Народ и власть
Ромул организовал внутреннюю жизнь народа и города, органы власти и первые социальные разделения , сословия (ordo – конституированная масса, plebs – не конституированная масса). В параллельных латинских городах главную роль играли советы старейших из 100 человек (Розенберг «Город древних италиков») – Ромул тоже сделал при себе совет из ста человек – древнейший Сенат, его члены – patres «отцы», дети и потомки patres – patricii, заступали в Сенате место отцов. Со стороны в Сенат включали лишь единично ( e.g. сабинянин Ад Клаус переезжает в Рим – становится сенатором Аппием Клавдием; завоевали Альбу-Лонгу, включили в состав Сената альбанскую знать). В XIX в. Патрик Нибур и Теодор Моммзен думали, что патриции – коренные жители и граждане Рима, а плебеи – пришлое население (завоеванные латиняне – Нибур, нечто вроде метеков - Моммзен), а плебеи стали гражданами только по законам Сервия Туллия. Трухина: но об этом нет ничего конкретно в источниках, чтоб плебеи не имели гражданства, а потом его получили! Так говорят Тит Ливий, Плутарх, Цицерон, юристы эпохи Империи. Но до сих пор в историографии практически присутствуют лишь модификации теории Нибура и Моммзена или странные необоснованные теории типа «патриции – потомки и члены жреческих коллегий». Итого патриции – представители сенатских семей царской эпохи, плебеи – остальной народ: богатые люди, крестьяне и ремесленники (ремесленники - не все плебеи).
Patres получили от Ромула большие наделы земли, обрабатывали ее руками арендаторов, разделяя ее на мелкие участки. Такие мелкие арендаторы назывались клиентами, владельцы земли – патроны, отношения между ними и клиентами напоминают семейные. Патрон дает деньги своему клиенту, защищает его в суде. Первейший римский закон, закон Ромула :«Патрон, который причинил клиенту обиду, да будет проклят!»
Древнейшие органы власти. Сам Ромул – царь (rex), сидит на курульном (колесном) кресле с скрещенными ножками, под ними колесико (царский трон произошёл от колесницы), оно изготавливалось из слоновой кости и украшалось золотом, заимствовано у этрусков. Облачен в пурпурную одежду и носит сапоги на высокой подошве. Просто власть – potestas, у царя – и простая, и военная и верховная судебная власть – imprerium, человек, им обладающий, имеет 12 сопроводителей-ликторов. У ликторов (палачей) fasces – связки розог с воткнутыми в них топорами (при необходимости могут пороть или рубить головы).
Царь руководит, опираясь на Сенат (совет), сенаторов назначает сам царь, звание «отца» пожизненно, если только не совершит какое-то серьезное преступление. Сенаторы – хранители царской власти после его смерти сами по очереди исполняли обязанности цари в междуцарствие (interregnum), каждый из таких «сменных царей» – interrex. Подготавливали и предоставляли Народному собранию кандидатуру нового царя. Сначала 100 сенаторов, потом крупные пополнения: объединение с сабинянами, удвоение институтов – наверное, до 200; завоевание Альбы-Лонги, включается ее знать; воцарение Тарквиния Древнего из Этрурии, он включил в сенат «патрициев младших родов». К концу царского периода (510 г.д.н.э.) около 300 patres.
Народное собрание – comicii, площадка для собрания на Форуме - Комиций. Голосование проходило по куриям. Курии: 7 при основании Рима (по 7 Куриям-зданиям), потом увеличилось – к концу царской эпохи ок. 30 курий. «История Рима» Моммзена – 300 сенаторов, 300 родов, 30 курий, 3 трибы (10 родов – курия, 10 курий – триба, каждый сенатор представляет отдельный род (семью, клан)), но он не родовладыка (Трухина: их вообще нет в истории). Следовательно, примерное количество римлян – 300 родов. Трухина к этой классификации относится скептически. Патрициям и плебеям можно было изначально вступать в браки (!!!) (у Машкина и иных советская схема, основанная на Энгельсе «Происхождение семьи, частной собственности и государства). Сейчас считают, что курии – скорее, территориальные единицы на ager romanus. Трибы («племена»?) – раны, тиции, луцеры, но, что это – неясно.
Народное собрание голосует по куриям. Моммзен: 300 сенаторов, 300 родов (– нет источников, сенаторы не связаны с родами), 10 родов – курия, 10 курий – триба), 30 курий, 3 трибы – рамны, тиции и луцеры (возможно, три этноса : латиняне, сабиняне, этруски ?). По трибам набирали всадников (по 100 всадников с трибы), по куриям пехотинцев (по 100 с курии), к концу царской эпохи легион – 3000 пехотинцев и 300 всадников. Трухина: Рим царского времени – не гентильный строй, не господство родов, сенаторы не связаны с родами, под сомнением тот факт, что курии – союзы родов, скорее, территориальные единицы. Знать не родовая, а сенатская, пополнение сената сопровождается возведением новых сенаторов в патрицианский ранг.
Голосование: происходит сначала внутри курии, голос курии потом как один голос на общем голосовании, - (в разных куриях разная явка, но каждая курия в итоге всего один голос). Варианты народных собраний: древнейший куриатное народное собрание (куриатные комиции). Итого весь народ никогда не голосует.
Народ единственный источник закона в античности, но в царскую эпоху не факт, что народ одобрял все законы ( e.g. законы о жрецах, царские законы). Народное собрание выбирает нового царя, принимает lex de imperio, разрешает воевать или заключать мир.
На Марсовом поле (рядом Козье болото) проходил военный смотр, вдруг смерч, - царь Ромул исчез. Потом объявили, что он стал богом и слился с богом войны Марса, его стали почитать как Квирина (сабинское название), в ипостаси Марса покровительствует войску, а в ипостаси Квирина покровительствует войску голосующему (populous romanus (populo - опустошать), - войско). Термины : город, государство - от «граждане» cives – civitas (согражданство, гражданский коллектив как государство), к гражданам обращались «квириты» (от Квирина).
После Ромула на царство избран иноземец-сабинянин, который славился по всей Италии как мудрейший из современников, обитатель города Куры, звали его Нума Помпилий. Он считался учеником Пифагора (хотя Пифагор жил гораздо позже) – это подчёркивание его учености, ему было свойственно абстрактное высокое представление о богах – нельзя приписывать им человеческие черты, изображать их и т.д. , - в течение 170 лет в Риме нет собственных изображений богов. Нума запретил кровавые жертвоприношения. Все его правление мир. Если Ромул сделал римский народ железным, то Нума - добродетельным. Римские добродетели - virtutes: благочестие (почтительное отношение к богам), почтительное отношение к родителям pietes, fides верность, virtus военная доблесть (еще некоторые).
Благочестивый Нума учредил коллегии ремесленников и отдельные коллегии жрецов: весталок (стерегут Неугасимый Огонь Весты на Форуме (площадь между Палатином и Капитолием) в деревянном храме Весты); салиев (жрецы Марса); часть своих царских жреческих обязанностей передал понтифику (потом отдельная коллегия понтификов) – должен следить за всеми прочими коллегиями жрецов, глава римского культа; фламины - служители мужской Триады (Юпитер (Зевс) – небо, небесный огонь, покровитель вершин гор, покровитель царской власти, Марс и Квирин), существуют фламин Юпитера, фламин Марса и фламин Квирина.
На Форуме рядом с храмом Весты воздвигнут Атрий весталок (дом весталок) и Регия («царская резиденция»), здесь царь совершает общественные акции, иногда заседает сенат, царь там постоянно не присутствует. При Нуме там же возник храм Януса (небесный привратник, бог входа и выхода, прошедшего и будущего, за Тибром в его честь холм Яникул), ворота которого закрывались во время мира и открывались на время войны. От строительства храма до принципата Августа (за почти 700 лет) храм закрыт всего три раза: первый - почти 40 лет при Нуме Помпилии, потом после Первой Пунической войны в 241 г. и при Августе после битвы у мыса Акций.
Нума, как и Ромул, не имел сыновей,только дочь). Выбрали царем сына знаменитого воина Тулла Гостилия. Он и его наследник Анк Марций (внук Нумы Помпилия от его дочери) снова ведут постоянные удачные войны с соседями, расширяет территорию Рима, переселяет побежденных латинян в Рим и дает им римское гражданство (свидетельствуют Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский). Тулл Гостилий завоевал метрополию Рима - Альбу-Лонгу, переселил альбанцев в Рим (на Целий), сюда же он перенес свою резиденцию (на Целий). Легенда : при покорении Альбы-Лонги произошла не битва, а поединок трёх братьев-близнецов : Горациев (Рим) и Куриациев (Альба-Лонга).
Двое Горациев пали, оставшийся победил и убил всех трёх Куриациев. Когда героем возвращался домой, его сестра вышла оплакивать своего жениха – одного из Куриациев. Гораций разгневался и убил ее, его приговорили к казни, но царь разрешил приговоренному к смерти апеллировать к Народному собранию, первый такой освобожденный от казни – Гораций. Тулл Гостилий построил особое здание для заседаний Сената в углу Форума – Гостилиеву Курию (использовалась для заседаний до конца Республики).
При Анке Марции переселили в Рим множество латинян, он заселил латинянами самый крупный из римских холмов, не входивший еще тогда в черту города – Авентин. Вывел первую римскую колонию – в устье Тибра построил порт Остию (сам Рим в 20 км от моря).
У Анка Марция были сыновья, но хитростью некий ловкий человек (Луккумон этруск, возможно, это не имя, а титул) лишил их права наследовать, сам стал царем, принял имя Тарквиний. Он сын коринфянина, бежавшего в Этрурию после установления тирании в Коринфе, женился на знатной колдунье из этрусков Танаквиль, она его уговорила переселиться в Рим. Навербовал много друзей и сторонников, подстроил так, что сыновья уехали Анка на охоту, а пока выборные комиции, избрали его царем как Тарквиния Древнего (Tarquinius Priscus). Так кончилась эпоха римско-сабинский царей (Нума, Анк Марций– сабиняне, Ромул, Тулл Гостилий - римляне), теперь этрусская династия – Тарквиний Древний, Сервий Туллий (servus - раб, сын пленной рабыни, попавшей в дом Тарквиния, вокруг его головы в колыбели появился огненный круг, его окружили заботой, женили на дочери царя), Тарквиний Гордый (сын Тарквиния Древнего).
Этрусские цари начинают активно правильно застраивать город (urbs – большой город), превращая его в правильно организованный из груды поселений. Крупные строительные работы ведутся несколько поколений: Стена Сервия Туллия (строилась и до него, и после); первый крупный греко-этрусский храм – на Капитолии (arx «крепость» + храм Юпитера (Зевс), Юноны (Гера) и Минервы (Афина, дочь) – Капитолийская триада). Храм Юпитера Капитолийского, начали строить при Тарквинии Древнем, освящен в Первый год Республики. Капитолий - сначала назывался Сатурния, при строительстве храма нашли caput голову, жрецы истолковали это как знак, что Рим будет головой Рима. При Сервии Туллии между Палатином и Авентином построили продолговатый большой Цирк, ввели спортивные состязания как священнодействие: кулачные бойцы и борьба колесниц, приглашали исполнителей из Этрурии. Состязания проводятся каждый год осенью - ludi romani (римские игры), но есть подозрение, что они давались только при больших бедствиях. Перед играми идет священная процессия poppa (?). Тарквиний Древний возводит вокруг города стены и валы, продолжил Сервий Туллий - Сервиева стена (сохранилась до сих пор), при нем освоены все римские холмы, за пределами стены остался только Авентин, Сервий Туллий призывал народ расселяться на крупном холме Эсквилине, перенёс туда свой дом.
При Тарквинии Гордом построены подземные каналы, чтобы отвести подземные воды. Канал, отводивший воду от Форума, – «Великая клоака», из гигантских квадратов, положенных посуху, часто страшное напряжение при разливах Тибра, но камни выдерживают его. Работа очень тяжелая, но Тарквиний Гордый заставляет римлян работать, многие работники кончают жизнь самоубийством, тогда их распинают на крестах – позор, лишающий на том свете покоя, чтобы другим было неповадно.
Итого: крупнейшее строительство как признак начала великого государства (власть получает возможность аккумулировать работу многих свободных подданных) (ср. пирамиды в Египте, зиккураты в Месопотамии).
Тарквиний Древний чувствует незаконность своей власти – , чтобы укрепить ее, ввел в сенат большое количество новых людей. Дал им звание патрициев – появляется прослойка патрициев младших родов. Но он не избежал расплаты, сыновья Анка Марция подослали убийц, те пришли под видом судящих друг с другом крестьян, явились к царю, напали и нанесли ему смертельные раны. Царица Танаквиль скрыла его смерть, передала полномочия единственному взрослому в доме – своему воспитаннику и мужу дочери Сервию Туллию, он стал царем.
Сервий Туллий - «царь-народолюбец», стремился опереться на народ, его не любили патриции-сенаторы. Он провел важнейшие реформы внутреннего устройства государства – раздал казенные земли, отбирая их у присвоивших их сенаторов (Дионисий Галикарнасский), на свои средства выкупил всех должников (nexi – кабальные должники в доме кредитора), вроде как реформы в сторону и для пользы народа. Реформа армии: ставка на зажиточных людей, способных приобрести полный комплект тяжелого вооружения, у них преимущество на поле боя – дал им преимущество и при голосовании.
Реформа голосования (ср. Солон и Клисфен). Провел ценз (сведения об имуществе и семье), переписаны домохозяева, созданы имущественные классы (больше, чем у Солона): 5-6. Цифры ценза исчисляются ассах (римский фунт с головой Януса, появились в IV в., так что, первоначально, ценз исчислялся в земле). Потом перевели исчисление ценза в ассы, (либо с самого начала исчисляли в серебре). I класс патриции-сенаторы, их сыновья, богатые плебеи - 100 тыс. ассов + и богатейшие граждане, служащие в коннице (коней дает государство) – 18 центурий всадников (6 привилегированных из патрициев из их сыновей, богатых плебеев), 80 центурий пехотинцев (центурия – сотня) : панцирь, поножи, копья, мечи, шлемы; II класс – 20 центурий без панцирей; II класс 20 центурий без поножей; IV класс 20 центурий только копья, без мечей; V класс пращники 30 центурий; VI класс беднейшие? освобождены от податей и службы в войске - эрарии (имеют право голосовать, но всегда преобладает первый класс). Всего насчитывалось 98 центурий + 20+20+20+30. Еще музыканты и ремесленники.
Теперь основную роль в народном голосовании играют центуриатные комиции. Центурия не обязательно в 100 человек, она должна ВЫСТАВИТЬ 100 человек, сколько же там всего числится людей, никто не знает (Дионисий Галикарнасский – богачей же меньшинство, а беднейших божество, но центурий богачей больше, просто они малолюдны). Как и курии, каждая центурия – 1 голос, поэтому в Народном собрании 98 голосов богачей перевешивают всех остальных → государством управляют состоятельные люди, сражавшиеся в тяжелых доспехах. Гражданин приписывается, в зависимости от ценза, к центурии по достижению совершеннолетия. Сервий Туллий разделил всех мужчин на юношей (17-46 лет) – воюют, и стариков (46+) – служба в гарнизонах, без походов.
Теперь два вида Народных собраний : центуриатные и куриатные, причем развалилась связь войска с куриями. Вывешивается красный военный флаг, войско идет голосовать на Марсово поле (обязательно никакого войска в городе), а граждане голосуют при оружии. Решают вопросы войны и мира, позднее избирают магистратов. Курии сохраняют формальные почетные прерогативы: выносят lex de imperio.
Сервий Туллий построил стену, сделал новое территориальное деление (сведения Фабия Пиктора II в. д.н.э) – отменил старые три трибы, заменил их 4 городским трибами: квартал палатинский, квартал квиринальский (сабинский), квартал эсквилинский, квартал субура + 26 сельских триб-округов, всего тридцать триб (иногда считают 33, 35 триб). Римский антикварий времен Августа пишет, то при Сервии Туллии «введены трибы, ранее назевавшиеся куриями», значит и курии – деление территориальное, а не родовое.
Конец Сервия Туллия. Он выдал свою дочь Туллию замуж за сына или внука Тарквиния Древнего, она дурная женщина. Подговорила честолюбивого мужа свергнуть престарелого отца. Он поднял бунт против отца в сенате, вышвырнул его из сената, потом на улице его добили, злодейка-дочь переехала на колеснице труп своего отца.
Царем стал Тарквиний Гордый, правил неизбранный народом и неутверждённый сенатом – тиранический характер власти. По-другому относился к народу, применял к нему насилие, жестко принуждал народ к общественным работам (строительство Великой клоаки, распинание тел самоубийц). У надменного царя надменный же сын, который много позволял себе – надругался над знатной патрицианкой, матроной Лукрецией, она покончила собой. Тогда римский народ возмутился и восстал, защищая честь женщины. Возглавил восстание представитель элиты, племянник царя (сын сестры) Луций Юний Брут, созвал народ и призвал изгнать все семейство Тарквиниев, взял с народа клятву, что тот никогда не потерпит над собой царскую власть.
Тарквиния изгнали, сначала даже без всей семьи. На место изгнанного царя правителями города избраны Брут и Луций Тарквиний Коллатин (муж Лукреции, потом его вежливо попросили удалиться из Рима, он родственник Тарквиния), позднее правители Брут и патриций Валерий Публикула. После гибели Брута в сражении, в соправители Валерию дали отца Лукреции Спурия Лукреция, он вскоре умер, тогда дали Горация. Первые консулы, согласно традиции, – Валерий и Гораций, хотя на деле не первые. Consules – «совещающиеся» высшая административная власть в Риме. Новый строй – общее дело res publica/ respublica, государство называется civitas, строй – res publica, впоследствии этот термин стал применяться вместо civitas.
Легенды вокруг изгнания Тарквиниев. Этрусская династия от 616 г.д.н.э. на протяжение всего VI в. – до 510 г. д.н.э (Трухина - дата подозрительная, в один год с падением тирании в Афинах, но условно принимаем). Тарквиний отправился на родину в Этрурию за помощью. Ему решил помочь царь города Эклузий Порсена. Подступил с войском к Риму, осадил город, чтобы вернуть власть Тарквинию. Легенды: римский гражданин Гораций Коклекс, сражаясь в одиночку, сдерживает врага на свайном мосту через Тибр. Отважный юноша Муций Сцевола пробирается в лагерь этрусков, чтобы убить Порсену, попадает в плен, но грозит Порсене своей неустрашимостью – поджаривает собственную левую руку. Порсена в ужасе отпускает его, (почетное звание Сцевола – «Левша»).
Девица-заложница Клелия организует бегство римских заложников у этрусков. Сыновья Брута и знатные юноши устраивают заговор в пользу Тарквиния и Посрены, заговор раскрыт, Брут являет республиканскую твердость – приказывает казнить собственных сыновей. Итог: Порсена отступил от Рима, осознав, что ничего не добьется, Тарквиний 15 лет прожил в изгнании, умер в 495 г.д.н.э. Тогда опасность реставрации царской власти отошла в прошлое.
Вопрос достоверности традиции о царской эпохи. Сомневаются уже в XVIII в. - древнейшие документы сгорели при галльском нашествии (390 г.д.н.э.), а потом сочиняли байки, в Риме очень поздно (II в.д.н.э.) появились свои историки. Особенно ярко скептицизм проявился на рубеже XIX-XXв., сохраняется до сих пор. Отсюда мысль, что плебеи стали гражданами только при Сервие Туллии (на самом деле он дал гражданство только вольноотпущенникам). Археология способствовала уменьшению скептицизма: e.g. остатки города Лавиния, там остатки святилища Энея - прибыл XII д.н.э., с посвящением лару (герою) Энею; «могила Ромула» - памятник-кенотаф, там, где рассказывали древние авторы (на Форуме), в том виде, о котором рассказывали древние авторы, надпись «царь»; найдена надпись в честь Валерия Публикулы конца VI в. Древнейшие каменные стены вокруг Палатина (доказательство существования Roma quadrata, ромульского Рима, палатинского Рима). Мужские погребения с обрядом кремации, женские с обрядом эксгумации (сабиняне трупополагающие, латиняне – сжигающие, - похищение сабинянок). Богатые погребения вдоль дорог к латинским городам, обнаружены золотые и серебряные дорогие вещи – знать (патриции и их жены), колесницы и в мужских, и в женских погребениях (признак знатного человека) ср. курульное кресло – царский трон с колесиком. Погребения с мечами (принцепсы) и копьями (гастаты) – куриатное войско.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.