Цели:
Оборудование и литература:
1.Тетради.
2. Плакаты с портретом Петра I.
3.Тексты Костомарова, Ключевского, документы, помещенные в тексте учебника.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Длится 3-4 минуты, в ходе, которого проверяется наличие учащихся в классе и готовность класса к уроку.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы приступим к изучению очень важной темы. Эта тема связана с именем Петра I.
Давайте, я немного расскажу о нем.
27 апреля 1682 по решению Боярской Думы царем избрали Петра, но уже 15 мая, царевна Софья, при поддержке стрельцов установила троевластие. Царями объявили Петра и Ивана, а регеншей - Софью. Навсегда в памяти Петра остались кровавые сцены бкнта стрельцов. По приказу Софьи на крыльцо Кремля выгоняли родственников и приближенных царицы Натальи - матери Петра - и затем бросали их на поставленные колья и бердышки..
После этих событий Петр и его мать отправились в вынужденную ссылку в село Преображенское. Там началось формирование будущего реформатора России. Петр, оказавшись в Преображенском, на получил, подобно отцу и брату Федору, традиционного образования московских царевичей. Петр был умен и любознателен. Он любил науки, которые бы приносили конкретную пользу - математику, астрономию, географию, медицину. Особенно ярким подходом Петра и его рационализация русского алфавита.
Все свободное время Петр проводил в Немецкой слободе. Он был западником и все западное хотел принести в Россию. Он привнес в Россию следующие реформы.
Вопросы:
1. В каком году Петр был избран царем по решению Боярской Думы?
2. Кем была установлена политическая система троевластия?
3. Почему Петра с матерью сослали в Преображенское?
4. Какие науки Петр любил изучать больше всего?
А теперь обратимся к тексту документа. Документ опубликован в учебнике В.Н. Буганов и П.Н Зырянова «История России».- М.: Просвещение, 2003.- с.47.
«Однако на самом деле все процессы, которые происходили с Московским царством за время деятельности Петра, имели более сложный и противоречивый характер, чем представляется некоторым историкам и публицистам. Они обладали внутренней логикой развития и до сих пор не расшифрованной еще загадочной интригой, связанной с тайными пружинами деспотической власти. Естественно, что великие преобразования были немыслимы без совершенствования всей системы управления страной. Петр Великий провел целую серию реформ в области государственного управления, на основе рационализации, централизации и бюрократизации. Он упразднил такие важные институты сословно-представительной монархии, как Боярская Дума, 80 приказов, патриаршество, и учредил вместо них в духе абсолютизма Правительствующий Сенат, 12 коллегий и Священный Синод, а также прокуратуру, фиск, Тайную канцелярию и постоянные посольства за границей. Петр в существенных чертах преобразовал институты царской власти Московского государства в имперскую систему управления. Самодержец стал не только носителем, но и источником неограниченной высшей власти. Сам Петр весьма остроумно и афористично сформулировал ее суть: «Царю закон не писан, он сам их пишет». Следует отметить, что он лично написал более шести тысяч указов и распоряжений. Он считал, что «надлежит указы и законы писать ясно, чтобы их не перетолковывали». Следуя лучшим европейским стандартам управления, абсолютный монарх учредил вместо 100 воеводств и наместничеств 20 провинций, объединив их в 8 генерал-губернаторств, перейдя тем самым к территориальному делению страны и ликвидировав остатки феодального сепаратизма.
Данная реформа во многом созвучна с административными преобразованиями российских территорий, происходящими в наше время. Петр лично в 1722 г. разработал и утвердил Табель о рангах, рационализировал, модернизировал и унифицировал военную, морскую, гражданскую и придворную структуру должностей, званий и чинов. Поэтому не случайно, что и современные реформаторы, начав административные преобразования, готовят новый Табель о рангах государственных чиновников и служащих. Следует отметить, что при Петре насчитывалось всего около трех тысяч чиновников на 15 миллионов населения, или 1 чиновник на 500 жителей. В наши дни в Российской Федерации один государственный служащий приходится на десять жителей, а их общее число равняется количеству всего населения Российской империи в годы царствования Петра.
По результатам проводится беседа по следующим вопросам:
1. На каких теоретических основах Петром I были проведены реформы власти и органов местного самоуправления?
2. Какие старые властные институты были упразднены Петром I?
3. Какие новые институты власти и самоуправления были введены Петром?
4. Когда был учрежден «Табель о рангах»?
По результатам изучения документа заполните следующую таблицу:
Реформа | Содержание реформы. | Результаты реформы. |
Домашнее задание:
1. Прочитайте параграф учебника.
2. Составьте по результатам изучения источников список тех реформ Петра, которые были результативны.
Приложение 2
Разработка занятия с использованием технологии проблемного обучения.
Практическое занятие по теме по теме «Эпоха Петра Великого».
Цели: 1.Закрепить полученные знания по изучению темы : «Эпоха Петровских преобразований».
2.Развивать способность учащихся анализировать роль личности в истории
3.Воспитывать у учащихся уважение к личности Петра и к той роли, которую он сыграл в судьбе страны.
Документы опубликован в учебнике В. Н. Буганов и П.Н Зырянова «История России».- М.: Просвещение, 2003.- с.47.
В. Н. Буганов Петр I. - М.: Просвещение, 1983.
Румянцева В. И. Петр I.Тесты для подготовки к занятиям на уроках истории.- М. ВЛАДОС, 2002.
Ход занятия:
Организационный момент. Длится 3-4 минуты, в ходе которого проверяется наличие учащихся в классе и готовность класса к уроку.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас последний урок по изучению личности и реформ, которые были проведены Петром I. В ходе нашей работы мы должны закрепить все то, что мы узнали о жизни и деятельности этого великого государя.
Сегодняшнее занятие я предлагаю провести в форме практического занятия с обсуждением следующих задач по теме. Так как деятельность по решению этого типа задач для вас еще является новой, то первые из них мы попробуем разобрать совместно.
Первые три задачи учащиеся разбирают совместно с учителем, читают тест источника, ищут ответы на них, аргументируют свою позицию.
Учитель наводящими вопросами подсказывает нить решения, анализируются совместно возникающие в ходе обсуждения затруднения.
Проблемные вопросы и задачи по истории России.
Эпоха Петра I .
Решение проблемных задач
1.Сословное деление начало складываться еще на Руси и своего расцвета достигло уже в условиях Российской империи. Однако в таком мощнейшем институте, как церковь, сословного деления не произошло. Почему?
2.Петр I, посетив английский парламент, изрек: «Весело слушать, когда подданные открыто, говорят своему государю правду: вот чему надо учиться у англичан». Однако сам он не спешил перенести такие демократические порядки в Россию. Почему?
3.В 1700 г. леса как особо ценное государственное имущество были переданы в ведение Морского приказа, а позднее в связи с ре организацией приказной системы — под управление Адмиралтейской коллегии. Речь идет о лесе. При чем тут моряки?
4.Вот один из эпизодов Северной войны. В 1700 г. под Нарвой появились шведские войска во главе со своим королем. Узнав об этом, Петр I... покинул свое войско и уехал в Новгород, передав командование иноземцу фон Кроа. Почему Петр I так посту пил, чем руководствовался? Ведь царю следовало возглавить битву со шведами, тем более, что противника возглавлял сам король. Не отъезд ли Петра I стал главной причиной поражения русского войска (30-40 тыс. чел.) от Карла XII (18 тыс. чел.)?
5.Кондратий Булавин (1660-1708) являлся предводителем восстания в России 1707-1709 гг. Это восстание часто оценивается как народное, антифеодальное и т.п. Возможно, это и так. Но ведь в это время Россия вела изнурительную Северную войну (1700-1721), Петр I «рубил» окно в Европу, возвращал России ее исконные территории. Как видим, время для Отечества было сложнейшим. Так как же в этих условиях можно назвать Булавинское восстание — народным движением во благо России или ударом в спину России?
6. При Петре I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась на льготных условиях частным лицам. С какой целью? Разве не могло само государство управлять заводами, если оно сумело их построить? Кроме того, передавая заводы в частные руки, государство лишалось значительной части доходов. Почему же проводилась такая политика?
7. При Петре I монастыри обезлюдели с потерей земель и вот чин. Богатые обители обеднели до крайности, а средние закрылись. Во многих монастырях церкви стояли без глав и крестов, крыши их поросли мхом, кельи, покосившись в сторону, стояли на подпорах, ограды были полуразрушенными. Почему Петр I, который был верующим человеком и никогда не отрицал христианство, допускал, а то и способствовал разорению монастырей? Ведь религия была опорой его власти.
8. В свое царствование Петр I при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам. С этого времени до второй половины царствования Екатерины II все высшие руководящие посты в церковной иерархии занимали только малороссы. Почему?
9. Почему А.В. Суворов стал Рымникским, П.А. Румянцев — Задунайским, Г.А. Потемкин — Таврическим — понятно: по названию мест, где они одерживали победы. Но вот А.Д. Меншиков в 1705 г. стал (с помощью Петра I) князем Священной Римской империи. За какие заслуги и почему? Ведь Рим русские никогда не брали.
8. Развитие любого государства — это в первую очередь развитие ее экономики. В то время как во всех странах происходило освобождение крестьян и образование промышленного и торгового сословия физическое принуждение заменялось на экономическое, реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?
9. При всей зримой пользе христианства на Руси оно постоянно подвергалось критике за отстаивание власти имущих, за способствование угнетению сословных низов. Это так.
Но почему тогда время от времени против церкви выступали именно имущие классы, как это было, к примеру, при Алексее Михайловиче или при Петре I?
10.Во второй части прибавления к Духовному регламенту (1724) приведено такое постановление: «Монахам никаких писем, как и выписок из книг не писать, чернил и бумаг не держать». Почему Петр I шел на такой шаг? Чем монахи так провинились перед царем и государством? В заключительной части занятия учителем проводится обобщающая беседа в ходе которой обсуждаются результаты работы, анализируются типичные ошибки, допущенные учащимися, поощряются удачные ответы и мысли, которые были высказаны в ходе решения.
Приложение 3
Дата: 2019-05-28, просмотров: 252.