История Древнего Рима. Лекция 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История Древнего Рима. Лекция 1.

Возникновение Рима и латинского языка

Римляне по племенной принадлежности – латины, язык не римский, а латинский.

Легенда о происхождении латинского народа, легенда об Энее («Энеида» Вергилия по заказу Августа). Эней – родственник Приама, сумел спастись с отцом Анхизом (вынес на плечах) и сыном, но потерял жену, - для римлян очень дорог образ любящего сына, уважающего своего отца. (Во время проскрипций один молодой человек отрыто понес на плечах своего приговоренного отца к гавани, никто не посмел их тронуть). Спасшиеся троянцы построили корабли и во главе с Энеем отправились искать новую родину, занесло их в Африку, где строился Карфаген во главе с прекрасной царицей Дидоной. У них с Энеем роман, она хотела свадьбу, но Эней должен плыть дальше (пророчество Энею на Делосе), покинул ее. Она покончила с собой.

Доплыли до Кампании, в сопровождении прорицательницы Сивиллы совершил нисхождение в царство Аида, потом высадился у Тибра. Там правит царь Латин в городе Лавренте, над племенем аборигенов («автохтонов»), просватал за Энея свою дочь Лавинию. Энею пришлось сражаться с враждебными местными племенами, после смерти Латина сам стал править аборигенами и троянцами, которые перемешались. Эней построил город Лавиний, назвал свой народ латинами. Его наследник - Асканий (рим. Юл, родоначальник рода Юлиев), основал новый город Альба-Лонга («длинная Альба»), которая стала главным городом Лация, во главе 30 латинских городов. Итого: римский народ от смешения аборигенов с троянцами, династия от Энея.

Через 15 поколений после Энея престол получили два брата – Нумитор (власть) и Амулий (деньги), Амулий, используя свои деньги, свергнул брата, отправил его в изгнание, его единственную дочь посвятил в весталки (обет безбрачия), чтобы не было потомства. Но у Реи-Сильвии от мистического союза с Марсом родились сыновья Ромул и Рем, Амулий приказал их убить. В античности никто не хочет сам убивать детей, их обычно просто оставляют на дикой природе. Слуга Амулия пустил их в корыте по реке, переплыли в Тибр у Палатина. На плач детей явилась ощенившаяся волчица, накормила их своим молоком, приносила им еду. Это заметил местный пастух Паустул (Фустул??), взял их.

В них проявилась сила и сущность Марса, они стали предводителями местной молодежи, драки с местной молодёжью, Рем попал в плен к рабам Нумитора, тот узнал своего родного внука, потом принял и Ромула. Объединившись, они напали на Амулия и отвоевали у него Альбу-Лонгу, посадили там деда, а сами со своими друзьями решили основать город на том месте, где их воспитал пастух (на Палатине). По этрусском обычаю проводят борозду на месту будущей стены. Кто будет царствовать в городе? Гадания : Ромул на Палатине, Рем на Авентине первый увидел 6 царственных птиц, но Ромул вскоре увидел 12 таких же. Спор – драка, Рем, насмехаясь, перепрыгнул черту, проведенную плугом (это плохо, - враг сможет переступить стены города), Ромул слишком сильно ударил и убил Рема. Так на крови брата был основан город. Римские антиквары вычислили дату основания города: примерно 754-753 гг. д.н.э. (Терренций Варрон), через двадцать лет после того на юге полуострова основаны первые греческие колонии (почти синхронно).

Roma quadrata

«Квадратный Рим»/палатинский Рим», недавно нашли остатки городсокй стены и ее обмазки. Семигорье (специальный праздник Septimontium праздник Семигорья), части, прилегающие к Палатину, эти части составляли первые административные единицы Рима – курии со своими центрами общественными домами – куриями. В позднем Риме было 7 древнейших Курий, их каждый год обходили во время праздника Сепцимонций.

Холмы : Капитолий (две вершины), Палатин (montani – жители горы), Квиринал (бог войны Марс, Квирин у сабинов) (collini – жители холмов) и Виминал (collini) – сабинские холмы, Эсквилин, Целий, всего шесть первоначально обнесенных стеной, лишь в V в. в городскую черту внесли Авентин.

 

Ромул стремился пополнить население города, принимал в состав граждан всех желающих отовсюду, даже разбойников и беглых врагов (специальное Убежище - между двумя вершинами Капитолия). Но не было жен, город основан мужчинами-дружинниками, сабиняне отказались выдать за римлян своих дочерей, ссылаясь на низкое происхождение римлян. Те пригласили на состязания сабинян, потом по знаку римские юноши напали на сабинян и вырвали у них сабинских девиц (всех незамужних). Похитители обращались с девушками крайне почтительно и добро (потом римские женщины гораздо свободнее и почтеннее гречанок, равноправные подруги своих мужей) Сабиняне очень обиделись, началась война.

Большое сражение между римлянами и сабинянами, сабинянки появлялись на поле, развели своих мужей и отцов, уверили их, что живут в почете, помирили два народа. Договор: женщины не занимаются никакими домашними делами, только почетное занятие прядением, остальное – рабыни. Народы слились, Ромул правил с Титом Тацием (сабинским царем).

 

Народ и власть

Ромул организовал внутреннюю жизнь народа и города, органы власти и первые социальные разделения , сословия (ordo – конституированная масса, plebs – не конституированная масса). В параллельных латинских городах главную роль играли советы старейших из 100 человек (Розенберг «Город древних италиков») – Ромул тоже сделал при себе совет из ста человек – древнейший Сенат, его члены – patres «отцы», дети и потомки patres – patricii, заступали в Сенате место отцов. Со стороны в Сенат включали лишь единично ( e.g. сабинянин Ад Клаус переезжает в Рим – становится сенатором Аппием Клавдием; завоевали Альбу-Лонгу, включили в состав Сената альбанскую знать). В XIX в. Патрик Нибур и Теодор Моммзен думали, что патриции – коренные жители и граждане Рима, а плебеи – пришлое население (завоеванные латиняне – Нибур, нечто вроде метеков - Моммзен), а плебеи стали гражданами только по законам Сервия Туллия. Трухина: но об этом нет ничего конкретно в источниках, чтоб плебеи не имели гражданства, а потом его получили! Так говорят Тит Ливий, Плутарх, Цицерон, юристы эпохи Империи. Но до сих пор в историографии практически присутствуют лишь модификации теории Нибура и Моммзена или странные необоснованные теории типа «патриции – потомки и члены жреческих коллегий». Итого патриции – представители сенатских семей царской эпохи, плебеи – остальной народ: богатые люди, крестьяне и ремесленники (ремесленники - не все плебеи).

Patres получили от Ромула большие наделы земли, обрабатывали ее руками арендаторов, разделяя ее на мелкие участки. Такие мелкие арендаторы назывались клиентами, владельцы земли – патроны, отношения между ними и клиентами напоминают семейные. Патрон дает деньги своему клиенту, защищает его в суде. Первейший римский закон, закон Ромула :«Патрон, который причинил клиенту обиду, да будет проклят!»

Древнейшие органы власти. Сам Ромул – царь (rex), сидит на курульном (колесном) кресле с скрещенными ножками, под ними колесико (царский трон произошёл от колесницы), оно изготавливалось из слоновой кости и украшалось золотом, заимствовано у этрусков. Облачен в пурпурную одежду и носит сапоги на высокой подошве. Просто власть – potestas, у царя – и простая, и военная и верховная судебная власть – imprerium, человек, им обладающий, имеет 12 сопроводителей-ликторов. У ликторов (палачей) fasces – связки розог с воткнутыми в них топорами (при необходимости могут пороть или рубить головы).

Царь руководит, опираясь на Сенат (совет), сенаторов назначает сам царь, звание «отца» пожизненно, если только не совершит какое-то серьезное преступление. Сенаторы – хранители царской власти после его смерти сами по очереди исполняли обязанности цари в междуцарствие (interregnum), каждый из таких «сменных царей» – interrex. Подготавливали и предоставляли Народному собранию кандидатуру нового царя. Сначала 100 сенаторов, потом крупные пополнения: объединение с сабинянами, удвоение институтов – наверное, до 200; завоевание Альбы-Лонги, включается ее знать; воцарение Тарквиния Древнего из Этрурии, он включил в сенат «патрициев младших родов». К концу царского периода (510 г.д.н.э.) около 300 patres.

Народное собрание – comicii, площадка для собрания на Форуме - Комиций. Голосование проходило по куриям. Курии: 7 при основании Рима (по 7 Куриям-зданиям), потом увеличилось – к концу царской эпохи ок. 30 курий. «История Рима» Моммзена – 300 сенаторов, 300 родов, 30 курий, 3 трибы (10 родов – курия, 10 курий – триба, каждый сенатор представляет отдельный род (семью, клан)), но он не родовладыка (Трухина: их вообще нет в истории). Следовательно, примерное количество римлян – 300 родов. Трухина к этой классификации относится скептически. Патрициям и плебеям можно было изначально вступать в браки (!!!) (у Машкина и иных советская схема, основанная на Энгельсе «Происхождение семьи, частной собственности и государства). Сейчас считают, что курии – скорее, территориальные единицы на ager romanus. Трибы («племена»?) – раны, тиции, луцеры, но, что это – неясно.

Народное собрание голосует по куриям. Моммзен: 300 сенаторов, 300 родов (– нет источников, сенаторы не связаны с родами), 10 родов – курия, 10 курий – триба), 30 курий, 3 трибы – рамны, тиции и луцеры (возможно, три этноса : латиняне, сабиняне, этруски ?). По трибам набирали всадников (по 100 всадников с трибы), по куриям пехотинцев (по 100 с курии), к концу царской эпохи легион – 3000 пехотинцев и 300 всадников. Трухина: Рим царского времени – не гентильный строй, не господство родов, сенаторы не связаны с родами, под сомнением тот факт, что курии – союзы родов, скорее, территориальные единицы. Знать не родовая, а сенатская, пополнение сената сопровождается возведением новых сенаторов в патрицианский ранг.

Голосование: происходит сначала внутри курии, голос курии потом как один голос на общем голосовании, - (в разных куриях разная явка, но каждая курия в итоге всего один голос). Варианты народных собраний: древнейший куриатное народное собрание (куриатные комиции). Итого весь народ никогда не голосует.

Народ единственный источник закона в античности, но в царскую эпоху не факт, что народ одобрял все законы ( e.g. законы о жрецах, царские законы). Народное собрание выбирает нового царя, принимает lex de imperio, разрешает воевать или заключать мир.

На Марсовом поле (рядом Козье болото) проходил военный смотр, вдруг смерч, - царь Ромул исчез. Потом объявили, что он стал богом и слился с богом войны Марса, его стали почитать как Квирина (сабинское название), в ипостаси Марса покровительствует войску, а в ипостаси Квирина покровительствует войску голосующему (populous romanus (populo - опустошать), - войско). Термины : город, государство - от «граждане» cives – civitas (согражданство, гражданский коллектив как государство), к гражданам обращались «квириты» (от Квирина).

После Ромула на царство избран иноземец-сабинянин, который славился по всей Италии как мудрейший из современников, обитатель города Куры, звали его Нума Помпилий. Он считался учеником Пифагора (хотя Пифагор жил гораздо позже) – это подчёркивание его учености, ему было свойственно абстрактное высокое представление о богах – нельзя приписывать им человеческие черты, изображать их и т.д. , - в течение 170 лет в Риме нет собственных изображений богов. Нума запретил кровавые жертвоприношения. Все его правление мир. Если Ромул сделал римский народ железным, то Нума - добродетельным. Римские добродетели - virtutes: благочестие (почтительное отношение к богам), почтительное отношение к родителям pietes, fides верность, virtus военная доблесть (еще некоторые).

Благочестивый Нума учредил коллегии ремесленников и отдельные коллегии жрецов: весталок (стерегут Неугасимый Огонь Весты на Форуме (площадь между Палатином и Капитолием) в деревянном храме Весты); салиев (жрецы Марса); часть своих царских жреческих обязанностей передал понтифику (потом отдельная коллегия понтификов) – должен следить за всеми прочими коллегиями жрецов, глава римского культа; фламины - служители мужской Триады (Юпитер (Зевс) – небо, небесный огонь, покровитель вершин гор, покровитель царской власти, Марс и Квирин), существуют фламин Юпитера, фламин Марса и фламин Квирина.

На Форуме рядом с храмом Весты воздвигнут Атрий весталок (дом весталок) и Регия («царская резиденция»), здесь царь совершает общественные акции, иногда заседает сенат, царь там постоянно не присутствует. При Нуме там же возник храм Януса (небесный привратник, бог входа и выхода, прошедшего и будущего, за Тибром в его честь холм Яникул), ворота которого закрывались во время мира и открывались на время войны. От строительства храма до принципата Августа (за почти 700 лет) храм закрыт всего три раза: первый - почти 40 лет при Нуме Помпилии, потом после Первой Пунической войны в 241 г. и при Августе после битвы у мыса Акций.

Нума, как и Ромул, не имел сыновей,только дочь). Выбрали царем сына знаменитого воина Тулла Гостилия. Он и его наследник Анк Марций (внук Нумы Помпилия от его дочери) снова ведут постоянные удачные войны с соседями, расширяет территорию Рима, переселяет побежденных латинян в Рим и дает им римское гражданство (свидетельствуют Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский). Тулл Гостилий завоевал метрополию Рима - Альбу-Лонгу, переселил альбанцев в Рим (на Целий), сюда же он перенес свою резиденцию (на Целий). Легенда : при покорении Альбы-Лонги произошла не битва, а поединок трёх братьев-близнецов : Горациев (Рим) и Куриациев (Альба-Лонга).

Двое Горациев пали, оставшийся победил и убил всех трёх Куриациев. Когда героем возвращался домой, его сестра вышла оплакивать своего жениха – одного из Куриациев. Гораций разгневался и убил ее, его приговорили к казни, но царь разрешил приговоренному к смерти апеллировать к Народному собранию, первый такой освобожденный от казни – Гораций. Тулл Гостилий построил особое здание для заседаний Сената в углу Форума – Гостилиеву Курию (использовалась для заседаний до конца Республики).

При Анке Марции переселили в Рим множество латинян, он заселил латинянами самый крупный из римских холмов, не входивший еще тогда в черту города – Авентин. Вывел первую римскую колонию – в устье Тибра построил порт Остию (сам Рим в 20 км от моря).

У Анка Марция были сыновья, но хитростью некий ловкий человек (Луккумон этруск, возможно, это не имя, а титул) лишил их права наследовать, сам стал царем, принял имя Тарквиний. Он сын коринфянина, бежавшего в Этрурию после установления тирании в Коринфе, женился на знатной колдунье из этрусков Танаквиль, она его уговорила переселиться в Рим. Навербовал много друзей и сторонников, подстроил так, что сыновья уехали Анка на охоту, а пока выборные комиции, избрали его царем как Тарквиния Древнего (Tarquinius Priscus). Так кончилась эпоха римско-сабинский царей (Нума, Анк Марций– сабиняне, Ромул, Тулл Гостилий - римляне), теперь этрусская династия – Тарквиний Древний, Сервий Туллий (servus - раб, сын пленной рабыни, попавшей в дом Тарквиния, вокруг его головы в колыбели появился огненный круг, его окружили заботой, женили на дочери царя), Тарквиний Гордый (сын Тарквиния Древнего).

Этрусские цари начинают активно правильно застраивать город (urbs – большой город), превращая его в правильно организованный из груды поселений. Крупные строительные работы ведутся несколько поколений: Стена Сервия Туллия (строилась и до него, и после); первый крупный греко-этрусский храм – на Капитолии (arx «крепость» + храм Юпитера (Зевс), Юноны (Гера) и Минервы (Афина, дочь) – Капитолийская триада). Храм Юпитера Капитолийского, начали строить при Тарквинии Древнем, освящен в Первый год Республики. Капитолий - сначала назывался Сатурния, при строительстве храма нашли caput голову, жрецы истолковали это как знак, что Рим будет головой Рима. При Сервии Туллии между Палатином и Авентином построили продолговатый большой Цирк, ввели спортивные состязания как священнодействие: кулачные бойцы и борьба колесниц, приглашали исполнителей из Этрурии. Состязания проводятся каждый год осенью - ludi romani (римские игры), но есть подозрение, что они давались только при больших бедствиях. Перед играми идет священная процессия poppa (?). Тарквиний Древний возводит вокруг города стены и валы, продолжил Сервий Туллий - Сервиева стена (сохранилась до сих пор), при нем освоены все римские холмы, за пределами стены остался только Авентин, Сервий Туллий призывал народ расселяться на крупном холме Эсквилине, перенёс туда свой дом.

При Тарквинии Гордом построены подземные каналы, чтобы отвести подземные воды. Канал, отводивший воду от Форума, – «Великая клоака», из гигантских квадратов, положенных посуху, часто страшное напряжение при разливах Тибра, но камни выдерживают его. Работа очень тяжелая, но Тарквиний Гордый заставляет римлян работать, многие работники кончают жизнь самоубийством, тогда их распинают на крестах – позор, лишающий на том свете покоя, чтобы другим было неповадно.

Итого: крупнейшее строительство как признак начала великого государства (власть получает возможность аккумулировать работу многих свободных подданных) (ср. пирамиды в Египте, зиккураты в Месопотамии).

Тарквиний Древний чувствует незаконность своей власти – , чтобы укрепить ее, ввел в сенат большое количество новых людей. Дал им звание патрициев – появляется прослойка патрициев младших родов. Но он не избежал расплаты, сыновья Анка Марция подослали убийц, те пришли под видом судящих друг с другом крестьян, явились к царю, напали и нанесли ему смертельные раны. Царица Танаквиль скрыла его смерть, передала полномочия единственному взрослому в доме – своему воспитаннику и мужу дочери Сервию Туллию, он стал царем.

Сервий Туллий - «царь-народолюбец», стремился опереться на народ, его не любили патриции-сенаторы. Он провел важнейшие реформы внутреннего устройства государства – раздал казенные земли, отбирая их у присвоивших их сенаторов (Дионисий Галикарнасский), на свои средства выкупил всех должников (nexi – кабальные должники в доме кредитора), вроде как реформы в сторону и для пользы народа. Реформа армии: ставка на зажиточных людей, способных приобрести полный комплект тяжелого вооружения, у них преимущество на поле боя – дал им преимущество и при голосовании. 

Реформа голосования (ср. Солон и Клисфен). Провел ценз (сведения об имуществе и семье), переписаны домохозяева, созданы имущественные классы (больше, чем у Солона): 5-6. Цифры ценза исчисляются ассах (римский фунт с головой Януса, появились в IV в., так что, первоначально, ценз исчислялся в земле). Потом перевели исчисление ценза в ассы, (либо с самого начала исчисляли в серебре). I класс патриции-сенаторы, их сыновья, богатые плебеи - 100 тыс. ассов + и богатейшие граждане, служащие в коннице (коней дает государство) – 18 центурий всадников (6 привилегированных из патрициев из их сыновей, богатых плебеев), 80 центурий пехотинцев (центурия – сотня) : панцирь, поножи, копья, мечи, шлемы; II класс – 20 центурий без панцирей; II класс 20 центурий без поножей; IV класс 20 центурий только копья, без мечей; V класс пращники 30 центурий; VI класс беднейшие? освобождены от податей и службы в войске - эрарии (имеют право голосовать, но всегда преобладает первый класс). Всего насчитывалось 98 центурий + 20+20+20+30. Еще музыканты и ремесленники.

Теперь основную роль в народном голосовании играют центуриатные комиции. Центурия не обязательно в 100 человек, она должна ВЫСТАВИТЬ 100 человек, сколько же там всего числится людей, никто не знает (Дионисий Галикарнасский – богачей же меньшинство, а беднейших божество, но центурий богачей больше, просто они малолюдны). Как и курии, каждая центурия – 1 голос, поэтому в Народном собрании 98 голосов богачей перевешивают всех остальных → государством управляют состоятельные люди, сражавшиеся в тяжелых доспехах. Гражданин приписывается, в зависимости от ценза, к центурии по достижению совершеннолетия. Сервий Туллий разделил всех мужчин на юношей (17-46 лет) – воюют, и стариков (46+) – служба в гарнизонах, без походов.

Теперь два вида Народных собраний : центуриатные и куриатные, причем развалилась связь войска с куриями. Вывешивается красный военный флаг, войско идет голосовать на Марсово поле (обязательно никакого войска в городе), а граждане голосуют при оружии. Решают вопросы войны и мира, позднее избирают магистратов. Курии сохраняют формальные почетные прерогативы: выносят lex de imperio.

Сервий Туллий построил стену, сделал новое территориальное деление (сведения Фабия Пиктора II в. д.н.э) – отменил старые три трибы, заменил их 4 городским трибами: квартал палатинский, квартал квиринальский (сабинский), квартал эсквилинский, квартал субура + 26 сельских триб-округов, всего тридцать триб (иногда считают 33, 35 триб). Римский антикварий времен Августа пишет, то при Сервии Туллии «введены трибы, ранее назевавшиеся куриями», значит и курии – деление территориальное, а не родовое.

Конец Сервия Туллия. Он выдал свою дочь Туллию замуж за сына или внука Тарквиния Древнего, она дурная женщина. Подговорила честолюбивого мужа свергнуть престарелого отца. Он поднял бунт против отца в сенате, вышвырнул его из сената, потом на улице его добили, злодейка-дочь переехала на колеснице труп своего отца.

Царем стал Тарквиний Гордый, правил неизбранный народом и неутверждённый сенатом – тиранический характер власти. По-другому относился к народу, применял к нему насилие, жестко принуждал народ к общественным работам (строительство Великой клоаки, распинание тел самоубийц). У надменного царя надменный же сын, который много позволял себе – надругался над знатной патрицианкой, матроной Лукрецией, она покончила собой. Тогда римский народ возмутился и восстал, защищая честь женщины. Возглавил восстание представитель элиты, племянник царя (сын сестры) Луций Юний Брут, созвал народ и призвал изгнать все семейство Тарквиниев, взял с народа клятву, что тот никогда не потерпит над собой царскую власть.

Тарквиния изгнали, сначала даже без всей семьи. На место изгнанного царя правителями города избраны Брут и Луций Тарквиний Коллатин (муж Лукреции, потом его вежливо попросили удалиться из Рима, он родственник Тарквиния), позднее правители Брут и патриций Валерий Публикула. После гибели Брута в сражении, в соправители Валерию дали отца Лукреции Спурия Лукреция, он вскоре умер, тогда дали Горация. Первые консулы, согласно традиции, – Валерий и Гораций, хотя на деле не первые. Consules – «совещающиеся» высшая административная власть в Риме. Новый строй – общее дело res publica/ respublica, государство называется civitas, строй – res publica, впоследствии этот термин стал применяться вместо civitas.

 

Легенды вокруг изгнания Тарквиниев. Этрусская династия от 616 г.д.н.э. на протяжение всего VI в. – до 510 г. д.н.э (Трухина - дата подозрительная, в один год с падением тирании в Афинах, но условно принимаем). Тарквиний отправился на родину в Этрурию за помощью. Ему решил помочь царь города Эклузий Порсена. Подступил с войском к Риму, осадил город, чтобы вернуть власть Тарквинию. Легенды: римский гражданин Гораций Коклекс, сражаясь в одиночку, сдерживает врага на свайном мосту через Тибр. Отважный юноша Муций Сцевола пробирается в лагерь этрусков, чтобы убить Порсену, попадает в плен, но грозит Порсене своей неустрашимостью – поджаривает собственную левую руку. Порсена в ужасе отпускает его, (почетное звание Сцевола – «Левша»).

Девица-заложница Клелия организует бегство римских заложников у этрусков. Сыновья Брута и знатные юноши устраивают заговор в пользу Тарквиния и Посрены, заговор раскрыт, Брут являет республиканскую твердость – приказывает казнить собственных сыновей. Итог: Порсена отступил от Рима, осознав, что ничего не добьется, Тарквиний 15 лет прожил в изгнании, умер в 495 г.д.н.э. Тогда опасность реставрации царской власти отошла в прошлое.

Вопрос достоверности традиции о царской эпохи. Сомневаются уже в XVIII в. - древнейшие документы сгорели при галльском нашествии (390 г.д.н.э.), а потом сочиняли байки, в Риме очень поздно (II в.д.н.э.) появились свои историки. Особенно ярко скептицизм проявился на рубеже XIX-XXв., сохраняется до сих пор. Отсюда мысль, что плебеи стали гражданами только при Сервие Туллии (на самом деле он дал гражданство только вольноотпущенникам). Археология способствовала уменьшению скептицизма: e.g. остатки города Лавиния, там остатки святилища Энея - прибыл XII д.н.э., с посвящением лару (герою) Энею; «могила Ромула» - памятник-кенотаф, там, где рассказывали древние авторы (на Форуме), в том виде, о котором рассказывали древние авторы, надпись «царь»; найдена надпись в честь Валерия Публикулы конца VI в. Древнейшие каменные стены вокруг Палатина (доказательство существования Roma quadrata, ромульского Рима, палатинского Рима). Мужские погребения с обрядом кремации, женские с обрядом эксгумации (сабиняне трупополагающие, латиняне – сжигающие, - похищение сабинянок). Богатые погребения вдоль дорог к латинским городам, обнаружены золотые и серебряные дорогие вещи – знать (патриции и их жены), колесницы и в мужских, и в женских погребениях (признак знатного человека) ср. курульное кресло – царский трон с колесиком. Погребения с мечами (принцепсы) и копьями (гастаты) – куриатное войско.

Отношения греков и римлян.

Родос, Пергам, Египет – союзники Рима. Тит Фламенин провозгласил свободу всем греческим полисам на Балканах.

Вскоре борьба полисов вылилась в жалобы римскому сенату.

До 40-х годов продолжаются напряженные отношения.

148-146 годы – появился ЛжеФилипп. Восстание было подавлено. Вскоре ахейцы поднимают Восстание.

146 год - Римляне разрушают и сжигают Коринф Луций Муммий (консул 146 года). Греция и Македония становятся провинцией Македония.

146 год – Де-факто – является датой установления Римского владычества в Средиземноморье.

Ганнибал бежал к Сирийскому царю Антиоху III. Сам царь планировал вторгнуться в Грецию.

В 191 году он напал на Грецию. Далее Ганнибал поселился в Вифинии. Он натравливал Вифинцев против Перганцев.

В 190 году римляне разгромили армию Антиоха III. Походом заведовал Луций Корнелий Сципион. Домиций Агенобарб вел енпосредственно боевые действия.

Годы – восстание Спартака.

Началось с бегства кучки гладиаторов из Капуанской гладиаторской школы. Образуется значительнаяя армия, с которой Спартак побеждает регулярную армию в ряде сражений.

Спартак не пытается создать рабское царство. Он пытается увести восставших рабов на север – на свободу (Галлия). Спартак не разрешает рабам насильничать. Спартак обуздал буйство восставших.

Претор Марк Лициний Красс получает чрезвычайные полномочия. Богач, аристократ и честолюбец, ярый сторонник Суллы. Прежде всего пытается запугать собственную армию. Он возродил обычай децимации – казни каждого десятого в случае бегства с поля боя.

72 год – под Апулией Красс разбил Спартака, но его тело захоронили (не досталось римлянам для надругательств).

Сторонники Спартака разбежались, затем отыскивались и распинались на крестах вдоль Аппиевой дороги.

Политическая роза ветров.

1. Нобели у власти. Поддержка тупым инертным народом, а также италийской аристократией. Называются оптиматами, но это обозначение не корректно. Точное обозначение – нобилитет.

2. Широкая опозиция – средняя Италия, масса состоятельных помещиков-рабовладельцев, зажиточные семьи италийцев. Во главе партии всадники и сенаторы.

Называется «Та партия» (о времени Мария), или партия «Всадников и новых людей».

3. Популяры. Крайнее крыло демократов, организуют Плебс. Анархисты можно сказать. Создают политические клубы и квартальные коллегии вооруженного плебса. Пытались ввести поголовное голосование. При голосовании по трибам «Доми нобилес» на свои деньги снаряжали отряды избирателей. Столичный Плебс имеет всего 4 голоса. Иногда популяры действуют как агенты политиков консульского ранга.

4. Политики Консуьлского ранга. Хотят занимать высшие посты и иметь как можно больше власти и как можно чаще иметь империумы. В 60-е годы идет борьба за империи.

Заговор Катилины.

63 год – год великого мятежа и год консульства нового человека (Цицерон).

Опаснейший государственный заговор Катилины.

По рождению Нобель, но предки очень древние (как Сулла), т.е. авторитета среди нобилитета не имеет.

Человек беспринципный с уголовными наклонностями. Примкнул к Сулле ради спасения и грабежа. Один из самых страшных убийц времен диктатуры Суллы.

В 63 второй раз выставляет кандидатуру на 62 год. «Табуле Разе» - лозунг отмены долговых обязательств, ориентированный на молодежь нобилитета.

Катилина сколотил заговор из разорившейся или долговой золотой молодежи, а также разорившихся ветеранов Суллы.

Цицерон организовал шпионаж: узнал о собраниях и планах Катилинариев.

В ночь с 6 на 7 ноября на тайном совещании катилинарии приняли решение начать мятеж. 8 ноября Цицерон произносит речь против Катилины. Катилина сразу же бежит. Приспешники пытаются спланировать ночь ножей – праздник Сатурналиев 12 декабря.

ПУСТЬ КОНСУЛЫ СМОТРЯТ - ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РИМЕ.

Цицерон и Марк Порций Катон Младший – правнук Катона Цензора. Арестованы и казнены в тюрьме сторонники Катилины. В начале 62 года армия Катилины разбита в Этрурии и Катилина погиб.

Заговор Катилины выбит из политической борьбы. По сути, побочный продукт гниющего государства.

62 год – ждали Помпея с востока. Боялись его и армии.

Дек 62 года - Помпей вернулся лишь со свитой. Помпей ждал почестей, получил только триумф.

61 год - Отказали в полном принятии его нововведений на Востоке разом. Все это происходит из-за Лукулла, у которого Помпей типа отнял командование.

61 год – Цезарь назначен в Испанию пропретором. Он едва выехал из Рима из-за долгов. Вернулся с деньгами и, расплатившись занялся политической деятельностью.

Юлий, Помпей и Красс создают нгласное соглашение. Красс влияет меньше всего, но богаче всех, возглавлял всадников. В раках первого триумвирата было заключено соглашение сотрудничества.

Цезарь получил консульство на 59 год. Заранее вотирована Цизальпинская Галлия сроком на 5 лет. Вскоре умер наместник трансальпийской Галлии и эта область тоже отшла к Цезарю (закон народного трибуна КАКОГО).

Закон о наделении ветеранов Помпея, стариков и бедных землей.

Были утверждены все нововведения Помпея на востоке.

Снижение откупных сумм всадникам Красса в Азии.

50-е годы – начало развития анархии в Римском государстве. Два десятилетия агонии власти нобилитета.

 

Обожествление Августа.

Среди персон римских императоров, о которых спорят: не собирались ли их обожествить при жизни. Равнбожеские почести являются, однако, в глазах древних являются высшей степенью почестей.

Во время похорон принцепса выпускали в небо орла. Принцепса признавали divus. При жизни почитаются гении императора и императрицы. Гений – двойник человека (для женщин гений – юнона), который живет при его жизни. Смерть – и они причисляются к богам.

Трухина считает, что императоры не обоготворялись постоянно: Аврелиан, Диоклетиан. Формула обожествления не применяется к каждому императору.

 

 История Древнего Рима. Лекция 13.

Тема: «Империя. Обзорная лекция».

Строй Августа в современной литературе носит имя «принципат» или ранняя империя. НЕ В ДРЕВНОСТИ.

Сколько времени продержался такой строй – два столетия. С 27 г. До н.э. до 192 г. До н.э. I-II век нашей эры.

Династии:

1. Юлии-Клавдии. Династия Юлиев-Клавдиев. Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон (сын внучки Августа).

68 год – мятеж против Нерона. Погиб во время мятежа.

2. Муниципальная династия. Италийский город Риате. Династия Флавиев.

Випасиан, его два сына: Тит и еще. 90-е-68 гг. (уточните дату)

3. Антонины. Правила с 96 до 192 год. Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод.

4. Северы. Септимий Север – ливиец, поклонник ганнибала, сестра плохо говорит по латыни, жена и наследник – сирийцы. Уничтожает староримскую знать. После падения Араб, сирийцы, даки (Галлерий, Максимидаза), прочая нечисть на троне.

Принцип наследования. Монархический появился у Юлиев-Клавдиев и у Флавиев. Далее Правящий император ищет лучшего гражданина, усыновляет его, делает наследником. Траян и Адриан, однако, двоюродные братья.

Марк Аврелий рушит принцип, его сын – негоден для правления.

Антонин Пий – внутренний и внешний мир. Все включают его имя в свою титулатуру, даже 4 династия Севериев.

Нерва, Траян и Адриан получают это имя заочно. Имена Августа и Цезаря прижились в титулатуре. Сначала 1, потом 2 обозначают высшую степень власти.

После Августа идет ряд императоров-деспотов. Тиберий (мрачный, жестокий затворник) – долго ждал власти, Август развел Тиберия с первой женой и выдал за него свою дочь, которую ту терпеть не мог.

Эпизод из Евангелия – Понтия Пилата испугал первосвященник тем, что он не друг Кесарю. Страшен донос Тиберию.

После Тиберия правит шизофреник-Калигула.

После Калигула из армии ставят дауна-дядюшку Калигулы.

Все кончается фигурой Нерона, олицетворением необузданного деспотического произвола.

Единоличная власть в первую династию реализуется путем террора. Ситуация напоминает 1937 год.

Вершина – пожар Рима 64 года. Нерон, мнивший себя великим поэтом, хотел получить впечатления от горящего города, большооого города. Нерон убил собственную мать. Театральные выступления Нерона неприемлемы с точки зрения римских нравов.

63 год – год четырех принцепсов, четырех кандидатов на власть. Победил Виспасиан, командующий армией при подавлении иудейского восстания.

Виспасиан – мужик-на-троне. Хорошо администрирует, поправил казну. Сын Тит подвал большие надежды, как и Германик, умер скоро от эпидемии.

Домициан – лысый-нерон. Опять деспот, кровопролития, смертные приговоры. Тацит пишет под впечатлением о худших временах римского государства.

Тацит сначала пишет о своих временах – историю. Потом – анналы, то, что предшествовало.

Корнелий Тацит – второй великий римский историк после Тита Ливия.

До Коммода правят нормальные императоры.

Траян принципиально не принимает доносы, вел себя демократично. Вручая меч своему начальник претурии, он разрешил убить себя, если он будет недостойным императором.

Коммод – опять деспот и полусумасшедший.

В эпоху принципата империя превращается в единое государство, не в клетку с ядром и цитоплазмой, а в РОССИЮ

Дея Цезаря набирает силу: сначала получают гражданство знатнейшие перегрине. При Антонинах гражданство приобретают целые города. Римское право гражданства в 212 году получают все жители имперских городов – Эдикт Каракаллы.

Все императоры так или иначе вводили иностранцев в сенат. Римляне не только теряют власть, но и исчезают как этнос. Римская литература отражает этот процесс: после Траяна наступает конец великой римской литературы.

 

Начальная христианская церковь в пределах 1 века н.э. Апостольская церковь.

Можно ли опираться на новозаветные данные?

Книги Нового завета находятся под острейшей критикой с XIX века.

Сведения евангелий ставится под сомнение. Книги Нового завета начинают датировать началом второго века.

Упражнениями передатировки занимаются и советы и зарубежные историки.

Активно выделяется мифологический материал в Евангелиях, либо все книги называются мифом.

Письменная фиксация разбирается как собрание устных преданий.

В ходе фрагментарного структурного анализа (что само по себе хорошо), делаются умозрительные выводы и предположения. Скептическая смелость подавляет исследование.

 

Калифорния – «Семинар по Иисусу». Доказывают 18% аутентичности текста Евангелий.
Подкрепляется журналистским интересом, дилетантами, писателями. Начало этому направлению положила Маргарет Стартет, Ден Браун «Код Да-Винчи». Источник вдохновения – откровения, появившиеся под гипнозом.

Борис Якубович – 2014 г. «Апостолы Еримафейские» - фальсификация.
Многие зарубежные историки выступают против чрезмерной критики.

Крейг Эванс (знаток древних языков, исследователь текстов) «Сфабрикованный Иисус» или «Иисус глазами ученых».

Апокрифические евангелия противопоставляются каноническими – Апокрифические признаются изначальными, кканонические – поздними (это в Семинаре по Иисусу). Крейг говорит об обратном.

«Иисус глазами очевидцев» - дан бой гипер-скептическим направлениям всех уровней.

От Матвея – 40-е

2 др. – 60-е

От Иоанна – конец I века.

Если полагаться на данные источников, то можно сказать, что церковь апостолов возникла за 50 лет после распятия. Через 10 дней после вознесения.

Иудейский праздник пятидесятницы (в чести получения законов на Синае) – на учеников Иисуса снизошел дух святой. Теперь это церковь (праздник – Троица).

Ядро общины – галилеяне. Выходцы из Галилеи. На вершине масленичной горы селились именно галилеяне. Собравшиеся – родственники, 11 апостолов. Чудо говорения на иностранных языках – 3000 человек присоединилось. После массового исцеления людей апостолами – 5000 тысяч присоединились.

Цифры – обозначение того, что ктапостольской церкви примкнуло множество людей.

День пятидесятницы – 30 г. Н.э. – день рождения церкви.

Деяние святых апостолов – 99.9% того, что автор – евангелист Лука. Из Антиохии христианин, примкнул к апостолу Павлу.

Всего 28 глав.

Первые 12 – иерусалимская церковь. История Церкви 12-ти апостолов. 12-й пост путем жеребьевки занял Матфей.

Идеализирование Иерусалимской церкви. Средства, собранные апостолами становились якобы общей собственностью и раздавались беднейшим членам общины.

12 апостолов проповедуют в Соломоновом придворе и совершают тайные обряды: преломление хлеба (в частных домах).

Послание Павла Коринфянам: преломление хлеба - застолье, на которое сотрапезники приносили из дома продукты. Потом продукты ставились на общий стол. В конце вставал председатель, благодарил Бога-Отца за блага, дарованные человечеству (поднимает чашу с вином). Потом идет причащение (причем есть осознание отожествления хлеба-вина с плотью и кровью Христа).

Однако, начиная с 3-4 века причащаются уже натощак. Таинство Евхаристии – главный обряд ранней христианской церкви.

Христианская община – советская замена «христианской церкви». По-гречески – эклесия (то же, что и народное собрание).

Теоретически – три человека образуют церковь.

Практически – общины христиан в городах – церкви.

Затем – слово эклесии означает все мировое сообщество христиан.

Среди исследователей есть.

В 3 веке нашей эры в Александрии на греческий перевели Библию – 70 толковников -Септуагинта.

Эллинизированные евреи читают Ветхий завет на греческом.

Слова эклесия или синагога распространяются либо на весь народ, как на религиозное сообщество, либо на мелкие группы.

Христиане выбрали это слово - эклесия, т.к. в синагогах их встречали в штыки.

Обещание Бога в пятикнижии: «Будете царями над всеми и священниками у всех» - не сбылось.

Христиане называют себя новым народом, святыми, верными.

Т.е. слово эклесия не восходит к народным собраниям язычников. Теперь не только Бог верен своему завету, но и народ верен заветы. Христиане называют себя учениками Иисуса, братьями, святыми и верными.

Бог не одобряет нападок на Моисея в виде: «Не только ты и твой брат – священники, а все верующие».

Новый Израиль дает прямое толкование: «Все – священники».

Ветхий завет теперь не обязателен к соблюдению: появился новый договор с Богом, обязательный.

Только язычники и иудеи (Тацит) называют странных людей христианами.

До 2 века самообозначение – святые и верные.

К христианской общине примкнули иудеи и эллинизированные евреи (эллинисты – имеют 2 имени еврейское/греческое). Вдовы эллинистов жалуются, что при распределении благотворительных средств они ущемляются. «Коллегия при столах» называлась «семеро» - это помощники апостолов по хозяйственным делам.

12 проповедают, совершают Евхаристии, к ногам апостолов приносятся деньги (пожертвования). Вряд ли был глава коллегии апостолов.

Церковь не назывет главу апостольской церкви. После 12-ти – глава – брат Господень Иаков (от другого брака Иосифа).

Евсений пишет, что был наказ апостолам находиться в Иерусалиме 12 лет.

Первое гонение – Стефаново. Один из семерых – Стефан во время проповеди уличил народ иудеев в избиении своих пророков. Дата неизвестна.

Зима 43-44 гг. – В иерусалиме остались лишь некоторые апостолы. Вероятно, уже нет апостолов.

Гонение Ирода-Агриппы I. Во время гонения погиб Иаков Завидеев – значит был в Иерусалиме.

Петра посадили в темницу. С помощью ангела вышел из темницы. Пришел на эклесию в часный дом – попросил «Уведомить Иакова и братию» - т.е. уже не 12 в Иерусалиме. Потом братия называется «пресвитеры».

Поместные церкви в Сирии и Финикии, видимо, в организации своей копировали Иерусалимскую церковь. В рассказе о проповеднической экспедиции из Антиохии есть свидетельство возложения рук руководителями на экспедицию (ранее такой же обряд был проведен при создании «семерых»). Пророки и учителя – общее обозначение руководство. Нет иерархии – просто есть/нет пророческий дар.

Из Антиохии едет апостол Павел. Когда создает общины назначает пресвитеров, главных пресвитеров (в каждой общине – по одному главному).

Путешествия Павла (сер. 40 – 50-е гг.) – неизвестны точные даты, но есть церковные.

(Весна 45- весна 49) На Запад Павел и Варнава – экспедиция из

(Осень 49 – 52)

(Весна 53- весна 58)

Павел вернулся в Иерусалим для отчета: был схвачен и заключен в тюрьму. Т.к. известно, пи каких прокураторах он был схвачен – известна конечная дата.

Павел (изначально Савл – от Саула) был гонителем христиан. Из города Тарса в Киликии, учился в Иерусалиме, был яростным фарисеем. В 1 путешествии, будучи на Кипре, он обратил римского проконсула Павла в христианство – имя меняется на Павла.

Фесалоники, Верии, Ахаи, спор в Афинах с философами, Коринф (проповедь успешна) – второе путешествие.

Третье – общины на Балканах. 2 года проповедует в городе Эфесе.

Когда Павел умирал в Эфесе, к нему пришли представители от всех городов.

Празелиты – иноверцы, обратившиеся в иудаизм: полные – обрезались и выполняли Моисеев закон. Празелиты врат – боящиеся Бога – Принимали учение о Боге из пятикнижия, но не исполняли моисеев закон и не обрезались.

Празелиты очень охотно принимают христианское учение.

Когда Павел впервые крестит празелита он обуславливает это видением от Бога, которое разрешало крестить празелитов.

Апостолов Павла и Варнаву часто бьют иудеи.

После возвращения Павла в Иерусалим снова остро встает вопрос о крещении язычников.

Собирается первый апостольский закон. Принимается закон язычника:

1. Не поклоняться идолу.

2. Не соблюдать Моисеев закон.

3. Не обжираться.

4. Не блудить.

Очень странное место занимает рассказ об апостольском соборе: в 12 главе, уже после разъезда. Лука не говорит, что присутствуют на соборе 12 апостолов.

Столпы апостолов: Иаков, брат господень, Иоанн и Петр.

Петр говорит, что после своего возвращения встретился со столпами. Т.е. возможно собора не было.

В империи часто язычники обращаются в иудаизм. Павел первым начинает проповедовать в среде преимущественно языческой. Азия почти вся христианизирована.

Эфесские жители очень скоро становятся полностью христианами: никто не покупает предметы культа. В эфесе крупный храм Дианы. Ремесленники поднимают бунт против христиан.

Павел едет в Рим. Когда он основывает общину?

Светоний пишет, что Клавдий изгнал иудеев из Рима, волнуемых неким «Хрестом».

Павел мог унаследовать право римского гражданина или принял его от проконсула на Кипре.

Римские христиане вышли навстречу Павлу из Рима на Аппиеву дорогу.

Вторая часть лекции. Самое мясо.

Иерусалимская церковь – первая. Галилеяне – ядро общины.

Около 12 лет церковью руководят апостолы.
В какой-то момент были избаны хозяйственные и не только помощники – семеро. Спустя много веков это пост дьякона.

Церковью руководят учителя (так называл себя сам Иисус), если обладают пророческим даром учителя, то они назывались пророками.

Павел разделяет служение учителей и служение пророков. Среди коллегии 12-ти нет главы. Первый глава Иерусалимской церкви – епископ Иаков.

Есть любимые ученики: Петр, Иаков и Иоанн Заведеевы. Первого в общине нет.

В послании апостол Павел говорит, что санкционировали его миссию трое – Петр, Иаков и Иоанн.

После гонения Ирода Агриппы – зима 43-44 гг., видно, что в Иерусалиме остается Иаков в качестве руководителя, а помощники его – пресвитеры.

Проповедь Павла направлена к иудеям, но охотнее воспринимается празелитами.

Павел создает местные церкви в городах, где ведется проповедь.

С сер. 40-х гг. пресвитер заменило слово «учитель».

О пророках: пророчество в представлении первых христиан должен быть присущ всем верующим.

Люди пробуют пророчествовать, но явный дар свойственен только единицам.

Епископ или пресвитер – какое слово формальнее? Несомненно, второе. Т.к. оно восходит к организаторам богослужения в Синагоге. Единичных руководителей и их коллектив часто называют епископами.

Масса верующих – народ – по-гречески ляос.

В посланиях Павла часто фигурируют дьяконы, восходящие к семерым.

Т.о. пресвитеры являются епископами, начальниками над дьяконами (слуга в переводе).

Впоследствии епископ становится над пресвитером – в 3 веке н.э.

Текст Игнатия Богоносца – ввел такую систему в начале 2 века, мб предсказал, но действовать система начинает в 3 веке.

Миссия Апостола Павла – юг малой азии, македония и ахайя, где крупнейший – Коринф.

Масса обращенных, в основном, язычники-боящиеся-бога.

Христиане мыслили себя как новый Израиль, поэтому пророчества Обитования не сбылись и не сбудутся в будующем.
В еврейской среде тенденция священства каждого не действует, а у христиан именно так.
В источниках втечение 200 лет не употребляется термин «священник».

Иудейская иерархия:

Священники – Первосвященники - Служители-левиты.

Христианская:

Пресвитер-епископ, Главный Пресвитер-еписков, дьяконы.

Сходства выделяются в 3 веке.

Протоирей Николай Афанасьеф - «Церковь Духа Святого», пытается обосновать всеобщее священство. Основываясь на его доводах, нельзя сказать, что это не было косметической мерой.

Тартулиан – трактат «О побуждении к целомудрию». Поднят вопрос: может ли вдовец-христианин жениться после смерти жены. Тартулиан против, говорит, что если все священники, то всем запрещено, а не только служителям.

Именно в сочинении Тартулиана впервые появляется слово «священник». Все авторы в литературе говорят, что разделение лаека и клира происходит на рубеже 2-3 веков. Слово клир и священник впервые появляется у него в трактате. Вторая половина 3 века – его жизнь.

Тартулиан называет Евхаристию – священнической обязанностью. На основе данных Тартулиана можно сказать, что представление о священничестве всех – реальность.

Право Евхаристии – то же самое, что право принесения жертвы у священников иудеи. В ряде памятников уточняется, что христиане приносят «бескровную жертву»: молитва, пост, добре дела.

Первоначально у христиан есть священники (все) и первосвященник – Христос – принес в жертву самого себя.

Евхаристия же – воспоминание о тайной вечере. Молитва благодарения Бога Отца и воспоминания о вечере. 

С течением времени представления о сути Евхаристии меняются. Меняется обряд и из общих трапез это становится обрядом. В 4 веке все оформлено до конца Иоанном Златоустом. Меняется осознание сути обряда: жертвы христиан – жертвы Евхаристии. Главным образом, с Евхаристией повторяется Голгофская жертва. Инструмент, которым отделяются кусочки хлеба – копие, значит это подражание.

Почти одновременно т.о. появляются слова «жертва» и «священник». Кем совершается жертва, раньше -Евхаристию совершает любой из множества священников, т.е. произносит молитву благодарения.
Тартулиан говорит о возможности совершать Евхаристию дьяконов и лаека.

Затем Собор запрещает одним из постановлений совершать евхаристию дьяконами.
Сочинение 2 века «Дедофей или учение апостолов» - странствующий пророк может совершить евхаристию. В текст вписана благодарственная молитва и приписано: «А пророки благодарят, как хотят».

Итак могут: лаек, дьякон и пророк, ну и пресвитер – могут благодарить.

В 3 веке запрет на проведение евхаристии. Дьяконам, пророков уже нет, запреты на домашние церкви.

Тартуриан – юрист. Говорит: есть правило веры и правила дисциплины. 1 – от Бога, 2 – от людей.
Совершение жертвы отдано – епископам и пресвитерам. Нехорошо, если просто так ебанет кто.
Тартулиан говорит, что несмотря на это епископ качественно не отличается от лаека.

«Избытком Святого Духа обладает Бог-Отец, Христос, Апостолы, Пророки (харизматики), а прочие обладают частично». Тартулиан говорит, что особое помазание и дает избыток святого духа.

Священство возникает тогда, когда Евхаристия начинает ассоциироваться со словом «жертва», когда обязанности проведения переходят к епископам и пресвитерам.

К исходу периода епископы и пресвитеры превращаются в священников, потом происходит деление по иерархии (появляется священническое Ordo и Ordo лаека, которое Тартулиан называет «плебс»).

Хорошо иметь представление о первых гонених: Стефана, Ирода Агрипы, гонение на христиан в Иудее в 60-х годах. Иаков был убит скалкой после падения с храма. 62 год – еще гонение. 66 год – Иудейская война. При Нероне – гонение на Христиан в Риме (первое).

Что в Риме:

Приближенные Нерона уловили желание императора поджечь город.
Гнев народа велик, не смотря на помощь Нерона погорельцам.

От римских иудеев направлен донос о людях, запиравшихся в подвалах и вкушающих чьюто плоть с кровью.

Начинаются преследования христиан. Христиан бросают на арену ко львам, поджигают на крестах: ужасы Неронской политики побуждают сочувствие народа к христианам – ряды пополнились.
В 67 году – казнь апостолов Петра и Павла.
Иудейская война и выселение христиан из Иерусалима перед иудейской войной. Бедствия в 70 году при осаде Иерусалима обвалились на иудеев. Храм был разрушен, а иудейское священство исчезло.
Данные о гробнице святого семейства. Снова вопрос гиперкритики существования и истории раннего христианства.
Скандал о могиле святого семейства, де якобы был похоронен и сам Иисус. В 1980 г. в Тальпиоте была обнаружена гробница 1 века н.э.
Шимог Гиббс – археолог, написал книгу «Последние дни Иисуса». Один ассуарий, ящик с костями, поврежденный, в ходе перевозки пропал. Спустя 30 лет в частной коллекции найден ассуарий с надписью: Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса.

Мария, Марфа, Иисус – сын Иосифа, Иуда – сын Иисуса – все имена присутствуют в Новом Завете.
Если ассуарий Иакова – оттуда, то придется пересмотреть Новый завет.

«Ассуарий Иакова» украшен розетками, с надписью и целый, не такой, какой был утерян.

 

















История Древнего Рима. Лекция 1.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.