Методики и программа исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

25 октября 2007 г. был принят Закон Калужской области «О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 гг.», что позволило с отсрочкой в 10 месяцев от первоначальных рамок программы перейти к осуществлению ее второго этапа – непосредственному переселению соотечественников. К началу 2008 года в область переехали 10 семей соотечественников. Данные обстоятельства дают нам возможность осуществить одно из важнейших в ряду заявленных возможных вариантов проведения практического исследования направлений – оценку позиции переселенцев, которая, безусловно, должна быть дополнена анализом материалов УФМС по Калужской области.

Таким образом, мы выделяем два основных метода исследования, применяемых в данной работы:

- анализ документов УФМС;

- опрос участников Госпрограммы.

В качестве материалов для проведения метода анализа документов выступают утвержденные Приказом ФМС России от 02.08.07 г. № 163 типовые анкеты, заполняемые каждым потенциальным участником Госпрограммы в стране исхода и направляемые в территориальные органы УФМС, а также внутренние документы Отдела по делам соотечественников, работе с беженцами и вынужденными переселенцами УФМС России по Калужской области (Журнал регистрации соотечественников, отчеты о ходе реализации программы и др.).

Дополнить официальные сведения об участниках Госпрограммы поможет проведение собственного анкетирования, нацеленного на получение не только фактических, но и аналитических данных.

Объектом исследования и в первом, и во втором случаях выступают соотечественники, принявшие участие в программе добровольного переселения и избравшие территорией вселения Калужскую область, предметом - их социально-демографические характеристики, а также мнения, оценки, позиции в отношении тех или иных аспектов реализации программы. Общее число переселенцев составляет генеральную (концептуальную – по характеристике Батыгина Г. С.) совокупность.

При анализе документов рассматривается вся совокупность анкет прибывших соотечественников с момента факта регистрации первого переселенца - 31.10.2007 г. и до 29.02.2008 г. – времени завершения исследования, обусловленного характером учебного процесса.

Начало преддипломной практики дало возможность организационно и содержательно подготовить анкетирование, поэтому непосредственное его проведение было начато 21 января 2008 года и закончено 29 февраля/ 12 марта 2008 г. – с раздачей/ получением последней анкеты. Все прибывшие за этот период соотечественники составляют так называемую проектируемую, т. е. доступную для исследования, совокупность.

В обозначенный период времени были привлечены к участию в анкетировании 36 из 55 совершеннолетних участников программы (установление возрастных рамок для респондентов связано с характером вопросов) и прибывшие с ними члены их семей – они и составляют реальную выборочную совокупность, обусловленную не особенностями самих респондентов, а внешними условиями (100% вовлечение соотечественников в процесс анкетирования оказалось невозможным по ряду причин организационного и этического соображения).

Данное исследование имеет разведывательный характер и ставит целью получение оперативной информации об эффективности проводимых мероприятий и оценку действий и перспектив самими участниками.

В пп. 2.3, 3.1-3.2 настоящей работы были отражены такие проблемные моменты реализации программы, как:

- нечеткая формулировка термина «соотечественники»;

- нереальность выполнения масштабов программы;

- неоднозначное влияние программы на демографическую ситуацию в регионах и ситуацию на рынках труда;

- сложность привлечения высококвалифицированных кадров;

- неэффективность сельского расселения;

- возможность превращения области в «перевалочную зону» на пути к столичному региону;

- возможность возникновения кризисных ситуаций, связанных с временным и постоянным жилищным обустройством соотечественников;

- трудности социальной адаптации;

- недостаточный уровень информационного обеспечения;

- отрицательные последствия отсрочки реализации программы и неотрегулированный характер регистрации соотечественников.

Все эти положения могут быть приняты в качестве гипотез, проверку которых призваны осуществить проводимые варианты практической работы.

Сведения о возрастном, национальном, образовательном и профессиональном составе, знании языка и другие дополнительные данные дают типовые анкеты для участия в Госпрограмме.

Проводимое же нами анкетирование позволит:

- выявить значимость данной программы для конкретной группы мигрантов;

- оценить качество информационного обеспечения потенциальных переселенцев и влияние на их позицию трудностей реализации;

- установить наиболее существенные трудности обустройства;

- установить уровень привлекательности Калужской области как региона-участника государственной программы;

- учесть предложения по совершенствованию программы непосредственных ее участников.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.