Пути улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В наше время человечество мало внимания уделяет собственному здоровью. А ведь здоровье нации, как бы громко это ни звучало, является одним из условий успешного развития государства. Любому цивилизованному государству необходимо уделять внимание этой проблеме. В последнее время Россия все больше претендует на этот статус.

По статистике лишь около 10% российских школьников считаются условно здоровыми. Ясно, одних роликов социальной рекламы о том, что пить, курить и употреблять наркотики плохо, явно недостаточно. Как понятно и то, что здоровье населения - не просто медицинское понятие. Установлено, что уровень состояния здоровья людей зависит от уровня здравоохранения и медицинского обслуживания только на 15%. Остальное формируется из множества иных факторов: экологической, экономической, социальной обстановки, исторически сложившихся традиций поведения, культуры питания, наследственности, и даже от отношения людей к себе [30, c.56].

Во многих странах масштабность этой проблемы осознана уже давно. Поэтому пропаганда здорового образа жизни ведется на общегосударственном уровне. Например, правительство США, вкладывая немалые деньги в пропаганду здорового образа жизни, добилось вполне ощутимых результатов. Например, серьезно снизилось употребление табака.

Большое значение в развитии массового физкультурно-спортивного движения играет активная пропаганда престижа здорового образа жизни, создание условий не только для организованных форм занятий физической культурой и спортом, но и для желающих заниматься самостоятельно по месту жительства, а также укрепление материально-технической базы.

Рассмотрим опыт по повышению социальной значимости физической культуры и спорта на примере Чувашской Республики, в которой принята Программа развития физической культуры и спорта на 2006-2010 годы.

За годы реализации Программы, по состоянию на начало 2007 года, общее количество спортивных сооружений увеличилось на 211 единицу, к услугам населения республики предоставлены 3592 единицы спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью около 83 тыс. человек при программном задании свыше 77 тыс. чел.

В период реализации республиканской комплексной программы на реконструкцию и строительство спортивных сооружений из республиканского бюджета освоены инвестиции на сумму 216 млн.572 тысяч рублей, привлечены финансовые средства из федерального бюджета по адресной инвестиционной программе на сумму 197 млн.800 тыс. рублей.

Так, за счет средств федеральной и республиканской адресных инвестиционных программ выполнены работы по реконструкции на следующих главных спортивных сооружениях республики: РГУДОД "СДЮСШОР №4 по хоккею с шайбой" г. Новочебоксарск, плавательного бассейна РГУДОД "СДЮСШОР №3" г. Новочебоксарск.

Чувашская Республика активно включилась в строительство физкультурно-спортивных комплексов в рамках реализации мероприятий ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы". Принята и успешно реализуется подпрограмма "Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года", которая включена в республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2007-2010 годы".

Принятие данной подпрограммы обусловлено в первую очередь необходимостью повышения обеспеченности населения республики спортивными сооружениями. Обеспеченность спортивными залами на сегодняшний день составляет 36,2 процента.

Особую обеспокоенность вызывает низкий показатель обеспеченности плавательными бассейнами, который составляет 7,2 процента, что является одной из причин недостаточной работы по обучению плаванию населения.

Активно ведется работа по строительству физкультурно-спортивных комплексов в г. Шумерля и пос. Кугеси Чебоксарского района.

В 2007 году планируется строительство ФСК в Батыревском, Ибресинском, Яльчикском районах и г. Канаше, на что из федерального бюджета предусмотрено выделение около 200 млн. рублей [31, с.57].

В соответствии с федеральной целевой программой развития физической культуры и спорта до 2015 года в регионах запланировано строительство около 4000 спортивных сооружений, преимущественно по месту жительства и при образовательных учреждениях. Руководство на местах должно провести четкую организационную работу по изучению приоритетности и возможности строительства спортивных сооружений в рамках указанной программы кроме ФСК. Федеральной программой предусмотрено строительство не только капитальных спортсооружений, но и плоскостных сооружений многоцелевого назначения, которых в республике крайне недостаточно, тем более в сельской местности. Сегодня в республике имеется единственное аналогичное сооружение в пос. Кугеси.

Несмотря на имеющуюся материально-техническую базу для занятий физической культурой и спортом и внимание по дальнейшему ее развитию, эксплуатационное состояние спортсооружений, в особенности в сельской местности, сегодня остается в ненадлежащем состоянии. В особенности, это касается материальной базы муниципальных сельских детско-юношеских спортивных школ, которые крайне недостаточно оснащены спортивным оборудованием и инвентарем.

В республиканской комплексной программе большое внимание уделено развитию новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на предприятиях, в организациях всех форм собственности и по месту жительства.

За годы реализации республиканской программы улучшилась работа по развитию сети клубов физкультурно-спортивной направленности, которые являются одним из эффективных форм организации активного досуга по месту жительства. Если на начало 2003 года в республике функционировало около 90 физкультурно-спортивных клубов с численностью занимающихся более 13 тыс. человек, то в настоящее время в республике - 240 физкультурно-спортивных клубов, в которых занимаются около 38 тыс. человек. Большую работу по открытию клубов провели в Алатырском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Козловском, Шумерлинском, Ядринском районах и городах Алатырь, Чебоксары, Новочебоксарск.

В 2005-2006 годах активнее открывались клубы по месту жительства населения на условиях хозрасчетной деятельности.

Опыт работы хозрасчетных клубов физкультурно-спортивной направленности показывает, что наиболее востребованными являются клубы, где организуются оздоровительные занятия по таким направлениям, как: шейпинг, аэробика, фитнес, виды единоборств [32, с.15].

Одной из основных проблем в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства является отсутствие соответствующей материально-технической базы и кадров, в особенности в сельской местности.

В то же время есть примеры должного внимания к вопросам организации активного досуга по месту жительства населения. Например, в Ибресинском районе решением районного собрания депутатов в 13 сельских поселениях введены штатные единицы специалистов по делам молодежи, физической культуре и спорту, которые задействованы в организации пропаганды здорового образа жизни. Также должное внимание уделено данному вопросу в Канашском, Козловском, Красночетайском районах.

В республике вошло в традицию проведение отраслевых спартакиад трудящихся. Проводимые Минспортом Чувашии республиканские зимние и летние сельские спортивные игры. Чемпионаты общества "Урожай" по видам спорта и спартакиада работников агропромышленного комплекса также способствуют развитию сельского физкультурно-спортивного движения.

По состоянию на 1 января 2008 года число коллективов физической культуры на предприятиях, в организациях и учреждениях республики составило 564 единицы.

В целях активизации физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся Минспортом Чувашии проводится республиканский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы на предприятиях, в организациях всех форм собственности.

Несмотря на нехватку освобожденных специалистов на предприятиях и в организациях во многих районах проводится активная физкультурно-спортивная работа среди трудящихся. Организовываются спартакиады и соревнования по различным видам спорта среди предприятий, организаций. Неплохо поставлена работа в данном направлении администрациями Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Красноармейского, Моргаушского, Урмарского, Чебоксарского районов и городов Чебоксары и Шумерля [31, с.59].

Улучшение физкультурно-спортивной работы в трудовых коллективах, в основном, зависит от заинтересованности руководителя. Администрациями городов и районов, в лице специалистов по физической культуре и спорту, должны быть предусмотрены формы стимулирования руководителей тех предприятий и организаций, где должное внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе среди трудящихся. Сегодня есть такие примеры, когда руководители поощряют своих работников денежными премиями или ценными призами за ведение трезвого образа жизни и активное участие в физкультурно-спортивной жизни предприятии. Нужны такие активные организационные формы работы, чтобы руководитель предприятии или организации был заинтересован в посещении своих сотрудников спортивных залов и плавательных бассейнов.

Одним из приоритетных направлений сферы физической культуры и спорта является совершенствование системы физического воспитания детей и учащейся молодежи. Тревожным остается уровень состояния здоровья детей и молодежи, который выражается в росте численности студентов, освобожденных от уроков физической культуры и снижении уровня физической подготовленности призывников. Для кардинального изменения существующего положения необходимо увеличить количество и качество учебных занятий и внеурочной работы по физическому воспитанию [33, с.57].

Для решения этой проблемы Минобразованием Чувашии разработана и реализуется республиканская концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания предмета физической культуры. В данном эксперименте на начальном этапе, в 2006-2007 учебном году, участвовало 8 школ, в настоящее время задействованы 15 школ республики. Суть эксперимента заключается в организации преподавания физической культуры на основе интеграции образовательных программ основного и дополнительного образования по базовым видам спорта с учетом интересов и состояния здоровья учащихся. Итоги эксперимента показали, что одним из главных проблем улучшения мотивации к занятиям физической культурой и спортом является наличие предложения того вида спорта, которая сегодня ближе и доступнее для ученика. Около 80 процентов учащихся экспериментальных классов во второй половине дня добровольно посещали ранее выбранные спортивные секции.

Физическая культура и спорт сегодня становятся одним из важнейших условий всесторонней физической и социальной реабилитации инвалидов, их адаптации к жизни. В целях вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом как можно большего числа инвалидов и определения сильнейших спортсменов-инвалидов ежегодно проводятся чемпионаты и первенства по следующим видам спорта: бадминтон, стрельба из лука, легкая атлетика, дартс, настольный теннис, шашки, шахматы.

К одним из наиболее традиционно массовых и значимых соревнований республиканского уровня относится фестиваль спорта инвалидов Чувашской Республики, проводимый ежегодно в рамках Международного дня инвалидов.

С учетом достижений спортсменов-инвалидов открыта детско-юношеская спортивно-адаптивная школа инвалидов при администрации г. Чебоксары.

В 2005 году на XX летних Сурдлимпийских играх в г. Мельбурне (Австралия) спортсмены-инвалиды Чувашской Республики Артемий Карпов и Алена Павлова в составе сборной команды России по бадминтону завоевали две бронзовые медали.

На I чемпионате мира среди глухих по бадминтону, проходившем в г. София (Болгария) наши спортсмены - инвалиды Галина Васильева и Артем Карпов в смешанной парной категории завоевали серебряную медаль, Артем Карпов в мужской паре с Антоном Кулаковым из г. Москвы также завоевал серебряную медаль.

В августе 2005 года в США на молодежном чемпионате мира по легкой атлетике среди инвалидов по зрению Анна Сорокина завоевала одну золотую и две серебряные медали.

Основными проблемами в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта являются отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря [34, с.289].

Одним из важнейших направлений реализации Программы остается подготовка кадров для физкультурно-оздоровительного движения.

Одним из главных звеньев развития физкультурно-оздоровительного движения на сегодняшний день являются специалисты муниципальных органов.

Минспорт Чувашии совместно с органами исполнительной власти и местного самоуправления и всей физкультурной общественностью действительно провел значительную работу. Подтверждением тому служит следующее:

Удалось увеличить охват населения занятиями физической культурой и спортом практически на 4 процента. Благодаря проводимым мероприятиям и активной пропаганде здорового образа жизни все больше жителей республики приобщаются к физкультурно-оздоровительному движению. Наиболее благоприятные тенденции наблюдаются в городах республики. Несмотря на объективные трудности имеющие место быть в сельской местности, этот показатель также увеличивается. Огромную роль в этом сыграло строительство ФОК, а также активизация деятельности общества "Урожай", проведение в республике Всероссийских сельских спортивных игр.

Удалось привлечь значительные средства на реконструкцию и строительство спортивных сооружений как из республиканского так и из федерального бюджета. Привлеченные средства в разы превышают запланированные показатели. Строительство современных ФОК и других физкультурно-спортивных объектов в городах и районах республики действительно открывают новую страницу в истории развития физической культуры и спорта Чувашской Республики [35, с.59].

Однако остаются еще моменты недостаточного понимания отдельными руководителями предприятий и организаций, а порой и муниципального уровня важности всемерной поддержки физкультурно-оздоровительного движения, пропаганды здорового образа жизни. Необходимо усилить межведомственное взаимодействие для достижения поставленных целей.

В целях активизации работы в данном направлении необходимо шире использовать возможности спортивных залов образовательных учреждений для организации активного досуга молодежи и взрослого населения. Многие из них используются только для проведения уроков физической культуры, недостаточно используются для физкультурно-оздоровительных занятий в вечернее время [35, с.88].

Для улучшения физкультурно-спортивной работы по месту жительства необходимо вести постоянную работу с руководителями сельских поселений, чтобы при утверждении бюджетов интересы развития нашей сферы нашли свое достойное место.

В целях привития трудящимся навыков здорового образа жизни и укрепления их здоровья к числу основных направлений деятельности относится физкультурно-спортивная и оздоровительная работа среди трудящихся.



Заключение

 

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства.

Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа спортсооружений и не нехватка специалистов являются главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия “спортом для себя” улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т.д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности.

Стратегической целью реформирования физической культуры и спорта является повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности людей, профилактике правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных привычек, подготовке к защите Родины, реализации обеспечения конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна придти наступательная стратегия, стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни является физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающие жизнеспособность систем и функций организма человека. Таким образом может быть разорван замкнутый порочный круг “болезни-лечение-болезни”.

Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия.

Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.

Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.

В новой экономической ситуации государству пришлось одновременно решать целый ряд сложнейших проблем и вырабатывать новые подходы к их решению. Страна, как государство, все еще продолжает поиск стабилизации, и решений насущных вопросов во многих социальных областях, в том числе, в управлении физической культурой и спортом. Наряду со спортом высоких достижений, физической культурой для школьников, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений, должны развиваться спорт высоких достижений и другие виды, которые в связи с переходом страны на рыночную экономику потеряли многое, что имели. Формирование здорового образа жизни и интереса к спорту воспитывается с детства, и мы обязаны изменить подходы к физическому воспитанию, прежде всего в учреждениях образования. Занятия физической культурой в школах не могут быть формальными, они должны стать систематическими, увлекательными для детей и полезными для их здоровья.

К развитию массового спорта и укреплению его инфраструктуры следует активнее привлекать отечественный бизнес. Это в первую очередь касается детского и юношеского спорта, а также спорта инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями. Примером может служить программа "Газпром - детям", другие компании также работают в этом направлении. Необходимо всячески поддерживать эту активность.

Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч). Повышенное внимание должно быть уделено физическому воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.

Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.

Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).

Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подростков, молодежи.

В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.

Следует переориентировать деятельность региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и туризма.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.

Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации.

Данная работа предполагала решение следующих задач:

– изучить теоретические аспекты сущности управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне;

– проанализировать состояние физической культуры и спорта в Республике Татарстан как результат регионального управления;

– проанализировать состояние физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в Нижнекамском муниципальном районе;

– разработать рекомендации по улучшению организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт на муниципальном уровне.

Таким образом, в первой теоретической главе были рассмотрены физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи, государственные органы управления физической культурой и спортом, формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом.

Занятия физической культурой и спортом способствуют оздоровлению молодежи, как в медицинском смысле, так и в социальном. В частности, такие занятия отвлекают молодежь от употребления наркотиков, алкоголя, курения, в связи с чем улучшается их социальное поведение в обществе.

Органы управления физической культурой и спортом представляют собой физкультурно-спортивную организацию, которая в системе управления является субъектом, воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Компетенцию органов управления физической культурой и спортом определяют закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и органы исполнительной власти.

Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.

Во второй проблемно-аналитической главе было проанализировано состояние физической культуры и спорта в Республике Татарстан и городе Нижнекамске.

В ходе анализа было выявлено, что детско-юношеские спортивные школы призваны значительно улучшить физическую подготовленность и укрепить здоровье детей, подростков и молодежи, обеспечить достойное выступление спортсменов на международной и российской аренах. Для развития детско-юношеского спорта создана нормативно-правовая база.

Численность занимающихся в детских спортивных школах с каждым годом возрастает. В детских спортивных школах республики культивируют 57 видов спорта, из них наиболее массовыми являются: футбол, баскетбол, национальная борьба, волейбол, лыжные гонки, легкая атлетика, хоккей с шайбой, бокс.

Также проанализировано состояние физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в городе Нижнекамск и Нижнекамском муниципальном районе.

В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:

– материальная база не отвечает современным требованиям;

– ДЮСШ и СДЮШОР не получают стабильной финансовой, организационной, правовой основы для достижения высоких результатов;

– неукомплектованность квалифицированными специалистами физического воспитания;

– недостаточное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий учащихся и студентов.

В третьей программно-проектной главе был рассмотрен опыт управления развитием физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, на примерах Московской, Омской областей, Краснодарского края и Ростова-на-Дону. На базе изученного опыта других субъектов федерации и собственного исследования была разработана Программа по развитию физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на период 2009-2010 годов.

Рекомендации, предложенные в выпускной квалификационной работе направлены на улучшение организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе, а также на выполнение соответствующих задач, предъявляемых к возрасту, полу, характеру учебной деятельности, уровню здоровья и степени физической подготовленности молодежи.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.