Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический. Кроме того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:
- транспортные коммуникации: автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортная и аэронавигационная системы;
- инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность видов транспорта (вокзалы, станционные сооружения, аэропорты, речные и морские порты и пристани, мосты, путепроводы, средства производства, здания и сооружения транспортных предприятий и др.;
- предприятия по проектированию, строительству, обслуживанию и ремонту транспортных коммуникациии и инженерных сооружений;
- учреждения государственного регулирования и управления работой национального транспортного комплекса.
Транспортный комплекс республики имеет исключнтельно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Численность работающих на предприятиях транспортного комплекса составляет 6,8 % от общей численности населения республики. Транспортный комплекс объединяет 17,4 % производственных Фондов Республики Беларусь и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 10 % всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно - знергетических ресурсов, им ежегодно используется от общего объема потребления в Республике Беларусь более 5% электроэнергии, около 84 % бензина, 54 % дизельного топлива, 7 % природного газа. Его вклад в экономику определен валовым доходом отрасли, который за 1999 год превысил 2,7 млрд, долларов США, а отчисления предприятий транспорного комплекса в бюджет республики составили около 1 млрд. долларов США. Максимальную долю отчислений в бюджет дают налоги на доходы от транспортнои деятельности. Также значительную долю доходов республика получает от транзитных перевозок , через ее территорию автомо6ильным и железнодорожным транспортом, использования нефте- и газопроводов, а также за счет использования аэронавигационного оборудования иностранными авиакомпаниями.
Автомобильные дороги
Инфраструктура автомобильных дорог Республики Беларусь включает в себя автодороги общего пользования с твердым покрытием протяженностью 50,8 тыс. км, в том числе 35,6 тыс. км с усовершенствованным покрытием. С твердым покрытием плотность автодорожной сети Республики Беларусь в среднем составляет 245 км на 1ООО кв. км и составляет 4.93 км на каждую тысячу жителей. Эти характеристики указывают на довольно хорошее развитие сети автодорог и возможность ее интеграции в Европейскую систему автомобильных дорог с наименьшими затратами. Сравнительная характеристика дорог Республики Беларусь и соседних государств представлена в табл. 2.1
Таблица 2.1 – Белорусские дороги в Европе
Страна | Протяженность сети автомобильных дорог Общего пользования Тыс. км | Плотнолсь автомобильных дорог (км/км кв. террит.) | Наличие сети автомобильных дорог На 1000 жителей (км/1000 чел.) |
Великобритания | 366,5 | 1,58 | 6,4 |
Германия | 395,0 | 1.11 | 4,99 |
Франция | 387,0 | 0,70 | 6,86 |
Италия | 165,0 | 0,55 | 2,81 |
Литва | 21,164 | 0,35 | 6,3 |
Беларусь | 74,385 | 0,34 | 7,0 |
Украина | 172,3 | 0,29 | 3,5 |
Россия | 573,5 | 0,09 | 5,1 |
Казахстан | 158,6 | 0,06 | 9,76 |
Протяженность сети дорог общего пользования за период 1992 – 2000 гг. приведена на рисунке 2.1 и на листе *****. Структура автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 01. 01. 2001 г. приведена на рисунке 2.1. К числу наиболее благоустроенных и имеющих важное международное значение для экономики Республики Беларусь относятся автомобильные дороги: граница Российской Федерации - Брест, Гомель, Жлобин - Минск - граница Литвы, Гомель - Могилев - Витебск - граница Российской Федерации. Для них характерно интенсивное автомобильное движение от 7 до 10 тыс. автотранспортных средств в сутки. Особенно важное значение имеют автомобильные дороги в районах республики, где отсутствует сеть железнодорожных линий. Таких районов в Республике Беларусь более 20, причем наибольшее их количество в центральных областях Беларуси - Минской и Могилевской. Однако, из—за уменьшения средств, выделяемых для Финансирования содержания и строительства дорог и нецелевого использования дорожного сбора в 1999г. сокращена протяженность капитально ремонтируемых магистралей” как результат, в настоящее время эксплуатируется около 45% дорог с истекшим сроком службы.
В связи с тем, что по территории Республики Беларусь проходят два жизненно важных международных транспортных коридоров (коридор N 2 Берлин - Брест - Минск - Москва и N 9 Хельсинки - Юг), а также в ближайшем будущем будет официально решен вопрос о продлении международного коридоров N 5 от Львова до Минска, наибольшую актуальность приобретает проблема развития автомобильных дорог с твердым покрытием в указанных регионах и приведения их в соответствие с требованиями Соглашения о международных автомагистралях (СМА).
Автомобильный транспорт
Как известно, Республика Беларусь в силу своего выгодного геополитического положения являетется важной транзитной страной для большинсггва стран СНГ и особенно для РФ.
Имея относительно небольшую площадь, а такжепротяженность территории с севера на юг и с запада на восток РБ вынуждена развивать не только транзитные, но и внутренние перевозки автомобильным транспортом, так как автомобильный транспорт имеет по сравнению с железнодорожным ряд достоинств при доставке грузов на небольшие расстояния. Наиболее эначительными преимуществами автотранспорта являются 6ольшая скорость доставки грузов, возможность доставки по варианту "от дверей до дверей", высокая сохранность перевозимых грузов, а также относительно низкая себестоимость перевозки. В настоящее время автомобильный транспорт Республики Беларусь насчитывает приблизительно 1млн.325 тыс. единиц автотранспортных средств, структура распределения которых приведена в табл 2.2
Таблица 2.2 - Структура распределения парка автотранспортных средств
Принадлежность транспортного средства | Автомобили | Автобусы | ВСЕГО | |||||
Легковые | Грузовые | Кол-во, Тыс. | % | Кол- во, Тыс. | % | |||
Кол-во, Тыс. | % | Кол-во, Тыс. | % | |||||
Минтранс | 2,8 | 0,3 | 27,9 | 11,7 | 8,6 | 25,3 | 39,4 | 3,0 |
Минсрхдпрол | 13,7 | 1,6 | 100,9 | 42,3 | 8,7 | 26,2 | 123,3 | 9,3 |
Государственные организации | 16,7 | 1,9 | 70,9 | 34,0 | 13,9 | 41,9 | 111,5 | 8,4 |
Местная собственность | 1019,2 | 96,2 | 29,2 | 12,0 | 8,4 | 6,0 | 1050,8 | 79,3 |
ВСЕГО | 1052,4 | 100 | 239,0 | 100 | 33,6 | 100 | 1325,0 | 100 |
По техническому состоянию транспорта общего пользования свыше 40% автобусов имеют полный физический износ, а кол-во грузовых автомобилей со сроком эксплуатации свыше 8 лет составляют 35%.
Как видно из данных, представленных в табл 2.2 значительная часть грузлвых автомобилей находится в распоряжении ведомственных перевозчиков. Как правило, этот подвижной состав используется менее производительно, чем транспорт общего пользования.
В период с 1990-1999 год имело место значительное снижение объемов перевозок автотранспортом общего пользования, в результате которого он потерял приоритетное значение в структуре бюджетного наполнения РБ.
После заметного спада объемов международных перевозок в 1991-1999 гг. в период с 1997 по 1999 год отмечен значительный прирост международных двусторонних и транзитных автомобильных перевозок через территорию Республики Беларусь. В 1999 году через территорию Республики Беларусь проследовало транзитом около 400 тыс. грузовых автомобилей иностранных государств, совершено 154346 поездок в двустороннем сообщении. Основную часть международных перевозок составляют перевозки между странами СНГ и Западной Европы. Появился новый вид деятельности национальных перевозчиков — выполнение чартерных перевозок , организуемых отправителями государств Западной и Центральной Европы, где национальные перевозчики Республики Беларусь благодаря проводимой Министерством транспорта и коммуникации РБ гибкой политики управления и регулирования процесса международных автомобильных перевозок в настоящее время являются конкуреноспособнее иностранных.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса. Он включает магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный железнодорожный транспорт РБ представлен
производственным объединением “Беларуская чыгунка”, промышленный железнодорожный транспорт — производственгным объединением "ПРОМЖЕЛДОРТРАНС".
Белорусская железная дорога удобно соединяется с железнодорожной сетью государств Балтии, стран СНГ, Западной Европы. Кроме того, самый короткий путь, соединякщий центр Российской федерации с Калининградской областью, проходит по территории Республики Беларусь (железнодорожная линия Москва — Минск — Молодечно — Литва — Калининград). Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (в среднем 27 км/1000 кв. км. территории) Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой респу6лики от 22 км/1000 кв. км в Минскои и Гомельскои о6ластях до 35/1000- кв. км. в Брестской.
Первостепенное значение для Республики Беларусь имеют участки железных дорог, в направлении Запад — Восток и Север - Юг, входящие в систему международных транспортных коридоров. К их чиспу относится двухпутная магистраль Брест – Барановини - Минск — Орша, являющаяся главным элементом второго Критского международного транспортного коридора Париж - Берлин - Варшава - Минск— Москва, а также линия Гомель — Могилев — Витебск, относящаяся к девятому транспортному коридору "Север - Юг".
Суммарная стоимость основных фондов Белорусской железной дороги составляет 1,43 млрд. долларов США. Подлежит исключению (списанию) из инвентарного парка в 1996 году около 56% вагонов. В целом по дороге в настоящее время 32% парка пассажирских вагонов находится в эксплуатации свыше 20 лет, что является
основной причиной увеличения в 1999 году расходов на текущее содержание. В первую очередь требуют обновления купейные вагоны. В структуре парка пассажирских вагонов только 3 вагона полностью соответствуют стандартам международных перевозок в Западно-Европейские страны, что ограничивает возможности белорусской железнои дороги по освоению европейского рынка пассажирских перевозок.
Белорусская железная дорога используется для транспортировки значительного количества транзитных грузов.
Объемы перевозок по всем видам сообщении, выполненные железной дорогой в 1990 — 1999 годах приведены в табл 2.3, а доходы, получаемые белорусской железнои дорогои приведены в табл.2.4 :
Таблица 2.3 - Объемы перевозок ж/д транспортом
Пассажирские |
Грузовые | ||||
Вид сообщения | 1990 | 1999 | Вид сообщения | 1990 | 1999 |
Пригородное | 5618 | 5766 | Транзитные | 29,8 | 8.2 |
Местное | 2576 | 2860 | Внутри республики | 31,6 | 8,3 |
Дальнее | 8657 | 4110 | Международные | 23,8 | 8.3 |
Международное | 2561 | 454 | |||
ВСЕГО: | 19412 | 13190 | ВСЕГО: | 85,2 | 24,8 |
Как видно ив таблицы 2.3 общий объем пассажтрских перевозок снизился, однако в пригородном сообщении они возросли, в то время как в местном увеличились на 10%. Отмечен значительный спад перевозок в дальнем сообщении в 2,1 раза, и, международном пассажирском сообщении в 5,6 раза. Удельный вес железнодорожных пассажирских, перевозок увеличился с 21% в 199О гаду до 35% в 1999 году.Для грузовых перевозок характерно снижение объемов в среднем в 3,4 раза.
Таблица 2.4 – Доходы от выполнения ж/д перевозок, млн. дол. США
Пассажирские | Грузовые | ||||
Вид сообщения | 1990 | 1999 | Вид сообщения | 1990 | 1999 |
Пригородное | 54,5 | 40,0 | Внутри республики | 553,9 | 104,2 |
Местное | 69,6 | 28,6 | Транзит | 536,4 | 147,6 |
Дальнее | 233,8 | 98,6 | Ввоз - вывоз | 221,6 | 122,3 |
Междунардное | 38,4 | 15,0 | |||
ВСЕГО: | 396,3 | 182,2 | ВСЕГО: | 1311,9 | 374,1 |
Доходы, получаемые железной дорогой от выполнения перевозок, как видно из таблицы 2.4 сократились. Перевозки в пригородном и местном пассажирском сообщении стали более убыточными. Доля покрытия расходов от пригородных перевозок в 1999году составила 76%. Выход и участие Белорусской ж/д в международном рынке транспортных услуг заключается в следовании поездов в международном сообщении белорусского формирования.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт РБ в пассажирообороте республики уступает автомобильному и железнодорожному видам транспорта (в 1990 году его доля составляла 10,9%, в 1999 году – около 4%).
Република располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы в 30 городов СНГ, а из международного аэропорта Минск-2 выполняются регулярные международные рейсы в города Европы (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Вена, Варшава, Шенон), Азии (Пекин, Тель-авив, Ларнака) и Америки (Нью-Йорк).
В настоящее время международное воздушное пассажирское сообщение республики осуществляется только через аэропорт Минск – 2, имеющий улучшенные взлетно - посадочные полосы (ВПП), современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службу. Аэропорты Гомель и Гродно нуждаются в реконструкции для того, чтобы принимать тяжелые грузовые и пассажирские авиалайнеры.
В настоящее время в области перевозок воздушным транспортом в республике существуют: ПО “БЕЛАВИА”, авиакомпании 'ТРАНСАВИАЗКСПОРТ', "БЕЛЭЙР", "ВИНГС", служба контроля полетов и несколько аэроклубов. Имеется авиаремонтный завод, выполняющий ремонт самолетов ТУ-134, ЯК-40, ЯК-42.
Объединение “БЕЛАВИА”, состоящее из 20 разных предприятий, осуществляет Функции регулирования в гражданской авиации республики, а также отвечает, за эксплуатацию авиационных линий и азропортовых служб. Из указанных 20 предприятий только 9 приносят прибыль.
Эксплуатируемый парк Белорусской гражданской авиации включает 11 типов воздушных судов, к которым отнесены 84 летательных аппарата. Структура воздушного парка гражданской авиации для пассажирских перевозок включает узкофюзеляжные суда средней дальности российского производства. В составе флотилии эксплуатируется 20 ТУ-154, 21 ТУ-134 и нескольку самолетов АН-24. Компания имеет значительный парк АН-2 предназначенных для выполнения воздушно - транспортных работ в национальном хозяйстве. В целом износ воздушных судов по общетехническим ресурсам составляет от 60 ДО 80%. Это приводит к повышенным эксплуатационным затратам по сравнению с самолетами западного производства. Следует также отметить, что из—за недостатков в материально-техническом обеспечении только 60 % летных единиц из общего воздушного парка обеспечены ремонтом и обслуживанием. В ближайшем будущем эта проблема будет усугубляться из-за того, что большинство самолетов в воздушном парке исчерпали сроки до капитального ремонта и эти воздушные суда попадают под ограничения, предусмотренные международной классификацией авиалайнеров Международной ассоциации воздушного транспорта (ИКАО), и не смогут отвечать требованиям о снижении уровня шума, введение которых планируется в США и ряде стран Восточной и Западной Европы. Аэропорты этих стран в недалеком будущем могут оказаться закрытыми для самолетов “БЕЛАВИА”.
“БЕЛАВИА” перевозит 95 % всех авиапассажиров в Республике Беларусь и не покрывает свои ксплуатационные расходы. По оценкам экспертов Всемирного банка средства, которые БЕЛАВИА получает из государственного бюджета расходуются не на инвестирование объектов и столь необходимую реконструкцию многих служб и коммуникаций, а на покрытие эксплуатационных затрат, куда они большей частью направляются. Низкая окупаемость затрат на воздушные перевозки усугубляется заниженной структурой Формирования провозной платы.
Однако, следует отметить, что после 1994 года в Республике Беларусь произошел заметный прирост доли иностранных авиакомпаний в освоении транспортного рынка республики” Республики. В РБ совершаются регулярные рейсы и открыты постоянные представительства нескольких авиакомпаний, которые являются признанными лидерами в осуществлении международных воздушных перевозок; "Люфтганза", 'ЛОТ', “Швейцарские виалинии”,“Австрийские авиалинии”, “ФИНЭЙР”, “АЭРОФЛОТ” и другие.
Водный транспорт
Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструкктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана со всеми граничащими с ненй государствами. Наибольшеезначение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож,Западная Двина, Неман,
Днепровско – Бугский - канал. Протяженность речных навигационвых путей республики составляет 1868 км. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью 447 км. В интересах интеграции в международную транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес только реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль, руду, уголь и сопропель) в Придунайские страны и Черноморские порты.
Речные порты Мозырь, Гомель, Речица и Бобруйск имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов следующий в смешанном железнодорожно-водном сообщении. В порт Брест подведена железнодорожная колея шириной 1435 мм, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы без последующих простоев для смены тележек вагонов.
Изолированность бассейнов и отсутствие между ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказывается на организации коммерческой деятельности и делают перевозки водным транспортом менее эффективными (по маневренности, по скорости доставки), чем перевозки другими видами транспорта.
В настоящее время в общем грузообороте речной транспорт занимает третье место, уступая железнодорожному и автомобильному, в пассажирообороте его роль менее значима (в 1990 году его доля составляла всего лишь 0,06%, а в 1999 году 0,001% от общего объема пассажирских перевозок).
Объемы перевозок, выполняемых водным транспортом республики показаны в табл.2.5
Таблица 2.5 – Объемы перевозок на водном транспорте
Вид перевозки | 1990 | 1999 | Показатели | 1990 | 1999 |
Перевозки грузов, млн. тонн | 18,4 | 1,2 | Грузооборот, млн. тонн | 1804,8 | 132,1 |
Перевозка пассажиров тыс. человек | 912 | 120 | Пассажирооборот, млн. пкм | 29,53 | 1,91 |
Из таблицы 2.5 видно, что за последние шесть лет перевозки, выполняемые водным транспортом значительно сократились: - грузооборот в 13,7 раз; пассажирооборот в 15.5 раз.
Актуальным для Республики Беларусь является вопрос о создании и развитии национального морского флота. Не имея прямого выхода к морю, республика может использовать морской Флот через порты Российской Федерации, Польши, Литвы и Украины, на которые имеется прямой выход национальной железнодорожной сети. Однако, в данном направлении существуют серьезные разногласия с компетентными органами указанных государств, в основном по поводу оплаты за пользование портовой нфраструктурой (причальной зоной, складами, ремонтной базой). Наиболее низкие ставки в Польше, однако проблема в разной ширине железнодорожной колеи делает постоянную транспортировку экспортно - импортных грузов не выгодной. Поэтому в настоящее время Министерством транспорта и коммуникаций прорабатывается вопрос об использовании Калининградского торгового порта (Российская Федерация) в качестве основного транзитного пункта дпя перевозки экспортно — импортных грузов Республики Беларусь в международном водном сообщении.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.