Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником

1.1 Специфика профессионального общения в социальной работе

1.2 Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

1.3 Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления

Вывод

Глава II. Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника

2.1 Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в профессиональном общении социального работника

2.1.1 Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"

2.1.2 Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик

2.1.3 Описание технологии проблематизации

2.2 Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности.

В основном мыслительная деятельность человека осуществляется в режиме "автопилота" на основе сложившихся у него стереотипов мышления, как программ этой деятельности. Как складываются такие стереотипы мышления? они формируются в основном стихийно, начиная с самого раннего детства. Общаясь с людьми, каждый ребенок с детства усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он так же учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических и других сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно так же они воспитываются и в определенной логосфере (т. е. интеллектуальной, мыслительной атмосфере определенной социальной группы или общественной среды), под влиянием которой в первую очередь складываются навыки логического мышления. Основными социальными средами, в которых формируется человек, можно считать семью, образовательный учреждения и профессиональные коллективы. Следовательно, и логосферы этих социальных "инкубаторов" обеспечивают становление и развитие логической культуры человека.

Сформировавшиеся таким образом стереотипы мышления откладываются в подсознании человека. Именно подсознание, на основе этих стереотипов программ деятельности, управляет процессом мышления. Вот почему человек часто не может дать себе ответ на вопрос, почему он в данном случае рассуждал так, в другом случае иначе, и вообще, складывается впечатление, что мышление протекает само собой.

Сознание включается тогда, когда результат получается не тот, который ожидался, а, следовательно, возникает необходимость сознательной логической оценки своей или чужой мыслительной деятельности. Мышление осуществляется в режиме "ручного" управления и в том случае, когда человек решает какие-либо нетипичные для его мышления, проблемные ситуации с опорой на сознательной использование правил логического обсуждения.

В результате воздействия совокупности всех факторов у человека могут возникнуть сложности (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, требующей ее перестройки, т.е. ригидность мышления. При решении задач необходимо умело распоряжаться наличными средствами работы, без обращения к основаниям формирования самих средств. Но при возникновении проблемной ситуации наличных средств выхода из затруднения оказывается недостаточно (или они представляются неадекватными); требуется пересмотр наличного "инвентаря". Таким образом, для "расшатывания" ригидности требуется наличие проблемной ситуации.

Противоречие: есть практическая потребность во внедрении в деятельность социального работника технологии проблематизации, ослабляющей мыслительные стереотипы, но не разработаны подходы к использованию данной технологии в профессиональном общении.

Проблема: каковы возможности технологии проблематизации (ослабляющей мыслительные стереотипы) в социальной работе с целью повышения эффективности разрешения проблем клиентов социальным работником.

Объект – профессиональное общение социального работника с клиентом в проблемной ситуации.

Предмет – технология проблематизации, используемая для ослабления мыслительных стереотипов, как средство разрешения клиентской проблемы в социальной работе.

Цель – изучить возможности применения технологии проблематизации в социальной работе для разрешения проблем клиента через нахождение и формирование новых алгоритмов деятельности.

Задачи:

1. Дать сущностную характеристику профессионального общения социального работника с клиентом в проблемной ситуации (какие проблемы возникают, т.д.)

2. Выявить проблемы профессионального общения социального работника в связи со стереотипностью мышления клиента.

3. Определить технологию ослабления мыслительных стереотипов клиента, обеспечивающую возможность построения новых алгоритмов деятельности в разрешении проблемной ситуации.

На основе проведенных рассуждений можно сделать вывод, что изучение правил логического мышления не приводит однозначно к повышению логической культуры мышления, так как знание этих правил не означает автоматического их применения, необходимо, чтобы эти правила (при многократном их сознательном использовании) привели к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применялись затем в режиме "автопилота", как только в них появляется нужда.

Таким образом, можно говорить о том, что сознании человека сформировались мыслительные структуры консервативного типа, не поддающиеся корректировке в условиях задачного типа обучения.

Возникновение данных структур обусловлено несколькими факторами, заключающимися в особенностях, которые условно можно поделить на несколько групп. Это особенности:

1. Воспитания.

2. Образования.

3. Государственной социальной политики.

4. Психики человека.

5. Менталитета (этот фактор можно назвать доминантным, так как он влияет на организацию остальных четырех).

В постановке гипотезы мы исходим из следующей посылки: стереотипность мышления – это вредная привычка. Структура привычки – жесткая, неизменная последовательность действий, фактически, алгоритм.

За этим стоит ценностная ориентация на гарантированный результат. Гарантированность и предсказуемость результата повышает уровень комфортности и снижает уровень тревожности в процессе его достижения. Любое отклонение от предсказуемости и определенности, наоборот, повышает уровень тревожности и вызывает неприятные ощущения, что формирует мотив избегания ситуации неопределенности. Отсюда, отсутствие интереса к изменению характера привычного действия.

Противоречие возникает за счет такого изменения характера жизненной ситуации человека, когда он уже не может обеспечить удовлетворительный уровень своего существования, применяя привычные средства. В этом случае наступает либо фрустрация – человека "заклинивает" и он не в состоянии самостоятельно выбраться в конструктивное русло, либо он начинает искать более адекватные средства своей деятельности, то есть, вынужден развиваться.

Теоретические основы данной работы – результаты исследователей: Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Григорьева С.И., Узнадзе Д.Н., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована социальными работниками и другими специалистами в работе с клиентами.



Вывод

 

Естественное поведение социального работника способствует снятию коммуникативных барьеров, возникающих в процессе профессионального взаимодействия; положительно сказывается на перцептивном аспекте общения, т. е. улучшении восприятия и понимания людьми друг друга; способствует реализации продуктивных стратегий взаимодействия, таких как компромисс и сотрудничество в отличие от избегания, приспособления и соперничества. Психологический смысл такого поведения заключается в способности человека отказаться от различных социальных ролей, позволяя актуализироваться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению, в котором реализуется согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование.

На арсенальный набор стереотипов человека существенным образом влияет менталитет, обуславливающий организацию социальной жизни и быта, набор социальных норм, а также общекультурно-образовательный уровень, так как менталитет определяет содержание, формы, методы и следствия воспитания и образования, результатом которых является набор жизненных ценностей и установок, которые во многом определяют цели и деятельность по их достижению.



Вывод

 

Можно сделать вывод, что, во-первых, проблемность – это неотъемлемая черта познания в целом, она закономерно вытекает из объективного отношения субъекта познания к бытию. Во-вторых, особую острую проблемность для субъекта приобретает ситуация при обнаружении в ней противоречий. Наличие проблемной ситуации, противоречий ее данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их снятие.

Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах связанных с упорядочиванием и отбором информации, стереотипизация выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшими из которых являются: поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т. д.

Для изучения социальных стереотипов и побуждений и в качестве теоретической основы объяснения механизмов восприятия используется концепция гипотез теорий восприятия. По данной концепции индивидуумы воспринимают социальные объекты в свете определенных гипотез о возможных причинных взаимосвязях социальных процессов и явлений и в соответствии с данными субъективными предположениями интерпретируют их. Таким образом, само восприятие понимается и интерпретируется в качестве постоянного процесса проверки гипотез, которые могут рассматриваться как наивные теории повседневного мышления. Они могу иметь (и чаще всего имеют) субъективный характер, защищая личность от неопределенности в случае недостатка информации.

Социальная перцепция как составная процесса общения играет большую роль в деятельности специалиста по социальной работе, потому что она дает возможность, во-первых, по внешнему проявлению понять, что собой представляет клиент, проникнуть в глубину его личностной структуры, выяснит особенности его индивидуальности; а во-вторых, дает возможность по внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние клиента, переживаемое им в данный момент, то есть формирует у социального работника эмпатийное отношение к клиенту, что является важным фактором в успешной деятельности социально работника, поскольку клиент начинает активно доверять человеку, проникшемуся его проблемой.

Диагноз проблем клиента носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы (отсюда видна значительная роль социально-психологической диагностики, суть и содержание которой в социальной работе отлично от понимания ее в социальной психологии, где она понимается узко). В практике социальной работы она определяется как процесс выявления сути и содержания проблем клиента, их причин в единстве социальных, психологических и собственно социально-психологических компонентов, их составляющих, и постановки диагноза.

Для снятия стереотипов и помощи клиенту большую пользу оказывает методика проблематизации. Особенности проблемности социального мышления, ее механизмы, типы, определяются уровнем социальной адаптированности личности и выражаются в сочетание параметров, детерминант собственно социального мышления личности, а именно: в типе личностного осознания и типе личностного переживания социальных проблем. Под социальной адаптированностъю понимается результат процесса активного приспособления индивида к изменяющимся условиям и их преобразования с помощью различных средств, особый характер его деятельности по установлению относительно стабильных условий среды. Эта адаптация требует решения повторяющихся, типичных задач путем использования принятых способов социального поведения.

В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми - это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

- подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;

- явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;

- недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

- социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.

В процессе работы на начальном этапе было отмечено наличие стереотипа мышления, связанного с недоверием к социальному работнику, который был обусловлен возрастной разницей, то есть установка имела следующий вид: "молодой социальный работник не сможет понять проблемы и тревоги человека, который намного старше". В процессе работы (беседы, анкетирование) при помощи технологии проблематизации нами была предпринята попытка снять влияние данного стереотипа по отношению к социальному работнику, а решить проблемы клиента.

Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.

Таким образом, на заключительном этапе исследования были сделаны выводы, что технология проблематизации является оптимальным способом снятия стереотипов мышления у пожилых людей. Поэтому можно говорить о том, что задачи данной дипломной работы решены и, следовательно, цель достигнута.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Rao V., Kendal K.A. World Guide to Social Work Education. - N.Y.: Council on Social Work Education, IASSW.

2. Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. – Новосибирск, 1990.

3. Бодрова Е.В. Степанов С. Ю. Анализ типов понимания и проблема формирования творческого отношения к тексту. – В кн.: Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. – М.: ИФАН СССР. 1981. С. 10-102.

4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.

5. Выгодский Л. С. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М.: МГУ, 1982. – С. 138-142.

6. Гипенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. Хрестоматия по общей психологии мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

7. Григорьева С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России. / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1999.

8. Журавлев В.Н. Сознание, подсознание и логическая культура мышления. Культура. Образование. Духовность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Бийского государственного педагогического института (23-24 сентября) 1999 г.: В. 2-х ч. Ч. 1. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

9. Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция мышления.- Новосибирск, 1990.

10. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. // Вопросы психологии. – 1980. - № 5. С. 112-117.

11. Исследование проблем психологии творчества. – М.: Наука, 1983. - С. 336.

12. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – Кемерово, 1991. - С. 46-49.

13. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. – Новосибирск, 1990.

14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1983. Т. I – 392 с., т. II – 320 с.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1987.

16. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.124-138.

17. Палагина И. В., Семенов И.Н. Развитие творческого потенциала учащихся через активизацию рефлексии и коррекцию общения в диаволическом мышлении// Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. – Новосибирск, 1990.

18. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная прикладная. – М., 1990.

19. Проблемы занятости и трудоустройства молодежи. // Социс. – 2006. - №1.

20. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петрова, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990 - С. 384-385.

21. Роик В. Социальная политика времен отказал от патернализма и иждивенчества. // Человек и труд. - 1997. - № 2. - С. 62-65.

22. Ромм М.В., Андриенко Е.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. – Новосибирск, 1999.

23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 328с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

25. Семенов И. Н. Опыт разработки и внедрения рефлексии в изучение и развитие творчества. // Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. – Новосибирск, 1990.

26. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М., 1990.

27. Семенов И. Н., Степанов С. И. Рекомендации по диагностики практического интеллекта. – Фрунзе, 1985.

28. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексии в организации творческого мышления и саморазвитии личности. // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. - С. 35-42.

29. Словарь--справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – С. 357.

30. Социальная политика – истоки кризиса и пути преодоления. // Человек и труд. - 1995. - № 9. - С. 42-44.

31. Степанов С. Ю. Проблема концептуально-методического отображения процесса мышления. // Вопросы психологии. – 1988. - № 5.

32. Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество. – Новосибирск, 1990.

33. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. – М., 1987.

34. Степанов С.Ю. Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. – 1982. - № 1. С. 99-104.

35. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизации совместной деятельности. - М., 1987. - С. 249-250.

36. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

37. Творчество и педагогика. Т. IV. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. / Под ред. Я.А.Пономарева. И.Н. Семенова, С. Ю. Степанова. – М., 1988.

38. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.121-144.

39. Узнадзе Д.Н. Теория установки. / Под редакцией Ш.А.Надирашвили, В.К.Цаава. - Москва-Воронеж, 1997.

40. Философская энциклопедия. - Статья "Апория". – М., 1960. - Т.I, С. 83.

41. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: Дашков и К°, 2003. – С.31.



Приложение 1

Результаты анкетирования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником

1.1 Специфика профессионального общения в социальной работе

1.2 Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

1.3 Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления

Вывод

Глава II. Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника

2.1 Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в профессиональном общении социального работника

2.1.1 Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"

2.1.2 Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик

2.1.3 Описание технологии проблематизации

2.2 Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности.

В основном мыслительная деятельность человека осуществляется в режиме "автопилота" на основе сложившихся у него стереотипов мышления, как программ этой деятельности. Как складываются такие стереотипы мышления? они формируются в основном стихийно, начиная с самого раннего детства. Общаясь с людьми, каждый ребенок с детства усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он так же учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических и других сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно так же они воспитываются и в определенной логосфере (т. е. интеллектуальной, мыслительной атмосфере определенной социальной группы или общественной среды), под влиянием которой в первую очередь складываются навыки логического мышления. Основными социальными средами, в которых формируется человек, можно считать семью, образовательный учреждения и профессиональные коллективы. Следовательно, и логосферы этих социальных "инкубаторов" обеспечивают становление и развитие логической культуры человека.

Сформировавшиеся таким образом стереотипы мышления откладываются в подсознании человека. Именно подсознание, на основе этих стереотипов программ деятельности, управляет процессом мышления. Вот почему человек часто не может дать себе ответ на вопрос, почему он в данном случае рассуждал так, в другом случае иначе, и вообще, складывается впечатление, что мышление протекает само собой.

Сознание включается тогда, когда результат получается не тот, который ожидался, а, следовательно, возникает необходимость сознательной логической оценки своей или чужой мыслительной деятельности. Мышление осуществляется в режиме "ручного" управления и в том случае, когда человек решает какие-либо нетипичные для его мышления, проблемные ситуации с опорой на сознательной использование правил логического обсуждения.

В результате воздействия совокупности всех факторов у человека могут возникнуть сложности (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, требующей ее перестройки, т.е. ригидность мышления. При решении задач необходимо умело распоряжаться наличными средствами работы, без обращения к основаниям формирования самих средств. Но при возникновении проблемной ситуации наличных средств выхода из затруднения оказывается недостаточно (или они представляются неадекватными); требуется пересмотр наличного "инвентаря". Таким образом, для "расшатывания" ригидности требуется наличие проблемной ситуации.

Противоречие: есть практическая потребность во внедрении в деятельность социального работника технологии проблематизации, ослабляющей мыслительные стереотипы, но не разработаны подходы к использованию данной технологии в профессиональном общении.

Проблема: каковы возможности технологии проблематизации (ослабляющей мыслительные стереотипы) в социальной работе с целью повышения эффективности разрешения проблем клиентов социальным работником.

Объект – профессиональное общение социального работника с клиентом в проблемной ситуации.

Предмет – технология проблематизации, используемая для ослабления мыслительных стереотипов, как средство разрешения клиентской проблемы в социальной работе.

Цель – изучить возможности применения технологии проблематизации в социальной работе для разрешения проблем клиента через нахождение и формирование новых алгоритмов деятельности.

Задачи:

1. Дать сущностную характеристику профессионального общения социального работника с клиентом в проблемной ситуации (какие проблемы возникают, т.д.)

2. Выявить проблемы профессионального общения социального работника в связи со стереотипностью мышления клиента.

3. Определить технологию ослабления мыслительных стереотипов клиента, обеспечивающую возможность построения новых алгоритмов деятельности в разрешении проблемной ситуации.

На основе проведенных рассуждений можно сделать вывод, что изучение правил логического мышления не приводит однозначно к повышению логической культуры мышления, так как знание этих правил не означает автоматического их применения, необходимо, чтобы эти правила (при многократном их сознательном использовании) привели к выработке правильных стереотипов мышления, которые, уйдя в подсознание, применялись затем в режиме "автопилота", как только в них появляется нужда.

Таким образом, можно говорить о том, что сознании человека сформировались мыслительные структуры консервативного типа, не поддающиеся корректировке в условиях задачного типа обучения.

Возникновение данных структур обусловлено несколькими факторами, заключающимися в особенностях, которые условно можно поделить на несколько групп. Это особенности:

1. Воспитания.

2. Образования.

3. Государственной социальной политики.

4. Психики человека.

5. Менталитета (этот фактор можно назвать доминантным, так как он влияет на организацию остальных четырех).

В постановке гипотезы мы исходим из следующей посылки: стереотипность мышления – это вредная привычка. Структура привычки – жесткая, неизменная последовательность действий, фактически, алгоритм.

За этим стоит ценностная ориентация на гарантированный результат. Гарантированность и предсказуемость результата повышает уровень комфортности и снижает уровень тревожности в процессе его достижения. Любое отклонение от предсказуемости и определенности, наоборот, повышает уровень тревожности и вызывает неприятные ощущения, что формирует мотив избегания ситуации неопределенности. Отсюда, отсутствие интереса к изменению характера привычного действия.

Противоречие возникает за счет такого изменения характера жизненной ситуации человека, когда он уже не может обеспечить удовлетворительный уровень своего существования, применяя привычные средства. В этом случае наступает либо фрустрация – человека "заклинивает" и он не в состоянии самостоятельно выбраться в конструктивное русло, либо он начинает искать более адекватные средства своей деятельности, то есть, вынужден развиваться.

Теоретические основы данной работы – результаты исследователей: Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Григорьева С.И., Узнадзе Д.Н., Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована социальными работниками и другими специалистами в работе с клиентами.



Глава I. Стереотипность мышления как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.