Еще в I в. до н.э. Марк Туллий Цицерон отмечал, что "величайшее поощрение преступления - безнаказанность", понимаемое сегодня как неприменение к виновному в преступлении лицу определенных мер уголовно-правового характера.[11] Однако вопрос о целях наказания всегда был спорным. А между тем, уяснение целевой сущности наказания и выбор приоритетной цели, особенно судьями при рассмотрении конкретного дела, предопределяет судьбу лица, совершившего преступление. Так, если судьи будут думать, главным образом, о предотвращении новых преступлений, они применят к виновному лицу более строгое наказание. Напротив, если они увлекутся будущей судьбой виновного, его личностью, семейным положением, причинами и условиями, способствовавшими совершению преступления, может быть выбрана чрезмерно мягкая мера наказания.[12]
Назначенная виновному мера уголовно-правового характера должна реализовывать обе цели: общее и частное предупреждение совершения преступлений (Приложение № 1).
Закон определяет цели наказания таким образом, чтобы одна угроза применения наказания содействовала предупреждению совершения новых преступлений, о чем говорится в норме об определении преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Практика показывает, что никакие санкции сами по себе не способствуют снижению уровня преступности. Лицо, совершающее преступление, не думает о наказании, оно озабочено созданием условий для уклонения от ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 действующего УК РФ наказание "применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предотвращения совершения новых преступлений". Исполнение наказания, согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ, "имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами". Данные положения УК РФ И УИК РФ относятся не только к наказанию, но и ко всем мерам уголовно-правового характера. Видимо, не случайно в УИК РФ не отражена цель восстановления социальной справедливости.
Такая цель наказания, как восстановление социальной справедливости, впервые закреплена в действующем УК РФ (ч. 2 ст. 43). Профессор А.В. Наумов отмечает, что "правовое отражение справедливости (а уголовно-правовое - тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть нарушение справедливости"[13]. С помощью репрессивного потенциала, свойственного той или иной мере уголовно-правового характера, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены. Если такие наказания, как штраф, обязательные и исправительные работы, возложение на несовершеннолетнего обязанности загладить причиненный вред, в случае применения их за преступления с имущественными или моральными последствиями, хоть в какой-то мере, носят восстановительный характер, то никакими мерами невозможно восстановление утраченного после совершения посягательств на жизнь и здоровье человека. Однако правовым средствам борьбы с преступностью, в отличие от самосудов, резко возросших за последнее время, не свойственна месть. Важно понимать, что социальная справедливость восстанавливается в объективно и субъективно возможных пределах[14].
Социальная справедливость - один из основных принципов уголовной ответственности, закрепленный в ст. 6 УК РФ. Применение той или иной меры уголовно-правового характера к виновному в преступлении лицу призвано реализовывать этот принцип, поэтому социальную справедливость следовало бы исключить из ч. 2 ст. 43 УК РФ как цель наказания. Это обеспечит единство уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в понимании целей наказания, средств их достижения и исключит рассмотрение принципа уголовной ответственности и цели наказания как тождественных понятий.
В законодательном и доктринальном понимании, а также в сложившейся практике средством реализации принципа социальной справедливости является сам факт изобличения лица, совершившего общественно опасное деяние, содержащее признаки преступления, вне зависимости от того, были ли применены к этому лицу какие-либо меры уголовно-правового характера или нет[15]. Принцип социальной справедливости реализуется и в тех случаях, когда лицо по тем или иным основаниям освобождают от уголовной ответственности, например, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, в силу действия поощрительной нормы (примечания к ст. 126, 127, 205, 206 УК РФ и др.).
В отношении виновного принцип социальной справедливости реализуется действием всей исправительной системы.
Наказания и иные меры уголовно-правового характера подчинены целям общей и частной превенции. Неоспорим тот факт, что основным средством достижения указанных целей является неотвратимость ответственности. Понятно, что далеко не всегда возможно выявить лиц, совершивших преступление, и собрать достаточные доказательства их вины.[16]
Реакция государства на нарушение установленного им запрета по своему характеру должна быть, во-первых, - неотвратимой. Во-вторых, она должна быть объективно негативной, т.е. давать отрицательную оценку самого события преступления и лица его совершившего. В-третьих, эта реакция должна быть соразмерной, соответствующей характеру и степени общественной опасности преступления и особенностям личности виновного.
В соответствии с положениями действующего УК РФ неотвратимость ответственности выражается:
1) в самом факте изобличения лиц, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления. Эти лица, обладая признаками субъекта преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности в соответствии с положениями ст. 75-78, 84 УК РФ (в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим, истечением сроков давности, объявлением акта об амнистии и др.). К лицам, не являющимся субъектами преступлений, должны быть применены принудительные меры медицинского характера;
2) в осуждении лица и освобождении его от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80 УК РФ);
3) в непосредственном применении назначенного виновному судом наказания или иной меры уголовно-правового характера.
Средствами достижения целей наказания в случаях его применения являются кара, объективно свойственная содержанию наказания, и исправительные средства, применяемые, главным образом, в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, (режим, труд, обучение, воспитательная работа, принудительные меры, обеспечивающие исполнение наказания, - меры взыскания и поощрения, безопасности и пр.).
Кара проявляется в необходимости претерпевания осужденным определенных ограничений, тягот, страданий в процессе исполнения назначенного наказания. Некоторые ученые предлагают различать понятия кары и страдания. По их мнению, "кара представляет собой объективное в своей основе соразмерное воздаяние виновному за совершенный им поступок, страдание же - это субъективное восприятие лицом такого воздаяния, и, как всякое субъективное, оно не обязательно совпадает с объективным. Одна и та же по содержанию и объему кара может одними осужденными восприниматься как нестерпимое страдание, другими - как незначительная неприятность". С этой точкой зрения можно согласиться. Действительно, кара свойственна самому наказанию, а страдания, главным образом испытываемые виновным в период его ожидания и в процессе исполнения, зависят от личности осужденного. Н.С. Таганцев отмечал, что страдание, причиняемое наказанием, отличается от ощущения боли, испытываемой человеком от воздействия сил природы. Страдание не ограничивается физической стороной, а распространяется на нравственные ощущения. Наказание принудительно и в известной степени безропотно должно быть переносимо наказываемым, так как "оно, наконец, исходит от власть имущего, налагается сознательно, с расчетом, с желанием дать почувствовать руку сильного, а, с точки зрения преступника, даже иногда и с издевкой"[17].
Лишения и ограничения прав и свобод (кара) осужденных в период исполнения наказания должны быть настолько суровы, насколько это предусмотрено законом в интересах поддержания правопорядка в государстве. Они должны быть гуманны и нравственны постольку, поскольку необходимы для осуществления общественного прогресса как процесс противодействия деяниям, недопустимым с точки зрения интересов общества.[18]
Процесс применения средств достижения целей наказания во время его исполнения противоречив по своей сущности. С одной стороны, он призван удерживать осужденных от совершения преступлений, с другой - с ним связано порождение массы проблем. "Противоречивость особенно заметна, когда речь заходит о наказании в виде лишения свободы. Ставя задачу по приспособлению человека к жизни в обществе, его отделяют от общества; желая научить его полезному активному поведению, содержат в обстановке строгой регламентации, вырабатывающей пассивность; думая заменить в сознании человека вредные привычки полезными, его содержат среди себе подобных и т.д."[19]. Поэтому все исправительные средства: режим, труд, обучение и воспитательное воздействие воспринимаются осужденными, главным образом, как неизбежная кара.
Достижение цели общего предупреждения было бы более эффективным, если бы всякое лицо, совершившее преступление, неизбежно несло за него ответственность. И.И. Карпец правильно отметил, что "влияние общепредупредительной силы наказания как средства предупреждения преступлений - весьма сложная социально-психологическая проблема. Но силу общепредупредительного воздействия наказания переоценивать нельзя, общее предупреждение тогда действенно, когда оно сочетается с предупреждением частным"[20].
Частное предупреждение достигается правилами обращения с осужденными, которые основаны на международных принципах, гарантирующих им защиту от пыток и других унижений человеческого достоинства, принципах законности, справедливости, демократизма, гуманизма, дифференциации и индивидуализации процесса исполнения наказания. Они включают:
1) соответствующую психолого-педагогическим и юридическим требованиям классификацию лиц, лишенных свободы и вынужденных проводить значительную часть времени совместно;
2) основные средства их исправления: режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования и профессиональной подготовки, общественное воздействие;
3) применение в случаях необходимости принудительных средств воздействия: изменение условий содержания, мер взыскания, безопасности и пр.
4) охрану их прав, свобод и законных интересов, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение;
5) оказание помощи в социальной адаптации.[21]
Средства достижения целей наказания зависят от вида назначенной им меры уголовно-правового характера и определения порядка и условий ее исполнения.[22]
По порядку исполнения различают наказания: отбываемые условно и реально; связанные с изоляцией осужденных от общества и не связанные с ней. В теории исправительно-трудового права было принято различать наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных и не связанные с таковым. К первым относили те, порядок и условия исполнения которых регламентировались Исправительно-трудовым кодексом РСФСР. [23]
В России условный порядок может быть определен при назначении наказаний в виде: исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы на срок до восьми лет. Как особый вид условного осуждения можно рассматривать отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Остальные виды наказаний исполняются только реально. Средствами воздействия на этих осужденных являются состояние судимости и связанные с ней моральные переживания. Перечисленные меры не связаны с изоляцией виновного от общества.[24]
С изоляцией осужденных от общества связаны наказания в виде: ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. Частично будут изолированы от общества лица, приговоренные к ограничению свободы (когда этот вид наказания введут в действие). Средства достижения целей наказания в отношении таких осужденных более ощутимы, им приходится жить в условиях неволи, переживать не только моральные страдания, но и физические, обусловленные взаимоотношениями в среде осужденных, испытывать трудности и после отбытия наказания.
К наказаниям, исполнение которых не связано с изоляцией от общества, относятся: штраф, различные ограничения прав (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе. Средствами достижения целей при назначении этих наказаний являются ограничения имущественных и трудовых прав осужденных, лишение их льгот и пр.[25]
Смертная казнь является особым видом наказания. Ее исполнение не связано ни с изоляцией виновного от общества, ни с исправительным воздействием. Порядок исполнения смертной казни в странах, где она еще применяется, различается по способу приведения ее в исполнение.
Особенности достижения целей наказания при применении смертной казни заключаются в том, что таким способом реализуется принцип восстановления социальной справедливости и полностью достигается цель частной превенции, что в определенной мере способно повлиять и на общую превенцию. Это - единственное наказание, исполнением которого могла бы обеспечиваться безопасность граждан от новых посягательств на их жизнь со стороны конкретного осужденного.
В соответствии с Уголовным кодексом штата Нью-Йорк общими целями наказания являются: обеспечение публичной безопасности, "предупреждая совершение посягательства посредством устрашающего воздействия налагаемых наказаний... когда это требуется в интересах охраны общества".[26] Смертная казнь лишь отдаленно обладает устрашающим воздействием. Ее исполнение в большинстве стран, где она применяется, организовано таким образом, чтобы не причинять приговоренному к этому наказанию лицу страданий, подобных тем, которые пришлось пережить его жертвам. Лишь в отдельных странах (Саудовской Аравии, Иране, Ливии, Йемене, Судане, Китае и некоторых других), где основной целью наказания являются: отмщение, возмездие, устрашение, еще существуют такие способы приведения приговора в исполнение, как обезглавливание, забрасывание камнями, колесование, сожжение, закапывание заживо, исполнение публично и пр. Последние способы приведения в исполнение смертной казни вызывают ничем не оправданные дополнительные мучения, страдания виновного, унижают его достоинство, характеризуют жестокость общества.
Воскрешением самых мрачных событий Средневековья, вызывающей демонстрацией пренебрежения к человеческой жизни и нравственным устоям общества явился беспрецедентный по своему цинизму самосуд и публичная казнь людей перед телевизионными камерами на одной из главных площадей Грозного, совершенные с ведома и согласия властей Чеченской Республики 3 сентября 1997 г.[27].
В цивилизованных странах принято приводить приговор к смертной казни в исполнение непублично. В некоторых штатах Америки способ приведения приговора к смертной казни в исполнение может быть выбран самим осужденным, например "газовую камеру или инъекцию - в Сев. Каролине; инъекцию или расстрел - в штате Юта" и пр.).
Применяется наказание в виде смертной казни в тех странах, где она не отменена, только за наиболее тяжкие преступления, связанные с особо жестокими случаями лишения жизни ни в чем не повинных людей, при отягчающих обстоятельствах, к лицам, утратившим право на жизнь.
В России, при столь вопиющем росте жестоких убийств "без всяких принципов, не исключая детей, женщин", мораторий на смертную казнь уже приводит к самосудам, осуществляемым с особой изощренностью, не исключающим ошибок. Суды впоследствии выносят мягкие приговоры родственникам жертв убийства, совершившим своего рода "кровную месть", учитывая мотивы содеянного, психическое состояние такого виновного. Подобные самосуды могут привести к непредсказуемым последствиям, особенно в государстве, граждане которого утратили доверие к властям. О правах лиц, подвергаемых самосудам, говорить не приходится.
С февраля 1999 г. в России смертная казнь не должна назначаться судами РФ. Все лица, приговоренные к смертной казни до этого времени, ожидавшие исполнения приговора, помилованы Президентом Российской Федерации, некоторые без соответствующей просьбы с их стороны, а иногда и вопреки их желанию[28].
УИК РФ, в отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР 1970 г., открыто регламентирует порядок исполнения смертной казни и правовое положение лиц, к ней приговоренных (гл. 23, ст. 184-186 УИК РФ). И именно с введением в действие УИК РФ и принятием иных законов, затрагивающих вопросы применения смертной казни, накладывается мораторий на ее исполнение. Странная логика. Рассматриваемое наказание до сих пор не исключено из УК РФ, в который постоянно вносятся изменения и дополнения. Согласно общественному мнению мораторий на смертную казнь должен быть отменен. Государство не решается противопоставить себя общественному мнению.
В июле 2001 г. Президент России высказался категорически против восстановления смертной казни. Вместе с тем, глава государства упомянул о том, что "Россия сталкивается с проявлением терроризма и экстремизма, и многие граждане погибли от рук бандитов. Когда смотришь на страдания близких погибших, отметил Путин, кажется, что "своими руками удушил бы бандитов". Однако подчеркнул он, "это только эмоции". Как человек, получивший базовое юридическое образование, сказал Президент, он понимает, что "ужесточение наказания к искоренению преступности не ведет"[29]. Надо заметить, что перед наказанием никогда и не стояла цель искоренения преступности. Задача социально-экономической политики государства - содействовать снижению уровня преступности и защищать своих граждан.
Государство должно иметь право на применение смертной казни как альтернативы лишению свободы на срок или пожизненно и как средства достижения цели частной превенции.
Важно понимать, что возможность применения наказания в виде смертной казни, ее наличие в качестве альтернативной санкции за особо тяжкие преступления против жизни и назначение определенному лицу - не тождественные понятия.
Практика уже сегодня свидетельствует и о общепредупредительном значении этого наказания. Лица, убивающие заложников, являющиеся профессиональными убийцами, заранее рассуждают о том, что за любые совершенные ими преступления их собственная жизнь - вне опасности. Пожизненное лишение свободы - максимум, к чему их могут приговорить. При пожизненном лишении свободы возможно условно-досрочное освобождение по отбытии двадцатипятилетнего срока наказания. Но 25-летний и 30-летний сроки наказания в виде лишения свободы могут быть назначены лицам по совокупности преступлений или приговоров за совершение ими преступлений, степень общественной опасности которых не выдерживает никакого сравнения с жестокими убийствами, за которые установлена смертная казнь и то, как одно из возможных наказаний.
Еще в конце ХУШ в. французский просветитель, правовед, философ Шарль Луи Монтескье и итальянский просветитель, публицист, юрист по образованию, но без практики Чезаре Беккария писали, что зло (имеется ввиду жестокие мучительные наказания), даже ничтожное, когда оно неизбежно, всегда устрашает нас, а надежда - это дар неба, который часто заменяет нам все на свете, - всегда удаляет от нас мысль о сильнейших наказаниях. Дело в том, что, решаясь совершить преступление, человек думает не только о последствиях своего деяния (наказании), но и о степени вероятности их наступления. Если степень вероятности их наступления не особенно велика, если у каждого есть примеры, когда угроза закона оставалась "мертвой буквой", то наказание, каким бы жестоким оно ни было, не окажет удерживающего действия.[30]
Государству нет необходимости практиковать мучительные карательные меры как средства достижения целей наказания, напротив, оно обязано избегать этого. В трактате Ч. Беккария "О преступлениях и наказаниях" подчеркивается, что цель "наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление", а в том, чтобы воспрепятствовать этому человеку вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует устанавливать только такое наказание, которое, при сохранении соразмерности с преступлением, производило бы "сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника"[31].
На Руси всегда был двоякий подход к преступнику. Сначала, под влиянием всей жестокости содеянного, сам потерпевший, или его родственники, общество требовали воздаяния виновному. А по истечении времени, как у потерпевших, или у их родственников, так и у общества в целом, особенно по отношению к лицам, к которым применено наказание в виде лишения свободы, появлялось чувство сострадания, общество начинало опекать преступников, сочувствовать их положению, следуя библейским заповедям: "Возлюби ближнего, как самого себя", "прощайте и прощены будете".
Определение действенных средств борьбы с преступностью - задача всего общества. "Для правоохранительных органов недосягаемы социальные истоки преступности, коренящиеся в условиях его материальной и духовной жизни, поэтому в лучшем случае они могут лишь сдерживать преступность силой репрессии"[32]. Репрессия (кара) свойственна процессу исполнения любого наказания. Однако рассчитывать на достижение цели частного предупреждения под влиянием мероприятий, связанных с усилением или, наоборот, ослаблением репрессии и приоритетом мер психолого-педагогического воздействия на виновных, не следует.
Становление осужденного на путь исправления зависит главным образом от него самого. Содействуя достижению целей наказания, государство борется за человека, стремясь предоставить ему возможность стать полезным обществу, и в то же время охраняет общество от возможных посягательств на устои его существования.
Средством достижения целей наказания в процессе исполнения мер уголовно-правового характера, не связанных с их изоляцией от общества, является их содержание (кара), минимально ограничивающее права осужденных к ним лиц. Эти ограничения выражаются либо в лишениях имущественного характера (в случае применения штрафа, исправительных работ), либо в установлении различного рода ограничений, запретов (при условном осуждении, отсрочке исполнения наказания, применении принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним).
Содержание кары характеризуется двумя показателями: качественным и количественным. Его качественный показатель определяет комплекс правоограничений, свойственных исполнению конкретного вида наказания (степень изоляции и режимные ограничения при лишении свободы; ограничения имущественного характера при штрафе; ограничения в области трудовых правоотношений при исправительных работах и т.п.). Количественный показатель определяет размер кары, период ее применения (срок лишения свободы, исправительных и обязательных работ, размер штрафа и т.п.).
Кара всегда была присуща любой принудительной мере воздействия. И вряд ли можно согласиться с утверждением некоторых юристов о том, что в современный период специфическим признаком кары стало не репрессивное, а моральное воздействие на осужденного[33]. При всей важности морального осуждения преступника от имени государства не стоит отодвигать на второй план карательную сторону процесса исполнения наказания. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает возможность замены его другим (установленным санкцией соответствующей статьи).
Действующее наказание рассматривает кару не как цель наказания, а "как средство предупредительного воздействия на самого преступника и других неустойчивых лиц"[34]. Именно с реализацией в процессе исполнения наказания его превентивной цели связана возможность досрочного освобождения осужденных и от наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Следует заметить, что во всех странах исполнение наказания может сопровождаться и принудительным лечением от алкоголизма, наркомании и токсикомании, ВИЧ-инфекции, венерического заболевания и лечением от инфекционных и иных заболеваний. В определенном смысле оказание осужденным медицинской помощи в период отбывания наказания можно рассматривать не только как реализацию их права как граждан государства на охрану здоровья, но и как одно из средств достижения целей наказания в рамках карательно-воспитательного процесса. Основной целью сопровождающих исполнение наказания мер медицинского характера является лечение осужденных, что призвано содействовать их социальной адаптации.
Судить о степени реализации целей наказания в процессе его исполнения очень сложно. Представление осужденного к условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким не связано с завершением исполнительного процесса, а рецидив среди лиц условно или безусловно освобожденных от наказания является в большинстве случаев следствием неустроенности освобожденных[35]. Как бы то ни было, но по данным проведенного автором исследования рецидив среди лиц, по различному основанию освобожденным от наказания, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (штрафу, исправительным работам) за период с 1998 г. по октябрь 2005 г. составил около 49%. Совершаются преступления и непосредственно в местах изоляции от общества.
Влияет на рецидив и тот факт, что после отбытия назначенного судом срока наказания, независимо от достижения исправительной цели, лицо освобождается из мест лишения свободы. После уплаты штрафа, отбытия исправительных работ, истечения испытательного срока судить о том, реализованы ли цели наказания, можно только по прошествии значительного промежутка времени. Важно также иметь в виду, что время необходимо и для подготовки нового преступления. Это позволяет сделать вывод о заниженных цифрах рецидива среди лиц, отбывших наказание.[36]
Снижение же уровня преступности в отдельных регионах России и время от времени в целом по стране в период с 2000 по 2006 гг. не является показателем достижения цели общего предупреждения через исполнение наказания. На это влияли факторы социально-экономического характера.
В России на законодательном уровне создана вполне приемлемая система средств достижения целей наказания при осуществлении карательно-воспитательного процесса во время исполнении наказания, а непосредственное достижение исправительной цели наказания зависит, главным образом, от личности осужденного и возможностей государства решить его социальные проблемы после освобождения из мест изоляции.
Система наказаний
Система наказаний - это определенным образом упорядоченный перечень видов наказаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т.д.
Система наказаний закреплена в ст. 44 УК РФ и включает перечень из 12 видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.
Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень.
В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания - от менее строгого наказания к более строгому, образуя так называемую "лестницу наказаний". Этот термин использовал еще Н.С. Таганцев[37]. В УК РСФСР лестница наказаний строилась наоборот - от более строгого наказания к менее строгому, а смертная казнь не входила в перечень: как исключительной мере наказания ей была посвящена отдельная статья УК РСФСР. В санкциях статей Особенной части УК РФ наказания, как правило, также располагаются в последовательности от менее строгого к более строгому, что, в принципе, должно ориентировать суды в вопросе выбора меры наказания. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", если санкция статьи наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, суд при постановлении приговора должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.
Наиболее распространенным видом наказания является лишение свободы: оно предусмотрено примерно в 85% санкций статей Особенной части. Другие реально назначаемые наказания располагаются в такой последовательности: штраф (43%); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (19%); исправительные работы (17%); обязательные работы (12%); пожизненное лишение свободы присутствует в санкциях шести статей Особенной части[38].
Система наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, действует в отношении взрослых осужденных. Для несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ предусмотрен свой перечень, состоящий из шести видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. Но особенности назначения наказания несовершеннолетним заключаются не только в сужении перечня наказаний. Для несовершеннолетних, по сравнению со взрослыми, уменьшаются размеры и сроки назначаемых наказаний (за исключением лишения права заниматься определенной деятельностью). Кроме того, предусмотрены и особые условия назначения некоторых наказаний. Так, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться не только с него, но и с его родителей или иных законных представителей (с их согласия). Наиболее специфичен порядок назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на определенный срок[39] (ч. 6 и ч. 6.1 ст. 88 УК РФ).
В любой системе могут быть выделены подсистемы. Виды уголовных наказаний также могут быть разделены (классифицированы) на определенные группы по определенным основаниям (критериям).
В уголовном законодательстве (ст. 45 УК РФ) по порядку назначения наказания классифицируются на применяемые только в качестве основных, применяемые только в качестве дополнительных и смешанные, т.е. применяемые в качестве как основных, так и дополнительных (деление наказаний на главные и дополнительные содержалось и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.).
К основным наказаниям относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Основные виды наказаний назначаются только самостоятельно, они не могут присоединяться к другим основным наказаниям. Они всегда указываются в санкции статей Особенной части УК РФ. Но при наличии исключительных обстоятельств суд вправе назначить иной (но только более мягкий) вид основного наказания, чем предусмотренный конкретной статьей Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 64 УК РФ). При назначении наказания к основному могут быть присоединены дополнительные наказания, в том числе не указанные в санкции статьи. Институт досрочного освобождения от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) действует только в отношении наказаний, назначенных в качестве основных (но при этом возможно освобождение от отбывания и дополнительного наказания).
К дополнительным наказаниям относится только один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Дополнительное наказание не может применяться самостоятельно, без сочетания с основными. Особенность этого вида наказания заключается в том, что оно может применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления и его назначение зависит только от судейского усмотрения (в санкциях статей этот вид наказания не содержится).
К смешанным наказаниям относятся: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 3 ст. 47). В статьях Особенной части УК РФ применение дополнительных наказаний в сочетании с основными может быть как обязательным (ч. 3 ст. 286), так и факультативным (ч. 2 ст. 286). Как указывается в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"[40], если закон предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то неприменение этого дополнительного наказания может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 64 УК РФ (т.е. при наличии исключительных обстоятельств), и должно быть мотивировано в приговоре.
В теории существуют и другие классификации наказаний. Например, в зависимости от особенностей субъекта преступления наказания делят на общие (универсальные) и особенные (специальные)[41]. Эта классификация имеет важное практическое значение, поскольку она связана с дифференциацией назначения наказания. Общие наказания применяются ко всем лицам, совершившим преступления, - штраф, лишение свободы на определенный срок. Правда, после изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ[42], лишение свободы на определенный срок перестало быть универсальным наказанием: теперь оно не может быть назначено несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые, а также лицам до 16 лет, совершившим впервые преступления средней тяжести (ч. 6 ст. 88 УК РФ). Особенные наказания применяются только к определенным категориям граждан, совершим преступления: ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части - к военнослужащим; лишение права занимать определенные должности - к лицам, занимающим должности на государственной службе или в органах местного самоуправления; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - к лицам, имеющим соответствующие звания или государственные награды; исправительные работы - к лицам, не имеющим основного места работы.
Наказания также классифицируют на срочные, при назначении которых в приговоре указывается определенный срок их отбывания (в часах, месяцах, годах), и бессрочные[43]. К последним относят штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертную казнь. Хотя пожизненное лишение свободы имеет черты срочного (жизнь это тоже срок) наказания, поскольку возможно условно-досрочное освобождение от отбывания этого наказания.
Наказания можно классифицировать в зависимости от того, насколько полно содержание наказания фиксируется в статьях Общей части Уголовного кодекса РФ (т.е. в нормах материального права). Здесь можно выделить срочные наказания (ограничение свободы, арест, лишение свободы), отбываемые в специализированных учреждениях, входящих в уголовно-исполнительную систему, подведомственную Минюсту России[44]. Для этих наказаний в статьях Общей части УК РФ обозначаются лишь общие рамки: ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества (ст. 53); арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (ст. 54); лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительное учреждение (ст. 56). Установление же конкретного комплекса правоограничений для этих наказаний делегируется Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Содержание наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части раскрывается только в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (гл. 20) [45].
И есть наказания, чье содержание определено в нормах Общей части УК РФ: штраф; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по воинской службе; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; смертная казнь.
Смертная казнь в нашей стране не отменена (т.е. предусмотрена уголовным законодательством), но в настоящее время не назначается и не исполняется. При вступлении в 1996 г. в Совет Европы Россия подписала Протокол N 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но до сих пор этот Протокол не ратифицирован Федеральным Собранием РФ и не имеет обязательной силы. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. № 3-П признал положения ст. 59 УК РФ несоответствующими ст. 20 Конституции РФ, которая предоставляет право обвиняемому на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей[46]. К тому времени суды присяжных существовали только в девяти субъектах РФ (сейчас суда присяжных нет только в Чеченской Республике). С этого времени суды перестали назначать смертную казнь. Хотя приговоры с назначением смертной казни и выносились до этого Постановления Конституционного Суда РФ, с октября 1996 г. они не исполнялись, поскольку Президент РФ не рассматривал ходатайства о помиловании (а решение Президента РФ является основанием для исполнения смертной казни).
Исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами, следует рекомендовать судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания[47].
Вывод по 1 главе
Наказание - центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.
Законодательное определение наказания позволяет выделить следующие его признаки:
1. Наказание - это мера государственного принуждения, что, как прямо указано в законе, состоит в лишении или ограничении прав осужденного 2. Наказание назначается только судом, т.е. назначается от имени государства и в интересах всего общества 3. Наказание назначается от имени государства (ст. 296 УПК РФ), т.е. наказание носит публичный характер 4. Наказание носит личный характер 5. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания 6. Наказание обязательно влечет последствие общеправового и уголовно-правового характера – судимость.
3. Наказание, будучи категорией уголовного права, имеет социально-политическую и нравственную сущность. Оно является социально-политической реакцией и отрицательной нравственной оценкой государством и обществом совершенного преступником общественно опасного деяния, являющегося, в свою очередь, проявлением социальных противоречий, порожденным этими противоречиями. Будучи формой и средством разрешения социальных противоречий, наказание является одновременно и причиной других противоречий. Оно само выступает как социальный конфликт между обществом и личностью.
4. Методологию уголовного наказания можно определить как учение о комплексной сущности наказания, его связи с фундаментальными факторами общественной жизни, о системе принципов и методов его научного исследования и практики применения.
5. Наказание - фундаментальная уголовно-правовая категория, выражающая государственное принуждение, сущность которого составляет кара, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в предусмотренных уголовным законом лишениях или ограничениях законных прав и свобод этого лица. Системообразующими признаками наказания являются:
- фундаментальность его как категории;
- триединая - социально-политическая, нравственная и уголовно-правовая сущность, то есть - кара, состоящая в лишении или ограничении законных прав и свобод;
- государственное принуждение, то есть насилие в пределах и формах, предусмотренных уголовным законом;
- субъект назначения - суд как орган власти;
- субъект применения - лицо, совершившее преступление;
- основания назначения - совершение общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления;
- вина как субъективное основание назначения.
6. Цели наказания носят системный характер и включают восстановительные или социально-ретрибутивные, исправительно-воспитательные и превентивные цели. Хотя УК РФ и объективные условия нынешнего этапа общественного развития не вызывают необходимости цели перевоспитания, но закрепление этой цели в уголовном законе весьма желательно и целесообразно из-за её социальной возвышенности и жизненной потребности.
7. Следовало бы в ч. 2 ст. 43 УК РФ указать на воспитательное воздействие наказания на других граждан.
8. Система уголовных наказаний - это целостная и упорядоченная совокупность видов наказаний, построенных на единых принципах и подчинённых целям, предусмотренным уголовным законом. Основными критериями построения системы наказаний являются множественность и определённость видов, упорядоченность на основе единых принципов, соответствие видов предусмотренным уголовным законом целям, относительная плавность и равнозначность перехода от одного вида к другому.
9. Система наказаний, закрепленная действующим законодательством, не соответствует потребностям практики правоприменения. Она явно избыточна. Ряд наказаний, предусмотренных УК РФ, является невостребованным и не применяется, поскольку не соответствует реальным возможностям государства, российским правовым традициям и социальной психологии большинства россиян.
В связи с этим ст. 44 УК РФ подлежит пересмотру в сторону сокращения указанных выше видов наказания.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 9380.