Физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Они все больше становятся решающими элементами общенациональной идеи. Одной из основополагающих задач государства является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Стране необходимы здоровые граждане, которые считают спорт естественным дополнением к своей личной и профессиональной жизни. Состояние здоровья населения и привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой являются показателем жизнеспособности нации, важной составляющей ее экономической жизни, поскольку здоровая нация - основа процветания государства [36, с.24]. Последние тенденции политики Республики Татарстан в области физической культуры и спорта ярко свидетельствуют о ее нацеленности на достижение физического здоровья своих граждан.
По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности, являясь основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья.
Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни [37, с.18].
Очевидно, что в последнее время интерес к здоровому образу жизни и спорту в нашей стране значительно возрос. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования "Перспективы и эффективные пути развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан", проведенного Министерством по делам молодежи, спорту и туризму в 2006 году. Анализ данных показал, что физическими упражнениями в свободное время не занимаются и не хотели бы заниматься только 7,6% молодых людей.18% опрошенных обращаются к физкультурным занятиям несколько раз в неделю; 52,9% занимаются спортом от случая к случаю и 22% респондентов хотели бы заниматься. Полученные в социологическом исследовании данные позволяют утверждать, что физкультурно-спортивная деятельность, наряду с другими видами деятельности, входит в образ жизни молодых людей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что государством многое делается для привлечения внимания граждан к вопросам здорового образа жизни, для того, чтобы физическая культура и спорт заняли важное место в жизни каждого человека. Роль спорта становится все более заметным социальным фактором.
Выводы в связи с выявленными проблемами и рекомендации по оздоровлению молодежи путем ее широкого вовлечения в массовый спорт, созданию "моды" на здоровый образ жизни, активизацию спортивно-массовой работы с широким вовлечением в организаторскую деятельность самой молодежи, обращены, в основном, к двум социальным институтам: к школе, к родителям, а также к администрации города, как государственному политическому институту, несущему ответственность за все области муниципальной деятельности.
На сегодняшний день можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:
– развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом;
– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ;
– активизация воспитательной работы: продвижение ценностей физической культуры и здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе по месту жительства;
– популяризация здорового образа жизни и физической активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через СМИ;
– использование массовых и крупных международных спортивных мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и здорового поведения [38, с.128].
"Программа развития массовой физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ на период 2009-2010г.г." (именуемая в дальнейшем Программа) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, таких как Закон Республики Татарстан от 01 декабря 1999 г. № 2476 "О физической культуре и спорте", Концепция "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2006-2010 годы".
Наиболее актуальными и приоритетными направлениями перестройки и оптимизации системы физической культуры и спорта на региональном уровне следует выделить следующее: обновление содержания учебных программ в дошкольных, школьных, профессиональных, высших учебных заведениях, направленного на формирование у молодежи здорового образа жизни, разностороннее развитие двигательных способностей, необходимый и возможный уровни физической дееспособности; совершенствование внешкольных форм организации физической культуры, дополняющих содержание обязательных уроков; снижение криминогенной напряженности в молодежной среде, сохранение и укрепление здоровья населения региона за счет вовлечения жителей области в активные занятия физической культурой и спортом; внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студенческой молодежью; разработка нормативно-правовых норм, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в регионе; поиск новых форм подготовки и переподготовки физкультурных кадров; внедрение физической культуры и спорта в систему научной организации труда и отдыха населения с учетом усиления оздоровительного содержания занятий; разработка и внедрение в организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий новых форм, связанных с национальными и народными традициями [39, с.236].
Указанные направления физической культуры и спорта должны развиваться в различных ее подразделениях и в тесной взаимосвязи с государственными федеральными и муниципальными структурами, включая законодательные органы Республики Татарстан и руководство Нижнекамского муниципального района, и отраслевыми органами управления (финансовыми, здравоохранения, образования).
Обоснование Программы "Развитие физической культуры и спорта в г. Нижнекамске на 2009-2010 годы".
Физическая культура, являясь составной частью общей культуры человека, его здорового образа жизни, намного определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту и общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Программа "Развитие физической культуры и спорта в г. Нижнекамске на 2009-2010 годы" является документом, определяющим цель и задачи в области физической культуры и спорта, стратегию спорта и тактику достижения результата, а также необходимые для этого организационные условия, интеллектуальные, кадровые, информационные, материально-технические и финансовые ресурсы.
Основными проблемами в процессе качественного улучшения состояния
физической культуры и спорта в городе Нижнекамске являются следующие:
1. В системе управления физической культурой и спортом:
– недостаточное финансирование государственной структуры управления развитием физической культурой и спортом;
– недостаточное обеспечение координации деятельности государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом.
2. В сфере развития физической культуры в дошкольных учреждениях:
– низкая эффективность проводимых занятий по физической культуре в группах дошкольного учреждения;
– время дневных прогулок (до 2,5 часов в день) во многих учреждениях используется для удовлетворения двигательной потребности детей крайне не эффективно;
– дошкольные учреждения недостаточно укомплектованы специалистами по физической культуре;
– большая часть дошкольных учреждений не имеет спортивных сооружений, отвечающих требованиям (спортивные залы, рекреативные помещения, плавательные бассейны, плоскостные спортивные площадки);
– крайне низкая обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем;
– не налажено изготовление и выпуск в городе соответствующего инвентаря и оборудования;
– не организован родительский всеобуч по физическому воспитанию детей в семье;
– недостаточное освещение проблем физической культуры детей дошкольного возраста средствами массовой информации.
3. В сфере развития физической культуры в общеобразовательных учреждениях:
– низкая оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем во многих общеобразовательных учреждениях не позволяет обеспечивать эффективное выполнение государственной программы по предмету "Физическая культура";
– требует совершенствования организация дополнительного образования школьников по физической культуре;
– не эффективно используется каникулярное время для организации оздоровительной, физкультурно-спортивной работы;
– требует своего решения проблема финансового и социального обеспечения учителя физической культуры;
– организация внеурочной (внеклассной) физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях должна составлять клубный принцип;
– недостаточно пропагандируется среди школьников здоровый образ жизни средствами физической культуры, вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом;
– не разработана методика внедрения малых форм (гимнастика до занятий, физкультминутка и т.д.) физического воспитания в физкультурно-оздоровительный режим школы;
– не созданы необходимые условия для организации процесса физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, а также школьников с ограниченными физическими возможностями.
4. В сфере развития физической культуры в системе начального профессионального образования:
– требует своего совершенствования технология образовательного процесса по физической культуре в системе начального профессионального образования;
– недостаточная обеспеченность физкультурными кадрами с высшим специальным образованием;
– низкая оснащенность спортивным инвентарем многих учреждений начального профессионального образования;
– отсутствие системы нормативных требований прикладной направленности;
5. В сфере развития физической культуры в системе среднего и высшего профессионального образования:
– несоответствие современным требованиям программы по физической культуре;
– низкий уровень заработной платы преподавателей;
– во многих ВУЗах и ССУЗах недостаточно организована система физкультурно-спортивных услуг студентам;
– требует совершенствования организация общественных органов управления физической культурой и спортом в ВУЗах и ССУЗах;
– на недостаточном уровне находится обеспеченность студентов учебно-методической литературой по физической культуре и спорту;
– не разработана система массового охвата студентов внеаудиторными формами занятий по физической культуре;
6. В сфере развития физической культуры трудящихся на производстве и в учреждениях:
– в производственных коллективах не создана система физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
– не проводится диспансеризации физического здоровья трудящихся;
– во многих предприятиях, учреждениях не проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня;
– недостаточно разработан порядок использования оздоровительных баз для организации семейного отдыха трудящихся с использованием средств физической культуры и спорта;
– не создана система личной заинтересованности работающих на производстве в занятиях физическими упражнениями;
– не проводятся городские (районные) отраслевые Спартакиады среди работников здравоохранения, образования, культуры, спорта, средств массовой информации, торговли, транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и строительства финансово-казначейских учреждений, административных, министерских органов и других.
7. В сфере развития физической культуры по месту жительства горожан:
– недостаточная нормативная база для развития физической культуры и спорта по месту жительства и как следствие недостаток постоянных и стабильных источников финансирования на содержание подростковых клубов, детско-юношеских центров, спортивных сооружений, их материально-технического оснащения;
– недостаток специалистов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства горожан;
– отсутствие системы стимулирования кадров в физкультурно-спортивной работе по месту жительства горожан.
8. В сфере развития любительского и профессионального спорта:
– недостаточная обеспеченность детско-юношеских спортивных школ и клубов спортивным инвентарем и оборудованием, спортивной экипировкой, учебно-методической литературой;
– большая текучесть тренерских кадров ДЮСШ, СДЮШОР из-за низкой заработной платы;
– отсутствие постоянно действующих курсов повышения квалификации специалистов спорта;
– отсутствуют средние и высшие специальные учебные заведения по подготовке тренерских кадров, особенно для детского спорта;
– не налажена система подготовки менеджеров для спортивной индустрии;
– недостаточно развитая сеть физкультурно-спортивных клубов, центров, общественных спортивных объединений, организаций, профессиональных спортивных клубов;
– низкая эффективность работы многих отделений по видам спорта детско-юношеских спортивных школ;
– отсутствие у многих детско-юношеских спортивных школ (СДЮШОР, ДЮСШ) современных специализированных спортивных баз для обеспечения круглогодичного учебно-тренировочного процесса в соответствии с программой по традиционным олимпийским видам спорта - баскетболу, волейболу, футболу, теннису, спортивной гимнастике, гребле академической, гребле на байдарках и каноэ, парусному спорту, плаванию, легкой атлетике, лыжным гонкам и биатлону, стрельбе пулевой и стендовой, конному спорту;
– недостаточное финансирование детско-юношеских спортивных школ, особенно в части обеспечения учащихся табельным спортивным инвентарем, спортивной экипировкой, питанием в спецклассах, их участие в республиканских и всероссийских соревнованиях и на аренду спортивных сооружений;
– отсутствуют специализированные спортивные классы по многим олимпийским видам спорта;
– недостаточное освещение в средствах массовой информации спортивной жизни города;
– недостаточное внедрение результатов научных исследований в практику подготовки спортсменов;
– отсутствует система допингового контроля за использованием фармакологических средств в спортивной деятельности.
Основными целями Программы являются:
– повышение роли физической культуры и спорта в жизни города;
– сохранение и укрепление здоровья населения, формирование потребности в здоровом образе жизни;
– создание условий для занятий физической культурой и спортом горожан, особенно детей и молодёжи;
– координация деятельности муниципальных и общественных учреждений по развитию физической культуры и спорта.
Основными задачами являются:
– пропаганда и популяризация физической культуры и спорта среди молодежи, формирование устойчивой мотивации физической активности;
– укрепление здоровья населения, борьба с негативными явлениями социального характера через занятия физической культурой и спортом;
– всестороннее и гармоничное развитие личности;
– развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;
– формирование потребности каждого человека в физическом и нравственном совершенствовании;
– создание условий для занятий любыми видами спорта и физической культурой;
– подготовка высококвалифицированных спортсменов, способных достойно защищать честь района, Республики и России на крупнейших международных соревнованиях.
– разработка научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в городе;
– анализ подготовки квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта;
– внедрение инновационных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
– привлечение к процессу развития физической культуры и спорта субъектов различных форм собственности;
– мониторинг физического развития населения города.
В сложившихся социально-экономических условиях перед муниципальными органами управления физической культурой и спортом стоят две основные задачи:
– сохранить имеющийся положительный опыт работы в данной отрасли;
– осуществить переход физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением на новую концептуальную основу.
Исполнители Программы:
– Администрация города Нижнекамска и Нижнекамского района;
– Управление по физической культуре и спорту администрации города Нижнекамска;
– Управление по образованию администрации города Нижнекамска;
– Управление по делам молодёжи и спорту администрации города Нижнекамска.
Источники финансирования Программы:
– средства федерального бюджета;
– республиканский бюджет;
– городской бюджет;
– целевой бюджетный фонд;
– привлечённые средства.
Проведение мероприятий, поддержка команд мастеров и спортивных клубов города в части реализации целевой комплексной Программы "Развития массовой физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ на период 2009-2010 г.г." является расходным обязательством муниципального образования - Нижнекамский муниципальный округ Республики Татарстан. Администрация города в течение финансового года вправе вносить изменения в план мероприятий и перечень коллективов. Ожидаемые результаты реализации Программы:
– объединение усилий подразделений администрации города и района, общественных организаций, иных структур в развитии физической культуры и спорта;
– создание системы взаимодействия органов местного самоуправления с физкультурно-спортивной общественностью и населением города;
– снижение уровня заболеваемости граждан в целом и молодежи в частности, повышение ресурсов их здоровья и устойчивости к неблагоприятным условиям;
– увеличение численности молодежи, занимающейся физической культурой и спортом;
– снижение численности злоупотребляющих алкоголем лиц и лиц, употребляющих наркотические вещества, среди молодежи;
– повышение эффективности борьбы с правонарушениями;
– улучшение качества подготовки спортсменов высокой квалификации и сохранение спортивных резервов;
– восстановление, реконструкция и развитие материально-технической спортивной базы;
– активизация участия молодежи в спортивно-массовых мероприятиях;
– развитие физических качеств подрастающего поколения, совершенствование подготовки к несению воинской службы;
– повышение профессионального уровня и конкурентоспособности выпускников учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре и спорту.
Управление и контроль за реализацией Программы возлагаются на Координационный совет по развитию физической культуры и спорта. Состав Координационного совета по развитию физической культуры и спорта утверждается распоряжением главы администрации города. Ход выполнения Программы рассматривается на заседании Координационного совета по развитию физической культуры и спорта 2 раза в год. Непосредственное руководство реализацией Программы осуществляет Управление по физической культуре и спорту администрации города.
Реализация программных мероприятий возлагается на ответственных исполнителей, которыми являются структурные подразделения администраций города, районов города. Нормативное правовое обеспечение Программы:
– Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
– "Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №1507-р;
– Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", принятая Постановлением Правительства РФ 11.01.2006 года № 7;
– Устав муниципального образования - Нижнекамский муниципальный округ Республики Татарстан.
Комплекс программных мероприятий, направленный на развитие физической культуры и спорта и вовлечение молодежи, содержит мероприятия:
– формирование нормативно-правовой базы по вопросам физической культуры и спорта;
– развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;
– совершенствование форм организации массовой физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва;
– кадровое обеспечение физической культуры и спорта;
– пропаганда физической культуры и спорта.
Данные мероприятия развития физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе направлены на выполнение соответствующих задач, предъявляемых к возрасту, полу, характеру учебной деятельности, уровню здоровья и степени физической подготовленности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.