Проведение эксперимента и его результаты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исследование проводилось с одной и той же группой учащихся (18 человек) средней общеобразовательной школы № 2 г.Новый Уренгой по всем трем методикам.

Согласно определенных нами задач и выбранных диагностических процедур первоначально нами были изучены медицинские карты испытуемых. В результате их изучения испытуемых было выявлено следующее: в группе учащихся по результатам медицинского обследования группой медицинских специалистов в составе – врач-педиатр, хирург, травматолог, ЛОР – врач, невропатолог, детский психиатр, была определена группа учащихся с 1, и 3 группой здоровья. В первую группу попали – 12 учащихся, что составляет 66 % от общего количества испытуемых; вторую группу детей с ослабленным здоровьем представляют 3 учащихся (17 %), третью группу представляют 3 учащихся, у которых имеются нарушения физического здоровья (17 %).

Результаты медицинского исследования фиксировали также психические показатели, которые в группе испытуемых составляют норму. В группе учащихся данного класса не выявлены дети с недостатками психического здоровья. Таким образом, здоровье – важный, но не основной показатель адаптации ребенка к обучению в средней школе.

Для решения второй задачи и с целью определить зависимость между мотивацией школьника и адаптацией его при переходе из начальной в среднюю школу мы использовали специальную анкету, предложенную Р.В.Овчаровой.

Учащимся необходимо было ответить на 10 вопросов анкеты. Ответы учащихся регистрировались на индивидуальных бланках ответов (приложение 1). Результаты индивидуальных протоколов были обработаны и представлены ниже в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 Сводная таблица результатов исследования

№ п/п

Ф., имя учащегося

Уровень адаптации и мотивации

высокий средний низкий (школьная дезадаптация)
1. Руслан А.   +  
2. Кирилл А.     +
3. Катя Б. +    
4. Света В.   +  
5. Наташа Г.   +  
6. Андрей Д.     +
7. Алексей Е.   +  
8. Александр З.   +  
9. Дмитрий И.   +  
10. Наташа К.   +  
11. Лилия К.   +  
12. Ирина Н. +    
13. Настя О.   + (выражена внешняя мотивация)  
14. Костя Р. +    
15. Дмитрий С.   +  
16. Алексей Т.   + (выражена внешняя мотивация)  
17. Татьяна Ф. +    
18. Владимир Я. +    

Всего

5 11 2

 

Как мы видим из таблицы 1, в группе учащихся преобладает средний уровень мотивации, что соответствует среднему показателю адаптации. Лишь двое учащихся имеют проявления школьной дезадаптации (Кирилл А., Андрей Д.). Примечательно то, что в группе испытуемых у двух учащихся (Насти О. и Алексея Т.) ярко выражена внешняя школьная мотивация, т.е. данная категория учащихся ориентируется на авторитет взрослых, и ходят в школу исключительно, чтобы угодить им.

Результаты данной методики также представлены нами графически в виде диаграммы 1.

 

Диаграмма 1

 

Для решения третьей задачи мы применили методику ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка, предложенной Р.В.Овчаровой. Результаты данной методики также заносились испытуемыми в индивидуальные протоколы, результаты которых были представлены нами в виде графиков (приложение 2). В результате диагностики по данной методике было выявлено, что в группе испытуемых имеются учащиеся, у которых ярко выражена школьная дезадаптация (Кирилл А., Андрей Д.). Причем в случае с Андреем Д. можно однозначно сказать, что причины дезадаптивного поведения учащегося связаны с семейной обстановкой, его полным неприятием, отвержением родителями, что подтверждается результатами следующей методики.

Результаты индивидуальных протоколов представлены нами в виде таблицы 2.

 

Таблица 2 Сводная таблица результатов диагностики средовой адаптации

№ п/п

Ф., имя учащегося

Уровень средовой адаптации

Высокий

Норма

Дезадаптация

Имеются незначительные нарушения Школьная дезадаптация Ярко выраженная дезадаптация
1. Руслан А.   +      
2. Кирилл А.         +
3. Катя Б. +        
4. Света В.     +    
5. Наташа Г. +        
6. Андрей Д.       +  
7. Алексей Е.     +    
8. Александр З. +        
9. Дмитрий И. +        
10. Наташа К.   +      
11. Лилия К. +        
12. Ирина Н. +        
13. Настя О.   +      
14. Костя Р.   +      
15. Дмитрий С.   +      
16. Алексей Т.   +      
17. Татьяна Ф.   +      
18. Владимир Я. +        

Всего

7 7 2 1 1

 

Как мы видим из таблицы, в группе преобладает количество детей с адаптивным поведением. Результаты данной методики представлены нами графически в виде диаграммы 2.

 

Диаграмма 2

 

Диагностика родителей учащихся с целью определения проблем испытуемых в обучении проводилась индивидуально. Результаты заносились родителями в протоколы (приложение 3). Сведения из индивидуальных протоколов представлены нами в виде таблиц 3-4.

 

Таблица 3 Сводная таблица определения уровня преобладания мотивации

№ п/п

Ф., имя учащегося

Мотивация

Игровая Познавательная Общение со сверстниками
1. Руслан А.   + +
2. Кирилл А. +    
3. Катя Б.   + +
4. Света В.   + +
5. Наташа Г.   + +
6. Андрей Д.   + +
7. Алексей Е.     +
8. Александр З.   + +
9. Дмитрий И.   + +
10. Наташа К.   + +
11. Лилия К.   + +
12. Ирина Н.   + +
13. Настя О.   + +
14. Костя Р.     +
15. Дмитрий С.   + +
16. Алексей Т. + + +
17. Татьяна Ф.   + +
18. Владимир Я.     +

Всего

2 14 17

 

Как мы видим из таблицы 3, большинство родителей учащихся считают, что у детей преобладает познавательная мотивация и мотив общения со сверстниками. Лишь только у 2 учащихся еще высоко развита игровая мотивация (Кирилл А., Алексей Т.).

Результаты определения преобладания мотивации представлены нами в виде диаграммы 3.

 

Диаграмма 3

 

Результаты третьей методики, как и двух предыдущих были обработаны нами и представлены в виде таблицы 4.

 

Таблица 4 Сводная таблица результатов по методике «Проблемная карта готовности учащегося к обучению в средней школе»

№ п/п

Ф., имя учащегося

Мотивация

Интеллектуальная готовность

< нормы

норма

>нормы < нормы

норма

>нормы

1.

Руслан А.  

+

   

+

 

2.

Кирилл А. +

 

  +

 

 

3.

Катя Б.  

 

+  

+

 

4.

Света В.  

+

   

+

 

5.

Наташа Г.  

 

+  

+

 

6.

Андрей Д. +

 

  +

 

 

7.

Алексей Е. +

 

   

+

 

8.

Александр З.  

 

+  

 

+

9.

Дмитрий И.  

+

   

+

 

10.

Наташа К.  

+

   

+

 

11.

Лилия К.  

+

   

 

+

12.

Ирина Н.  

 

+  

 

+

13.

Настя О.  

+

   

+

 

14.

Костя Р. +

 

   

+

 

15.

Дмитрий С.  

+

  +

 

 

16.

Алексей Т.  

+

   

+

 

17.

Татьяна Ф.  

+

   

+

 

18.

Владимир Я. +

 

   

+

 

Всего

5

9

4 3

12

3

№ п/п

Ф., имя учащегося

Социальная готовность

Речевая культура

< нормы

норма >нормы < нормы

норма

>нормы
1.

Руслан А.

 

+    

 

+
2.

Кирилл А.

+

     

 

+
3.

Катя Б.

 

  +  

+

 
4.

Света В.

 

+    

+

 
5.

Наташа Г.

 

+    

+

 
6.

Андрей Д.

+

     

+

 
7.

Алексей Е.

 

+    

+

 
8.

Александр З.

 

+    

 

+
9.

Дмитрий И.

+

     

+

 
10.

Наташа К.

+

    +

 

 
11.

Лилия К.

 

+    

+

 
12.

Ирина Н.

 

+    

 

+
13.

Настя О.

 

+    

+

 
14.

Костя Р.

 

+    

+

 
15.

Дмитрий С.

+

    +

 

 
16.

Алексей Т.

 

  +  

+

 
17.

Татьяна Ф.

 

+    

+

 
18.

Владимир Я.

 

+    

+

 

Всего

5

11 2 2

12

4

№ п/п

Ф., имя учащегося

Система ценностей

< нормы

норма

>нормы

1.

Руслан А.

 

 

+

2.

Кирилл А.

+

 

 

3.

Катя Б.

 

 

+

4.

Света В.

 

+

 

5.

Наташа Г.

 

+

 

6.

Андрей Д.

 

+

 

7.

Алексей Е.

 

+

 

8.

Александр З.

 

 

+

9.

Дмитрий И.

 

+

 

10.

Наташа К.

 

+

 

11.

Лилия К.

 

+

 

12.

Ирина Н.

 

 

+

13.

Настя О.

 

+

 

14.

Костя Р.

+

 

 

15.

Дмитрий С.

 

+

 

16.

Алексей Т.

 

+

 

17.

Татьяна Ф.

 

+

 

18.

Владимир Я.

 

+

 

Всего

2

12

4

                     

 

Из таблицы 4 мы можем видеть, что в группе испытуемых нет определенной группы учащихся, у которых по всем пяти сферам преобладают низкие показатели. Преобладают низкие оценки по трем – четырем сферам у следующих учащихся – Кирилл А., Андрей Д. Сопоставив данные по всем методикам можно констатировать, что существует взаимосвязь между адаптацией и мотивацией. Так, если преобладает познавательная мотивация и мотивация, направленная на общение со сверстниками, то уровень адаптированности таких детей выше, чем у учащихся, у которых преобладает игровая мотивация. Общую картину проблем готовности учащихся к обучению в средней школе мы представили в виде диаграммы 4.

 

Диаграмма 4

 

Подводя итоги экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: группа учащихся, которые принимали участие в эксперименте, нормально адаптировалась к средней школе, т.к. преобладает количество учащихся с высоким и средним уровнем адаптации. В группе также имеются учащиеся, у которых ярко выражена школьная дезадаптация. С такими учащимися необходимо проводить психолого-педагогическую работу по устранению причин дезадаптивного поведения. Таким образом, можно считать, что существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем, средой и мотивацией с адаптацией младшего школьника к обучению в средней школе, т.е. гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, подтверждена. Рекомендации и пути психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся представлены нами в п. 3.3.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.