Структура рынка грузовых автомобильных перевозок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок грузовых автомобильных перевозок, как уже отмечалось, разделя­ется на два основных сектора:

- сектор спроса на грузовые автомобильные перевозки;

- сектор предложений грузовых автомобильных перевозок.

В секторе спроса на грузовые автомобильные перевозки выделяются сементы:

- международные грузовые автоперевозки;

- внутриреспубликанские (внутренние) грузовые автоперевозки.

Сегмент “международные грузовые автоперевозки” делится на:

- перевозки экспортных грузов;

- перевозки импортных грузов;

- транзитные перевозки;

- перевозки в третьи страны.

Сектор предложений грузовых автоперевозок представляет собой опера­торов рынка, к которым относятся:

- грузовые автоперевозчики;

- транспортные экспедиторы.

Грузовые автоперевозчики осуществляют собственно перевозки грузов. Транспортные экспедиторы - это операторы рынка, обеспечивающие транс­портно-экспедиционное обслуживание, и которых следует рассматривать как непосредственных организаторов транспортного процесса. Перевозчики классифицируются здесь по следующим признакам:      - вид собственности (государственная, негосударственная);

- выполняемые виды перевозок (международные, внутренние);

-юридический статус (юридическое лицо, частный предприниматель).

Аналогичная классификация может быть распространена и на экспедиторов. Основной характеристикой сектора предложений грузовых автоперевозок для данной работы является наличный парк грузового подвижного состава (грузовых автотранспортных средств), в который включаются:

- грузовые автомобили;

- прицепы;

- полуприцепы.

Вся номенклатура грузов, перевозимых наземным транспортом при между­народном товарообмене, делится для целей анализа на следующие группы:

- грузы, перевозимые только железнодорожным транспортом;

-грузы, перевозимые и железнодорожным, и автомобильным транспортом. В данном разделе рассмат­риваются перевозки товаров, входящих во вторую группу. Грузы, перевозимые и автомобильным, и железнодорожным транспортом, об­разуют сегмент сектора спроса, определяемый здесь как потенциальный рынок грузоперевозок для автомобильных перевозчиков.Предлагаемый способ струк­туризации потенциального рынка грузовых автоперевозок иллюстрируется ри­сунком 2.1. В потенциальном рынке выделяется та его часть, которая фактически ос­воена автоперевозчиками, а в ней выделяется доля, принадлежащая белорус­ским перевозчикам. При этом отдельной оценке подлежат экспортируемые и импортируемые грузы. Потенциальный рынок международных грузовых автоперевозок рассматри­вается, кроме того, как сумма рынков, образуемых международным товарооб­меном Беларуси со странами-экспортерами и странами-импортерами. Таким образом, сектор спроса на международные грузовые автоперевозки структурируется в двух измерениях. Одно из них задается при рассмотрении конкурирующих групп перевозчиков - железнодорожный транспорт, белорус­ские и иностранные грузовые автоперевозчики. Второе измерение вводится путем разбиения сектора спроса на сегменты для каждой страны - участника товарообмена с Республикой Беларусь. Проведенное описанным способом структурирование сектора спроса на ме­ждународные грузовые автоперевозки создает основу для последующего ана­лиза занимаемых на нем позиций белорусских и зарубежных грузовых автопе­ревозчиков.

 


2.2.2. Рынок внутренних грузовых автоперевозок Республики Беларусь

 

Сперва определим объемы перевезенных грузов и грузооборота во внутрирес­публиканских перевозках (таблица 2.6).

 


Таблица 2.6 - Показатели работы грузового автотранспорта

 Республики Беларуси на внутреннем рынке грузовых перевозок

 

   Показатели 1998г. 1999г. 2000г.   2001г. (оценка = 2000г.* 1,02)
1.Перевезено грузов.всего,тыс.т 263600   276400   282300   795300
2.Грузооборот всего,тыс.ткм (данные Минстата) 9064700 9747000 9049   18820749
3.Перевезено грузов всего,тыс. (скорректиро- ванные данные Минстата) 267542     279222     284600     290300    
4.Грузооборот всего (скорректированные данные Мин­стата),тыс.ткм   12158583   12082320     12018000     122580000  
5.Перевезено грузов в меж­дународном сообщении тыс.т 8199   7050   7575   7727  
6.Грузооборот в междуна­родных перевозках,тыс.ткм 8481560   7922272   8807821   9000000
7.Перевезено грузов на внут­реннем рынке (стр.3 – стр.5) 259343   272172   277025   280283  
8.Грузооборот, выполненный на внутренних перевоз­ках,тыс.ткм (стр.4 – стр.6) 3677023     4160048 3210179 3258000

 

 


Одной из целей данного раздела является определение основных показате­лей работы автотранспорта на рынке внутренних перевозок. Поскольку эти по­казатели получаются здесь расчетным путем, для удобства в таблице 2.1. по­мещены исходные данные для расчета (перевозка грузов автотранспортом и грузооборот, выполненный автотранспортом в целом по республике) и резуль­таты расчета. Оценка показателей на 2001г. осуществлена увеличением на 2% соответст­вующих показателей 2000 г.

В организационном плане все действующие в Беларуси грузовые автопере­возчики-резиденты делятся на три группы:

- автохозяйства, входящие или входившие ранее в структуру Минтранса РБ и относящиеся к категории “автотранспорт общего пользования”;

- автохозяйства, входящие в структуры отраслевых и иных министерств и ведомств;

- грузовые автоперевозчики частной формы собственности (юридические лица и индивидуальные владельцы).

    Количество грузовых автомобилей по формам собственности представлено на рисунке 2.3. Видно что рассматриваемая организационная структура отражает как исто­рически сложившуюся ведомственную “приписку” автоперевозчиков, так и новые элементы (третья группа), вызванные появлением и развитием рыноч­ных отношений в экономике страны.

Действующий статистический учет охватывает на регулярной основе только грузовых автоперевозчиков - юридических лиц. В связи с изложенным обстоя­тельством, т.е. основываясь на реально доступной информации, проводимый ниже анализ ориентируется на следующую структурную градацию грузовых автоперевозчиков:

- автотранспорт общего пользования;

- прочие грузовые автоперевозчики - юридические лица;

- индивидуальные владельцы.

    В таблице 2.7 представлены данные о количестве автомобилей в одном автохозяйстве.

 

Таблица 2.7 - Количество автомобилей в одном автохозяйстве

 

 

Показатели

Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.