Виды принудительных мер медицинского характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Действующий уголовный закон (ст. 99 УК) называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера:

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

По сравнению с УК РСФСР 1960 г. перечень видов принудительных мер медицинского характера более дифференцирован. Указанные меры различаются степенью ограничений, вводимых для больного в зависимости от его состояния, а также интенсивностью лечения и мерами безопасности.

Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.

Законность и обоснованность выбора судом вида принудительного лечения обеспечивается обязательностью проведения по делу предварительного следствия и судебного разбирательства с учетом предусмотренных УПК особенностей. Весьма важное значение имеет и заключение судебно-психиатрической экспертизы о психическом состоянии лица и прогнозе его поведения. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами.

Верховный Суд РФ в определении по делу В. указал, что вопрос о назначении принудительных мер медицинского характера решается судом самостоятельно. Заключение судебно-медицинской экспертизы не является для суда обязательным и учитывается им при оценке всех собранных по делу доказательств. Суд может согласиться с выводами экспертов, но может на основании материалов судебного следствия принять любое другое решение в соответствии со ст. 97 УК РФ.

УК 1996 г. впервые предусматривает принудительную меру медицинского характера, не связанную с помещением лица в стационарное психиатрическое учреждение - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Предложения о введении такой меры неоднократно высказывались в юридической и судебно-психиатрической литературе.

Определенный положительный опыт применения данной меры накоплен зарубежными странами (например, ФРГ), где эти меры обычно применяются в качестве заключительного этапа стационарного принудительного лечения.

В соответствии со ст. 100 УК РФ амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено, в частности, к лицам, способным относительно правильно оценивать свое психическое состояние, соблюдать назначенный режим, имеющим достаточно упорядоченное и организованное поведение, не требующим постоянного контроля со стороны медицинских работников. Этим требованиям в клиническом отношении соответствуют, например, лица, совершившие общественно опасное деяние в состоянии временного расстройства психической деятельности, которое закончилось ко времени производства по делу и не имеет отчетливой тенденции к повторению (например, острый психоз в результате соматического заболевания); лица, страдающие хроническими психическими расстройствами и слабоумием, прошедшие принудительное лечение в стационаре с положительным эффектом, однако нуждающиеся в течение некоторого времени во врачебном контроле с целью предупреждения рецидива заболевания.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется также к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, но влияющего на характер их поведения (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния и др.), а также к лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании. Спецификой лечения данной категории лиц является возможность его соединения с наказанием.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает регулярное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания.

Регулярное наблюдение осуществляется путем периодического осмотра лица врачом-психиатром, выполнения необходимых лечебных назначений и оказания социальной помощи. Если амбулаторное наблюдение не связано с исполнением наказания в виде лишения свободы, оно имеет несомненное преимущество по сравнению с принудительным лечением в стационаре, так как дает возможность сохранить привычный для больного образ жизни.

Согласно Методическому письму Министерства здравоохранения РФ от 23 июля 1999 г. в случае уклонения лица от прохождения назначенного амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра и совершения им действий, затрудняющих обследование (длительное отсутствие по месту жительства, оказание сопротивления и совершение других действий, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников, попытки скрыться от них), медицинскому персоналу предоставлено право прибегать к помощи сотрудников милиции.

В случае изменения психического состояния лица, требующего его стационарного лечения, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен вид этой принудительной меры на принудительное лечение в стационаре.

Применение принудительных медицинских мер относится к исключительной компетенции суда (п. 2 ч. 2 ст. 29 УПК). Понятие «применение» охватывает назначение этих мер, их исполнение, продление, изменение их вида, прекращение (отмену).

Отметим, что необходимо различать применение принудительных мер по отношению к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, и лицам с психическими расстройствами, не относящимися к разряду тяжелых. Тяжелое психическое расстройство исключает возможность назначения и отбывания наказания, тогда как к лицам с психическими расстройствами, которые не являются тяжелыми, принудительные медицинские меры применяются наряду с наказанием и по месту его отбывания.

Принудительное лечение лиц с тяжелыми психическими расстройствами.

К тяжелым относятся психические расстройства (болезненные нарушения психики), лишающие больного способности к осознанно-волевой регуляции поведения. В законе утрата указанной способности выражена формулировкой о невозможности лица «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Наличие у лица тяжелого психического расстройства во время совершения им общественно-опасного деяния обусловливает невменяемость этого лица. Если такое психическое расстройство имеется у лица во время совершения общественно-опасного деяния, то это лицо признается невменяемым (ст. 21 УК) решением суда на основании заключения экспертов-психиатров. Невменяемые не подлежат уголовной ответственности и наказанию, поскольку в их деяниях отсутствует вина. Тяжелое психическое расстройство может наступить у человека и после того, как он совершил преступление во вменяемом состоянии, но до того, как суд вынес приговор. В этом случае субъект виновен в совершении преступления и подлежит уголовной ответственности. Однако, он не может быть подвергнут наказанию. Препятствием служит появившееся во время производства по делу тяжелое психическое расстройство. Поэтому заболевший освобождается судом от наказания и может быть направлен на принудительное лечение (ст. 81 УК). Если заболевание носит временный и обратимый характер, то по выздоровлении или, по меньшей мере, после такого улучшения психического состояния заболевшего, когда он вновь обретает способность осознавать свои действия и руководить ими он может подлежать наказанию при условии, что к тому моменту не истекли предусмотренные уголовным законом сроки давности.

Наконец, в ряде случаев тяжелое психическое расстройство наступает у осужденного во время отбывания наказания (ст. 81 УК). Если расстройство является хроническим и препятствует отбыванию наказания, то осужденный освобождается судом от дальнейшего отбывания наказания и к нему могут быть применены принудительные медицинские меры.

Основания назначения принудительных мер медицинского характера, их продления, изменения и отмены, виды принудительных медицинских мер, цели их применения, а также круг лиц, к которым они могут применяться, установлены главой 15 УК.

Повторим, что круг лиц с тяжелыми психическими расстройствами, к которым применяются эти меры, состоит из трех категорий субъектов общественно-опасного деяния: невменяемые; лица, заболевшие тяжелым психическим расстройством после совершения преступления, но до вынесения приговора; лица, заболевшие указанным расстройством во время отбывания наказания.

Действующий с 1 января 1997 г. российский УК несколько изменил систему видов принудительных мер медицинского характера по сравнению с предшествующим ему УК РСФСР 1960 г. Прежний уголовный Закон тоже предусматривал три типа психиатрических стационаров, предназначенных для принудительного лечения (хотя и под иными наименованиями). Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра — принципиально новый для России вид принудительного лечения лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Он не был известен предыдущему УК. При подготовке действующего Уголовного кодекса РФ сторонники этого вида принудительного лечения особо подчеркивали, что его введение предоставит возможность направлять на амбулаторное лечение тех больных, которых ранее из-за отсутствия альтернативы приходилось помещать в стационар. Появление амбулаторного лечения позволяет тем самым сузить сферу принуждения в практике применения принудительных медицинских мер. Следовательно, новый вид принудительного лечения направлен на защиту прав и свобод психически больных. Причем делается это не за счет ослабления гарантий безопасности, ибо в случаях, когда амбулаторная мера оказывается неадекватной той степени опасности, которую представляет больной для себя или окружающих, вид принудительного лечения можно изменить на стационарный, не дожидаясь, пока больной совершит новое общественно-опасное деяние.

Целями принудительных мер медицинского характера согласно ст. 98 УК являются излечение больного или улучшение его психического состояния (поскольку не все психические расстройства полностью излечимы) и, кроме того, предупреждение совершения данным лицом новых общественно-опасных деяний (цель профилактики повторных опасных действий).

Применение, принудительных мер медицинского характера возможно лишь при наличии следующих обязательных условий:

1. Совершение деяния, запрещенного уголовным законом;

2. Совершение этого деяния данным лицом;

3. Наличие у этого лица во время совершения деяния и (или) после его совершения тяжелого психического расстройства (согласно терминологии закона, это такое расстройство, которое не позволяет лицу «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими»);

4. Наличие обусловленной психическим расстройством опасности больного (его «опасности для себя или других лиц либо возможности причинения им иного существенного вреда» — по терминологии закона);

5. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств исключает применение принудительных медицинских мер.

От принудительных мер медицинского характера следует отличать недобровольную психиатрическую госпитализацию лиц с тяжелыми психическими расстройствами, не совершавших общественно-опасное деяние. Основания и порядок недобровольной психиатрической госпитализации определены не УК и УПК, а Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи).

Производство по применению принудительных мер медицинского характера к лицам с тяжелыми психическими расстройствами осуществляется в порядке, установленном главной 51 УПК. Данный раздел УК РФ учитывает специфику этой категории дел и, в частности, необходимость дополнительных правовых гарантий для защиты прав лиц, которые в силу имеющихся у них психических расстройств не в состоянии самостоятельно защищать свои права и интересы. Несмотря на наименование главы 51 «Производство о применении принудительных мер медицинского характера», ее нормы, касающиеся назначения этих мер, распространяются лишь на невменяемых и тех, у которых тяжелое психическое расстройство возникло после совершения преступления, но до вынесения приговора. В ином порядке назначается принудительное лечение осужденным с тяжелыми психическими расстройствами.

Порядок назначения принудительных мер медицинского характера по правилам главы 51 УПК РФ состоит в следующем. Обязательным является предварительное следствие. Оно считается оптимальным для всестороннего и полного установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию . Участие защитника является обязательным, также к участию в деле привлекается законный представитель лица, в отношении которого ведется производство (родители несовершеннолетнего, опекун недееспособного, близкие родственники и пр.). В ходе предварительного следствия могут производиться все следственные действия, которые необходимы для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а судебно-психиатрическая экспертиза обязательна (п. 3 ст. 196 УПК). Эксперты дают заключение о наличии или отсутствии тяжелого психического расстройства, а в случае его установления — формулируют свои рекомендации относительно принудительных медицинских мер (нуждается ли больной в применении этих мер, и если да, то в каких именно). Экспертное заключение не является обязательным для следователя (как и для суда), который вправе как согласиться, гак и не согласиться с экспертными выводами, отвергнуть их, назначить новую экспертизу и т. п. Однако несогласие следователя (суда) о экспертными выводами должно быть мотивированным и отражаться в процессуальных документах.

Судебное разбирательство в соответствии с главой 51 УПК ведется с обязательным участием прокурора и защитника. На заседании исследуются все собранные по делу доказательства, а также новые доказательства, если они были представлены участниками судебного разбирательства или истребованы по инициативе суда.

Суд выносит постановление о применении принудительного лечения конкретного вида либо о неприменении такого лечения. Если принудительные медицинские меры не применяются к лицу, страдающему психическим расстройством, например, из-за отсутствия; опасности больного или недоказанности совершения им инкриминируемого ему деяния, то суд, прекратив дело, обязан направить копию своего постановления в органы здравоохранения для принятия необходимых мер для «лечения на общих основаниях».

По-иному назначаются принудительные медицинские меры осужденным, заболевшим психическим расстройством во время отбывания наказания. Наличие тяжелого психического расстройства, лишающего больного способности к осознанно-волевой регуляции поведения, препятствует дальнейшему отбыванию наказания и должно быть удостоверено врачебной комиссией по месту отбывания наказания. Заключение врачебной комиссии передается в суд через администрацию учреждения, ведающего исполнением наказания. Суд рассматривает дело в порядке «исполнения приговора» (ст. 397 и 399 УПК) с участием представителя учреждения, ходатайствующего об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания и применении к нему принудительного лечения. Суд выносит решение только по этим двум вопросам, поскольку иные вопросы (прежде всего, касающиеся совершения данным лицом преступления) уже были решены вступившим в силу приговором, на основании которого осужденный отбывает наказание. В судебном заседании могут участвовать адвокат и прокурор. Принудительное лечение назначается судом лишь с одновременным освобождением больного от дальнейшего отбывания наказания и только при наличии всех условий, которые требуются для его назначения (см. выше). Появление во время отбывания наказания психического расстройства меньшей тяжести не освобождает осужденного от отбывания наказания и не может явиться основанием для применения принудительных мер медицинского характера.

Чрезвычайно важная роль при назначении принудительных медицинских мер принадлежит правильному выбору вида принудительного лечения. Наиболее общие положения по этому вопросу содержатся в законе. Вид принудительного лечения выбирается судом на основании экспертных рекомендаций.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК) назначается в случаях, когда больной по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар, а все лечебные и иные психиатрические меры, необходимые для достижения целей принудительного лечения, можно реализовать в амбулаторных условиях. Исполняется этот вид принудительного лечения по месту жительства или постоянного пребывания больного. Психиатрическое наблюдение осуществляется путем регулярных осмотров больного — на дому или в психиатрическом учреждении, оказывающем амбулаторную психиатрическую помощь. Больному оказывается также терапевтическая и иная помощь, рекомендуемая ему по состоянию здоровья. Решение об амбулаторном принудительном лечении принимается судом на основании экспертных рекомендаций.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК). Стационары общего типа — это обычные стационары (больницы и стационарные отделения), оказывающие психиатрическую стационарную помощь населению. Принудительное лечение проводится в них наряду с лечением психически больных, не совершивших общественно-опасных деяний, в тех же условиях содержания и наблюдения.

Принудительному лечению в психиатрическом стационаре специализированного типа подлежат лица, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК). «Специализированностъ» стационара означает, что он предназначен для содержания и лечения исключительно лиц, находящихся на принудительном лечении; пребывание в нем иного контингента психически больных не допускается. Характер наблюдения и ухода в специализированном стационаре ориентирован на особенности поступающих туда пациентов, которые по своему психическому состоянию представляют повышенную опасность. Стационар специализированного типа — это, как правило, специализированное отделение обычной психиатрической больницы.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением назначается лицам, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК). Под «особой опасностью», являющейся отличительной чертой данного контингента больных, в соответствии с научной доктриной (правовой и судебно-психиатрической), а также сложившейся практикой понимается высокая вероятность совершения особо опасных деяний — убийств, тяжких телесных повреждений и пр. Дополнительными признаками «особой опасности» могут служить также систематичность совершения больным опасных деяний, несмотря на применявшиеся в прошлом меры медицинского характера, а также невозможность содержания некоторых больных в иных условиях, кроме условий специально организованного постоянного и интенсивного наблюдения. Поэтому в стационарах специализированного типа обеспечение безопасности возложено помимо врачебного и медицинского персонала также на немедицинскую службу охраны. Она находится в оперативном управлении администрации стационара, но подчинена органам юстиции.

В настоящее время стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением — это самостоятельные психиатрические учреждения (больницы), хотя закон не запрещает создавать такие стационары и в виде специализированного отделения в структуре обычной психиатрической больницы. Всего насчитывается семь таких стационаров, каждый из которых обслуживает несколько регионов (краев, областей и пр.).

Таким образом, в качестве основного признака, положенного в основу выбора вида принудительных мер медицинского характера выступает степень опасности больного для себя и окружающих по принципу — чем выше опасность, тем строже должен быть вид принудительного лечения. Вместе с тем «опасность» является здесь категорией прогностической: опасность психически больного понимается как риск (высокая степень вероятности) совершения этим больным нового общественно-опасного деяния. Тяжесть самого деяния, в связи с которым ведется само производство по применению принудительных мер медицинского характера, должна оцениваться не изолированно, а в общем контексте психического состояния больного. Выбор строгой меры принудительного лечения лишь потому, что больным было совершено тяжкое деяние, неправомерен, ибо такой подход привносит в принудительное лечение элементы наказания, кары за содеянное.

Практике известны случаи, когда к лицу, совершившему тяжкое деяние в состоянии кратковременного психического расстройства, применялись не самые строгие принудительные медицинские меры, а при полном выздоровлении или очень значительном улучшении психического состояния больного ко времени судебного разбирательства, уголовное дело прекращалось без применения принудительного лечения.

Следующим важным моментом, в рамках рассматриваемой темы, является вопрос о правовом положении лиц «находящихся на принудительном лечении». Указанные лица получают те же виды лечебной и иной психиатрической помощи, что и прочие психически больные с аналогичными психопатологическими состояниями. Кроме того, законом предусмотрены дополнительные гарантии, направленные на защиту прав лиц, подвергаемых принудительным медицинским мерам — при их психиатрическом лечении (лечении психических расстройств) не могут применяться хирургические и другие методы, вызывающие необратимые последствия, а также проведение испытаний медицинских средств и методов (ч. 5 ст. 11 Закона о психиатрической помощи).

Лица, находящиеся на стационарном принудительном лечении, пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, предусмотренными ст. 37 Закона о психиатрической помощи. На все время пребывания в стационаре они признаются нетрудоспособными и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях (ч. 2 ст. 13 Закона о психиатрической помощи).

Контроль и надзор за учреждениями, проводящими принудительное лечение, осуществляются так же (такими же органами и в том же порядке), как и контроль и надзор за прочими учреждениями, оказывающими гражданам психиатрическую помощь. Контроль осуществляется местными органами самоуправления, органами здравоохранения по подчиненности учреждения, надзор — органами прокуратуры (ст. 45 Закона о психиатрической помощи). Статьей 46 Закона о психиатрической помощи предусмотрена возможность контроля за соблюдением прав граждан при оказании психиатрической помощи со стороны тех общественных объединений, в уставных документах которых закреплен данный вид деятельности. Контроль общественных объединений распространяется на все психиатрические учреждения, осуществляющие принудительное лечение, включая стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В случае нарушения прав лиц, находящихся на принудительном лечении, действия, которыми были допущены эти нарушения (действия должностных лиц, врачей, иных работников психиатрических учреждений) могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, в суд, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) по подчиненности психиатрического учреждения или прокурору (ст. 47 Закона о психиатрической помощи). Жалоба может подаваться самим лицом, чьи права нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом предоставлено право защищать права граждан (например, Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченному по правам человека в субъекте РФ). Следует отметить, что до принятия Закона о психиатрической помощи подача рассматриваемой категории жалоб непосредственно в суд законодательством не предусматривалось.

Следующим важным звеном в системе применения принудительных мер медицинского характера является порядок продления этих мер, изменения их вида, а также прекращения (отмены).

В отличие от наказания, время исполнения принудительных мер медицинского характера заранее не устанавливается и не ограничивается каким-либо сроком. Прекращение (отмена) принудительных медицинских мер возможно лишь тогда, когда достигнуты цели их применения, предусмотренные ст. 98 УК РФ. Основания отмены и изменения вида рассматриваемых мер определены законом (ст. 102 УК РФ).

Не имея заранее определенного срока, принудительные медицинские меры должны вместе с тем периодически продлеваться. Согласно ст. 102 УК каждое лицо, находящееся на принудительном лечении, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для прекращения назначенной меры или изменения ее вида. При отсутствии необходимости в отмене или изменении вида принудительного лечения администрация учреждения, осуществляющего это лечение, представляет в суд врачебное заключение о его продлении. Первое продление производится судом по истечении шести месяцев, а последующие — ежегодно.

Судебная процедура продления призвана служить важной правовой гарантией от необоснованного затягивания сроков принудительного лечения. Судебный порядок продления принудительных мер медицинского характера был введен новым УК РФ. УК РСФСР, действовавший, как уже говорилось, до 1997 г., предусматривал судебный порядок лишь отмены принудительных медицинских мер или изменения их вида, но не продления, которое производилось врачебными комиссиями, регулярно освидетельствовавшими всех лиц, находившихся на принудительном лечении.

Обычно в состав комиссии, проводящей периодические психиатрические освидетельствования в соответствии с ч. 2 ст. 102 УК РФ, включаются врачи-психиатры того учреждения, которое осуществляет принудительное лечение данного лица. Однако в состав комиссии могут быть включены также и психиатры, работающие в других учреждениях. Более того, по смыслу ч. 2 ст. 5 Закона о психиатрической помощи (нормы которого в этой части распространяются также и на деятельность учреждений, осуществляющих принудительное лечение) больной или его законный представитель вправе пригласить по своему выбору врача-психиатра для участия в освидетельствовании на правах члена комиссии. Это является гарантией объективности психиатрического освидетельствования и прав освидетельствуемого. Комиссионный характер освидетельствования означает, что число участвующих в его проведении психиатров должно быть не менее двух.

Изменение вида принудительного лечения происходит в случаях, когда отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры и ее надлежит заменить другой. При этом допускается замена как более строгой меры на менее строгую, так и менее строгой на более строгую (при ухудшении психического состояния больного и повышении степени его общественной опасности). Изменение вида принудительного лечения, как и его отмена, производится только судом на основании заключения врачебной комиссии.

Отмена принудительных мер медицинского характера производится в случаях полного выздоровления больного или при сохранении болезни (психического расстройства), но таком изменении его характера, когда исчезает опасность больного для себя или окружающих либо возможность причинения больным иного серьезного вреда.

Для решения вопроса о необходимости изменения или отмены принудительных мер медицинского характера необязательно дожидаться истечения шести месяцев или года со дня предыдущего комиссионного освидетельствования. При изменениях психического состояния пациента, дающих основания ставить вопрос об отмене или изменении вида применяемой меры, врачебная комиссия осуществляет психиатрическое освидетельствование, даже если указанный выше срок к тому времени еще не истек.

Досрочное освидетельствование лица может производиться по инициативе лечащего врача, констатировавшего изменение психического состояния, а также по ходатайству самого пациента, его законного представителя и (или) близкого родственника (ч. 2 ст. 102 УК РФ). Ходатайство подается ими через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

Порядок судебного рассмотрения дел о продлении принудительного лечения, его прекращении или изменении его вида установлен ст. 445 УПК РФ. Соответствующее ходатайство подается в суд администрацией учреждения, осуществляющего принудительное лечение. К ходатайству прилагается заключение врачей, проводивших психиатрическое освидетельствование. Дело рассматривается судом, вынесшим постановление о применении принудительной медицинской меры или судом по месту ее применения с обязательным участием прокурора и защитника. О назначении дела к слушанию извещаются также законный представитель лица, о котором слушается дело, и администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение. Их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, однако суд, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого случая, может признать их участие обязательным, а также вызвать других лиц, например, врачей, участвовавших в психиатрическом освидетельствовании и давших представленное в суд заключение.
Вынося решение о продлении или отмене принудительного лечения либо изменении его вида, суд вправе как согласиться с представленным ходатайством и выводами врачебного заключения, так и не согласиться с ними. При сомнениях в выводах врачебного заключения суд вправе назначить судебно-психиатрическую экспертизу.

На вынесенное судом постановление участники судебного разбирательства вправе подать кассационные жалобы, в случае прекращения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении («на общих основаниях») или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, установленном законодательством о здравоохранении (ч. 4 ст. 102 УК РФ).

При прекращении принудительного лечения в отношении лица, у которого тяжелое психическое расстройство возникло после совершения преступления, но до вынесения приговора, суд, вынесший решение о таком прекращении, решает вопрос о направлении дела прокурору для возобновления производства по уголовному делу в общем порядке (ч. I ст. 446 УПК РФ). Как уже отмечалось, эти лица после отмены принудительного лечения могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если к тому моменту не истекли сроки давности. Время, проведенное в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок отбывания наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК РФ).

Принудительное лечение, соединенное с исполнением наказания.

Уголовное законодательство России предусматривает возможность применения принудительных мер медицинского характера в отношении совершивших уголовно наказуемые деяния лиц, чье психическое расстройство не является настолько тяжелым, чтобы исключить возможность применения уголовного наказания. Названные меры могут применяться к таким лицам в случае осуждения последних во время отбывания ими наказания и по месту его отбывания. Принудительному лечению подлежат, в частности:

1. Вменяемые лица, которые во время совершения преступления в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, и нуждаются в психиатрическом лечении (ст. 22 и ч. 2 ст. 99 УК);

2. Лица, осужденные за совершение преступления и нуждающиеся в лечении от алкоголизма или наркомании (ч. 2 ст. 99 УК).

Данную категорию лиц, в юридической и судебно-психиатрической литературе, часто именуют «ограниченно вменяемыми», хотя само это понятие в законе отсутствует[28]. В отличие от невменяемых, «ограниченно вменяемые» полностью не лишаются способности к осознанию и регуляции своего поведения; данная способность у них лишь ослабляется. Поэтому рассматриваемая категория лиц подлежит уголовной ответственности, однако, имеющееся у них психическое расстройство должно учитываться судом при назначении наказания, при выборе вида наказания, определении его срока и т. п. В частности, «ограниченная вменяемость» может учитываться судом, в зависимости от особенностей психического расстройства и конкретных условий совершения преступления в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Принудительное лечение к ограниченно вменяемым может применяться, но может и не применяться. Это зависит от особенностей психического расстройства и нуждаемости страдающего им лица в психиатрическом наблюдении и лечении.

Действующий УК предусматривает только один вид принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания — принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра. По своему наименованию этот вид принудительного лечения совпадает с амбулаторным принудительным лечением, применяемым к лицам с тяжелым психическим расстройством (п. «а» ч. 1 ст. 99 УК), однако по содержанию они существенно различаются, поскольку во втором случае принудительное лечение, применяемое к лицам с тяжелым психическим расстройством, не может исполняться в процессе отбывания наказания.

Назначение принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, осуществляется не в особом порядке, установленном главой 51 УПК РФ, а в общем порядке, в котором расследуются, а затем рассматриваются в суде уголовные дела. Само решение о назначении принудительного лечения содержится в обвинительном приговоре.

Наличие у обвиняемого психического расстройства, ослабляющего способность к осознанной регуляции своего поведения (ст. 22 УК РФ), должно быть установлено с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Вывод о нуждаемости лица в принудительном лечении также дается экспертами в экспертном заключении. Последнее подлежит оценке следователем и судом и не является для них обязательным. Подробнее вопрос об оценке экспертного заключения нами уже рассматривался.

Если по каким-либо причинам осужденный реально не отбывает наказания (освобождается от его отбывания судом, наказание является условным и пр.), то принудительное лечение рассматриваемого вида (соединенное с наказанием) не может быть назначено.

При отбывании наказания в виде лишения свободы принудительное лечение осуществляется психиатрическими службами уголовно-исполнительной системы Минюста РФ. Если наказание не связано с лишением свободы (например, исправительные работы), то реализация принудительного лечения возлагается на психиатрические учреждения органов здравоохранения по месту жительства или постоянного пребывания осужденного, которые действуют в координации с учреждениями, ведающими исполнением таких наказаний (уголовно-исполнительными инспекциями органов юстиции).

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра состоит в периодических осмотрах осужденного психиатром (при принудительном лечении от алкоголизма или наркомании это может быть -психиатр-нарколог) и применении терапевтических мер. На этот вид принудительного лечения распространяются все ограничения и запреты, которые предусмотрены Законом о психиатрической помощи в сфере применения принудительных медицинских мер — запрет на использование в ходе психиатрического лечения методов, вызывающих необратимые последствия, запрет на проведение испытаний медицинских средств и методов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23. 05.1998 № 486 «О внесении дополнений в перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности» при наличии у осужденного некоторых тяжелых соматических заболеваний применяется принудительное лечение от алкоголизма и наркомании.

Если нуждаемость в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании выявляется у лица уже во время отбывания наказания, то такое лечение может быть назначено судом по ходатайству администрации учреждения, исполняющего наказание (ч. 2 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Присутствие в наименовании рассматриваемой медицинской меры слова «принудительное» не означает, что в ходе ее применения психиатры вправе прибегать к «принуждению» в прямом смысле, т. е. к насильственным медицинским мерам (например, в ответ на отказ осужденного от лечения). Напротив, в рамках принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, нельзя прибегать к таким мерам и средствам, как физическое стеснение, удерживание и изоляция пациента, насильственное введение в его организм лекарственных веществ. В отличие от пациентов с тяжелыми психическими расстройствами, осужденный, к которому применяется принудительное лечение, не лишен способности к осознанию и регуляции своего поведения, к свободному волеизъявлению. Он в состоянии исполнить возлагаемые на него обязанности и нести ответственность за их неисполнение. Необходимость подвергнуться принудительным медицинским мерам — это тоже обязанность, возложенная на осужденного судом. Уклонение от ее исполнения отнесено к злостным нарушениям режима отбывания наказания (ст. 116 УИК) и может повлечь применение к нарушителю мер взыскания. Однако неисполнение осужденным обязанности подвергнуться принудительному лечению не дает психиатру, осуществляющему это лечение, права использовать насильственные меры, применяемые при оказании психиатрической помощи лицам с тяжелыми психическими расстройствами, например, меры, применяемые с целью купирования психомоторного возбуждения при психозе.

Отметим, что в отношении осужденных предусмотрен лишь один вид принудительного лечения, поэтому вопроса об изменении его вида не возникает.

Если же в процессе принудительного лечения осужденного появляется необходимость в стационарном наблюдении или лечении, к примеру, при резком ухудшении психического состояния, то стационарная психиатрическая помощь может осуществляться только по основаниям и в порядке, установленным законодательством о здравоохранении. В частности, недобровольная психиатрическая госпитализация должна производиться в судебном порядке по правилам ст. 29, 32—36 Закона о психиатрической помощи.

Принудительное лечение осужденных продлевается в том же порядке, что и принудительное лечение лиц, с тяжелыми психическими расстройствами. В первые шесть месяцев от начала лечения, а в последующем — ежегодно, лечение продлевается судом. Более подробно порядок продления принудительных мер медицинского характера, установленный ст. 102 УК, нами уже рассматривался. На продление принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, распространяются, в частности, нормы об обязательном освидетельствовании осужденного комиссией врачей-психиатров каждые шесть месяцев, о возможности досрочного проведения такого освидетельствования и пр.

Отмена принудительных медицинских мер, соединенных с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, ведающего его исполнением (т.е. соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной инспекции Минюста РФ) на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК). По окончании отбывания наказания прекращается и принудительное лечение (если оно к тому времени не было отменено судом), а лицо, отбывшее наказание может получать необходимую ему психиатрическую (наркологическую) помощь «на общих основаниях», т. е. добровольно.

Необходимо отметить, что проблема принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, уже давно является предметом дискуссии. Немало специалистов (правоведов и психиатров) сомневаются в его правомерности и целесообразности. При этом в качестве одного из основных выдвигается довод о неэффективности такого лечения, если оно осуществляется вопреки желанию пациента. Упоминается и о том, что лечение в принудительном порядке лица, способного к осознанно-волевой регуляции поведения, порождает немало этических и правовых проблем и коллизий. Тем более, что в общей психиатрии, имеющей дело с пациентами, не совершившими общественно-опасное деяние, недобровольные психиатрические меры применяются только к больным с тяжелым психическим расстройством. В этой связи систему принудительного лечения осужденных предлагают заменить другой, при которой осужденному предоставляется возможность выбора и самостоятельного решения вопроса о прохождении либо непрохождении курса психиатрического (наркологического) лечения. При этом, по мнению сторонников данной точки зрения, получение согласия и формирование «позитивной установки на лечение»[29] должны активно стимулироваться разъяснением необходимости лечения, предоставлением согласившемуся каких-то льгот и т. п. Такая система организации лечения, полагают ее сторонники, обещает быть более эффективной, способной снять остроту этических и правовых коллизий, а также снизить риск возможных злоупотреблений психиатрией в данной сфере.

Активность сторонников рассматриваемой точки зрения привела к тому, что в настоящее время в связи с подготовкой изменений и дополнений, подлежащих внесению в уголовное и смежное с ним законодательство, решается вопрос об упразднении принудительного лечения осужденных от алкоголизма и наркомании. Вполне вероятно, что эта разновидность принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, в скором времени будет отменена законом.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.