В мировой практике можно выделить три типа налоговой политики:
1. Политика максимальных налогов - характеризуется принципом «взять все, что можно».
2. Политика разумных налогов, которые поддерживают развитие предпринимательства при ограничении социальной защиты.
3. Налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но признает социальную защиту.
При сильной, нормальной экономике все три типа этой налоговой политики разумно сочетаются.
Для Казахстана сегодня характерен первый тип налоговой политики и частью третий тип.
В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа. В настоящее время в РК функционируют:
- общегосударственные,
- местные общегосударственные налоги и сборы.
Основная задача нового налогового законодательства — обеспечить снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов. Это достигается путем сокращения отчислений в различные целевые фонды, а также уменьшения количества налогов.
Продолжаются разработки фиксированных налогов в сфере торговли, услуг игорного бизнеса, так как отечественная и мировая практика показывает, что очень трудно контролировать получаемые здесь доходы.
Одним из важных шагов в деле совершенствования налогообложения частного предпринимательства стал переход физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на патентирование, которое предусматривает, что граждане могут осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридические лица на основе выкупленного патента, который будет одновременно свидетельством о государственной регистрации в качестве предпринимателя и лицензией.
Проблемы современного налогообложения в Казахстане имеют общеизвестные корни: это проблема большого количества налогов по высоким ставкам, и как следствие, высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов. Данная проблема свойственна всем странам мира, но в наших условиях она усугубляется экономической ситуацией в стране — переходом от административно-командной системы к рыночной.
Мировой опыт показывает, что превышение некоторого критического значения налоговых отчислений приводит к снижению предпринимательской активности населения и уменьшает общий объем поступления в бюджет. Согласно данным различных источников, они не должны превышать 30-40% от дохода.
Использование научно-обоснованных представлений о налогах является предпосылкой правильной организации налоговой системы государства. К сожалению, построение налоговой системы Казахстана не всегда осуществлялось на выверенной научной основе, что и породило ее определенные недостатки. Приведу некоторые примеры упущений законодательных актов по налогообложению.
Налоговое законодательство РК не совсем точно определяет объект налогообложения. Например, в соответствии со статьей 7 Указа «О налогах» объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными настоящим Указом. Однако при уплате налога методом удержания у источника выплаты дохода, что предусмотрено этим же Указом. Налог во многих случаях взимается с суммы выплаты. То есть в качестве объекта обложения выступает не совокупный годовой доход за минусом установленных вычетов, как это предписано статьей 7 Указа, а разовая выплата. Не укладывается в эту формулу и обложение доходов нерезидента из казахстанского источника, не связанных с постоянным учреждением. Этот доход подлежит налогообложению у источника выплаты также без осуществления вычетов. Таким образом, формула, заложенная в статье 7 Указа, которая специально посвящена объекту обложения, не является всеобщей, хотя и не содержит в самой себе каких-то альтернативных вариантов. На первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этом нет — иные объекты обложения освещены всего лишь в других местах Указа. Однако на практике, ссылаясь именно на статью 7 Указа, вроде бы как требующей налогообложения исключительно по совокупному доходу, стали требовать от индивидуальных предпринимателей, имеющих обложенный у источника выплаты доход по договорам подряда, представления годовой декларации.
Что касается экономической конструкции налогообложения (в первую очередь речь идет о подоходном налоге), то в его основу взята американская модель. (Между тем, по признанию самих же американцев, их налоговая система является одной из худших в мире.) Основным способом налогообложения выступает самоуплата налога путем подачи годовой декларации, где налогоплательщик должен честно и добровольно указать абсолютно все полученные доходы, включая всякого рода косвенные доходы, с трудом поддающиеся денежной оценке, а затем произвести сложнейший расчет налогооблагаемого дохода. Такая система налогообложения требует, во-первых, высококвалифицированного профессионального обеспечения, поскольку обычный гражданин произвести расчет своего налога не в состоянии; во-вторых, -хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов; в-третьих - высокого уровня законопослушания граждан. У нас же нет ни первого, ни второго, ни третьего.
Изменяя ставки налогов, государство пытается свести баланс госбюджета. Так произошло и у нас: введение социального налога преследовало цель повысить размеры поступлений в госбюджет. Казахстанскими специалистами алматинского департамента малого бизнеса замечено, что со дня принятия Указа "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235, в течение менее четырех лет были внесены серьезные изменения порядка 25 раз, причем по многим статьям - совершенно противоположные решения. К декабрьскому Указу 1998 г., занимавшему 60 страниц, прилагалось 650 страниц подзаконных актов в виде постановлений правительства и инструкций Министерства финансов Республики Казахстан.
В связи с этим главной проблемой налогообложения в Казахстане остается разработка, принятие таких налогов, которые бы эффективно пополняли бюджет страны и при этом не были средством обирания народа./14, с.4/
Первый шаг на пути к совершенствованию налоговой системы в Казахстане уже сделан. В этом году принят новый Налоговый Кодекс, который начнет действовать уже с 1 января 2002 года.
Как отмечают многие сведущие в этом вопросе люди, являющиеся сами налогоплательщиками, новый Кодекс более прогрессивный. В нем учтен ряд моментов применяемых на международном уровне. Упрощены некоторые процедуры, в частности применение Конвенции об избежании двойного налогообложения.
Многие аспекты, не урегулированные действующим Законом, изложены более доходчиво и развернуто.
Хочется отметить, что, в соответствии со статьей 21, впервые в практике налогообложения РК предпринята попытка наделить полномочиями по взиманию налогов местные исполнительные органы.
Как правильно заметил начальник кафедры спец. экономической дисциплины Академии финансовой полиции, кандидат экономических наук М.В. Сандрачук: «Новый Налоговый Кодекс – это сплав, существующих на сегодняшний день юридических, экономических и финансовых теорий. Разработчикам удалось свести воедино существующие в настоящее время концепции. А хорошо или плохо у них это получилось, покажет время».
По мнению судьи Верховного Суда РК Ахмедова Б.А. «отдельные моменты нового Налогового Кодекса противоречат Гражданскому Процессуальному Кодексу». /18, с. 12/
Таковы мнения специалистов, которые изучили новый Налоговый Кодекс и дали свою оценку.
Заключение
Изучение материалов по теме дипломной работе позволяет сформулировать понятие налоговой системы Республики Казахстан. Современная налоговая система Республики Казахстан – это совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве в установленном законодательством порядке, методов и способов налогообложения, налоговых отношений и нормативно-правовых, органов управления и налоговых служб в сфере налоговой деятельности, а также форм и методов налогового контроля.
В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло несколько этапов. Последний этап характеризуется введением нового Налогового кодекса. В дипломной работе было проанализировано содержание налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе в сравнении с действующим законодательством и новым Налоговым кодексом.
Изучение налоговой системы республики позволяет сделать следующие выводы.
1. Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 г. (с изменениями) сыграл огромную роль в становлении нашей государственности и формировании финансовой системы. Самое главное, что было достигнуто в Законе - это существенное упрощение самой системы налогообложения, сокращение количества налогов, объединение всех основных положений в достаточно простой по форме и изложению документ.
2. Новая налоговая система, основы которой закреплены в Налоговом кодексе 2007 г., преследует своей главной целью преодоление главных пороков старой системы, при которой основным было пополнение бюджета, полностью игнорируя при этом экономическую целесообразность. К сожалению, пока еще остается несбалансированность между его отдельными разделами, между самим налоговым законодательством и другими актами. В новом кодексе учтен ряд моментов применяемых на международном уровне. Упрощены некоторые процедуры, в частности применение Конвенции об избежание двойного налогообложения. Многие аспекты, не урегулированные ранее действующим Законом, изложены более доходчиво и развернуто. Например, в соответствии со статьей 21, впервые в практике налогообложения РК предпринята попытка наделить полномочиями по взиманию налогов местные исполнительные органы.
3. Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет показал, что львиную долю составляет корпоративный подоходный налог.
4. Анализ показал, что на протяжении трех последних лет сохраняется проблема недоимок. Большие суммы погашения задолженностей поступают в декабре, т.е. к концу года. Четко прослеживается увеличение сумм погашения задолженностей к концу года и резкое снижение поступления сумм с начала нового года.
5. В Налоговом кодексе зафиксированы права и обязанности налоговой службы. Определены и обязанности налогоплательщика, которому полагается быть дисциплинированным и вовремя платить все налоги. Однако о правах он осведомлен меньше всего. И в случае их ущемления неизвестно, как ему поступить. Основными задачами налоговых органов является обеспечение максимального поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, повышение уровня добровольного соблюдения налогового законодательства, уменьшение и предотвращения уклонения от уплаты налогов.
В связи с вышеизложенным в целях совершенствования налоговой системы Казахстана необходимо проведение следующих мер:
1) неотложные меры по стандартизации налогового законодательства и налоговой отчетности;
2) эффективное взаимодействие с кредитно-банковской системой (в части регулирования процентных ставок), предоставление преимуществ кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели;
3) установление контроля за уровнем издержек, правомерностью отнесения тех или иных затрат на себестоимость продукции или на результаты финансовой деятельности крупных налогоплательщиков;
4) отмена льготного налогообложения для предприятий приоритетных отраслей и производств, если последние не используют на цели накопления амортизационные отчисления. Неиспользованная амортизация должна включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль;
5) постепенное ограничение доли косвенных налогов;
6) введение снижения ставок НДС.
7) осуществление мер по совершенствованию налогового контроля и в целом налогового администрирования.
8) реформирование системы государственных расходов посредством введения мониторинга дефицита бюджета, расходной его части.
9) проведение жесткой политики расходования государственных средств, основными направлениями которой должны стать развитие реального сектора экономики, его инвестиционного комплекса и поддержка малого и среднего бизнеса.
10) Специфика налоговых споров требует создания Налогового Суда. Финансовые, налоговые суды существуют почти во всех развитых странах. Научное и практическое классифицирование дел, рассматриваемых в Налоговом Суде, позволило бы глубже рассмотреть механизм действия законов, связанных с налогообложением.
Для того чтобы регулирование налогами было эффективным, на Налоговый комитет Ауэзовского района необходимо возложить следующие обязанности:
1. Выработка стратегии, установление порядка исполнения процедур и управление.
2. Разработка деклараций, пояснительных материалов.
3. Разработка нормативных и инструктивных материалов.
4. Совершенствование профессионализма налоговых работников.
5. Организация внутреннего аудита и инспекторских проверок.
В заключении хотелось бы отметить, что поскольку налоги играют немаловажную роль в развитии государства и, следовательно, гражданского общества в Казахстане, то формирование налоговой системы должно рассматриваться как исторически важный этап развития общества, последствия которого будут иметь долговременный стратегический характер. Поэтому, изучая практику налогообложения различных государств, мы должны выделять, как достоинства, так и недостатки. И уже на основе опыта прошлого построить свою юридически грамотную налоговую систему.
Основной целью налоговой политики в РК на современном этапе должно стать обеспечение максимизации поступлений доходов в государственный бюджет при рациональном уровне налогового бремени населения и хозяйствующих субъектов республики, а также создание условий для расширения базы налогообложения.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет ", 2001
2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы, 2007
3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы, 2001
4. Агентство по статистике РК (ежегодник) за 2005, 2006, 2007 годы
5. Н.Назарбаев «Казахстан – 2030», Алматы, изд.«Данекер», 2001, стр.33,57
6. Барулин С.В. "Налоги как инструмент государственного регулирования экономики" - Финансы, №1-1996, стр.5-19
7. Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 1997. № 19-20, стр.5-8
8. Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета”. М., Минфин СССР, 1991, стр.58-103
9. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992, стр.35-62
10.Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва, “Инфра-М”, 1996г., стр.31,124-126
11.Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 1991, стр.17
12.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”, 1997г,стр.18
13.Лапина А. «Подоходный налог: проблемы и их решение», Налоги №23, 1997, стр.12
14.Нусупов Н. Л. и Л. В поисках резервов. // Деловая неделя № 17 от 30.04.99., стр.4-9
15.А. Раимбаев «Классификация налогов (проблемы и критерии)», научно-практический журнал «Финансы Казахстана», №7, 1999, стр.6
16.Информационный бюллетень Мин.Фин.РК, №1, 1999, стр.34
17.Информационный бюллетень Мин.Фин.РК, №1, 2001, стр.57
18.«Мнения налогоплательщиков», журнал «Налоговый эксперт» , №7(20), 2001г, стр.12-14
19.«О принудительном взыскании налоговых задолженностей с юридических и физических лиц», временное методическое указание, Алматы, 1996, стр.4
20.Статистический бюллетень, №5(29), май 2001, стр.15-52
21.«Доходы и расходы в налоговой системе Казахстана», Библиотека бухгалтера и предпринимателя №10 (135), октябрь 2001г., стр.11-20,24-27
22. Положение о Налоговом комитете по Бостандыкскому району г. Алматы
Приложение А
Распространенные способы уклонения от налогов в РК и преследуемые цели
Разновидности уклонения от уплаты налогов с доходов | |
Уклонение от уплаты налогов | :Нарушение правил организации и порядка ведения бухгалтерского учета, достоверности отражения данных финансовой документации |
Сокрытие факта наличия денег на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами РК, либо получения доходов за пределами РК | |
Заведомо неправильное исчисление налогов и других обязательных платежей - (например, применение заниженной ставки налогообложения, использование несуществующих льгот, необоснованное применение вычетов) | |
Отнесение на себестоимость расходов, не подтвержденных первичными документами | |
Непредставление налоговой декларации и/или наличие в представленной декларации заведомо ложных сведений | |
Уменьшение суммы налога | Внесение в документы налогового, бухгалтерского учета и отчетности искаженных данных |
Отнесение на вычеты расходов сверх утвержденных норм (либо отсутствие подтверждающих документов): командировочных расходов, представительских - расходов, расходов по обучению работников, компенсаций работникам предприятия за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, процентов за кредиты, взятые в банках, и прочих расходов | |
Невключение в СГД ссуды, погашенной за счет средств предприятия, сверх-- нормативных суточных, подотчетных сумм, не подтвержденных оправдательными документами, прочей материальной выгоды, подлежащей включению | |
Завышение выручки от реализации продукции или несвоевременное отражение, в т.ч. по товарообменным операциям | |
Скрытие объекта налогообложения | Проведение операций по реализации товаров (работ, услуг) без отображения полученного дохода в налоговом учете |
Списание затрат поставщиков и подрядчиков на себестоимость в случае отсутствия договора поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) | |
Отсутствие раздельного вида учета затрат при осуществлении различных видов деятельности, по которым предусмотрены различные ставки налогов или льготы | |
Нарушение утвержденного в приказе об учетной политике метода учета реализации продукции или отсутствие характеристики такого метода в содержании учетной политики | |
Реализация имущества предприятия по цене ниже фактической себестоимости без соответствующего обоснования | |
Несоответствие выручки от реализации продукции в Главной книге, учетных регистрах, накладных, счетах, договорах поставки продукции (работ, услуг), бухгалтерской отчетности | |
Неуплата | Прекращение деятельности налогоплательщика после проверки или сдачи декларации. |
Сведение до минимума документации, утеря или уничтожение документов |
Приложение Б
Последствия нарушений налогового законодательства
Вид нарушения | Административное взыскание |
Уклонение уполномоченного должностного лица от ведения бухгалтерского учета либо несоблюдение утвержденных стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов, не причинившие крупный ущерб - на указанное должностное лицо | штраф до 20 МРП |
Составление должностным лицом искаженной финансовой отчетности, сокрытие данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, не причинившие крупный ущерб - на указанное должностное лицо | штраф до 20 МРП |
Уничтожение должностным лицом финансовых и иных учетных документов, не причинившее крупный ущерб - на указанное должностное лицо | штраф от 10 до 25 МРП |
Уклонение юридического лица от ведения бухгалтерского учета или несоблюдение утвержденных стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния - на указанное юридическое лицо | штраф до 200 МРП |
Отказ юридического лица от представления финансовой отчетности, представление с нарушением установленного срока либо непредставление ее без уважительной причины в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики, органам контроля и надзора в соответствии с их компетенцией - на указанное юридическое лицо | штраф до 300 МРП |
Проведение юридическими лицами валютных операций без соответствующего отражения их результатов в бухгалтерском учете либо ведение бухгалтерского учета валютных операций с нарушением порядка установленных форм учета и отчетности - на указанное юридическое лицо | штраф до 100% от суммы, которая не была учтено либо была учтена ненадлежащим образом |
Сокрытие объектов налогообложения: - на физических лиц - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | штраф: - от 5 до 10 МРП, - от 20 до 50 МРП, - 50% от стоимости сокрытых объектов налогообложения |
Сокрытие объектов налогообложения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение - на физических лиц - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | Штраф: - от 10 до 20 МРП; - от 50 до 70 МРП; - 100% от стоимости сокрытых объектов налогообложения |
Отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка. за исключением неотражения в учетной документации операций по учету и реализации товаров |работ, услуг) - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | штраф: - от 20 до 50 МРП, -10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг) |
Отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | Штраф: - от 50 до 70 МРП. - 20% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг) |
Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | штраф: - 10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг) |
Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации (в том числе завышение суммы НДС, отнесенного в зачет) - на физических лиц - на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - на юридических лиц | штраф : - от 5 до 10 МРП; - от 40 до 50 МРП. - 50% от неуплаченной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет |
Завышение суммы убытка в декларации для целей обложения корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | штраф: - 50% от суммы корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, исчисленного от суммы убытка, завышенной в декларации |
Занижение сумм текущих платежей в бюджет - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц | штраф: - 50% от заниженной суммы текущих платежей |
Превышение суммы фактически начисленного корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога за налоговый период над суммой начисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 10% | Штраф: - 2% от суммы налогооблагаемого дохода |
Превышение суммы фактически начисленного корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога за налоговый период над суммой начисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 25% | штраф: - 5% от суммы налогооблагаемого дохода |
Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры (фиктивным признается счет-фактура, выписанный плательщиком, не состоящим на учете по НДС, и включающий в себя сумму НДС! - на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц - на юридических лиц | штраф: - от 40 до 50 МРП; - 200% от суммы НДС, включенной в счет-фактуру |
Приложение В
Поступление налогов в государственный бюджет в 2002-2006 годы* (млн. тенге)
Показатели | 2003 год | 2004 год | 2005год | 2006год |
Налоговые поступления в том числе: | 947251 | 1186137 | 1998314 | 2209102 |
Корпоративный подоходный налог | 272632 | 382814 | 834332 | 776609 |
Индивидуальный подоходный налог | 93281 | 98535 | 122999 | 165033 |
Социальный налог | 157676 | 167995 | 197300 | 236569 |
НДС | 231338 | 242955 | 343926 | 489572 |
Акцизы | 26986 | 29913 | 33416 | 47433 |
Приложение Г
Состояние недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. (млн. тенге)
Наименование платежа | На 01.01.2004 г | На 01.01.2005 г. | На 01.01.2006 г | На 01.01.2007 г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Налоговые поступления | ||||
Корпоративный подоходный налог | 12 360 | 11 433 | 8849 | 14569 |
Индивидуальный подоходный налог | 2 867 | 2 294 | 2083 | 2005 |
Социальный налог | 8 005 | 5 903 | 4087 | 3807 |
Налог на имущество | 2 016 | 1 792 | 1607 | 1701 |
Земельный налог | 1 213 | 928 | 724 | 676 |
Налог на транспортные средства | 166 | 155 | 115 | 102 |
НДС на товары внутреннего производства | 23 007 | 17 971 | 16690 | 19002 |
Акцизы на товары внутреннего производства | 363 | 38 | 5108 | 5106 |
Бонусы | 7 | 9 | 2 | 15 |
Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников | 93 | 78 | 67 | 56 |
Плата за лесные пользования | 8 | 5 | 5 | 4 |
Роялти | 1 110 | 204 | 102 | 76 |
Плата за использование радиочастотного спектра | 5 | 4 | 3 | 3 |
Плата за пользование земельными участками | 564 | 609 | 367 | 342 |
Плата за загрязнение окружающей среды | 1 331 | 1 275 | 365 | 394 |
Сбор с аукционов | 4 | 4 | 4 | 4 |
Прочие налоги | 297 | 246 | 53 | 72 |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 260.