Основания для принудительной ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основания для принудительной ликвидации субъекта хозяйствования – юридические факты, с которыми закон связывает необходимость ликвидации (прекращения деятельности) субъекта предпринимательской деятельности. Компетенцией на осуществление принудительной ликвидации субъекта хозяйствования по определенным законодательством основаниям обладают хозяйственные суды и регистрирующие органы. К компетенции хозяйственного суда отнесено принятие решения о принудительной ликвидации субъекта хозяйствования по следующим основаниям: непринятие учредителями (участниками) решения о ликвидации юридического лица в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано; осуществление лицензируемого вида хозяйственной деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Перечень лицензируемых видов деятельности закреплен в положении «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденном декретом Президента РБ.;осуществление деятельности запрещенной законодательством или осуществление предпринимательской деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.; факт наступления экономической несостоятельности субъекта хозяйствования; нарушение коммерческой организацией с иностранными инвестициями льготного порядка формирования уставного фонда, предусмотренного Инвестиционным кодексом РБ; уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующего вида организаций.;признание государственной регистрации юридического лица недействительной. Данное основание принудительной ликвидации хозяйствующих субъектов является правовым последствием сокрытия учредителями субъекта хозяйствования фактов, имеющих значение для государственной регистрации при осуществлении данной процедуры. Как отмечалось выше, раскрытие данных фактов является определённой гарантией кредиторов учредителей субъектов хозяйствования от затруднений взыскания долга в связи с внесением активов в уставный фонд юридического лица. Наряду с этим следует рассмотреть уровень защиты прав кредиторов учредителей субъекта хозяйствования, чья государственная регистрация была признана недействительной. Как отмечалось выше, и сами факты, имеющие существенное значение для государственной регистрации, и недействительность такой регистрации, как правовое последствие сокрытия этих фактов при регистрации, были законодательно закреплены в целях гарантирования интересов кредиторов учредителей создаваемого субъекта хозяйствования. Безусловно, недопущение создания неисправным должником юридического лица является весомой гарантией прав его кредиторов. Фактором, обеспечивающим данную гарантию, является доведение до регистрирующего органа фактов, имеющих значение для государственной регистрации, под страхом признания недействительной соответствующей регистрации. Однако, если неисправный должник всё же учредит юридическое лицо, сокрыв факт наличия у него неисполненных обязательств, передав значительную долю своего имущества в его уставный фонд, то недействительность государственной регистрации и последующая ликвидация этого юридического лица могут отрицательно сказаться на обеспечении законных интересов кредиторов его учредителя. Процедура ликвидации предусматривает первоначальное удовлетворение требований кредиторов самого юридического лица, а кредитор учредителя юридического лица может рассчитывать только на ту часть имущества, которая останется после удовлетворения кредиторов самой ликвидируемой организации и причитается учредителю-должнику. В этой связи следует рассмотреть вопрос о правовых мерах повышения защиты прав кредиторов учредителей юридического лица, в интересах которых и предусмотрена недействительность государственной регистрации юридического лица, в качестве правового последствия сокрытия фактов, имеющих значение для государственной регистрации. В отличие от юридических лиц для индивидуальных предпринимателей недействительность государственной регистрации дополнена возможностью аннулирования их государственной регистрации. В отличие от решения о недействительности государственной регистрации юридического лица решение об аннулировании индивидуального предпринимателя выносится не хозяйственным судом, а регистрирующим органом. Однако принудительная ликвидация индивидуального предпринимателя, в отношении которого регистрирующим органом вынесено решение об аннулировании его государственной регистрации, осуществляется на основании решения хозяйственного суда. К компетенции регистрирующего органа отнесено принятие решения о принудительной ликвидации субъекта хозяйствования по следующим основаниям: - неосуществление коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;- внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием. Порядок признания задолженности по обязательным платежам в бюджет безнадёжным долгом регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания». Согласно указанному законодательному акту задолженность организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по налогам, сборам (пошлинам), отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, обязательным страховым взносам и иным платежам в Фонд социальной защиты населения признается безнадежным долгом и списывается, в частности, при одновременном наличии следующих оснований в совокупности: - истечение трехлетнего срока со дня выявления задолженности, а по задолженности в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – наличие в ее составе задолженности, со дня образования которой истек трехлетний срок;

- неосуществление организацией и индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;- отсутствие имущества для погашения задолженности;- невозможность исполнения решения хозяйственного суда о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, ее учредителей (участников), если данные лица несут указанную ответственность в соответствии с законодательными актами;- отсутствие общественно-опасного деяния индивидуального предпринимателя или работников организации, предусмотренного УК РБ, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 150.