ТЕМАТИКА КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ
для государственного экзамена по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»
(ФГОС ВО по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»,
утв. 2 марта 2016 г. N 41305, срок обучения – 5 лет)
Компетенции, представленные в экзаменационных заданиях по педагогике
Коды | Компетенции выпускника бакалавриата | Номер кейса |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ | |
ОК-5 | Способен работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия | 7, 9, 11, 21, 26 |
ОПК | ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ | |
ОПК-2 | Способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся | 3, 11, 13, 14, 21 |
ОПК-3 | Готов к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | 3, 4, 19, 23, 28, 29, 30 |
ОПК-4 | Готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования | 1, 4, 5, 6, 7, 24 |
ОПК-5 | Владеет основами профессиональной этики и речевой культуры | 5, 6, 8, 10, 24, 25 |
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ | |
ПК-2 | Способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | 15, 16, 17, 18, 30 |
ПК-3 | Способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | 2, 8, 9, 10, 12, 27 |
ПК-5 | Способен осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся | 18, 19, 20, 22, 29 |
ПК-6 | Готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса | 1, 10, 12, 14, 20, 25, 26 |
Кейс №1.
Профессиональное взаимодействие с участниками образовательного процесса в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4, ПК-2)
Описание:
Вы классный руководитель в 5 классе. Один из учащихся - Вадим С. (11 лет) постоянно провоцирует одноклассников на драку. Все попытки разговора с родителями заканчиваются словами: «Наш сын дома хорошо себя ведет. Это все ваши наговоры и выдумки. В ваши задачи входит воспитывать детей, вот и воспитывайте».
Задание:
В соответствии с типовым положением о классном руководстве предложите способ разрешения данной ситуации по следующей форме:
Цель | Задачи | Тип проблемы | Формы работы | Методы работы |
Материалы к кейсу:
Кейс №2.
Постановка задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)
Описание: Перед вами два стихотворения. Внимательно прочитайте их.
Задание:
1. Проанализируйте содержание стихотворений с позиций задач, закономерностей и принципов воспитательного процесса.
2. Какие качества личности выделяются как ведущие? В рамках какой из парадигм – традиционной, гуманистической или гуманитарной дается наставление в каждом из стихотворений?
Материалы к кейсу:
Стихотворения: Р.Киплинг «Наставление сыну», Ф.Алиева «Разговор с сыном»
Кейс № 3
Кейс № 4
Педагогическая деятельность: её структура и ценностные основы
(ОПК-3, ОПК-4)
Описание:
На первом уроке ученик лежит на парте, глаза сонные, он почти спит. Учитель задает ученику вопрос по материалу урока, но ученик не реагирует. Педагог задает вопрос: «Что с тобой происходит? В котором часу ты сегодня лег спать?» Ученик отвечает: «Я поздно лег – часа в три или четыре – я не помню». Педагог: «А чем ты занимался?». Ученик: «На компьютере в он-лайне играл».
Материалы кейса:
1. Профессиональный стандарт педагога (с. 9-13)
Задание:
1. Проанализируйте материалы кейса. Предложите, как поступить педагогу в данной ситуации.
2. Обоснуйте ваш выбор линии поведения в соответствии со структурой педагогической деятельности, включающей конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.
3. Предположите, как поведет себя в данной ситуации: «учитель-друг», «учитель-диктатор», «учитель-проситель»?
Кейс № 5.
Современная система образования в России. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в РФ (ОПК-4, ОПК-5)
Описание:
В классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и, соответственно, дополнительно оплачивается родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе, строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. В классе возникает ситуация, в которой педагог заинтересован больше уделять внимание тем детям, которые учатся по дополнительным, отдельно оплачиваемым программам.
Материалы кейса:
1. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 29, 48)
Задание:
1. Как разрешить возникшую ситуацию?
2. Как вы оцениваете поведение педагога?
3. Вправе ли общеобразовательное учреждение оказывать дополнительные платные услуги вообще? Аргументируйте.
Кейс № 6
Уровни общего образования в России в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС основного общего образования (ОПК-4, ОПК-5)
Описание:
Матери одного из учащихся, окончивших 9 классов, было предложено завершить обучение ее сына в школе, как получившего основное общее образование. Мать говорит: «Мой сын, несмотря на низкие баллы, полученные по итогам ОГЭ, имеет право продолжить обучение в школе, т.к. в соответствии с Конституцией РФ в школе обязаны учить до конца 11-го класса. Задача школы – подготовить ребенка к ЕГЭ». Администрация школы обосновывает свое решение тем, что с родителями учащихся договор о предоставлении образовательных услуг учащимся составлен вплоть до 9-го, а не до 11-го класса и основные задачи школы не только подготовка к ЕГЭ.
Материалы кейса:
Конституция РФ (ст.43)
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 5, Статья 10 , Статья 43
ФГОС среднего общего образования (Требования к результатам освоения ФГОС)
Задание
1. Проанализируйте данную ситуацию и, на основе предложенных материалов, рассудите ее.
2. Какие ошибки допущены в обосновании своей позиции матерью ученика, какие администрацией школы?
3. Перечислите ступени образования, указанные в ФЗ, какие из них являются обязательными?
4. На какие результаты ориентирован ФГОС среднего общего образования?
Кейс № 7
ФГОС среднего (полного) общего образования. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. (ОК-5, ОПК-4)
Описание
Между двумя студентами возник спор о том, что является главным требованием к результатам освоения образовательной программы школы. Один из студентов утверждал, что главным требованием является ЕГЭ по русскому языку и математике, а все остальное зависит от желаний выпускника, другой уверен, что требования к освоению образовательной программы определяет ФГОС полного общего образования.
Материалы:
1. ФГОС среднего (полного) общего образования (с.4-8)
2. Положение о порядке проведения ЕГЭ (п.1., 2)
Задание:
1. Рассудите возникший спор. Обоснуйте свой ответ
2. Что собой представляет «портрет выпускника школы»?
3. Какие результаты освоения программы школы важнее – личностные, метапредметные или предметные?
Кейс №8
ФГОС основного общего образования. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. (ОПК-5, ПК-3)
Задание:
На основании ФГОС основного общего образования обоснуйте требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. На что ориентирован стандарт? Предложите основные средства формирования личностных характеристик выпускника («портрета выпускника основной школы»).
Материалы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Кейс №9
Толерантное восприятие социальных и культурных различий, решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
(ОК -5, ПК-3)
Описание: Перед уроком учитель стал свидетелем следующего обращения старшеклассника к товарищу: «Ну, ты, черномазый, слушай сюда!»
Материал кейса: Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc
Задание:
1. Как вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете) на данную ситуацию и почему?
2. Какую работу совместно с классным руководителем можно провести, чтобы данные ситуации в классе не повторялись?
Кейс №10.
Кейс №11.
Описание:
Утром, включив компьютеры перед началом уроков, учитель обнаружил на рабочих столах всех компьютеров картинку с фашистской свастикой. О происшествии вскоре узнали все учителя школы. По фактам был определен круг старших классов, ученики которых могли установить данную заставку на компьютере. После экстренного совещания при директоре было принято решение первым уроком начавшегося дня провести урок истории. Старшеклассников пригласили в актовый зал и без предварительных комментариев показали фильм «Мы из будущего».
После просмотра фильма двое юношей со слезами на глазах признались в недостойном памяти предков поступке и попросили прощения.
Материалы кейса: сюжет фильма «Мы из будущего»
Задание:
Кейс №12.
Кейс №13.
Кейс №14
Описание
Эта проблема сегодня известна всем учителям. Школьники в большинстве школ России, не стесняясь никого, иногда глядя в глаза взрослым, особенно чужим, открыто и цинично сквернословят на улицах, в коридорах на переменах, на прилегающей к школе территории. Наши волгоградские школы не исключение.
В целях профилактики сквернословия в МКОУ СОШ № 1 г. Михайловки Волгоградской области классные руководители проводят общешкольные собрания. Одно из собраний на тему «Нецензурная брань в детской речи» было проведено для родителей 4-5 классов.
Материалы кейса: план-конспект родительского собрания на тему: «Нецензурная брань в детской речи».
Задание:
1. Проанализируйте материал кейса. Определите актуальность разработанного родительского собрания для воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся 4-5 классов.
2. Сформулируйте задачи, которые решали организаторы родительского собрания и средства их решения.
3. Определите задачи и план действий классного руководителя на ближнюю перспективу с учетом возрастных особенностей развития детей.
Кейс № 15.
Кейс № 16.
Материалы кейса:
Краткая справка
Задание:
1. Оправдано ли проведение контроля в форме учебного проекта?
2. Сформулируйте тему для информационного, исследовательского и творческого проекта по одному из разделов вашей дисциплины.
3. Какие предметные и метапредметные результаты можно оценить по итогам выполнения проектов?
4. Сформулируйте критерии выставления оценки за проект.
Кейс №17
Материалы:
Учебник за 8 класс по предмету.
Вопросы и задания:
Выберете любую тему из учебника, проанализируйте ее содержание и разработайте:
1. Тестовое задание открытой формы, целью которого является выявление знания обучающимся определения какого-либо понятия. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
2. Разработайте тестовое задание закрытой формы с одиночным выбором. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
3. Тестовое задание на установление правильной последовательности. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
4. Тестовое задание на соответствие. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
Кейс №18
Современные технологии диагностирования достижений обучающихся для педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-2, ПК-6)
Описание:
Вы работаете в школе, в которой открыты профильные классы на третьей ступени обучения (10-11 класс). Профильное обучение в школе регламентируется Положением о профильном и предпрофильном обучении.
Материалы кейса: Положение о профильном и предпрофильном обучении
Задание:
1. Опираясь на Положение, предложите структуру портфолио для учащихся 8-9 классов, которое они смогут представить на собеседовании по приему в профильный класс.
2. Составьте памятку учащимся по сбору и оформлению портфолио.
Кейс №19
Кейс № 20.
Кейс № 21.
Учет социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей (в том числе особых образовательных потребностей) обучающихся в обучении и воспитании (ОК-5, ОПК-2)
Описание:
Учитель русского языка и литературы обращается к завучу с жалобой на класс. Он мотивирует свое обращение тем, что ему невозможно работать в условиях, когда в классе учится мальчик-инвалид, у которого неразборчивый почерк, и девочка, родители которой приехали на работу из Средней Азии. Девочка старательная, но плохо говорит и понимает по-русски. Учитель просит освободить его от работы в данном классе.
Материалы кейса:
1. Профессиональный стандарт педагога (Часть 4. Содержание профессионального стандарта педагога 4.1. Часть первая: обучение, Приложение 2)
Задание:
1. Как вы оцениваете поступок учителя?
2. Проанализируйте документы. Какую стратегию поведения должен избрать завуч? Обоснуйте, опираясь на предложенные документы.
3. На основании нормативно-правовых документов предложите пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя.
Кейс № 22.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК- 5)
Описание:
В новом учебном году профориентация учащихся объявлена одним из приоритетных направлений работы школы.
Заместителем директора по воспитательной работы было определено содержание профориентационной работы для каждой ступени обучения.
Классным руководителям была предложена примерная тематика классных часов.
Материалы кейса:
1. Содержание профориентационной работы в МОУ СОШ № 23
2. Тематика классных часов по профориентации
Задание:
1. Изучите содержание профориентационной работы для одной ступени образования. Отвечает ли тематика классных часов заявленному содержанию. Каких тем не хватает?
2. Напишите свой план профориентационных мероприятий в соответствии с общешкольным содержанием работы (для одного из средних классов 5-8 или для одного из старших классов 9-11 на выбор).
Кейс № 23
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
(ОПК-3)
Описание:
Классный руководитель 8 «А» класса уволилась после продолжительной болезни. Последние три месяца класс практически не имел классного руководителя. Коллектив класса разобщен на микрогруппы, на уроках часто возникают конфликты, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. Чаще всего нарушают дисциплину на уроке Денис Л. и Сергей Р. Половина класса занимает нейтральную позицию, ребята не вмешиваются в конфликтные ситуации и не критикуют конфликтующих.
Вам поручили классное руководство в конце второй четверти.
Материалы кейса:
Выписка из классного журнала (занятость учащихся во внеучебное время)
Вопросы и задания:
1. Какие исследования вам понадобятся для планирования работы с обучающимися?
2. Какие первоочередные задачи в работе с коллективом класса вы поставите? На какой срок? Сформулируйте стратегические цели работы с коллективом класса.
3. Что может усложнить, а что способствовать достижению этих целей?
4. Спланируйте мероприятия по восстановлению продуктивного взаимодействия в коллективе.
Кейс № 24
Сущность сотрудничества школы и семьи в воспитании, развитии и образовании детей. Правовое регулирование сотрудничества школы и семьи
(ОПК-4, ОПК-5, ПК-6)
Описание:
Одно из важнейших направлений сотрудничества педагогов школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье, где чаще всего это нарушается.
Осознавая ответственность семьи и школы за ребенка, за соблюдение его прав, педагогический коллектив школы принял решение познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Одной из форм решения поставленной задачи выступило проведение общеклассных родительских собраний. Учителями были разработаны и проведены собрания на тему «Права ребенка». Познакомьтесь с планом-конспектом, разработанным учителем истории и естествознания, и выполните предложенные задания.
Материалы кейса: План-конспект родительского собрания. Автор: учитель истории и обществознания Л.Н. Бедретдинова.
Задание:
1.Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании?
2.Насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания? Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы вы? Обоснуйте свой ответ.
3. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?
Кейс № 25
Взаимодействие с участниками образовательного процесса
(ОПК-5, ПК-6)
Описание:
С целью развития взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами администрации школ, гимназий, лицеев создают и поддерживают работу веб-сайтов.
Материалы кейса: материалы сайта Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 городского округа - город Камышин Волгоградской области.
Задание:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность структуры и содержания сайта, опираясь на знание о направлениях сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами?
2. Разработайте педагогические рекомендации для родителей по оказанию помощи детям в освоении школьной программы по вашему предмету.
Кейс № 26
Использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации взаимодействия школы и семьи (ОК-5, ПК-6)
Описание:
В настоящее время в России проблема семьи и семейного воспитания стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.
Семейный клуб «Этнокультура семьи», организованный в МОУ СОШ № 27 г.Волгограда, способствует восстановлению исторической памяти в каждой семье, помогает ребенку понять и обрести родственные связи со старшим поколением.
Материалы кейса: программа семейного клуба «Этнокультура семьи», разработанная учителями МОУ СОШ № 27 г.Волгограда А.А. Солонской и Н.В.Парамоновой.
Задание:
Кейс № 27
Описание:
Гимназия № 11 им. С.П.Дягилева в г. Перми располагается в особняке, принадлежавшем на протяжении трех десятилетий большой и дружной семье Дягилевых Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли. Духовная атмосфера дома способствовали формированию творческой личности Сергея Дягилева — будущего реформатора театра, организатора триумфальных «Русских сезонов» в Париже и антрепризы «Русский балет Дягилева». В 1894 году по решению Пермской городской думы дом был передан учебному заведению сегодня одной из старейших гимназий Прикамья, которая с 1992 года носит имя С. П. Дягилева. Ключевая идея современной концепции развития гимназии – создание школы живой традиции.
Материалы кейса: буклет и программа мероприятий «Дни культуры в Доме Дягилева», иллюстрирующие культурно-просветительскую деятельность гимназии.
Задания:
Кейс № 28.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (ОПК-3)
Описание:
Вас назначили классным руководителем в 9 класс и поставили задачу: составить план воспитательной работы на год, опираясь на особенности классного коллектива.
Материалы к кейсу:
1. Характеристика методов научного исследования
2. Положение о классном руководителе.
Задание:
1. Какие методы Вы будете использовать для изучения особенностей классного коллектива?
2. Разработайте план наблюдения за особенностями межличностных взаимоотношений учащихся в классе.
3. Выстройте план создания благоприятного микроклимата в классе.
Кейс № 29
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и социализации обучающихся (ОПК-3, ПК-5)
Описание: Вы классный руководитель 7 класса и в ваш класс пришла новая ученица. Вам предоставлена характеристика школьницы из школы, откуда переводится девочка:
Материалы к кейсу:
1. Характеристика ученицы
Задание:
1. На основании характеристики и предложенных документов составьте план работы с учащейся. Укажите формы и методы работы.
2. Какие затруднения можно предположить в адаптации новой ученицы?
3. Какие меры педагогической поддержки вы собираетесь предпринять?
Кейс № 30
Изучение классного коллектива для планирования учебно-воспитательной деятельности (ОПК-3, ПК-2)
Описание:
Молодого учителя назначили классным руководителем 7 «Б» класса с 1-го сентября. В первую неделю знакомства с классом учитель провел социометрическое исследование класса для выявления симпатий среди членов классного коллектива. Ребятам было дано задание: «У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе ты бы хотел пойти на праздник?» Напишите последовательно трех человек, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь».
Материалы кейса:
Результаты выборов учащихся
Задание:
1. Что можно сказать о классе, используя результаты социометрии?
2. Какие вы дадите рекомендации учителю по формированию актива класса?
3. Какие ученики могут нуждаться в поддержке педагога?
ТЕМАТИКА КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ
для государственного экзамена по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»
(ФГОС ВО по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»,
утв. 2 марта 2016 г. N 41305, срок обучения – 5 лет)
Компетенции, представленные в экзаменационных заданиях по педагогике
Коды | Компетенции выпускника бакалавриата | Номер кейса |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ | |
ОК-5 | Способен работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия | 7, 9, 11, 21, 26 |
ОПК | ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ | |
ОПК-2 | Способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся | 3, 11, 13, 14, 21 |
ОПК-3 | Готов к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | 3, 4, 19, 23, 28, 29, 30 |
ОПК-4 | Готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования | 1, 4, 5, 6, 7, 24 |
ОПК-5 | Владеет основами профессиональной этики и речевой культуры | 5, 6, 8, 10, 24, 25 |
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ | |
ПК-2 | Способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | 15, 16, 17, 18, 30 |
ПК-3 | Способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | 2, 8, 9, 10, 12, 27 |
ПК-5 | Способен осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся | 18, 19, 20, 22, 29 |
ПК-6 | Готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса | 1, 10, 12, 14, 20, 25, 26 |
Кейс №1.
Профессиональное взаимодействие с участниками образовательного процесса в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4, ПК-2)
Описание:
Вы классный руководитель в 5 классе. Один из учащихся - Вадим С. (11 лет) постоянно провоцирует одноклассников на драку. Все попытки разговора с родителями заканчиваются словами: «Наш сын дома хорошо себя ведет. Это все ваши наговоры и выдумки. В ваши задачи входит воспитывать детей, вот и воспитывайте».
Задание:
В соответствии с типовым положением о классном руководстве предложите способ разрешения данной ситуации по следующей форме:
Цель | Задачи | Тип проблемы | Формы работы | Методы работы |
Материалы к кейсу:
Кейс №2.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 734.