Проект «Гражданином быть обязан»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для успешной социализации подростков в СРЦН с социальным приютом «Нежность» автором был разработан проект «Гражданином быть обязан!». Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жёсткие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Задача создания в России правового государства и гражданского общества вряд ли скоро утратит свою актуальность.

 Произошла деформация в области гражданского и патриотического сознания, обесценились нравственные идеалы, принижена роль патриотического воспитания детей и подростков. Следствием этого стали рост детской преступности, агрессии, беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. Очевидно, что правовое государство и гражданское общество должны состоять из граждан, уважающих дух и букву закона, ответственных за свой выбор, инициативных, проявляющих активную гражданскую позицию. Такое возможно лишь при условии, что правовая культура и гражданские качества личности воспитывать с детских лет.

Под гражданской позицией мы понимаем устойчивую систему взглядов, убеждений, определяющих социальную активность личности, направленную на преобразование окружающей действительности в положительную сторону.

В сентябре 2008 года автором было проведено тестирование на определение процента занятости детей во внеурочное время в 8-9 классах СОШ №1, №2. Проанализировав результаты, был сделан вывод, что 44% учащихся хотели бы участвовать в жизни класса и школы с позиции активного участника, но не могут этого сделать по разным причинам: стеснительность, нерешительность, боязнь сделать ошибку, отсутствие опыта подобной деятельности.

В ГУСО СРЦН «Нежность» на социальном обслуживании состоит 243 семьи (396 несовершеннолетних), из них 75 подростков состоят на учёте в отделении по делам несовершеннолетних при ГРОВД г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области. Дети «группы риска» склонны к социальной дезадаптации, различным формам отклоняющегося поведения. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребёнку помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Риск ранней наркотизации и уровень развития коммуникативных умений у подростков взаимосвязаны. Многие из них испытывают трудности в общении со сверстниками, в установлении контактов в коллективе.

С ними также было проведено тестирование на определение уровня активности детей во внеурочное время, причин пассивного участия в жизни класса, школы, города.

 

Таблица 2. Активность подростков во внеурочное время.

№ п\п Год Количество несовершеннолетних, состоящих на социальном обслуживании Количество несовершеннолетних, занятых во внеурочное время (в кружках, спортивных секциях) % несовершеннолетних, занятых во внеурочное время
1. 2007 440 280 36,4
2. 2008 396 246 37,8

Поэтому проект направлен на подростков 13-17лет, определены две целевые группы: 1-ая – 15 подростков из семей, состоящих на социальном обслуживании в центре + 8 волонтеров; 2-ая – 40 девятиклассников из двух базовых школ.

Одним из действенных методов гражданского воспитания является интерактивный театр (приложение 2). Преимущества интерактивного театра в том, что он позволяет пропустить информацию через себя и осознать последствия своих действий. Ребята осваивают теоретический материал, и кроме того вживаются в образ главного героя пьесы или его близкого родственника, предлагают свое решение проблемы в сформированной ситуации. Кроме того, 90% информации мы запоминаем, когда закрепляем ее действием. Целевой группой проекта «Гражданином быть обязан» являются дети из г. Красноармейска. Всего по проекту охвачено 63 подростка в возрасте 13-17 лет. Группа интерактивного театра – 23 детей, зрительская аудитория 40 человек.

Основными целями проекта является:

· создание условий для самоопределения подростков средствами интерактивного театра, развитие их творческого потенциала, гражданских компетенций и способности к успешной адаптации в жизни в современном обществе;

· способствовать становлению общественно-активной, социально-компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, готовой и умеющей защищать права и свободы человека;

· профилактика правонарушений и преступлений через самовыражение детей в рамках интерактивного театра.

Задачами проекта является:

· Диагностика уровня сформированности гражданско-правовой грамотности подростков;

· Обеспечение сотрудничества социального и образовательных учреждений;

· Открытие интерактивного театра «Браво» на базе ГУСО СРЦН «Нежность».

· Повышение социальной активности подростков в общественной жизни города.

· Способствовать успешной социализации несовершеннолетних через принятые ими норм и правил общественной жизни.

· Формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

· Формирование правовой грамотности несовершеннолетних.

· Формирование у несовершеннолетних мотивации и навыков здорового образа жизни.

· Актуализация творческого начала подростков, состоящих на учете в ОДН ОВД.

При реализации проекта в ГУСО СРЦН «Нежность» будет открыт интерактивный театр «Браво», на территории центра «Нежность». Работа по проекту начнется с информационной кампании, в рамках которой будут проведены мероприятия, направленные на вовлечение в работу интерактивного театра подростков.

Среди 50 подростков, чьи семьи состоят на социальном обслуживании в Центре, будет проведено тестирование на определение уровня гражданской активности (см. приложение 2). Из них будет выделена первая целевая группа из 15 подростков с низким уровнем гражданской активности, из которых 10 – состоят на учете в ОДН ОВД. Также в целевую группу будут привлечены 8 подростков-волонтеров Центра, участники проекта «Сделай выбор», реализованный специалистами в 2007 году. Команда волонтеров участвовала в проведении тренингов по принципу «Равный - равному» для сверстников. Таким образом, будет сформирована первая целевая группа. На организационном занятии члены этой целевой группы познакомятся с особенностями работы интерактивного театра, условиями проекта, далее с ними будет проведено 3 занятия по подготовке актерами.

Также на начальной стадии реализации проекта специалисты СРЦН «Нежность» проведут информационные выступления для второй целевой группы в двух 9-х классах базовых школ №1 и №2 (40 подростков) для ознакомления детей с работой по проекту, проведения тестирования по определению уровня гражданской активности.

Почему именно девятиклассники? В возрасте 13-15 лет детей отличает потребность активного участия в общественной жизни как инициатора идей, организатора, лидера, активного участника. Другими словами они стремятся к тому, чтобы реально быть гражданами своего города, страны, но им не хватает знаний и умений, как реализовать себя в социуме. К тому же большей части девятиклассников исполняется 14 лет – время оформления первого паспорта.

Занятия для первой целевой группы проводятся 1 раз в неделю, для второй – 1 раз в две недели.Члены первой целевой группы (23 подростка) в течение трех недель февраля 2009 года учатся быть актерами интерактивного театра, готовят театральный форум.

Подростки стремятся к самореализации, их не удовлетворяют прежние социальные роли, они ищут выход для своей активности, поэтому, созданные нами условия развития гражданской позиции, станут одним из механизмов социализации личности.

Приобщение подростков к интерактивным методам общения – это погружение в процесс общения, основанное на взаимодействии подростка со сверстниками, родителями, педагогами. Такая деятельность позволяет детям самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателем, создаёт большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную, является психологически привлекательной и комфортной.

Руководителем интерактивного театра разрабатывается и реализуется цикл занятий (сценарии постановок) по правовой тематике, формированию и воспитанию гражданских качеств, по здоровому образу жизни.

С подростками еженедельно в течении месяца будут проводиться занятия, готовиться презентация интерактивного театра «Браво», которая пройдёт в центре «Нежность» для девятиклассников СОШ №1, СОШ №2.

Презентация интерактивного театра предполагает проведение первого представления, к которому ребята готовят костюмы, атрибуты к спектаклю, декорации совместно с инструктором по труду, разучивают роли, проводят репетиции. Цель данной презентации – заинтересовать окружающих сверстников, создать участникам условия для полноценного общения, помочь подросткам найти себя.

Пьеса интерактивного театра при разности сценария всегда основывается на следующей театральной форме: это кривая развития театрального действия в спектакле, где Х – главный герой пьесы (протагонист). На его пути возникают трудности, и ему не удается преодолеть препятствия. Он не хочет ничего менять; Y – антагонист, скрытый противник Х, его главная задача: сделать так, чтобы Х не удалось преодолеть препятствия. В пьесе он может выступать, как друг, товарищ Х. В завершении пьесы Х впадает в отчаяние и высказывает пессимистическую мысль: Все зря! Создатели интерактивной пьесы стремятся к тому, чтобы зритель ассоциировал себя с Х, а также не желал, чтобы с ним произошло то же, что с Х.

Пьесу, которую создают сами участники театра, принято называть анти-моделью. Она небольшая по продолжительности (примерно 20 минут) и заканчивается тем, что главный герой терпит неудачу, а причина неудачи не только в самом герое, но и в его окружении. Суть метода интерактивного театра в том, чтобы помочь человеку больше познать себя и контролировать свою жизнь и свои эмоции. Основная черта метода его интерактивность, публика по ходу пьесы вовлекается в действие.

Актеры разыгрывают зарождение и развитие конфликтной ситуации до ее пика. Затем действие прерывается, и зрителям предоставляется возможность высказать свое мнение о том, как можно было предотвратить этот конфликт или как теперь можно его разрешить. Каждому человеку дается возможность апробировать, насколько состоятельны его идеи, чтобы в реальной жизни поступить правильно.

Показ интерактивного представления помогает зрителям:

- увидеть проблему со стороны и перенести ее решение со сцены в реальную жизнь;

- освободиться от шаблонных образцов поведения и предложить альтернативное разрешение проблемной ситуации;

- увидеть себя в контексте социального окружения и определить границы взаимоотношений с ним.

Театральный форум предполагает участие зрителей в представлении.

Очень важна роль ведущего театрального форума (джокера), он управляет форумом, выполняя на каждом этапе определенную функцию.

Этапы театрального форума:

1. Вступительное слово джокера (в проекте используются определенные термины, см. приложение ). Джокер должен дать зрителю ответы на вопросы: Что Вы представляете? Кто Вы такие? Почему эта тема Вас волнует? (краткое изложение). Как все будет происходить? (выработка правил). Также джокер представляет актеров и героев пьесы (произносит вступительное слово 3-5 минут)

2. Проигрывание интерактивной пьесы.

3. На сцену выходит джокер. Задача джокера: спросить похоже ли это на жизнь, реальна ли эта проблема?

После каждого проигрывания, в котором участвует зритель, джокер должен похвалить его за предложенный вариант, предложить аудитории поаплодировать ему. А также прокомментировать предложенное решение. Часто бывает, что зрители стесняются выходить на сценическую площадку. В этом случае джокеру необходимо объяснить, что здесь не обязательно иметь актерские навыки, важно показать, как можно решить проблему и помочь главному герою. При этом он подчеркивает, что неправильных мнений и решений проблемы нет, решение каждого человека правильно.

Если зрители меняют только окружение и при этом не заменяют актера-протагониста, джокеру необходимо объяснить, что владелец проблемы является протагонистом (главным героем) и многое зависит от него. Заканчиваться театральный форум может веселой песней, которую поют все вместе.

Участвуя в деятельности театра, дети учатся любить себя, окружающих и, конечно же, жизнь. В условиях театра предоставляется возможность повысить самооценку, развить чувство ответственности, ощутить себя самостоятельным. Планируется, что ежемесячно участники проекта делятся впечатлениями со сверстниками, выпуская газету «Браво» - новости».

Работа театра «Браво» будет строиться таким образом, что каждый участник «проживет» различные ситуации, определит свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также научится понимать и принимать другого.

При подготовке спектаклей наставники (ведущие) будут стараться помочь разобраться в характерах героев, выразить это в образе, а главное, освоить навыки общения. Подростки должны будут предлагать ситуации, которые они будут проигрывать перед своими сверстниками. Ситуации должны быть взяты из жизни, интересны и узнаваемы зрителями. Даже на этапе поиска ситуаций возможен терапевтический эффект, так как ребята анонимно предлагают ситуации из собственной жизни. Представления интерактивного театра дадут возможность для того, чтобы подростки смогли больше узнать о специфике собственного взросления и его критических моментах, осмыслить свои личные проблемные ситуации, освоить эффективные способы взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

Каждое представление планируется сопровождать использованием мультимедийной продукции (видеосюжеты, слайд-фильмы), звуковых, световых и музыкальных эффектов, караоке, что значительно повышает эффект восприимчивости полученной формации подростком. Каждое театральное представление заканчивается обменом впечатлениями о пьесе (шеринг) и предполагает кофе-паузу, 15-минутный перерыв, чтобы выпить кофе или чай, побеседовать.

Кроме спектаклей интерактивного театра членов второй целевой группы планируется вовлечь в тренинговые занятия и привлечь к работе в ток-шоу:

- Занятие «Гражданин – государство» (формирование Гражданина, включение старшеклассников в систему общественных отношений),

- «Мы и культура», ток-шоу (развитие ценностных ориентаций, способностей соотносить свои ценности с общечеловеческими).

В рамках реализации проекта в марте будут организованы экскурсии в Администрацию г. Красноармейска и Красноармейского района с целью знакомства со структурой власти муниципального образования, государства. В заключении детям предлагается написать эссе «Если бы я стал главой города, то…». В мае – запланирована экскурсия в парк Победы на Соколовой горе в г.Саратове, где в присутствии ветеранов Великой Отечественной войны детям вручат паспорта.

Срок реализации проекта – 5 месяцев. Начало работы - 1 февраля 2009 года, а все работы должны быть завершены к 1 июля 2009 года. Подробный график представлен в приложении .Реализация проекта может быть оценена в количественных и качественных показателях, измерена на основании итогового диагностического тестирования по пятибальной системе (см. приложение ).

Открытие интерактивного театра «Браво», позволит организовать позитивное проведение досуга детей, в том числе состоящих на учете в отделении по делам несовершеннолетних ОВД Красноармейского района, проведение тестирования целевой группы позволит выявить представление подростков о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию.

Участие ребят в интерактивном театре будет являться профилактикой асоциального поведения несовершеннолетних в г.Красноармейске. Подростки овладеют средствами творческого самовыражения: основами выразительной речи; движения, умения ставить вопросы и находить ответы; вести диалог; исполнить роль в постановке; пользоваться микрофоном; ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Планируется, что у ребят будут сформированы: навыки общения; активное, деятельное отношение к окружающей действительности; гибкость мышления, умение видеть ситуацию с разных позиций, в разном контексте и содержании; умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

Создание фотоальбома, слайд-фильма о деятельности по проекту с целью демонстрации в учебных заведениях города, что привлечет других подростков к дальнейшей деятельности в данном направлении, и снизится число детей, предпочитающих улицу организованному отдыху. У 70% участников проекта изменится в положительную сторону отношение к школьной жизни, совместным делам.

К количественным показателям оценки проекта следует отнести, что: включены в воспитательные ситуации 63 подростка, из них 10 – состоят на учете в ОДН ГРОВД, будет проведено 19 мероприятий и распространено 1500 информационных буклетов и приглашений, 50 выпусков детских газет «Браво»-новости», информацию о работе по проекту получат около 2000 учащихся средних и старших классов школ города и района, 2500 родителей и учителей.

Устойчивости проекта «Гражданином быть обязан» способствуют наличие необходимых внутренних ресурсов: квалифицированные специалисты, методическая базы для организации мероприятий в рамках проекта, востребованность данной формы работы с несовершеннолетними, коррекционно-развивающее оборудование. Данная деятельность по окончании работы проекта будет продолжена в том же направлении за счет собственных средств учреждения.

Интерактивную деятельность можно использовать с детьми любого возраста: младшего (игровая деятельность), подросткового и юношеского (пробы своих сил, желание самореализации). Привлечение подростков, в том числе состоящих на учете в отделении по делам несовершеннолетних ОВД в деятельность интерактивного театра будет интересен специалистам государственных учреждений и общественных организаций, осуществляющих работу с детьми.



Заключение

 

Современная социально-экономическая ситуация порождает негативные процессы во всех слоях общества. Особенно ярко они проявляются в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей и подростков, их семей. Актуальны такие проблемы, как возрастание количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья населения, социальное сиротство, преступность, наркомания, алкоголизм, рост количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Рыночные отношения приводят к тому, что дети и подростки предоставлены сами себе: большинство родителей (по разным оценкам, до 80%) посвящают воспитанию детей менее 1 часа в день. Особенно сильно это проявляется в условиях неполной семьи. На фоне общего снижения ее собственного потенциала отмечается устойчивая тенденция падения уровня социального здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей

В таких семьях, в силу специфики их жизнедеятельности, особенно обострились проблемы социально-педагогического характера. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений искажают условия социализации детей и подростков, являются причиной развития нервно-психических расстройств, фактором риска увеличения случаев асоциального поведения, личностной деформации, вызывают возникновение проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

В последние годы государство принимает усиленные меры, направленные на изменение возникшей ситуации. Интенсивное развитие в России системы социальной работы способствует усилению социально-педагогической поддержки детей и подростков.

Президентом и Правительством Российской Федерации принято более 190 законов и подзаконных актов, в которых получили отражение различные аспекты социально-педагогической деятельности и зашиты детства.

В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения необходимы:

- ускорение создания законодательной базы, определяющей новые подходы к системе профилактики безнадзорности и правонарушении данной группы лиц, организацию деятельности учреждений, ее составляющих, межведомственного взаимодействия, обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи, а также условия предоставления им социальных услуг.

- финансирование в полном объеме и реализации мероприятий целевых федеральных программ.

- разработка перспективного плана действии по ликвидации напряженности в ситуации отклоняющегося поведения в следствии семейного неблагополучия, укрепление межведомственной координации.

- разработка совместных межведомственных нормативных документов, определяющих в рамках существующего законодательства действия региональных и местных органов, учреждений и служб по профилактике и социальной реабилитации лиц девиантного поведения.

- организация выявления лиц с девиантным поведением учреждениями и службами системы профилактики девиации в обществе.

Анализ результатов проведённых исследований в данной работе, еще раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию общества.

Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.

Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Нежность» являются:

- Налаживание межличностного общения в группе;

- Восстановление коммуникативных связей ребёнка;

- Оказание помощи в познании самого себя;

- Раннее выявление истоков и причин социальной дезадаптации детей и семей, нуждающихся в социальной помощи и защите;

- Оказание социально-правовой помощи ребёнку и семье;

- Социальный патронаж.

В процессе социальной реабилитации одна из главных задач, стоящих перед специалистом - преодоление сложившихся девиантных стереотипов поведения. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра

 Применение техники описываемой автором в проекте позволяет сформировать адекватные, общественно поощряемые навыки поведения в реальных жизненных ситуациях. Опыт показывает, что такая система реабилитации является наиболее действенной для контингента социально-дезадаптированных детей.

Специалисты учреждения одной из главных задач считают развитие различных форм работы с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, а также выявление признаков возможного семейного неблагополучия на ранних этапах с целью их коррекции.

Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Семейный Кодекс Российской Федерации.

4. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.// Сборник международных договоров СССР.

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.

6.  Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ.

7. Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ» от 27.07.1996г. №906

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной реабилитации » от 27.11.2000г. №896

9. Федеральная Целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10.  Федеральная Целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172 .

11.  Комплексная программа «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы.

12. Алексеева И., Новосельский И. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005.

13. Арефьев, А.Л. Беспризорные дети России /А.Л.Арефьев //Социологические исследования. – 2003. – №9.

14. Беспалов Ю.В. Семейно-правовое положение ребенка в Рос­сийской Федерации. Владимир: М.,2007

15. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

16. Бреева Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического обследования. //Социус. 2006., № 5.

17. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 2007.

18. Бутырин, Г.Н. Информированность населения о деятельности органов власти. // Личность. Культура. Общество. – М., 2000.

19. Васильев А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе. // Современное право. – М., 2007. -№9 (1). - С. 54-57.

20. Васильев А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России. // Современные проблемы науки и образования. – М., 2006. - №2.

21. Дети социального риска и их воспитание.// Под ред. Л.Д. Шипицыной. СПБ.: Речь,2003.

22. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

23. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.

24. Иванова Н. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей. Ж:Социальная педагогика. – Ж: Социальная педагогика №2, 2008г.

25.  Информационный вестник Министерства социального развития Саратовской области №1, 2008

26. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.

27. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. – М.: ИНФРА – М, 2006.

28. Кахуто С.В. Организация и содержание работы по оказанию услуг в центре социального обслуживания. – Ж: Работник социальной службы №2, 2004г.

29. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы //Под науч. ред. Л.М.Шипицкой и Е.И.Козаковой.-СПД.,2000.

30. Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005.

31. Лиханов А. Дети без родителей: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

32. Лангмайер И. «Психическая депривация в детском возрасте», М., 2002.

33.  Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М., 2005

34. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М.,1989.

35. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2005

36. Муратова С.А.Семейное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2005.

37. Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика. Сборник материалов. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Изд-во "Смысл", 2007.

38. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

39. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.

40. Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.

41. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1999

42. Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.

43. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики. /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2007. - № 11 (167) .

44. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов/Под, ред. Л.И. Смагиной. - Минск, 1999.

45.  Социология: словарь-справочник. – М., 1990

46.  Социальная работа с семьей и детьми в РФ. – М., 2008

47.  Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – Из-во «Академический проект» 2000

48. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. – М., 1994г. Вып.2.

49.  Фирсов М.В. Теория социальной работы. – М., 2006

50. Энциклопедия социальной работы: в 3 томах. – Пер. с анг. М., 2005

51. Холостова Е.И. Теория социальной работы. – М., 2006

52. Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2004

53. Южанинов, К. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – №11.

54. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара, 2006

55. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи. – Мир России, Т. XIII. 2004 №2., С. 66–95


[1] Доклад, представленный фондом «Развитие социальных инноваций» 2006.

[2] Доклад министра внутренних дел на расширенном заседании Коллегии МВД от 01. 06.2006.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177. Действует с изм. и доп., включая от 22 апреля 2005г.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 31. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 21 декабря 2004 г.

[6] Барсукова т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика 2006. № 4. С. 36.

[7] Профилактика безнадзорности несовершеннолетних // Беспризорник. 2006. №2. С. 67.

[8] Бочарова В. Педагогика социальной работы. – М., 2006 Сборник международных договоров СССР Выпуск XLVL

[9] Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1. Ст. 16.

[10] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929. Действует с изм. и доп., включая от 29 декабря 2004 г.

[11] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст.150. Действует с изм. и доп., включая от 21 июля 2005 г.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 52. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 22 августа 2004 г.

[13] законодательства Российской Федерации 1998. № 31. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 21 декабря 2004 г.

 

[14] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.

[15] Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177. Действует с изм. и доп., включая от 22 апреля 2005 г.

[16] Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 26. Ст. 1643.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 9. Ст. 816-817.

[18] Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1755.

[19] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.

[20] Васильева Н. Л. Социальная помощь семье и ребенку. СПб., 2005

[21] Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации.- Семья в России. 2003. № 4. С. 12.

[22] Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» (1991 г.).

[23] Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова , Г.И. Климантова и др.М.: «Просвещение», 2003. С. 112.

[24] Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова , Г.И. Климантова и др.М.: «Просвещение», 2003. С. 114.

 

[25] Доклад «О положении детей в Саратовской области» за 2007 год.

[26] Столин В.В. Семейное консультирование -эмоционально-психологические аспекты. М., 1998.

[27] Анализ деятельности центра ГУ СРЦН «Нежность» за 2008г.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.