Обращения граждан - индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной или устной форме.
Принудительные меры медицинского характера могут применяться не только к лицам, совершившим общественно опасное деяние, подпадающее под признаки какой-либо статьи Особенной части Уголовного кодекса, но и лицам, нуждающимся в этом. Они заключаются в оказании ему медицинской помощи с целью его излечения, или улучшения его психического состояния, а также предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний.
Если лицо совершило общественно опасное действие, предусмотренное уголовным законом, и есть сомнения в его психической полноценности-оно направляется на судебно-психиатрическую экспертизу. При признании лица невменяемым суд прекращает дело производством. Одновременно при необходимости назначается определенная принудительная мера медицинского характера.
Закон указывает на 4 основания применения принудительных мер медицинского характера: 1) невменяемость лица к моменту совершения им общественно опасного деяния, 2) заболевание психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания после осуждения, 3) установление у него психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Принудительные меры медицинского характера назначаются, если психическое расстройство обуславливает возможность причинения этими лицами существенного вреда себе или окружающим. В этом случае назначение принудительных мер медицинского характера связывается как с лечебным воздействием на лицо, так и с защитой иных лиц, а также самого этого лица от причинения вреда.
Назначая принудительную меру медицинского характера того или иного вида, суд учитывает только медицинские показатели и опасность лица для окружающих и для самого себя. Не принимается во внимание характер и тяжесть преступления. Содеянное лицом может учитываться только как симптом, свидетельствующий о состоянии здоровья и опасности лица.
Оценивая общественную опасность лица, суд выбирает вид
наказания. Если при рассмотрении уголовного дела суд не сочтет нужным назначить лицу, признанному невменяемым, принудительных мер медицинского характера либо в случае прекращения таких мер вследствие выздоровления лица или изменения характера заболевания, он может передать лицо на попечение родственникам или опекунам. Принудительной мерой медицинского характера это не является. При этом обязательным условием является врачебное наблюдение. Поэтому лицо ставится на учет психиатрического лечебного учреждения по месту жительства.
Если лицо признано вменяемым и осуждено приговором суда к наказанию, не связанному с лишением свободы, наряду с назначением принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, оно обязано проходить такое наблюдение и лечение в соответствии с приговором суда. При этом амбулаторная психиатрическая помощь такому лицу оказывается независимо от его согласия и согласия его законных представителей.
В психиатрический стационар общего типа помещаются больные, совершившие общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь граждан, и по психическому состоянию не представляющие опасности для окружающих, но нуждающиеся в больничном содержании и лечении в принудительном порядке. Эти лица не требуют интенсивного наблюдения. В такого рода медицинских учреждениях, если они находятся в системе органов здравоохранения, содержатся как лица, направленные на принудительное лечение по определению суда, так и обычные больные, проходящие лечение по направлению врачей.
В психиатрический стационар специализированного типа также направляются больные, не представляющие угрозы для окружающих, но нуждающиеся в лечении в условиях постоянного усиленного наблюдения, что может быть обусловлено конфликтностью лица, его склонностью к побегу, некоторой агрессивностью, не связанной, однако, с особой опасностью для общества.
В психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением помещаются больные, которые по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляют особую опасность для общества. Они требуют постоянного интенсивного наблюдения. Это могут быть убийцы, насильники, лица, деяния которых отличаются особой жестокостью, агрессивностью, нетерпимостью к окружающим. В стационарах такого типа больные находятся под охраной в условиях, которые должны исключить возможность совершения ими нового общественно опасного деяния.
Лица, признанные невменяемыми, а также признанные вменяемыми и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не нуждающиеся в содержании в стационаре проходят лечение в психиатрических стационарах органов здравоохранения. Лица, признанные вменяемыми и осужденные к аресту или лишению свободы, проходят лечение в специальных больницах уголовно-исполнительной системы.
Ввиду невозможности прогнозировать время, необходимое для лечения больного, принудительные меры медицинского характера не связаны с определенным сроком. Вместе с тем, в интересах соблюдения прав подвергнутого таким мерам лица оно подлежит периодическому освидетельствованию в целях наблюдения за ходом его лечения, оценки степени его опасности для окружающих и для него самого, для изменения при необходимости вида принудительных мер медицинского характера, прекращения или продления принудительного лечения.
В случае, когда лицо, заболевшее в период предварительного следствия психическим расстройством и направленное на принудительное лечение, выздоравливает, суд прекращает применение принудительных мер медицинского характера и направляет дело для возобновления и дальнейшего производства предварительного следствия.
При осуждении лица к лишению свободы оно направляется в исправительное учреждение, в котором организовано такое лечение. В том случае, когда к моменту освобождения лечение не завершено, оно продолжается в названных выше учреждениях по месту жительства осужденного.
Если приговором суда принудительная мера медицинского характера была назначена лицу, осужденному к наказанию в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы либо лицу, осужденному условно, а затем это лицо за злостное уклонение от отбывания наказания либо вследствие отмены условного осуждения по установленным законом основаниям направлено для отбывания наказания в места лишения свободы, то назначенное приговором принудительное лечение продолжится в исправительном учреждении.
Если во время отбывания наказания в виде лишения свободы будет установлено, что осужденный нуждается в применении принудительной меры медицинского характера, а такая мера ему приговором суда назначена не была, администрация исправительного учреждения в соответствии с ч. 2 ст. 18 УИК входит в суд с представлением о применении к осужденному этой меры.
Сроки применения принудительной меры медицинского характера судом не устанавливаются. Они определяются медицинскими показаниями в ходе лечения. Лечебное учреждение, придя к выводу, что лечение завершено, направляет представление в суд, который принимает решение о прекращении лечения[48].
На основании постановления судьи Северодвинского городского суда Архангельской области гражданка О.В.Попова была госпитализирована в психиатрический стационар в принудительном порядке. Ее жалобы на это решение в Архангельский областной суд, прокуратуру Архангельской области и Генеральную прокуратуру Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.В.Попова просит проверить конституционность примененного в ее деле Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". По мнению заявительницы, его положения, в том числе статья 29, а также статьи 6, 24-27, 32, 34-36, противоречат статьям 19, 21, 22, 48, 55 и 123 Конституции Российской Федерации.
Нарушение своих конституционных прав О.В.Попова усматривает в том, что предусмотренная названным Законом возможность госпитализации лица в недобровольном порядке в психиатрический стационар, а также проводимое лечение умаляют достоинство личности, причиняют человеку моральные и физические страдания, наносят вред его здоровью; установленный порядок рассмотрения судьей заявления о принудительной госпитализации и процедура вынесения соответствующего постановления создают условия для неправомерного содержания лица в психиатрическом стационаре до судебного решения в течение более чем 48 часов, лишают его права на получение квалифицированной юридической помощи, а осуществляемое в таких условиях судопроизводство не может считаться основанным на состязательности и равноправии сторон.
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" устанавливает, что психиатрическая помощь осуществляется на основе принципов законности и соблюдения прав человека и гражданина (статья 1); при этом лица, страдающие психическими расстройствами, имеют право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, на содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения, а также на помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом (статья 5).
Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке - один из видов психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами. Учитывая принудительный характер этой меры, названный Закон в целях защиты прав таких лиц от злоупотреблений властью и произвола устанавливает, что ее применение возможно только по указанным в нем медико-социальным показаниям и при условии обязательного судебного контроля (статьи 29, 32-35).
Согласно Закону Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (статья 29);
лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации; в случае признания ее обоснованной заключение врачебной комиссии в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем (статья 32);
принимая от представителя психиатрического учреждения соответствующее заявление о недобровольной госпитализации лица, судья одновременно дает санкцию на его пребывание в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде (статья 33);
лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его принудительной госпитализации, а участие в деле прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно (статья 34);
лицо, помещенное в психиатрический стационар, и его представитель могут обжаловать вынесенное судьей постановление в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (статья 35);
действия медицинских работников, иных специалистов, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или прокурору (статья 47).
Возможность принудительной госпитализации лица предусмотрена и "Принципами защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи", утвержденными Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 46/119 от 17 декабря 1991 года). Согласно принципу 16 любое лицо может быть госпитализировано в психиатрическое учреждение в качестве пациента в принудительном порядке тогда и только тогда, когда уполномоченный для этой цели согласно закону квалифицированный специалист, работающий в области психиатрии, установит, что данное лицо страдает психическим заболеванием, и определит, что, в частности, вследствие этого психического заболевания существует серьезная угроза причинения непосредственного или неизбежного ущерба этому лицу или другим лицам; госпитализация в психиатрическое учреждение или содержание в нем в принудительном порядке осуществляются первоначально в течение непродолжительного периода, определенного внутригосударственным законодательством, в целях наблюдения и проведения предварительного лечения до рассмотрения вопроса о госпитализации или содержании пациента в психиатрическом учреждении надзорным органом.
Гражданка О.В. Попова как лицо, страдающее психическим расстройством, в соответствии со статьями 29, 32-35 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" была помещена в недобровольном порядке в психиатрический стационар на основании постановления судьи, поскольку ее обследование и лечение были признаны возможными только в стационарных условиях, а психическое расстройство - тяжелым и обусловливало существенный вред здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если она будет оставлена без психиатрической помощи.
Как усматривается из материалов дела, О.В.Попова принимала участие в судебном заседании, ей были разъяснены процессуальные права, в частности право на подачу кассационной жалобы при несогласии с постановлением судьи. Тем самым ее право на судебную защиту было реализовано. Участвовавший же в деле прокурор не являлся стороной в процессе, а, по смыслу статей 34 и 35 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", выполнял обязанности по реализации принципа законности и по охране прав и свобод человека и гражданина.
В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Поскольку положения Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", примененные в деле гражданки О.В.Поповой, не могут быть отнесены к числу нарушающих ее конституционные права, данная жалоба в этой части не является допустимой.
Изложенные в жалобе доводы свидетельствуют о том, что фактически заявительницей оспаривается законность состоявшегося по ее делу постановления судьи Северодвинского городского суда Архангельской области, а также правильность установления и оценки судом конкретных обстоятельств, послуживших основанием для ее госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.
Между тем проверка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, который в соответствии с частью третьей статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Ольги Валентиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит[49].
Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:
1) защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
2) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
3) своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.
Органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:
1) в случае необходимости предложить обратившемуся лицу предоставить дополнительные документы, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;
2) систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений граждан;
3) сообщать гражданам, подавшим письменные обращения, в письменной, а устные обращения - в устной форме о решениях, принятых по обращениям, а в случае их отклонения указывать мотивы;
4) обеспечить своевременное и правильное исполнение принятых по обращениям граждан решений;
5) разъяснять порядок обжалования принятых решений.
Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены.
На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.
В отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.
Устные обращения граждан регистрируются немедленно по поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.
Результаты рассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Письменные обращения граждан должны содержать, как правило, наименование и адрес органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа обращения, сведения, по которым можно установить личность (личности) обратившихся граждан, дату составления обращения и личную подпись (подписи) обратившихся.
Все письменные обращения граждан регистрируются немедленно по поступлении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами.
Результаты рассмотренных письменных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заявления и жалобы граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на один месяц.
Предложения и ходатайства граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня регистрации. В случае необходимости дополнительного изучения предложений или ходатайств срок их рассмотрения может быть в порядке исключения продлен до трех месяцев.
В случае продления сроков рассмотрения обращений граждан, орган или должностное лицо, принявшие решение о продлении сроков, извещают об этом обратившихся граждан в трехдневный срок.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.