Глава 1. Организационные и правовые основы социальной работы с дезодаптированными детьми и подростками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Социальной работы

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ: «Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками (на примере государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Нежность» г. Красноармейска Саратовской области )»

 

 

Студента:6 курса

заочной формы обучения

Бочкарёвой Лилии

 

 

Руководитель: к.и.н., доцент

Стенищева Ольга Борисовна

 

САРАТОВ - 2009



Содержание

Введение

Глава 1. Организационные и правовые основы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

1.1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками

1.2 Система социальных служб для детей и подростков

Глава 2. Анализ деятельности социально-реабилитационного центра с приютом «Нежность» в г. Красноармейске

2.1 Задачи, функции и структура центра «Нежность»

2.2 Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

2.3 Неблагополучные семьи и работа с ними

Глава 3. Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками

3.1 Проблемы подросткового возраста

3.2 Проект «Гражданином быть обязан»

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

Глубокие социальные потрясения, происходящие в российском обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно выше, их количество оценивалось примерно в 2 млн. детей[1].

Актуальность работы обусловлена тем, что по-прежнему высокой остается планка подростковой преступности. К началу 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. С другой стороны, 96 тысяч детей и подростков стали жертвами преступлений, 24 тысячи детей числятся без вести пропавшими. По тем же подсчетам МВД около 2 млн. подростков не посещают школу по разным причинам, не имеют соответствующего возрасту образования и, скорее всего, по уровню знаний не смогут продолжить профессиональное образование после девятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании[2]. В то же время, к числу важнейших негативных новообразований должно быть отнесено распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года, в России насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи в социально опасном положении.

Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несмотря на высокую степень проработки, по-прежнему остается актуальной, прежде всего по причине многогранности и многоаспектности данной проблемы. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, специалисты по социальной работе, валеологи, юристы, криминологи и др.

Социальное становление подростков группы риска в нашей стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Вопросы их жизненного самоопределения, причин отклоняющегося поведения и безнадзорности были изучены и описаны П. П. Блонским, В. Н. Сорока-Росинским, А. С. Макаренко, А.А. Реаном, Б. Н. Алмазовым, С. А. Беличевой, Л. Я. Олиференко и др.

Явление безнадзорности и пути ее преодоления детально исследовано в работах таких ученых как М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Ф.А. Мустаева, Ю.П.Азаров, А.М.Прихожан и др. Проблемы профилактики безнадзорности и других проявлений отклоняющегося поведения подростков, ровно, как и социально-технологический подход отражены в работах В. Г. Бочаровой, С.С. Гиля, В.А. Никитина, Л.В. Бадя, Е.И. Холостовой и др. Профилактика правонарушений и преступности детей группы риска как явление и система представлена в трудах И.П.Башкатова, Н. М. Ветрова, Ю.М. Антонян, А.И. Алексеева и др. Аспекты педагогической профилактики наркомании как варианта правонарушения освещаются в трудах А.Г. Макеевой, О.В. Морозовой, С. В. Березина, И.Б. Орешниковой, Б.М. Левина А. Е. Личко, Ю.П. Гусева и др.

Обозначенные проблемы находятся в центре внимания государства. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[3], Федеральный закон от 10 декабря 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения»[4], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[5], а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждается совокупность правовых норм и процедур в виде федеральных законов и актов, целевых программ, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации на уровне непосредственных отношений: специалист - ребенок.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения личности с обществом – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальная работа приобретает индивидуализированный характер. Находят своё развитие территориальные центры как институты помощи нуждающимся.

 Социальные потребности общества и государства в преодолении безнадзорности и защите прав несовершеннолетних, недостаточная научная обоснованность принятой на уровне законодательной нормы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, необходимость освоения новых технологий социальной работы определили актуальность выбранной темы.

Основной целью исследования является обобщение и анализ опыта работы социальных учреждений Красноармейского района Саратовской области по оказанию помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, выработка практических рекомендаций по ее оптимизации.

Объектом исследования дипломной работы является дети и подростки, оказавшиеся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Предметом исследования является процесс оказания и виды социальной помощи, предоставляемой семье и дезадаптированным подросткам в территориальном социально- реабилитационном центре «Нежность» в г. Красноармейске.

В качестве основных задач исследования выделены следующие:

- проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с дезадаптированными детьми и подростками;

- рассмотреть общие положения, организационную структуру, концепции службы социальной реабилитации детей и подростков в Российской Федерации;

- проанализировать эффективность коррекционно-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации;

- определить пути оптимизации деятельности социально-реабилитационного центра.

При написании дипломной работы автор использовал следующие методы: анализ законодательных актов, научной литературы, сравнительный анализ опыта работы специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, наблюдение, социологический опрос подростков, состоящих на патронажном учёте в ГУ СОСРЦН «Нежность» г. Красноармейска.

 Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней рассмотрены факторы, влияющие на поведения детей, подростков; взаимоотношения детей и родителей; на возникновение конфликтных ситуаций в семье и способы их разрешения, рассмотрены технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

 На основе анализа научной литературы, обобщения и анализа опыта деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Нежность» г. Красноармейска и других по подобных учреждений автор наметил пути оптимизации реабилитационной деятельности детей и подростков, состоящих на социальном обслуживании. Результатом исследовательской работы является проект «Гражданином быть обязан».

Научная значимость по мнению автора заключается в том, что реализация проекта разработанного на основании современных технологий способствует социализации подростков, развитию в современном обществе коммуникативных навыков.

Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы работниками специализированных учреждений, а также других организаций и ведомств при оказании необходимой социальной помощи семьям и детям.

Структура и объем работы. Работа общим объемом 62 страницы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и приложений. Работа снабжена списком использованной литературы, содержащим 54 источника.



Заключение

 

Современная социально-экономическая ситуация порождает негативные процессы во всех слоях общества. Особенно ярко они проявляются в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей и подростков, их семей. Актуальны такие проблемы, как возрастание количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья населения, социальное сиротство, преступность, наркомания, алкоголизм, рост количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Рыночные отношения приводят к тому, что дети и подростки предоставлены сами себе: большинство родителей (по разным оценкам, до 80%) посвящают воспитанию детей менее 1 часа в день. Особенно сильно это проявляется в условиях неполной семьи. На фоне общего снижения ее собственного потенциала отмечается устойчивая тенденция падения уровня социального здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей

В таких семьях, в силу специфики их жизнедеятельности, особенно обострились проблемы социально-педагогического характера. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений искажают условия социализации детей и подростков, являются причиной развития нервно-психических расстройств, фактором риска увеличения случаев асоциального поведения, личностной деформации, вызывают возникновение проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

В последние годы государство принимает усиленные меры, направленные на изменение возникшей ситуации. Интенсивное развитие в России системы социальной работы способствует усилению социально-педагогической поддержки детей и подростков.

Президентом и Правительством Российской Федерации принято более 190 законов и подзаконных актов, в которых получили отражение различные аспекты социально-педагогической деятельности и зашиты детства.

В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения необходимы:

- ускорение создания законодательной базы, определяющей новые подходы к системе профилактики безнадзорности и правонарушении данной группы лиц, организацию деятельности учреждений, ее составляющих, межведомственного взаимодействия, обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи, а также условия предоставления им социальных услуг.

- финансирование в полном объеме и реализации мероприятий целевых федеральных программ.

- разработка перспективного плана действии по ликвидации напряженности в ситуации отклоняющегося поведения в следствии семейного неблагополучия, укрепление межведомственной координации.

- разработка совместных межведомственных нормативных документов, определяющих в рамках существующего законодательства действия региональных и местных органов, учреждений и служб по профилактике и социальной реабилитации лиц девиантного поведения.

- организация выявления лиц с девиантным поведением учреждениями и службами системы профилактики девиации в обществе.

Анализ результатов проведённых исследований в данной работе, еще раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию общества.

Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.

Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Нежность» являются:

- Налаживание межличностного общения в группе;

- Восстановление коммуникативных связей ребёнка;

- Оказание помощи в познании самого себя;

- Раннее выявление истоков и причин социальной дезадаптации детей и семей, нуждающихся в социальной помощи и защите;

- Оказание социально-правовой помощи ребёнку и семье;

- Социальный патронаж.

В процессе социальной реабилитации одна из главных задач, стоящих перед специалистом - преодоление сложившихся девиантных стереотипов поведения. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра

 Применение техники описываемой автором в проекте позволяет сформировать адекватные, общественно поощряемые навыки поведения в реальных жизненных ситуациях. Опыт показывает, что такая система реабилитации является наиболее действенной для контингента социально-дезадаптированных детей.

Специалисты учреждения одной из главных задач считают развитие различных форм работы с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, а также выявление признаков возможного семейного неблагополучия на ранних этапах с целью их коррекции.

Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Семейный Кодекс Российской Федерации.

4. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.// Сборник международных договоров СССР.

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.

6.  Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ.

7. Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ» от 27.07.1996г. №906

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной реабилитации » от 27.11.2000г. №896

9. Федеральная Целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10.  Федеральная Целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172 .

11.  Комплексная программа «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы.

12. Алексеева И., Новосельский И. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005.

13. Арефьев, А.Л. Беспризорные дети России /А.Л.Арефьев //Социологические исследования. – 2003. – №9.

14. Беспалов Ю.В. Семейно-правовое положение ребенка в Рос­сийской Федерации. Владимир: М.,2007

15. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

16. Бреева Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического обследования. //Социус. 2006., № 5.

17. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 2007.

18. Бутырин, Г.Н. Информированность населения о деятельности органов власти. // Личность. Культура. Общество. – М., 2000.

19. Васильев А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе. // Современное право. – М., 2007. -№9 (1). - С. 54-57.

20. Васильев А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России. // Современные проблемы науки и образования. – М., 2006. - №2.

21. Дети социального риска и их воспитание.// Под ред. Л.Д. Шипицыной. СПБ.: Речь,2003.

22. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

23. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.

24. Иванова Н. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей. Ж:Социальная педагогика. – Ж: Социальная педагогика №2, 2008г.

25.  Информационный вестник Министерства социального развития Саратовской области №1, 2008

26. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.

27. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. – М.: ИНФРА – М, 2006.

28. Кахуто С.В. Организация и содержание работы по оказанию услуг в центре социального обслуживания. – Ж: Работник социальной службы №2, 2004г.

29. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы //Под науч. ред. Л.М.Шипицкой и Е.И.Козаковой.-СПД.,2000.

30. Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005.

31. Лиханов А. Дети без родителей: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

32. Лангмайер И. «Психическая депривация в детском возрасте», М., 2002.

33.  Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М., 2005

34. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М.,1989.

35. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2005

36. Муратова С.А.Семейное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2005.

37. Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика. Сборник материалов. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Изд-во "Смысл", 2007.

38. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

39. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.

40. Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.

41. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1999

42. Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.

43. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики. /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2007. - № 11 (167) .

44. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов/Под, ред. Л.И. Смагиной. - Минск, 1999.

45.  Социология: словарь-справочник. – М., 1990

46.  Социальная работа с семьей и детьми в РФ. – М., 2008

47.  Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – Из-во «Академический проект» 2000

48. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. – М., 1994г. Вып.2.

49.  Фирсов М.В. Теория социальной работы. – М., 2006

50. Энциклопедия социальной работы: в 3 томах. – Пер. с анг. М., 2005

51. Холостова Е.И. Теория социальной работы. – М., 2006

52. Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2004

53. Южанинов, К. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – №11.

54. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара, 2006

55. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи. – Мир России, Т. XIII. 2004 №2., С. 66–95


[1] Доклад, представленный фондом «Развитие социальных инноваций» 2006.

[2] Доклад министра внутренних дел на расширенном заседании Коллегии МВД от 01. 06.2006.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177. Действует с изм. и доп., включая от 22 апреля 2005г.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 31. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 21 декабря 2004 г.

[6] Барсукова т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика 2006. № 4. С. 36.

[7] Профилактика безнадзорности несовершеннолетних // Беспризорник. 2006. №2. С. 67.

[8] Бочарова В. Педагогика социальной работы. – М., 2006 Сборник международных договоров СССР Выпуск XLVL

[9] Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 1. Ст. 16.

[10] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929. Действует с изм. и доп., включая от 29 декабря 2004 г.

[11] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст.150. Действует с изм. и доп., включая от 21 июля 2005 г.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 52. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 22 августа 2004 г.

[13] законодательства Российской Федерации 1998. № 31. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 21 декабря 2004 г.

 

[14] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.

[15] Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177. Действует с изм. и доп., включая от 22 апреля 2005 г.

[16] Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 26. Ст. 1643.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 9. Ст. 816-817.

[18] Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1755.

[19] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.

[20] Васильева Н. Л. Социальная помощь семье и ребенку. СПб., 2005

[21] Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации.- Семья в России. 2003. № 4. С. 12.

[22] Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» (1991 г.).

[23] Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова , Г.И. Климантова и др.М.: «Просвещение», 2003. С. 112.

[24] Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова , Г.И. Климантова и др.М.: «Просвещение», 2003. С. 114.

 

[25] Доклад «О положении детей в Саратовской области» за 2007 год.

[26] Столин В.В. Семейное консультирование -эмоционально-психологические аспекты. М., 1998.

[27] Анализ деятельности центра ГУ СРЦН «Нежность» за 2008г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Социальной работы

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ: «Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками (на примере государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Нежность» г. Красноармейска Саратовской области )»

 

 

Студента:6 курса

заочной формы обучения

Бочкарёвой Лилии

 

 

Руководитель: к.и.н., доцент

Стенищева Ольга Борисовна

 

САРАТОВ - 2009



Содержание

Введение

Глава 1. Организационные и правовые основы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

1.1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с неблагополучными детьми и подростками

1.2 Система социальных служб для детей и подростков

Глава 2. Анализ деятельности социально-реабилитационного центра с приютом «Нежность» в г. Красноармейске

2.1 Задачи, функции и структура центра «Нежность»

2.2 Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

2.3 Неблагополучные семьи и работа с ними

Глава 3. Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками

3.1 Проблемы подросткового возраста

3.2 Проект «Гражданином быть обязан»

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

Глубокие социальные потрясения, происходящие в российском обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно выше, их количество оценивалось примерно в 2 млн. детей[1].

Актуальность работы обусловлена тем, что по-прежнему высокой остается планка подростковой преступности. К началу 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. С другой стороны, 96 тысяч детей и подростков стали жертвами преступлений, 24 тысячи детей числятся без вести пропавшими. По тем же подсчетам МВД около 2 млн. подростков не посещают школу по разным причинам, не имеют соответствующего возрасту образования и, скорее всего, по уровню знаний не смогут продолжить профессиональное образование после девятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании[2]. В то же время, к числу важнейших негативных новообразований должно быть отнесено распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года, в России насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи в социально опасном положении.

Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несмотря на высокую степень проработки, по-прежнему остается актуальной, прежде всего по причине многогранности и многоаспектности данной проблемы. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, специалисты по социальной работе, валеологи, юристы, криминологи и др.

Социальное становление подростков группы риска в нашей стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Вопросы их жизненного самоопределения, причин отклоняющегося поведения и безнадзорности были изучены и описаны П. П. Блонским, В. Н. Сорока-Росинским, А. С. Макаренко, А.А. Реаном, Б. Н. Алмазовым, С. А. Беличевой, Л. Я. Олиференко и др.

Явление безнадзорности и пути ее преодоления детально исследовано в работах таких ученых как М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Ф.А. Мустаева, Ю.П.Азаров, А.М.Прихожан и др. Проблемы профилактики безнадзорности и других проявлений отклоняющегося поведения подростков, ровно, как и социально-технологический подход отражены в работах В. Г. Бочаровой, С.С. Гиля, В.А. Никитина, Л.В. Бадя, Е.И. Холостовой и др. Профилактика правонарушений и преступности детей группы риска как явление и система представлена в трудах И.П.Башкатова, Н. М. Ветрова, Ю.М. Антонян, А.И. Алексеева и др. Аспекты педагогической профилактики наркомании как варианта правонарушения освещаются в трудах А.Г. Макеевой, О.В. Морозовой, С. В. Березина, И.Б. Орешниковой, Б.М. Левина А. Е. Личко, Ю.П. Гусева и др.

Обозначенные проблемы находятся в центре внимания государства. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[3], Федеральный закон от 10 декабря 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения»[4], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[5], а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждается совокупность правовых норм и процедур в виде федеральных законов и актов, целевых программ, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации на уровне непосредственных отношений: специалист - ребенок.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения личности с обществом – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальная работа приобретает индивидуализированный характер. Находят своё развитие территориальные центры как институты помощи нуждающимся.

 Социальные потребности общества и государства в преодолении безнадзорности и защите прав несовершеннолетних, недостаточная научная обоснованность принятой на уровне законодательной нормы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, необходимость освоения новых технологий социальной работы определили актуальность выбранной темы.

Основной целью исследования является обобщение и анализ опыта работы социальных учреждений Красноармейского района Саратовской области по оказанию помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, выработка практических рекомендаций по ее оптимизации.

Объектом исследования дипломной работы является дети и подростки, оказавшиеся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Предметом исследования является процесс оказания и виды социальной помощи, предоставляемой семье и дезадаптированным подросткам в территориальном социально- реабилитационном центре «Нежность» в г. Красноармейске.

В качестве основных задач исследования выделены следующие:

- проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную работу с дезадаптированными детьми и подростками;

- рассмотреть общие положения, организационную структуру, концепции службы социальной реабилитации детей и подростков в Российской Федерации;

- проанализировать эффективность коррекционно-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации;

- определить пути оптимизации деятельности социально-реабилитационного центра.

При написании дипломной работы автор использовал следующие методы: анализ законодательных актов, научной литературы, сравнительный анализ опыта работы специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, наблюдение, социологический опрос подростков, состоящих на патронажном учёте в ГУ СОСРЦН «Нежность» г. Красноармейска.

 Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней рассмотрены факторы, влияющие на поведения детей, подростков; взаимоотношения детей и родителей; на возникновение конфликтных ситуаций в семье и способы их разрешения, рассмотрены технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

 На основе анализа научной литературы, обобщения и анализа опыта деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Нежность» г. Красноармейска и других по подобных учреждений автор наметил пути оптимизации реабилитационной деятельности детей и подростков, состоящих на социальном обслуживании. Результатом исследовательской работы является проект «Гражданином быть обязан».

Научная значимость по мнению автора заключается в том, что реализация проекта разработанного на основании современных технологий способствует социализации подростков, развитию в современном обществе коммуникативных навыков.

Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы работниками специализированных учреждений, а также других организаций и ведомств при оказании необходимой социальной помощи семьям и детям.

Структура и объем работы. Работа общим объемом 62 страницы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и приложений. Работа снабжена списком использованной литературы, содержащим 54 источника.



Глава 1. Организационные и правовые основы социальной работы с дезодаптированными детьми и подростками

Дата: 2019-05-28, просмотров: 348.