций, на 39,4% превосходящий аналогичное значение 2003 года.
Впрочем, иностранные банки не имеют далеко идущих планов в отношении региональной экспансии, в основном они работают в Москве и ряде других крупных городов. Однако, их растущее присутствие могло бы послужить катализатором реформ, особенно имея в виду вероятную альтернативу банкам, находящимся в государственной собственности. Это - позитивная эволюция, которая могла бы способствовать появлению нескольких мощных частных кредитных организаций со значительной долей на рынке и соответствующими объемами операций, а также ускорить исчезновение более слабых кредитных организаций. Наконец, что также немаловажно, такое развитие событий могло бы привести к формированию среды более высокого уровня саморегулирования, а также способствовать всеобщей прозрачности, в особенности с тем, чтобы приблизить формальное владение к эффективному контролю.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.