Леса как объект использования и охраны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение. 3

1. Леса как объект использования и охраны.. 5

1.1. Проблемы взаимодействия природы и общества. 5

1.2. Лес как объект защиты.. 12

1.3. Правовые основы охраны лесов. 27

2. Особенности правового режима лесохозяйственной деятельности.. 39

2.1. Правовой режим лесов. 39

2.2. Основные принципы лесного законодательства. 48

3. Государственное регулирование лесохозяйственной деятельности.. 67

3.1. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. 67

3.2. Ответственность за нарушение лесопользования. 72

3.3. Судебная практика по вопросам регулирования лесохозяйственной деятельности 75

Заключение. 87

Список использованной литературы.. 90

 

 



Введение

 

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить состоя­ние мириадов звезд в многочисленных галактиках.. Можно по­ступить наоборот - из безграничной Вселенной посмотреть на нашу планету, которая, будучи песчинкой во Вселенной, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уни­кальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности сущест­вования жизни где-то на дальних планетах.

Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять насколько тесно мы связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу березы?

Лес во все времена являлся одним из самых легких, дешевых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. «В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности.

Основы лесного законодательства определяют понятие леса - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии. Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Целью данной работы является изучение правового регулирования лесохозяйственной деятельности. Цель определила следующие задачи:

· рассмотреть проблемы взаимодействия природы и общества;

· изучить лес как объект защиты;

· изучить правовые основы охраны лесов;

· рассмотреть правовой режим лесов;

· рассмотреть основные принципы лесного законодательства;

· изучить сущность государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

· рассмотреть лицензионно-договорные основы права пользования лесами;

· рассмотреть ответственность за нарушение лесопользования.

 

 



Лес как объект защиты

 

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.).

Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон употребляет неизвестное слово «компоненты» окружающей природной среды. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» такого понятия не знает. Он знает понятие объектов окружающей природной среды.[8]

Второй недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскрывает экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, которое лес обязательно оказывает на состояние растительных и животных сообществ не только внутри, но и во вне - в окружающей его природной среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как совокупность древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных массивов типа парков, ботанических садов, дендрария. Такого признака Основы законодательства не указывают. А им должен стать правовой режим земель, составляющих понятие лес: произрастание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует определение леса как составная часть природной среды, представляющей совокупность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение.[9]

Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие «лес» входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет четыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологической стороне: при условии соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Воспроизводство лесных ресурсов - меры по повышению продуктивности лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55).

Охрана лесов - меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59).

Защита леса - система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса (ст. 59).

Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.[10]

Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

Загрязнение леса - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника природы и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.[11]

Во втором значении наблюдается "сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства. Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда.[12]

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот).

Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.[13]

Все леса России по их экологическому , экономическому , культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вырубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Федерации.[14]

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприятий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области.

Основы лесного законодательства РФ предусматривают семь видов лесных пользований. Это: заготовка живицы (сока хвойных деревьев), древесины, второстепенных лесных материалов (пней, коры, сосновой и еловой лапки); побочные лесные пользования; пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских целях; для реализации культурных и оздоровительных интересов, туристических и спортивных задач.

Заготовка древесины - основной вид пользования лесом. Она производится во всех группах лесов. В лесах первой и второй групп она ведется путем выполнения санитарных рубок, рубок ухода за лесом, рубок реконструкции леса, направленными на замену малоценных пород древесины высокопродуктивными породами леса, выполняющими экологические и природоохранные функции леса. К заготовкам древесины относятся рубки деревьев, связанные с проведением противопожарных мероприятий, прорубкой дорог, просек и т.п.

Основная масса древесины заготовляется в лесах, имеющих эксплуатационное значение, путем проведения рубок главного пользования. В лесах третьей группы рубки главного пользования ставят своими задачами эффективную и рациональную эксплуатацию леса. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами. Для лесов первой группы рубки проводятся для своевременного и рационального использования запасов перестойных и спелых древостоев. Рубки также ведутся в лесах заповедников, национальных природных парков, на особо ценных участках лесного фонда и других особо охраняемых лесах первой группы (городских, санитарных, защитных и т.п.). Порядок заготовки древесины регулируется Правилами отпуска древесины на, корню, которые утверждаются правительством РФ. Порядок предусматривает, что после проведения переговоров, торгов или конкурсов лесхоз выдает лесозаготовителю лесорубочный билет и выделяет леса сочный фонд. Лесосечный фонд представляет собой совокупность спелых древостоев, предназначенных к вырубке.

Размер древесины, заготовляемой в порядке рубок главного пользования, определяется расчетной лесосекой. Превышение этих показателей не допускается. Размер древесины, заготовляемой в порядке промежуточного пользования, устанавливается по материалам лесоустройства: объем санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции, а также по объему работ для расчистки площадей, занятых лесом под строительные объекты, дороги, просеки, трубопроводы и т.п.

Другим видом основного пользования лесом является заготовка живицы - смолистого вещества, выделяющегося при подсочке ствола хвойных деревьев. Добываемое таким образом вещество служит сырьем для производства скипидара и канифоли. Правила подсочки утверждаются Рослесхозом.[15]

Третьим видом заготовительных работ при выполнении лесных пользований служит заготовка второстепенных лесных материалов. К таковым закон относит пни, кору, бересту и т.д. Заготовка ведется на основе лицензии на лесопользование и лесного билета на выполнение конкретного вида лесных работ.

Побочные лесные пользования по своему правовому режиму подразделяются на два вида - общедоступные (сбор грибов, ягод) , не требующие специального разрешения, и специальные, на выполнение которых необходимо получить лесной билет. Это - сенокошение, пастьба скота, заготовка технического сырья, лекарственных трав.

Несмотря на общие правила и условия пользования лесом, существует множество особенностей, вытекающих из целей, преследуемых конкретными видами пользования лесным фондом.

При использовании леса для нужд охотничьего хозяйства закон делает ударение на взаимные обязанности сторон: органы лесного хозяйства не должны причинять вред животному миру (в частности, при химической обработке лесной территории), а органы охотохозяйства не должны превышать численность охотничьих животных сверх установленных нормативов.

Для проведения научно-исследовательских работ на отдельных участках лесного фонда могут быть введены ограничения или запрещения пользования лесным фондом, необходимые для получения научных результатов проводимых экспериментов.[16]

Лесополазование в культурно-оздоровительных целях предполагает проведение в зеленых зонах и на других территориях мероприятий по благоустройству лесных территорий. Порядок пользования лесом в указанных целях регулируется Правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, которые утверждаются правительством.

Лесопользователями являются юридические (в том числе иностранные) и физические лица - граждане, обладающие правом на осуществление лесных пользований по российскому законодательству.

Передача участков лесного фонда в пользование производит районная (городская) администрация на основе прямых переговоров, торгов, конкурсов.

Для возникновения права пользования необходимо получить от органов лесного хозяйства два разрешительных документа - лицензию, удостоверяющую право на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренда), лесорубочный или лесной билет.

Лесопользователь имеет право самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; строить дороги, возводить сооружения, связанные с лесопользованием; проводить лесопользованиев тех объемах, сроках и видах, которые указаны в разрешительных документах.

Более широкий спектр представляют обязанности лесопользователя: соблюдать правила охраны лесного фонда и окружающей природной среды при выполнении работ, указанных в лицензии; соблюдать санитарные правила, правила пожарной безопасности; проводить лесовосстановительные меры, приводить нарушенные участки в состояние, пригодное для использования; своевременно вносить плату за пользование лесом.

Закон не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность пользователей лесом, если это не вызывается необходимостью устранения нарушения законодательства. Нарушенные права лесопользователей могут быть восстановлены по суду, а причиненные убытки подлежат компенсации.

Право лесопользования может быть досрочно прекращено по инициативе владельца лесного фонда при систематическом нарушении лесного, земельного, природоохранного законодательства, систематическом невнесении платежей за пользование участками лесного фонда и другие нарушения. Прекращение права лесопользования оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного или лесного билета. При несогласии лесопользователя принятым решением о прекращении его прав на пользование лесом он имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд.

От прекращения права лесопользорания следует отличать приостановление и ограничение права пользования. Этими мерами пользуются органы, выдавшие разрешительный документ. Основания приостановления и ограничения: а) нарушение условий, указанных в разрешительном документе; б) невнесение платежей за пользование лесным фондом. Решение владельца лесного фонда о приостановлении или ограничении может быть обжаловано в суд, арбитражный суд.

Пользование лесным фондом является платным. Основы лесного законодательства устанавливают систему платежей за лесопользование, которая включает: отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов; лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату.

Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту леса производят все лесопользователи в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной по ценам реализации. Отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства.

Средства этого фонда расходуются на воспроизводство, охрану и защиту лесов ; организацию пользования лесным фондом, лесоустройство, содержание государственной лесной охраны. Ставка отчислений в фонд воспроизводства устанавливается указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. В 1993 г. указом Президента РФ она была определена в пять процентов от стоимости древесины собственной заготовки.

Лесные подати являются платой, взимаемой за древесину, отпускаемую на корню, за заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, побочные лесные пользования, пользования лесом для нужд, охотничьего хозяйства.[17]

В состав лесных податей входит плата за землю лесного фонда. Размеры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, или по погектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Лесные подати вносятся пользователями в форме разовых или регулярных (в течение года) платежей. Они поступают в местный бюджет и расходуются в определенных долях на развитие лесного хозяйства, охрану и защиту лесов. Местные органа самоуправления вправе устанавливать льготы по взысканию платежей за пользование лесным фондом вплоть до освобождения некоторых пользователей от налогов.

Ведение лесопользования в лесах колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований проводится с целью удовлетворения потребностей этих хозяйств в древесине. Лесные пользования в лесном фонде, переданном в их владение, проводятся в соответствии с правилами организации лесного хозяйства. Заготовка древесины, заготовка другой продукции леса, иные лесопользования производятся указанными владельцами на основе разрешений (лесорубочных или лесных билетов), которые выдаются лесхозами. К сожалению. Основы законодательства не дают ответа на вопрос о том, на землях какого фонда (земельного или лесного) предприятиями сельского хозяйства ведется лесное пользование.

Лесопользование в пограничных зонах регулируется Основами лесного законодательства и Законом РФ "О государственной границе". Субъектом права землепользования и лесопользования на территории государственной пограничной полосы является Главное управление пограничными войскам (Госграница). С учетом действующего законодательства, условий пограничного режима Госграница издает положения или правила пользования лесным фондом пограничных территорий. Ими устанавливается ряд ограничений, связанных с пребыванием граждан в лесах, строительством хозяйственных и жилых объектов в приграничной полосе, ограничением видов и объема лесных пользований.[18]

Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять, насколько тесно мы связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу березы?

Лес во все времена являлся одним из самых легких, дешевых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. «В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности».[19]

Но что означает «лес» с точки зрения права? Основы лесного законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие так: «Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.» Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Указом Президента РФ №2144 «О федеральных природных ресурсах», осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы, «...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.»

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идет работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.[20]

 

Правовой режим лесов

 

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ - лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей при­родной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законо­дательства об использовании и охране природных ресурсов - земли, животного мира, вод и др.

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания институ­та права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарнико­вых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.).[25]

Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:

· сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяй­ства;

· транспорта (на полосах отводов железнодорожных маги­стралей и автомобильных дорог);

· населенных пунктов (поселений), в том числе предоставлен­ных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключе­нием городских лесов);

· водного фонда (на полосах отвода каналов);

· иных категорий.

В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковой растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.

Таким образом, лесное законодательство регулирует отноше­ния по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных зем­лях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель - лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб­шие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельско­хозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые боло­тами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для исполь­зования земли).[26]

При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, они обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздо­ровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают на­воднения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьша­ют эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на скло­нах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей че­ловека.

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохра­нения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они по­лезными или вредными.

Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в фе­деральной собственности. Часть лесного фонда может быть пере­дана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собст­венник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рацио­нального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от исполь­зования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям защитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.

В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы отно­сятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, за­щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

· запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

· запретные полосы лесов, защищающие нерестилища цен­ных промысловых рыб;

· противоэрозионные леса;

· защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистра­лей, автомобильных дорог федерального, республиканского и об­ластного значения;

· государственные защитные лесные полосы;

· ленточные боры;

· леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

· леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

· леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источ­ников водоснабжения;

· леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

· особо ценные лесные массивы;

· леса, имеющие научное или историческое значение;

· памятники природы;

· орехово-промысловые зоны;

· лесоплодовые насаждения;

· притундровые леса;

· леса государственных природных заповедников;

· леса национальных парков;

· леса природных парков;

· заповедные лесные участки.[27]

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ог­раниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при за­готовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологи­ческих функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей груп­пы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хо­зяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического разви­тия, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правитель­ством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством.[28]

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека, государствен­ный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мони­торинг лесов, государственные программы использования, охра­ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесоустройство, договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, лесорубочный билет, ордер и лесной билет, лицензирова­ние права лесопользования, государственный контроль за состоя­нием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лес­ное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесо­разведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается уста­новление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лес­хозами федерального органа управления лесным хозяйством. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала - обязанность как лесхозов, так и лесопользователей.

Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленно­го порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одно­временно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.

Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особен­ности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования - заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регу­лирует ее применительно к двум видам - рубкам главного поль­зования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования Кодекс устанавли­вает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касает­ся рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками ре­конструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошны­ми санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка­ми для иных целей).

Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наи­более эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восста­новление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред.

В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление цен­ных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использо­вать лесные ресурсы.

В лесах первой группы, экологически наиболее ценных, про­водятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное ис­пользование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов.[29]

В лесах национальных парков, природных парков, особо цен­ных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источни­ков водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитар­ной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных за­щитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных природных заповедников, на запо­ведных лесных участках допускаются только прочие рубки, соот­ветствующие заповедному режиму. При регулировании и прове­дении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешивать­ся в естественные процессы, происходящие в экосистеме запо­ведника.

В горных лесах применяются способы рубок главного пользо­вания с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирую­щего значения этих лесов.

Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежу­точного пользования заготовка древесины осуществляется в соот­ветствии с региональными правилами рубок или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным орга­ном управления лесным хозяйством.

Особенностями обладает правовое регулирование использова­ния, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.

Использование лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, за­щиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также ис­пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, располо­женных на землях обороны, определяется специальным законо­дательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, ис­пользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, рас­положенных на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и Минобороны Рос­сии.

Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, веде­ние лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осу­ществляются в порядке, устанавливаемом органами государст­венной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лес­ного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государ­ственными органами субъектов РФ, федеральным органом управ­ления лесным хозяйством и специально уполномоченным госу­дарственным органом в области охраны окружающей среды.

Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспе­чиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспе­чения защиты земель от воздействия неблагоприятных природ­ных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, са­нитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.[30]

Что касается древесно-кустарниковой растительности, распо­ложенной на землях железнодорожного транспорта, автомобиль­ного транспорта и землях водного фонда, предназначенной для защиты транспортных магистралей и каналов от неблагоприят­ных природных явлений, предотвращения загрязнения окру­жающей среды, снижения шумового воздействия транспорта, то Лесной кодекс РФ допускает рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на соответствующих землях.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы' использования лесных ресурсов в действи­тельности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для произ­водства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии -52%, Западной Европе - 46%, США - 45%. В этих государст­вах по всей территории созданы четко действующие и разветвлен­ные системы сбора макулатуры. В России существовавшая систе­ма пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бы­товых отходов и вывозится на свалки или сжигается.[31]

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования по теме правовое регулирование лесохозяйственной деятельности, можно сделать следующие выводы:

1. Охрана окружающей природной среды осуществляется несколькими способами. Выделяют следующие: естественнонаучный; экономический; санитарно-гигиенический; организационно-управленческий; культурно-воспитательный.

2. Правовой способ предполагает:

· определение объектов охраны природной среды;

· установление запретительных, дозволительных, обязывающих, управомочивающих, компенсирующих и иных норм, регулирующих экологические отношения;

· определение мер и средств осуществления государственного экологического контроля;

· установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причиненного вреда.

3. Правовой способ охраны окружающей природной среды связан со всеми другими способами, поскольку служит средством реализации мер, которые разрабатываются другими способами охраны окружающей природной среды. Кроме того, правовая охрана служит гарантией выполнения экологических предписаний. Обеспечение государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а так же решения текущих социально- экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

4. Задачами природоохранительного законодательства РФ являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Природоохранительные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР «Об охране окружающей природной Среды» и разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами РФ и субъектов РФ.

5. Основные принципы охраны окружающей природной Среды: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной Среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной Среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранного законодательства; международное сотрудничество в охране окружающей природной Среды.

6. В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются некоторые основные направления деятельности, в числе которых - охрана лесов и лесовосстановление. Леса являются объектом охраны окружающей природной Среды. Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а так же защите от вредителей и болезней. Охрана леса осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий.

7. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.

 



Список использованной литературы

 

1. Закон Брянской области от 15 июня 2007 г. N 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" (с изменениями и дополнениями)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (ЛК РФ)

4. Постановление Администрации Брянской области от 28 июня 2007 г. N 483 "О внесении изменений в постановление администрации области от 29 декабря 2006 г. N 842 "Об утверждении Положения об управлении лесами"

5. Трудовой кодекс РФ.3. ч., 2006.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях, 2004.

7. Уголовный кодекс РФ.

8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. П. Орловского. М., 2002.

9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Д. Н. Бахраха. М., 2002.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2001.

11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. М. Лебедева. М., 2000.

12. Постановление Администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. N 842 "Об утверждении Положения об управлении лесами Брянской области" (с изменениями и дополнениями)

13. Постановление Администрации Брянской области от 5 апреля 2007 г. N 256 "О мерах по обеспечению охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов области от пожаров на 2007 год"

14. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

15. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N 16 "О мерах по усилению охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней в 1996 году"

16. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1169 "О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы" (с изменениями и дополнениями)

17. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (с изменениями и дополнениями)

18. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 2007 г.)

19. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (с изменениями и дополнениями)

20. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (с изменениями от 17 ноября 2007 г.)

21. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 175 "Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охране, защите и воспроизводству"

22. Авдеев М.М. Курс по экологическому праву. Учебник. М., 2000. – 302 с.

23. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть особенная. Курс лекций. Барнаул, 1998. – 458 с.

24. Алатов Ф.Х. Экологическое право. Курс лекций. Барнаул, 1999. – 250 с.

25. Блаев Т.М. Экологическое право. Учебник. М., 2000. – 512 с.

26. Боголюбов С.А.. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. М., 2006. – 374 с.

27. Боголюбов С.Л. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – 479 с.

28. Бреев Т.М. Экологическое право. Учебник. М., 2000. – 312 с.

29. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 2000. – 502 с.

30. Варабин С.А.. Защита экологических прав. Практикум. М., 2006. – 474 с.

31. Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории. Учебное пособие. Тверь, 1999. – 617 с.

32. Вылегжанина Е.Е. Ответственность в сфере защиты лесов. М., 1999. – 381 с.

33. Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М., 1993. – 322 с.

34. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 2001. – 317 с.

35. Гришин С.Л. Защита прав природы. Учебник. М., 1998. – 489 с.

36. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. – 408 с.

37. Дубовик О.Л. Экологическое право: теория и практика. Учебное пособие. М., 2003. – 356 с.

38. Ерофеев Б.В. Экологическое право в РФ. Учебник. М., 2004. – 273 с.

39. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – 216 с.

40. Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998. – 458 с.

41. Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Россий­ской Федерации. М., 2003. – 478 с.

42. Крепин А.И. Экологическое право. Учебник. М., 2001. – 365 с.

43. О предмете, объективной и субъективной сторонах преступления, последст­виях порчи земли подробнее см.: Дубовик О. Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998. – 440 с.

44. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 2003. – 195 с.

45. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. – 213 с.

46. Постатейный комментарий к Закону РФ об охране окружающей природной среды. М., 2003. – 154 с.

47. Права человека. Итоги века, тенденции и перспективы / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2002. – 423 с.

48. Розовский Б.Г. Правовое регулирование рационального природопользования. Киев, 1999. – 387 с.

49. Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. – 450 с.

50. Тамаров А.К. Экологический контроль:. М., 2001. – 399 с.

51. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 2006. – 261 с.

52. Торбина М.И. Экологические права граждан. Учебное пособие. Тверь, 1999. – 488 с.

53. Чичварин ВА. Охрана природы и международные отношения. М., 1990.

54. Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2000. – 394 с.

55. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М., 2005. – 228 с.

 


[1] Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998. – С. 325.

[2] Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998. – С. 328.

[3] Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М., 2001. – С. 181.

[4] Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М., 2001. – С. 385.

[5] Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответст­венность. М., 1993. – С. 116.

[6] Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответст­венность. М., 1993. – С. 119.

[7] Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответст­венность. М., 1993. – С. 124.

[8] Бринчук ММ. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 2000. – С. 277.

[9] [9] Бринчук ММ. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 2000. – С. 279.

 

[10] Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Россий­ской Федерации. М., 2003. – С. 243.

[11] Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории. Учеб­ное пособие. Тверь, 1999. – С. 166.

[12] Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории. Учеб­ное пособие. Тверь, 1999. – С. 185.

[13] Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории. Учеб­ное пособие. Тверь, 1999. – С. 189.

[14] Боголюбов СЛ.. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – С. 256.

[15] Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Россий­ской Федерации. М., 2003. – С. 148.

[16] Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное по­собие. М., 2001. – С. 260.

[17] Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. – С. 158.

[18] Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. – С. 161.

[19] Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2000. – С. 194.

[20] Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. – С. 245.

[21] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика право­вого обеспечения. М., 2001. – С. 233.

[22] Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное по­собие. М., 2001. – С. 346.

[23] Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное по­собие. М., 2001. – С. 347.

[24] Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное по­собие. М., 2001. – С. 350-355.

[25] Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. – С. 155.

[26] Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. – С. 158.

[27] Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. – С. 161.

[28] Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1995. – С. 201.

[29] Современное экологическое право в России и за рубежом. Сборник научных трудов. М., 2001. – С. 167.

[30] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – С. 171.

[31] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – С. 172.

[32] Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 2003. – С. 155.

[33] Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 2003. – С. 161.

[34] Чичварин ВА. Охрана природы и международные отношения. М., 1990. – С. 225.

[35] Чичварин ВА. Охрана природы и международные отношения. М., 1990. – С. 226.

[36] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 2001. – С. 304.

[37] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – С. 117.

[38] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – С. 123.

[39] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М., 1998. – С. 124.

[40] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 2001. – С. 313.

[41] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 2001. – С. 315.

[42] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 2001. – С. 316.

[43] Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М., 2001. – С. 220.

[44] Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М., 2001. – С. 227.

[45] Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М., 2005. – С. 206.

[46] Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М., 2005. – С. 208.


Содержание

 

Введение. 3

1. Леса как объект использования и охраны.. 5

1.1. Проблемы взаимодействия природы и общества. 5

1.2. Лес как объект защиты.. 12

1.3. Правовые основы охраны лесов. 27

2. Особенности правового режима лесохозяйственной деятельности.. 39

2.1. Правовой режим лесов. 39

2.2. Основные принципы лесного законодательства. 48

3. Государственное регулирование лесохозяйственной деятельности.. 67

3.1. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. 67

3.2. Ответственность за нарушение лесопользования. 72

3.3. Судебная практика по вопросам регулирования лесохозяйственной деятельности 75

Заключение. 87

Список использованной литературы.. 90

 

 



Введение

 

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить состоя­ние мириадов звезд в многочисленных галактиках.. Можно по­ступить наоборот - из безграничной Вселенной посмотреть на нашу планету, которая, будучи песчинкой во Вселенной, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уни­кальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности сущест­вования жизни где-то на дальних планетах.

Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять насколько тесно мы связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу березы?

Лес во все времена являлся одним из самых легких, дешевых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. «В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности.

Основы лесного законодательства определяют понятие леса - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии. Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Лес - это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Целью данной работы является изучение правового регулирования лесохозяйственной деятельности. Цель определила следующие задачи:

· рассмотреть проблемы взаимодействия природы и общества;

· изучить лес как объект защиты;

· изучить правовые основы охраны лесов;

· рассмотреть правовой режим лесов;

· рассмотреть основные принципы лесного законодательства;

· изучить сущность государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

· рассмотреть лицензионно-договорные основы права пользования лесами;

· рассмотреть ответственность за нарушение лесопользования.

 

 



Леса как объект использования и охраны

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.